Обществознание
5 класс
02/13/2023
Одноклассники, сверстники, друзья
План урока
- Ты и другие ребята.
- Слово не воробей.
- Какой ты друг?
Задание
Прочитать текст «Ты и другие ребята» (с. 65).
1 ряд дает характеристику понятия сверстники .
2 ряд дает характеристику понятия одноклассники .
3 ряд дает характеристику понятия друзья .
сверстники
- Твои сверстники – это ребята, которым примерно столько же лет, сколько и тебе.
- Сверстники могут жить в других городах, в странах, поселках, деревнях…
- Сверстники как и ты растут, набираются знаний, взрослеют, узнают жизнь.
- Сверстники как и ты размышляют о себе и других, оценивают добро и зло, учатся жить среди людей.
одноклассники
- Ребята, которые учатся вместе с тобой в одном классе – это одноклассники.
2. Вас объединяют школьные занятия, общие поручения, классные дела.
друзья
1 . Самые близкие из школьных одноклассников.
2. Это те ребята, которым ты доверяешь, на кого можешь положиться.
3. Это люди, с которыми ты делишься своими радостями и огорчениями.
4. Это люди, с которыми тебе легко и комфортно!
- Сверстники - это люди, которым примерно одинаковое количество лет.
- Одноклассники - ученики одного класса.
- Друзья – люди, имеющие близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, интересах.
- Дружба - это отношение между людьми, основанные на взаимной привязанности, духовной близости, общности интересов.
- Дружба - это большая ответственность.
Задание
Прочитать текст
«Жил на свете человек» (с. 65-66).
Ответить на вопрос на с. 66.
Лев Семенович Понтрягин
(1908-1988)
Задание
Наведи порядок и объясните смысл пословиц и поговорок о дружбе
- Держится, корнями, человек, дерево, а, друзьями.
- Лучше, драгоценный, друг, чем, верный, камень.
- Нет, береги, друга , ищи, нашёл.
- Старый, лучше, двух, друг, новых.
- Человек, что, без, земля, друга, без, воды.
- Друг, поддакивает, спорит, а, недруг.
- - «Кластер»
- УМНЫЙ . ГЛУПЫЙ . ЗЛОЙ . ЧУТКИЙ ВНИМАТЕЛЬНЫЙ . СМЕЛЫЙ . ЧЕСТНЫЙ . ВРУН
- ОТЗЫВЧИВЫЙ.ЖАДНЫЙ . ГРУБЫЙ . ДОБРЫЙ
- ЯБЕДА . НАСМЕШНИК.СПРАВЕДЛИВЫЙ . ТЕРПЕЛИВЫЙ . НАДЁЖНЫЙ . ВЕРНЫЙ
- РЕШИТЕЛЬНЫЙ.ЖАДНЫЙ
-
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
- Словами можно сделать человеку больно
- Синяк заживет, а обида долго будет помниться
- Помни, что от доброго слова людям тепло на сердце, а от злобного дружба может разрушиться
Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово ранит!»
ЧЕМ СПОР ОТЛИЧАЕТСЯ ОТ ССОРЫ?
Андрей Епишин. Спорщики
Задание
Прочитать текст «Путешествие в прошлое» (с. 67-68).
- Для чего человеку в глубокой древности давалось имя?
- Как появились имена и что они означали?
- Почему в древности имена скрывали от врагов?
- Как образовались современные фамилии?
- Какая особая наука изучает имена и фамилии?
Какой ты, друг?
Друзья мои, прекрасен наш союз!
А.С. Пушкин
царскосельский
Царскосельский лицей
Антон
Дельвиг
Николай Корсаков
Вильгельм Кюхельбекер
Иван Пущин
Задание
Запишите слова в два столбика
Настоящий друг
Мнимый друг
Уважение, понимание, доверие, деликатность, мелочность, защита в беде, близость взглядов, неуверенность, зависть, откровенность, прощение, доброта, равнодушие, благородство, самокритичность, болтливость, сдержанность, обдуманность фраз и поступков, нахальство, раздражительность, искренность, приветливость, честность, бескорыстие.
1 Все ребята класса.
2. Ребята по группе. 3. Ребята, которые хорошо учатся. 4. Девочки-одноклассницы. 5. Мальчики-одноклассники .
«Отношения между одноклассниками»
Тест
«Хороший ли ты друг»
1. Вы знаете много забавных и весьма деликатных историй об одном из своих приятелей. Как вы распорядитесь этой информацией?
А ) охотно расскажете любому, кто пожелает послушать;
Б ) расскажете, не упоминая имен ;
В ) оставите при себе.
2. Ваш друг часто берет что-либо взаймы, но никогда не возвращает взятую вещь. Сейчас он хотел бы одолжить у вас дорогой прибор. Как вы поступите?
А ) дадите его ;
Б ) скажете, что у вас его нет;
В ) откажете, объяснив причину
3. Друг случайно разбил ваши часы. Как вы поступите?
А ) скажете, что и без того собирались купить новые
Б ) попросите оплатить часы ;
В ) устроите скандал
4. Ваш друг поддерживает отношения с человеком, которого вы очень не любите. В таком случае:
А) прекратите видеться с другом
Б) ничего не скажете и будете продолжать дружеские отношения
В) скажете другу, что он должен выбрать между вами и другим
.
5. Чувствуете, что у вашего друга скоро будут большие неприятности. Тогда вы:
А) порвете отношения с ним, чтобы эти неприятности не сказались и на вас;
Б) откровенно поговорите с ним, предостережете, дадите полезный совет;
В) продолжите дружбу как ни в чем не бывало.
6. Считаете, что настоящий друг должен
А ) делиться с вами всем;
Б ) говорить только то, что хочет;
В) держать свои мысли и проблемы при себе.
7. Вам известно, что другу нужны деньги, и у вас их достаточно, чтобы ему помочь. Вы говорите :
А ) возьми их, доставишь мне удовольствие
Б ) вспомни, сколько раз ты мне помогал. Моя услуга - ничто в сравнении с этим
В ) перебьешься! Надо экономить!
8. Как вы поступите, если хотите занять деньги у друга?
А ) намекнете издалека;
Б ) без экивоков попросите взаймы;
В ) не станете у него просить в надежде, что он сам догадается вам помочь.
9. Друг купил костюм, который, по вашему мнению, ему не идет. Тогда вы
А) прямо выскажете ему свое мнение;
Б) объясните, почему вы считаете эту покупку не очень удачной;
В ) воздержитесь от комментариев .
10. Вы считаете, что ваш друг:
А) интеллигентнее вас;
Б ) менее интеллигентен, чем вы ;
В) на том же уровне, что и вы.
Номер вопроса
А
1
1
2
Б
2
3
В
2
3
3
1
4
3
2
2
5
1
1
6
3
7
1
3
1
2
2
3
2
3
1
8
9
1
10
2
1
3
2
2
3
1
3
Сила слова
положительная
отрицательная
пожалуйста, извини ,Ты кажется ошибаешься, : Мне наплевать Что ты говоришь… А мне все равно. Ты врешь. Слушай меня.
Я тебя внимательно слушаю, Давай вместе подумаем
Рефлексия:
- Как вы считаете, полезным ли был для вас сегодняшний разговор?
* Что было радостнее всего в нашем путешествии?
* В каком моменте испытывали трудность, в чем?
* При выполнении, какого задания щемило сердце, от каких чувств и эмоций?
* С каким настроением вы уходите с урока?
§ 8
«Ищу друга». Каждый человек хочет, чтобы у него были верные друзья. Но не у всех они есть. А можно ли научиться дружить? Прежде всего, нужно понять какой я. Что во мне хорошего, а что не очень. Я предлагаю вам написать объявление «Ищу друга», указав свои положительные и отрицательные стороны. - «Ищу друга». Каждый человек хочет, чтобы у него были верные друзья. Но не у всех они есть. А можно ли научиться дружить? Прежде всего, нужно понять какой я. Что во мне хорошего, а что не очень. Я предлагаю вам написать объявление «Ищу друга», указав свои положительные и отрицательные стороны