ЗОЛОТОЙ ВЕК ИСПАНСКОЙ ЖИВОПИСИ
Автор презентации:
Калабун Алена Витальевна
Испанская живопись эпохи барокко находилась под властью религии. Единственным светским жанром, получившим широкое распространение в те годы, был портрет. Пейзаж, натюрморт и бытовой жанр не играли самостоятельной роли и лишь дополняли композиции, заказчиками которых были церкви. Большинство художников использовали для своих картин темно-коричневые оттенки и подвальное освещение, что придавало их работам, посвященным чудесам из жизни святых, напряженный драматизм и яркую выразительность.
ЭЛЬ ГРЕКО
Первым подлинно испанским художником на рубеже XVI - XVII веков был не испанец, а грек родом с острова Крит, за что был прозван Эль Греко , настоящее же его имя Доменико Теотокопули . Крит в то время был последним очагом угасшей византийской иконописи, и в юности Эль Греко, по-видимому, писал иконы, затем учился в Венеции у Тициана.
Эль Греко «Автпортрет»
В 1576 году, когда художнику было около 35 лет, но приехал в Испанию. Королю Филиппу II его живопись не понравилась. Не став придворным художником, Эль Греко поселился в Толедо. Именно здесь его творчество обрело свои неповторимо индивидуальные черты.
Эль Греко
«Толедо в грозу»
- Эль Греко был весьма религиозен. Но религиозность его была странной, непохожей на общепринятую. Он часто обращался к евангельским сюжетам «Благовещенье», «Крещение», «Сошествие святого Духа» и т.д., трактуя их как волшебные видения, как сны, разворачивая действие и на небе, и на земле, сочетая их в какой-то промежуточной среде между небом и землёй. В испанских произведениях Эль Греко нечто загадочное начинает твориться с фигурами – они вытягиваются в длину и причудливо деформируются. Художник строит в картинах особое пространство – зыбкое переливающееся, как мир, отражённый в текучей взволнованной водной поверхности.
Эль Греко «Поклонение пастухов»
- «Благовещение» трактуется эль Греко как вселенский катаклизм (ведь в этот момент происходит зачатие спасителя мира- Христа). Пропорции фигур удлинены, движения персонажей экстатичны. Архангел Гавриил стоит на спустившейся на землю твердокаменной облачной глыбе. Вторжение небес на землю является здесь и в виде нагромождения других облаков с бесчисленными головками херувимов и крупными фигурами музицирующих ангелов. Сверхреальный мир заполнил всё пространство. В центре облака разверзаются, и из ослепительного сияния вырывается в стремительном полёте белый голубь Святого Духа, ещё более яркий, чем божественный свет, служащий ему фоном. Между Марией и Архангелом Гавриилом прорастает «неопалимая купина» (горящий и несгораемый терновый куст – символ Богоматери).
« Погребение графа Оргаса» -
пожалуй, самая знаменитая из работ Эль Греко. Средневековая легенда о погребении благочестивого графа, пожертвовавшего церкви огромные средства и участии в нём святых Августина и Стефана, претворена художником в торжественную алтарную композицию. Её построение резко делится на две части: в нижней – на глазах у собравшейся толедской знати двое святы спокойно без усилий несут тело графа в богато украшенных доспехах. В верхней части – изображён рай, куда ангелы несут душу покойного, в виде спеленатого младенца.
Художник последовательно создаёт контраст между земным и небесным мирами.
- Земное пространство представлено узкой зоной перед рядом фигур толедских грандов.
- Небесное же раскрывается в неизмеримой глубине , населённой огромным количеством святых, праведников и ангелов.
- В нижнем ярусе господствуют чёрный и золотой цвета.В верхнем – набор цветов гораздо разнообразней.Фигуры земного мира статичны, их жесты скупы.
- Небесный ярус пронизан пронизан мощным спиралеобразным движением снизу вверх, подчёркнутым заметным перепадом масштаба. Персонажи небесного мира даны в более динамичных позах и разворотах.
Особый интерес в картине представляет изображение толедской знати. Умные благородные лица с тонкими нервными чертами сочетают спокойное достоинство аристократа с печатью духовности и мощью интеллекта. Лица почти всех изображённых являют скрытые портреты современников Эль Греко. А мальчик на переднем плане – сын художника – Мануэль.
- Творчество Эль Греко трудно отнести к какому-либо стилю. В его работах можно усмотреть и Поздний ренссанс, и маньеризм, и барокко, и позднее эхо Византии или готики, или раннее предвестие экспрессионизма. В XVII веке у него не было последователей. Новую известность творчество Эль Греко обретает через 400 лет, когда художники начинают поиски новых средств выразительности.
ДИЕГО ВЕЛАСКЕС
- Родился в Севилье, в дворянской семье. С юных лет обучался в мастерской Франсиско Пачеко, где в совершенстве овладел всеми приёмами живописного искусства. С 24-х лет и до конца жизни он был придворным художником испанского короля Филиппа IV , писал портреты членов королевской семьи, придворных и даже шутов.Ограниченность предметов, необходимость помногу раз писать одни и те же лица, соблюдая тип чинного придворного портрета, давала возможность совершенствовать технику и высказывать кистью правду о людях, не льстя и не приукрашивая, но оставаясь при этом в рамках этикета.
Автопртрет ( фрагмент картины «Менины»)
«Портрет папы Иннокентия X »
был написан в 1650 году в Риме. Торжественность обстановки, золотое сияние трона, переливы алого шёлка придают парадность его облику. Но по контрасту с внешним великолепием, лицо папы поражает прозаичностью. В нём читается воля, непреклонность сильного и властолюбивого человека. При виде своего портрета сам Иннокентий X воскликнул: «Чересчур правдиво!»
Особой утончённости мастерство художника достигает в
«Портрете инфанты Маргариты» -
дочь короля Филиппа IV изображена в парадном платье, украшенном полосками светлого галуна. Платье словно пьедестал – возвышает её и стягивает, как бы образуя драгоценную клетку В льняных локонах волос – нарядные шёлковые банты, на шее - тонкая цепочка с медальоном, на груди внушительная брошь из драгоценных камней. В левой руке – меховая муфта, правая – одета в жёлтую замшевую перчатку. Красота волос и нежная бледность лица, согласуясь с серебристо-голубоватыми тонами одежды, образуют изысканную красочную гамму.
- Героине портрета 8 лет. Художник сознательно придал ей чуточку более взрослый вид, добавил достоинства и величия, ведь по династическим расчётам и политическим соображениям инфанта должна была стать невестой австрийского императора.
Повторение портрета инфанты Маргариты можно увидеть в картине
«Менины».
Полотно представляет собой групповой портрет и одновременно бытовую сцену. На картине изображён просторный зал королевского дворца, где художник пишет портрет короля и королевы. Но его модели можно увидеть только отражёнными в зеркале, висящем в глубине комнаты. На сеансе присутствуют инфанта Маргарита, молодые придворные дамы (по-испански – «менины»), гофмаршал королевы, карлик и карлица. Из открытой двери и высоких окон проникает солнечный свет, в его потоках дрожит и переливается воздух, мягко окутывающий фигуры и предмет, растворяющий контуры, приглушающий звучность красок.
Живопись Испании, как театр и литература "золотого века", выразила горькую правду о своей стране, ее истории, ощущение захватывающей красоты реального мира и мысль о великом достоинстве человека.
БЛАГОДАРИМ ЗА ВНИМАНИЕ!