СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация педагогического проекта "расходы человека и семьи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Легенда педагогического кейса: Вашей проектной группе необходимо разработать комплекс образовательных активностей по финансовой грамотности для СОШ, находящейся в малом городе N  по тематике «Расходы человека и семьи» для учащихся 4 класса, в котором учатся 25 детей. Особенностями класса является то, что дети пассивные, зависимы от гаджетов, малоподвижны; часто менялись учителя и классные руководители, дети из семей с разным уровнем доходов родителей и разным социальным статусом (в том числе образовательным и профессиональным). 

Просмотр содержимого документа
«Презентация педагогического проекта "расходы человека и семьи"»

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО»

ПРОГРАММА ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СООТВЕТСТВИИ

С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС НОО»

Расходы человека и семьи Слушатели: - Буйнова Светлана Аркадьевна - Дражникова Галина Николаевна - Кабанова Татьяна Сергеевна - Лиходаева Елена Юрьевна - Нитеева Виктория Ивановна

Расходы человека и семьи

Слушатели:

- Буйнова Светлана Аркадьевна

- Дражникова Галина Николаевна

- Кабанова Татьяна Сергеевна

- Лиходаева Елена Юрьевна

- Нитеева Виктория Ивановна

1. АНАЛИЗ УСЛОВИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КЕЙСА

Характеристики

Возможности

Школа в малом городе N

Тема «Расходы человека и семьи»

Ограничения и риски

Доход семьи складывается из зарплаты. Траты в основном только необходимые, поскольку в малом городе меньше соблазнов для незапланированных трат в силу отсутствия кафе, развлекательных центров и пр.

Дети знают, что такое доходы и расходы отдельного человека и семьи в целом; бережное отношение к деньгам находится в стадии формирования

4 класс

Небольшие доходы семьи в связи с низкой зарплатой и отсутствием рабочих мест. Многим семьям приходится выплачивать кредиты.

Дети ориентированы на желательные для них траты в первую очередь. Из-за финансовой невозможности приобрести желаемое могут возникать конфликтные ситуации с родителями.

Умеют считать, имеют навыки осознанного чтения; многие дети имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах; понимают стоимость школьного имущества и ответственность за его порчу.

25 учащихся

Использовать активные формы обучения: работа в группах, ролевые игры, работа малыми группами (до 5 человек). Возможность использовать разноуровневые задания, метод соревнования в командах.

Не все дети понимают цену деньгам и умеют грамотно пользоваться денежными средствами, могут просить деньги в долг у товарищей, не имея возможности вернуть их.

Дети пассивные, зависимы от гаджетов

Сложности в организации совместной деятельности, активных форм групповой работы (от 5 человек) - (задания, обсуждение)

Возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн и браузерные, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации и пр., мобильные и ПК приложения. Следует включать больше практических занятий по планированию расходов.

Часто меняются учителя и классные руководители. Дети из семей с разным уровнем доходов и социальным статусом

В 5 классе адаптация к смене учителей пройдёт значительно легче, поскольку дети к этому так или иначе уже готовы. Возможность научиться анализировать изменения структуры расходов семьи в зависимости от размера доходов.

Множество таких вспомогательных образовательных ресурсов создает сложность для педагога в вопросе подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Нужно создание специальных технических условий в образовательном учреждении.

У уч-ся могут возникнуть негативные эмоции по поводу частой смены учителей, им трудно перестраиваться. Не выстроена единая линия требований к уч-ся, разные способы преподавания. Дети из семей с более высоким доходом и социальным статусом ставят себя выше по отношению к другим детям и могут обижать и унижать их за то, что те не имеют дорогих игрушек, гаджетов, одежды и пр.

2. КОРРЕЛЯЦИЯ С РАМКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ Предметная область Предметная область 2. Планирование и управление личными финансами. Раздел(ы) Расходы человека и семьи. Финансовое планирование

2. КОРРЕЛЯЦИЯ С РАМКОЙ КОМПЕТЕНЦИЙ

Предметная область

Предметная область 2. Планирование и управление личными финансами.

Раздел(ы)

Расходы человека и семьи. Финансовое планирование

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ финансовое планирование, доходы, расходы, семейный бюджет . Понятия прежде чем тратить деньги, необходимо распределить финансы по необходимым тратам. Установки управлять и планировать свои финансовые возможности, рассчитывать затраты; выбирать наиболее важные и необходимые покупки . Умения 4

3. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ

финансовое планирование, доходы, расходы, семейный бюджет .

Понятия

прежде чем тратить деньги, необходимо распределить финансы по необходимым тратам.

Установки

управлять и планировать свои финансовые возможности, рассчитывать затраты; выбирать наиболее важные и необходимые покупки .

Умения

4

4. КОРРЕЛЯЦИЯ С МАТРИЦЕЙ СОДЕРЖАНИЯ

Внеурочная деятельность

Обязательное включение по ФГОС (окружающий мир)

Чтобы составить бюджет, надо

Дополнительное включение

Зачем управлять деньгами? Бюджет – это …Такие разные расходы. Доходы или расходы: что больше? Как составить личный бюджет? Зачем копить деньги? Можно ли экономить деньги, расходуя их? Когда надо отказаться от необязательных расходов? Как управлять своими желаниями? Проект «Готовим сборник привычек экономии на каждый день».

Чему учит экономика

Государственный бюджет. Семейный бюджет. Доходы и расходы человека и семьи. Финансовое планирование. Личные сбережения.

(литературное чтение)

Литературные сказки

Бывают ли бесполезные покупки? Как купить то, что нужно? Что купить Золушке для школы? Сколько стоит праздник? Проект «Готовим смету проведения дня рождения». Когда расходы делают нас богаче? Секреты разумных расходов.

1. Бажов П.П. «Серебряное копытце» (ФГ: «Какие бывают самоцветы?» Осознание факта: труд-основа жизни. Знать, что «САМОЦВЕТЫ» - это драгоценные и полудрагоценные камни. Урал – Родина малахита, орлеца, мрамора, яшмы и других камней.)

2. Аксаков С.Т. «Аленький цветочек» (ФГ: «Какой подарок оказался бесценным?» Знать оценку подарков для дочерей с точки зрения экономики:

  • Золотой венец из каменьев самоцветных.
  • Тувалет из хрусталю восточного.
  • Аленький цветочек.

Осознание факта, что аленький цветочек оказался самым дешёвым с точки зрения ФГ, но самым бесценным подарком. Уметь анализировать произведение с точки зрения финансовой грамотности. Что труднее бывает достать: дорогой подарок или безделицу.)

3.Русские народные пословицы и поговорки .

5

5. ЗАДАНИЯ / ЗАДАЧИ НА ОТРАБОТКУ СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ФГ

Внеурочная деятельность

1.Практическая работа.

Проанализируйте два варианта семейного бюджета и сформулируйте, когда появляются сбережения и долги. (Проведите необходимые вычисления, сравнив количество доходов и расходов) .

Семейный бюджет №1

Обязательное включение по ФГОС окружающий мир

Семья: мама, папа, сын школьник, бабушка

  • Игра – диалог в парах «Распредели расходы семьи». Обоснуй свой выбор.

Заработная плата папы – 20 000 руб.

Дополнительное включение

Запланированные расходы

расходы

Заработная плата мамы – 17 000руб.

Незапланированные расходы

(литературное чтение)

1.Активный сторителлинг

Коммунальные услуги – 6 000 руб.

Пенсия бабушки -15 000 рублей.

(история о главной героине сказки составляется учащимися)

итого

Проезд в транспорте – 2 000 руб.

Семейный бюджет №2.

Питание -15 000 руб.

Доходы (семья: мама, папа, сын школьник, дочь студентка)

Лекарства -2 000 руб.

1.Бабушка заболела и ей нужны лекарства.

Питание сына в школе - 1200 руб.

2.Сын потерял проездной.

2.Составление инфографики .

Заработная плата папы – 20 000 руб.

Расходы

3.Покупка продуктов.

Оплата кружков, секций- 1700 руб.

Какие подарки попросили дочери у купца?

4.Оплата коммунальных услуг.

Заработная плата мамы – 15 000руб.

Покупка товаров для дома( быт. химия...) - 1000 руб.

Какой из подарков требовал меньше финансовых расходов, но в итоге оказался самым драгоценным?

Обувь, одежда - 5000 рублей

Стипендия дочери - 5 000 рублей.

Коммунальные услуги - 6000 руб.

5.У папы порвались брюки.

6.Покупка корма для кошки.

Проезд в транспорте - 2500 руб.

итого

Пословицы

7.Оплата проезда в транспорте.

Питание -15 000 руб.

Лекарства -2 000 руб.

Советы покупателям

Скупой платит дважды

8.Ребёнок разрисовал школьный учебник, и пришлось купить новый.

Покупать, так по сторонам не зевать: твои

Перед тем как купить товар, внимательно изучи его.

Питание сына в школе - 1200 руб.

деньги – твои и глаза.

Оплата кружков, секций - 1700 руб.

На все покупки нужны

Без счёту и денег нету.

деньги.

Очень дешёвый то

За ничто ничего не

Покупка товаров для дома - 2000 руб.

вар может быть некачественным и быстро придёт в негодность.

купишь.

Не трать деньги понапрасну, иначе их может не хватить на самые

3. Работа с пословицами.

Как разумно делать покупки

необходимые вещи.

Найди пару .

Соедините стрелочками пословицы и советы покупателям с похожим смыслом.

Тувалет из хрусталю

Венец из каменьев самоцветных

Цветочек аленький

подарки

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И РЕСУРСЫ Внеурочная деятельность Обязательное включение по ФГОС окружающий мир Технологии: 1. Игровые (моделирование жизненных ситуаций, умение находить пути решения проблемы через игровую деятельность) Дополнительное включение Методы: 1. Решение учебных задач (литературное чтение) 2. Технология проблемного обучения Методы: 2.Творческая мастерская 1. Решение учебных задач 3. Технология «Развитие критического мышления» 3.Кейс-метод Методы: 2. Сторителлинг 1. Наглядный 3.Беседа 4.Имитационное моделирование 5.Учебная игра 2. Словесный     3. Практический Приемы: Приемы: 1.Инфографика Приемы: 2.Групповая работа 1 .Дискуссия 1. Решение ситуационных задач. 2.Работа с карточками и заданиями. 2. Анализ практических ситуаций. 3.Анализ практической ситуации.

6. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ, МЕТОДЫ И РЕСУРСЫ

Внеурочная деятельность

Обязательное включение по ФГОС окружающий мир

Технологии:

1. Игровые (моделирование жизненных ситуаций, умение находить пути решения проблемы через игровую деятельность)

Дополнительное включение

Методы:

1. Решение учебных задач

(литературное чтение)

2. Технология проблемного обучения

Методы:

2.Творческая мастерская

1. Решение учебных задач

3. Технология «Развитие критического мышления»

3.Кейс-метод

Методы:

2. Сторителлинг

1. Наглядный

3.Беседа

4.Имитационное моделирование

5.Учебная игра

2. Словесный

 

 

3. Практический

Приемы:

Приемы:

1.Инфографика

Приемы:

2.Групповая работа

1 .Дискуссия

1. Решение ситуационных задач.

2.Работа с карточками и заданиями.

2. Анализ практических ситуаций.

3.Анализ практической ситуации.

7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ Внеурочная деятельность Обязательное включение по ФГОС окружающий мир Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова «Секреты финансовой грамоты» (пособие для учащихся) Дополнительное включение УМК «Введение в финансовую грамотность», рабочая тетрадь 4 для нач. школы, стр.3 (литературное чтение)  тема: Зачем семье вести бюджет. УМК  по финансовой грамотности, 4 класс 1. УМК «Введение в финансовую грамотность», рабочая тетрадь 2 для нач. школы, стр.3,5. Анимированная презентация для учащихся 2-4 классов «Что такое бюджет и как его составлять». Занятие №13

7. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Внеурочная деятельность

Обязательное включение по ФГОС окружающий мир

Н.Г. Калашникова, Е.М. Белорукова «Секреты финансовой грамоты» (пособие для учащихся)

Дополнительное включение

УМК «Введение в финансовую грамотность», рабочая тетрадь 4 для нач. школы, стр.3

(литературное чтение)

тема: Зачем семье вести бюджет.

УМК  по финансовой грамотности, 4 класс

1. УМК «Введение в финансовую грамотность», рабочая тетрадь 2 для нач. школы, стр.3,5.

Анимированная презентация для учащихся 2-4 классов «Что такое бюджет и как его составлять». Занятие №13 "Как планировать семейный бюджет".

 

(Доходы и расходы)

2. Мультсериал «Три кота – поход в магазин», серия 10

 

«Интерактивный развлекательно-просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок», 12 серия «Сбережения»

 

8. ПЛАН УРОКА (внеурочная деятельность)

Раздел: Чтобы составить бюджет, надо Тема занятия: Как умно управлять своими деньгами

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

1. Организует актуализацию имеющихся знаний по данной теме.

Принимают участие в беседе, используя свои знания и опыт.

Детям предлагается вспомнить, что такое семейный бюджет.

 

- Что такое доходы и расходы?

Учащиеся анализируют доходы и расходы в семейном бюджете и приходят к выводу: если доходы превышают расходы, то появляются сбережения, если наоборот- то образуются долги.

- Что такое планируемы и непредвиденные расходы?

Учащимся предлагается проанализировать семейный бюджет двух семей и ответить на вопрос: Как появляются долги и сбережения?

Давайте подумаем, когда в семье образуются сбережения, а долги?

Организация практической работы.

Учащиеся распределяют записанные ситуации на группы: экономия и бессмысленные траты.

2. Учитель организует практическую работу в группах или паре.

Учащимся предлагаются различные ситуации (записаны на листочках), проанализировав, которые учащиеся смогут ответить, к чему приведёт данная ситуация: к трате денежных средств или экономии?

Анализируя жизненные ситуации, учащиеся приобретают личный опыт в правильном поведении с денежными средствами, ведущими к их экономии.

Пойти в кино с друзьями за компанию, хотя фильм неинтересный

Ходить пешком на недалекие расстояния( 1- 2 остановки)

Взять три дня на размышление, так ли нужна понравившаяся вещь

Покупать понравившуюся вещи сразу, не раздумывая.

Хранить деньги на виду, там где их легко взять

Хранить деньги в копилке, а ещё лучше в банке

9. ПЛАН УРОКА (окружающий мир)

Раздел: Чему учит экономика. Тема урока: Семейный бюджет. Расходы человека и семьи.

Раздел: Чему учит экономика. Тема урока: Семейный бюджет. Расходы человека и семьи.

Деятельность учителя

Деятельность учителя

Кейс-технология «Семейный бюджет в Простоквашино»

Кейс-технология «Семейный бюджет в Простоквашино»

Деятельность учеников

Организует работу над определением темы урока. Предлагает рассмотреть иллюстрацию, послушать рассказ и предположить, о чём пойдет речь на уроке.

Игра – диалог в парах «Распредели расходы семьи». Обоснуй свой выбор.

Игра – диалог в парах «Распредели расходы семьи». Обоснуй свой выбор.

Деятельность учеников

Организует работу над определением темы урока. Предлагает рассмотреть иллюстрацию, послушать рассказ и предположить, о чём пойдет речь на уроке.

Организует работу в парах по заполнению таблицы, предварительно уточнив, в чём отличие запланированных расходов от незапланированных.

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Организует работу в парах по заполнению таблицы, предварительно уточнив, в чём отличие запланированных расходов от незапланированных.

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Подводит к повторению основных понятий урока: семейный бюджет, доходы, расходы. Предлагает сформулировать их своими словами.

Запланированные расходы

Запланированные расходы

Подводит к повторению основных понятий урока: семейный бюджет, доходы, расходы. Предлагает сформулировать их своими словами.

Покупка продуктов.

Незапланированные расходы

Незапланированные расходы

Покупка продуктов.

Задаёт вопросы для дискуссии:

Задаёт вопросы для дискуссии:

Бабушка заболела и ей нужны лекарства.

Бабушка заболела и ей нужны лекарства.

Оплата коммунальных услуг.

Учащиеся слушают рассказ, высказывают свои предположения по поводу темы урока.

1.Правильно ли ведётся хозяйство в этой семье?

Оплата коммунальных услуг.

1.Правильно ли ведётся хозяйство в этой семье?

Учащиеся слушают рассказ, высказывают свои предположения по поводу темы урока.

 

Учатся самостоятельному высказыванию и аргументированию своей точки зрения с опорой на собственный личный опыт и имеющиеся знания.

Советуются в парах, заполняют таблицу.

1.В чём члены семьи упрекали друг друга?

1.В чём члены семьи упрекали друг друга?

Сын потерял проездной.

Покупка корма для кошки.

 

Покупка корма для кошки.

Сын потерял проездной.

Советуются в парах, заполняют таблицу.

Учатся самостоятельному высказыванию и аргументированию своей точки зрения с опорой на собственный личный опыт и имеющиеся знания.

Формулируют вывод о возможности возникновения незапланированных расходов и о том, в каких ситуациях их можно было бы избежать.

Формулируют вывод о возможности возникновения незапланированных расходов и о том, в каких ситуациях их можно было бы избежать.

Слушать собеседника и вести диалог.

У папы порвались брюки.

У папы порвались брюки.

Слушать собеседника и вести диалог.

2.Какие ошибки при ведении семейного бюджета есть у наших героев?

Оплата проезда в транспорте

2.Какие ошибки при ведении семейного бюджета есть у наших героев?

Оплата проезда в транспорте

Анализировать запланированные и незапланированные расходы семьи и человека, приводить примеры таких расходов в своей семье.

Анализировать запланированные и незапланированные расходы семьи и человека, приводить примеры таких расходов в своей семье.

Ребёнок разрисовал школьный учебник, и пришлось купить новый.

Ребёнок разрисовал школьный учебник, и пришлось купить новый.

Научились правильному использованию экономических терминов: семейный бюджет, доходы, расходы.

3.Какие можно дать советы героям рассказа по планированию расходов?

С помощью учителя называют основные понятия урока, формулируют их определения своими словами.

С помощью учителя называют основные понятия урока, формулируют их определения своими словами.

3.Какие можно дать советы героям рассказа по планированию расходов?

Научились правильному использованию экономических терминов: семейный бюджет, доходы, расходы.

 

 

 

 

Отвечают на поставленные вопросы, используя имеющийся опыт и знания.

Отвечают на поставленные вопросы, используя имеющийся опыт и знания.

10. ПЛАН УРОКА (литературное чтение)

Раздел: Литературные сказки. Тема урока: Аксаков С.Т. «Аленький цветочек».

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Составление инфографики.

Задаёт вопросы по содержанию сказки:

Отвечают на вопросы. Участвуют в создании инфографики. Обосновывают свой ответ.

Образовательный эффект (чему научились, что узнали, поняли)

Работа с пословицами. Найди пару .

Читают пословицы, объясняют их смысл, соединяют совет и пословицу в таблице.

Предлагает соединить стрелочками пословицы и советы покупателям с похожим смыслом.

Понимание финансового положения семьи. Осознание ценности человеческих качеств (доброта, честность, порядочность) могут быть дороже самых драгоценных подарков.

-Какие подарки попросили дочери у купца?

 

-Какой из подарков требовал меньше финансовых расходов, но в итоге оказался самым драгоценным?

Учатся делать покупки разумно. Используют личный опыт и имеющиеся знания с целью поиска ответов о разумных семейных расходах. Развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, дающих возможность выражать свое отношение к финансам с помощью художественного слова.

 

 

Обоснуйте свой ответ.

 

Используют различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска и извлечения познавательной информации, ответов на вопросы о семейном бюджете. Создают собственные устные или письменные высказывания по теме.

 

 

Предлагает выбрать поговорку. Аргументировать свой выбор.

- Какая поговорка содержит хороший совет

Выбирают подходящую поговорку. Объясняют свой выбор.

 

людям, которые хотят тратить деньги

только на необходимые для семьи вещи?

1. КАШУ МАСЛОМ НЕ ИСПОРТИШЬ.

 

 

2.БЕРЕГИ ПОЛЕНО – В ПЕЧКУ ГОДИТСЯ.

 

3.ДЕНЬГИ ЛЮБЯТ СЧЁТ, А ХЛЕБ-МЕРУ.

Тувалет из хрусталю

Венец из каменьев самоцветных

Цветочек аленький

подарки


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!