Милагина Марина Васильевна
МОУ «Шестаковская ООШ»
Волоколамского района
Московской области
Ремесленные мастерские в средневековом городе
Какой по размеру была ремесленная мастерская? Сколько здесь работало человек? Сколько изделий здесь производилось?
Ремесленное мастерская – это мелкое производство,
Какими орудиями труда пользуются ремесленники? Это ручной или машинный труд?
Ремесленное мастерская – это мелкое производство, основанное на ручном труде.
В ней работали:
1. Мастер – хозяин мастерской, орудий труда, изделий, выполняет главную работу.
На рисунке четыре человека. Кто из них хозяин мастерской? Почему вы так решили?
2. Подмастерье – подчинённый мастеру человек, выполняет подсобную работу за низкую плату.
У мастера есть помощник. Где он на рисунке?
Мог ли подмастерье стать мастером?
- Сдать экзамен: на собственные средства изготовить шедевр.
- Устроить пир для мастеров.
- Уплатить взнос и создать собственную мастерскую.
«Вечные подмастерья» - это подмастерья, которые так и не стали мастерами.
3. Ученики – учатся ремеслу, работают на мастера бесплатно.
На рисунке два мальчика. Кто они? Что они здесь делают?
Договор о найме ученика
Я, Иоганн Тойнбург, объявляю всем, что отдаю золотых дел мастеру Айльфу Бруверу моего сына Тёниса для изучения ремесла в Кельне. Тёнис обязан верою служить 8 лет без перерыва. Мастер Айльф обязан кормить моего сына все 8 лет.
Если случится, что я, вышеназванный Тёнис, убегу от моего мастера и стану заниматься ремеслом до истечения 8 лет, то я обязан уплатить мастеру штраф.
Что изготовляют в этой мастерской? Кто этот человек в доспехах?
Ремесленники трудились на заказ или на продажу.
Ремесленники одной специальности объединялись в союзы – цехи.
Цех металлистов
Цех сапожников
Цех гончаров
Старшины ювелиров
Старшины суконщиков
Цех строителей
Старшина цеха
Старшина – глава цеха: следил за соблюдением устава и наказывал нарушителей.
Устав - правила, обязательные для всех членов цеха.
- Делать вещи по единому образцу.
- Иметь не более определенного количества станков, подмастерьев и учеников.
- Не переманивать друг у друга покупателей и подмастерьев.
- Не работать в праздники и «при свечах».
- Цех определял цену изделию и зарплату подмастерьев., закупал сырье и распределял его между мастерами.
Каждый цех имел свой герб и знамя.
Каким цехам принадлежат эти гербы?
Большие цехи имели свою церковь и кладбище.
Общая касса цеха давала возможность помогать больным, сиротам и нуждающимся мастерам.
Цехи устраивали праздники, свадьбы, крестили детей, хоронили умерших, защищали город, тушили пожары.
Цехи играли большую роль в развитии ремесла, но к концу средних веков они стали задерживать его рост.
- Они препятствовали переходу подмастерьев в мастера.
- Не разрешали расширять мастерские и вводить новые орудия труда.
- Уничтожали ценные изобретения и расправлялись с изобретателями.
В уставе шелкоткацкого цеха в городе Кёльне было сказано: «Мастерица, у которой будет найдена шёлковая ткань, изготовленная не по правилам цеха, присуждается к уплате штрафа, а материя разрезается на куски в присутствии старшин».
Что осуждали эти правила?
Домашнее задание:
Записи в тетради
Стр. 108 пункт 5 пересказ
Стр. 109 пункт 6 пересказ