«Я выбираю жизнь»
(программа профилактики суицидального поведения подростков)
Направленность программы
Программа «Я выбираю жизнь» - профилактическая психолого-педагогическая .
Новизна данной программы заключается в том, что программа дает возможность не только изучить различные теоретические аспекты формирования жизнестойкости подростков, но и познакомиться с игротехниками, принять участие в игропрактикумах, тренингах, в проведении диагностических мероприятий, направленных на профилактику у них суицидального поведения.
Цель программы:
формирование навыков жизнестойкости у подростков.
Задачи: создать условия для:
- профилактики суицидального поведения среди молодежи;
- ознакомления подростков с причинами возникновения стресса и способами его конструктивного преодоления;
- формирования у подростков адекватной самооценки, установки вовлеченности, контроля и принятия риска;
- развития волевых качеств, социальной компетентности и коммуникативных способностей подростков.
Ожидаемые результаты:
- Подросток умеет грамотно и объективно оценивать и позиционировать себя в определённом социуме.
- Подросток ознакомлен с причинами возникновения стресса и способами его конструктивного преодоления;
- У подростка сформирована адекватная самооценка, установки вовлеченности, контроля и принятия риска;
- Подросток стремится к развитию волевых качеств, социальной компетентности и коммуникативных способностей подростков.
Особенность данной программы в том, что она индивидуальна. Она адресована каждому ребёнку лично или первичному коллективу персонально,
Психолого-педагогические особенности подросткового возраста:
- Этот период характеризуется становлением избирательности, целенаправленности восприятия, устойчивого произвольного внимания и логической памяти.
- Общение со сверстниками приобретает в подростковый период чрезвычайную значимость.
- Подростковая «реакция группирования»
Первый этап реализации программы «Я выбираю жизнь» - диагностический
Результаты опросника «Выход из трудных жизненных ситуаций»
(вариант Г.С. Никифорова).
По первой группе учащихся делают вывод о том, что данные учащиеся легко примиряются с неприятностями, правильно оценивая случившееся и сохраняя душевное равновесие –
16 человек – 80%
Вторая группа - не всегда данные люди с достоинством выдерживают удары судьбы. Часто они срываются, проклинают ее, т.е. расстраиваются при возникновении проблем и расстраивают других – 4 человека – 20 %
Третья группа дает основание сделать вывод о том, что люди не могут нормально переживать неприятности и обычно реагируют на них психологически неадекватно – таких ребят не оказалось .
Второй этап реализации программы - практический, который включает в себя проведение 6 коррекционно-развивающих занятий
Занятие 1.
«Мир моих чувств»
ЧУВСТВА И ЭМОЦИИ
Романов Роман Геннадьевич
Если стало почему-то Очень грустно вдруг кому-то, И не знаешь как же быть, Чтоб его развеселить, Ты возьми стакан смешинок, Громкий хохот из корзинок, Рассыпного смеха ложку И хихиканья немножко. Их веселкой размешай, В тонкий юмор раскатай, Обваляй все в прибаутках, Запекай в горячих шутках. Кто попробует кусочек – Непременно захохочет!
Решетников Федор Павлович
Занятие 2.
«Основные жизненные ценности»
Пик счастья
Занятие 3.
«Стресс. Как его преодолеть»
Стресс. Как его преодолеть?
-Это состояние эмоционального и физического напряжения, которое возникает в определённых ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.
СПОСОБЫ СНЯТИЯ СТРЕССА
Занятие 4.
«Разбуди в себе лидера»
«Лидер - это…..»
ЛИДЕР - это ведущий человек, способный повести за собой, пробудить интерес к делу.
Если ты - уверенный человек, то ты …
Занятие 5.
«Личные стратегии успеха в трудных жизненных ситуациях»
Занятие 6.
«В защиту жизни»
Заключительный 3 этап - обобщающий, включал в себя проведение итоговой диагностики: Тест жизнестойкости Мадди в адаптации Леонтьева.
Жизнестойкость – характеристика личности, которая помогает человеку успешно противостоять стрессовым ситуациям это установка, придающая жизни ценность и смысл в любых обстоятельствах.
Жизнестойкость включает в себя 3 компонента:
- установка вовлеченности,
- установка контроля,
- установка принятие риска.
Вовлеченность - определяется как «убежденность в том, что вовлеченность в происходящее дает максимальный шанс найти нечто стоящее и интересное для личности.
Контроль - представляет собой убежденность в том, что борьба позволяет повлиять на результат происходящего, пусть даже это влияние не абсолютно и успех не гарантирован.
Принятие риска - убежденность человека в том, что все то, что с ним случается, способствует его развитию за счет знаний, извлекаемых из опыта, - неважно, позитивного или негативного .
7 «А» класс