СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по истории Кыргызстана на тему " Мухаммед Кыргыз (Тагай бий)"( 5 класс)

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по истории Кыргызстана на тему Мухаммед Кыргыз (Тагай бий ).В презентации рассматривается период когда во главе кыргызских родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствоваший усилению процесса консолидации кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов.

Просмотр содержимого документа
«Презентация по истории Кыргызстана на тему " Мухаммед Кыргыз (Тагай бий)"( 5 класс)»

    Мухаммед Кыргыз (Тагай бий) 1469- 1533 г.г.

Мухаммед Кыргыз (Тагай бий)

1469- 1533 г.г.

Цели урока:    1.Определить основные направления внешней политики Тагай бия. 2.Продолжить работу по формированию умений работы с исторической картой, составлению плана, хронологической таблицы, соотнесению фактов и событий. 3. Воспитывать чувство патриотизма.

Цели урока:

  • 1.Определить основные направления внешней политики Тагай бия.
  • 2.Продолжить работу по формированию умений работы с исторической картой, составлению плана, хронологической таблицы, соотнесению фактов и событий.
  • 3. Воспитывать чувство патриотизма.
Кочевые племена восточной части Золотой Орды стали называться “узбеками” по имени Узбек- хана. Кочевники-узбеки, составлявшие основу войск Шейбани-хана, отняли власть у потомков Амира Темира . XVI век – усиление феодальной раздробленности в Восточном Туркестане и в Центральной Азии

Кочевые племена восточной части Золотой Орды стали называться “узбеками” по имени Узбек- хана. Кочевники-узбеки, составлявшие основу войск Шейбани-хана, отняли власть у потомков Амира Темира .

XVI век – усиление феодальной раздробленности в Восточном Туркестане и в Центральной Азии

После смерти Шейбани – хана Узбекское ханство Бухарское Хивинское ханство ханство Портрет Мухаммеда Шейбани. Сейчас он хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

После смерти Шейбани – хана

Узбекское ханство

Бухарское

Хивинское ханство

ханство

Портрет Мухаммеда Шейбани. Сейчас он хранится в музее Метрополитен в Нью-Йорке.

Разрозненные и ослабевшие государства Восточного Туркестана и Центральной Азии не могли защищать свои границы
  • Разрозненные и ослабевшие государства Восточного Туркестана и Центральной Азии не могли защищать свои границы
XVI век Процесс феодализации кыргызского общества -  + Усилилась эксплуатация народных масс, Возросли политическая активность , экономическая мощь родоплеменной знати – биев. все больше попадавших в зависимость и подчинение к феодалам. Активизировалась политическая роль кыргызов на Тянь-Шане

XVI век

Процесс феодализации

кыргызского общества

-

+

Усилилась эксплуатация народных масс,

Возросли политическая активность , экономическая мощь родоплеменной знати – биев.

все больше попадавших в зависимость и подчинение к феодалам.

Активизировалась политическая роль кыргызов на Тянь-Шане

  Был положен конец действовавшему закону , по которому власть передавалась только потомкам Чингиз-хана – чингизидам.  Кыргызы могли возводить на престол эмиров из своего народа.  В начале XVI века они объявили своим правителем Мухаммеда Кыргыза  (Тагай бий).

Был положен конец действовавшему закону , по которому власть передавалась только потомкам Чингиз-хана – чингизидам. Кыргызы могли возводить на престол эмиров из своего народа. В начале XVI века они объявили своим правителем Мухаммеда Кыргыза (Тагай бий).

В 1508 году на берегах Иссык-Куля в местности Барскаун всеми кыргызскими племенами Тагай был поднят на белой кошме как кыргызский правитель. Его официально звали «кыргызским улусом».

В 1508 году на берегах Иссык-Куля в местности Барскаун всеми кыргызскими племенами Тагай был поднят на белой кошме как кыргызский правитель. Его официально звали «кыргызским улусом».

Мухаммед Кыргыз –  первый предводитель кыргызов, объединивший два племенных объединения - племена “правого” и “левого” крыла кыргызов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее кыргызов может быть связано только с дальнейшим объединением, усилением и укреплением кыргызов, Мухаммед-Кыргыз проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением.

Мухаммед Кыргыз – первый предводитель кыргызов, объединивший два племенных объединения - племена “правого” и “левого” крыла кыргызов, проживавших в ареале современного Кыргызстана. Осознавая, что будущее кыргызов может быть связано только с дальнейшим объединением, усилением и укреплением кыргызов, Мухаммед-Кыргыз проводил соответствующую внешнюю политику, создавая условия и для развития связей с этнически родственным внешним окружением.

   даты события 1514 г.  Могольский хан Султан Саид захватил Кашгар  и свергнул с престола Абу-Бекра. Большую помощь в этом ему оказал Мухаммед Кыргыз (Тагай-бий). Кыргызские дружины под началом Мухаммеда-Кыргыза доходили до Сайрама, Ташкента, Туркестана, Андижана и Аксы. Во время похода на Туркестан Мухаммед-Кыргыз взял в плен узбекского ханзааду (царевича) Абдуллу, сына правителя Самарканда Кучкунчи-хана, но затем освободил его. Султан Саид не преминул использовать этот случай как предлог для нападения на кыргызов. Могольский хан Султан-Сайд внял уговорам окружавших себя советников из родовых знати и начал готовиться вновь захватить кыргызский улус

даты

события

1514 г.

  • Могольский хан Султан Саид захватил Кашгар и свергнул с престола Абу-Бекра.
  • Большую помощь в этом ему оказал Мухаммед Кыргыз (Тагай-бий).
  • Кыргызские дружины под началом Мухаммеда-Кыргыза доходили до Сайрама, Ташкента, Туркестана, Андижана и Аксы. Во время похода на Туркестан Мухаммед-Кыргыз взял в плен узбекского ханзааду (царевича) Абдуллу, сына правителя Самарканда Кучкунчи-хана, но затем освободил его.
  • Султан Саид не преминул использовать этот случай как предлог для нападения на кыргызов.
  • Могольский хан Султан-Сайд внял уговорам окружавших себя советников из родовых знати и начал готовиться вновь захватить кыргызский улус
1517 г.  Монголы вошли на кыргызскую землю.  Началась ожесточённая война. Ставка Мухаммеда-Кыргыза располагалась в Барсконе - на южном берегу Иссык-Куля.

1517 г.

Монголы вошли на кыргызскую землю. Началась ожесточённая война. Ставка Мухаммеда-Кыргыза располагалась в Барсконе - на южном берегу Иссык-Куля.

   даты события 1517 г. В итоге войско Мухаммеда Кыргыза на местности Барскон Ысык-Кёля потерпело поражение, а сам он был взят в плен.

даты

события

1517 г.

  • В итоге войско Мухаммеда Кыргыза на местности Барскон Ысык-Кёля потерпело поражение, а сам он был взят в плен.
   даты события 1522 г. Султан Саид освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда-Кыргыза. Султан Саид отправил Мухаммеда-Кыргыза вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Султан-Сайд, хотевший держать кыргызов в зависимом положении, в течение пяти лет Мухаммеда Кыргыза держал в Кашгарской тюрьме.   1522 г. 1524 г. Возвратившийся в Ала-Too Мухаммед-Кыргыз вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами.

даты

события

1522 г.

  • Султан Саид освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда-Кыргыза.
  • Султан Саид отправил Мухаммеда-Кыргыза вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину.
  • Султан-Сайд, хотевший держать кыргызов в зависимом положении, в течение пяти лет Мухаммеда Кыргыза держал в Кашгарской тюрьме.

1522 г.

1524 г.

  • Возвратившийся в Ала-Too Мухаммед-Кыргыз вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами.
   даты события 1521 г. Султан Саид освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда-Кыргыза. Султан Саид отправил Мухаммеда-Кыргыза вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину. Султан-Сайд, хотевший держать кыргызов в зависимом положении, в течение пяти лет Мухаммеда Кыргыза держал в Кашгарской тюрьме.   1522 г. 1524 г. Возвратившийся в Ала-Too Мухаммед-Кыргыз вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами.

даты

события

1521 г.

  • Султан Саид освободил его, так как при сложившейся политической ситуации ему было выгоднее использовать влияние и авторитет Мухаммеда-Кыргыза.
  • Султан Саид отправил Мухаммеда-Кыргыза вместе со своим сыном Абд аль-Рашидом на родину.
  • Султан-Сайд, хотевший держать кыргызов в зависимом положении, в течение пяти лет Мухаммеда Кыргыза держал в Кашгарской тюрьме.

1522 г.

1524 г.

  • Возвратившийся в Ала-Too Мухаммед-Кыргыз вновь возглавил кыргызские племена и стал собирать силы для борьбы с моголами.
Таким образом, в условиях необратимого развала Моголистана, обусловленного разногласиями внутри феодалов, а также постоянной угрозой со стороны внешних врагов, Мухаммед-Кыргыз смог объединить племена кыргызов .

Таким образом, в условиях необратимого развала Моголистана, обусловленного разногласиями внутри феодалов, а также постоянной угрозой со стороны внешних врагов, Мухаммед-Кыргыз смог объединить племена кыргызов .

   даты события 1524 г. в ставке кыргызов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов.  Узнав об этом, Султан Саид приказывает тайно схватить Мухаммеда-Кыргыза.

даты

события

1524 г.

  • в ставке кыргызов (Кочкор) был заключен договор с ханом казахов Тахиром о совместных действиях против моголов.
  • Узнав об этом, Султан Саид приказывает тайно схватить Мухаммеда-Кыргыза.
   1525 г.  Мухаммеда-Кыргыза отправили в Кашгар,  где кыргызский хан находился под надзором до самой своей смерти (1533 г.).

1525 г.

Мухаммеда-Кыргыза отправили в Кашгар,

где кыргызский хан находился под надзором до самой своей смерти (1533 г.).

   даты события 1523 г. 1524 гг. Кыргызские и казахские воины действовали вместе 1524 г. 1525 г. Поход Султаны-Саида и его попытки укрепить власть своего сына Рашида не увенчались успехом. 1526 г. Едва убыл монгольский хан из Кыргызстана, как прибыла помощь казахского султана Тахира, большинство кыргызов влились в его войско и Рашид был изгнан из Кочкора в Ат-Башы. В войне кыргызы вытеснили Рашида до Кашгара. Все попытки Саид-хана вновь установить свою власть в Кыргызстане встречались активным сопротивлением кыргызов.

даты

события

1523 г.

1524 гг.

Кыргызские и казахские воины действовали вместе

1524 г.

1525 г.

Поход Султаны-Саида и его попытки укрепить власть своего сына Рашида не увенчались успехом.

1526 г.

Едва убыл монгольский хан из Кыргызстана, как прибыла помощь казахского султана Тахира, большинство кыргызов влились в его войско и Рашид был изгнан из Кочкора в Ат-Башы.

В войне кыргызы вытеснили Рашида до Кашгара. Все попытки Саид-хана вновь установить свою власть в Кыргызстане встречались активным сопротивлением кыргызов.

Моголы продолжали захватнические нашествия на кыргызов во время правления хана Рашида (1533—1559 гг.). В 1537 г. в одном из походов кыргызы убили сына хана Рашида — Абд-ал Латифа султана. Рашид-хан с целью отомстить за убийство сына совершает захватническое нашествие, в результате чего на кыргызских и казахских землях разгорелись кровопролитные войны. Против нашествий кыргызы воевали с дружиной казахского хана Хакк-Назар а. Поэтому в некоторых исторических источниках Хакк-Назар называется «главой казахов и кыргызов».
  • Моголы продолжали захватнические нашествия на кыргызов во время правления хана Рашида (1533—1559 гг.).
  • В 1537 г. в одном из походов кыргызы убили сына хана Рашида — Абд-ал Латифа султана.
  • Рашид-хан с целью отомстить за убийство сына совершает захватническое нашествие, в результате чего на кыргызских и казахских землях разгорелись кровопролитные войны.
  • Против нашествий кыргызы воевали с дружиной казахского хана Хакк-Назар
  • а. Поэтому в некоторых исторических источниках Хакк-Назар называется «главой казахов и кыргызов».
Сколько бы ни продолжались походы могольского хана Рашид-хана, всё же он не смог установить над кыргызами свою власть. Ещё во времена правления Рашид-хана кыргызы совершали ответные нашествия в Моголстан, чиня разруху.

Сколько бы ни продолжались походы могольского хана Рашид-хана, всё же он не смог установить над кыргызами свою власть. Ещё во времена правления Рашид-хана кыргызы совершали ответные нашествия в Моголстан, чиня разруху.

Наследник Рашид-хана  Абдал-Карим-бий  (1560— 1 591 гг.) был вынужден признать суверенитет кыргызских земель.

Наследник Рашид-хана Абдал-Карим-бий (1560— 1 591 гг.) был вынужден признать суверенитет кыргызских земель.

А на родине уважая имя Тагай-бия, даже когда он находился в тюрьме, никто не осмелился занять его престол. Дальнейший путь кыргызов к независимости был тернистым и трагическим. Позже внук Тагай-бия Доолос Баатыр возглавляет борьбу северных кыргызов против калмаков. А сыновья легендарного Доолос Баатыра - Токо, Жантай, Элчибек и Манап составляют основу кыргызского рода сарыбагыш.

А на родине уважая имя Тагай-бия, даже когда он находился в тюрьме, никто не осмелился занять его престол.

Дальнейший путь кыргызов к независимости был тернистым и трагическим.

Позже внук Тагай-бия Доолос Баатыр возглавляет борьбу северных кыргызов против калмаков. А сыновья легендарного Доолос Баатыра - Токо, Жантай, Элчибек и Манап составляют основу кыргызского рода сарыбагыш.

Мухаммед Кыргыз до конца своей жизни правил кыргызским ханством.

Мухаммед Кыргыз до конца своей жизни правил кыргызским ханством.

 Мухаммед-Кыргыз - личность знаковой величины. Это поистине народный герой, отдавший жизнь за свободу и независимость своего народа, о котором до сих пор слагаются легенды и притчи.

Мухаммед-Кыргыз - личность знаковой величины. Это поистине народный герой, отдавший жизнь за свободу и независимость своего народа, о котором до сих пор слагаются легенды и притчи.

Выводы урока: Во главе кыргызских родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствоваший усилению процесса объединения кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов.  Мухаммед-кыргыз укрепил объединения «правого» и «левого» крыла кыргызских племен на территории современного Кыргызстана, определил основные направления внешнеполитической ориентации этнополитического объединения кыргызов на далекую перспективу. В условиях противостояния моголов с соседями Мухаммед-кыргыз вступил в союз с Казахским ханством, как наиболее надежным союзником в борьбе против могольских захватчиков.

Выводы урока:

Во главе кыргызских родоплеменных объединений встал Мухаммед-кыргыз, активно способствоваший усилению процесса объединения кыргызских родов и племен, росту этнического самосознания кыргызов.

Мухаммед-кыргыз укрепил объединения «правого» и «левого» крыла кыргызских племен на территории современного Кыргызстана, определил основные направления внешнеполитической ориентации этнополитического объединения кыргызов на далекую перспективу.

В условиях противостояния моголов с соседями Мухаммед-кыргыз вступил в союз с Казахским ханством, как наиболее надежным союзником в борьбе против могольских захватчиков.

Закрепление : Какие ханы правили Кыргызстаном в XVI веке? В каком году Тагай бия объявили правителем кыргызов? Чем прославился Мухаммед Кыргыз? С кем воевали кыргызские племена и почему? Когда Мухаммед Кыргыз стал самостоятельно править самостоятельным ханством кыргызов?

Закрепление :

  • Какие ханы правили Кыргызстаном в XVI веке?
  • В каком году Тагай бия объявили правителем кыргызов?
  • Чем прославился Мухаммед Кыргыз?
  • С кем воевали кыргызские племена и почему?
  • Когда Мухаммед Кыргыз стал самостоятельно править самостоятельным ханством кыргызов?
Рефлексия   Вопросы учащимся:  Что вам запомнилось больше всего?  Что вызвало у вас трудности?   Как вы оцениваете свою работу на уроке?

Рефлексия

  • Вопросы учащимся:
  • Что вам запомнилось больше всего?
  • Что вызвало у вас трудности? 
  • Как вы оцениваете свою работу на уроке?
Откройте дневники и запишите домашнее задание: Читать §22 Ответить на вопросы после §22 (письменно)

Откройте дневники и запишите домашнее задание:

  • Читать §22
  • Ответить на вопросы после §22 (письменно)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!