Педагогическое учение как совокупность взглядов мыслителя образования и как направление в педагогике.
Лекция
Студенты педагогических ВУЗов
2 год обучения
2 академических часа
Цель занятия
- Получение студентами знаний о п едагогических учений, как совокупности взглядов мыслителей образования и как направление в педагогике, понимания характера и особенностей педагогических учений ;
- формирование умений исследовательской и коммуникативной деятельности;
- развитие способностей ставить и решать познавательные проблемы понимания природы и тенденций процессов становления и трансформации педагогических направлений и течений в пространстве эволюции различных сфер жизни общества;
Основные понятия
педагогическая концепция;
педагогическая теория;
педагогическое учение;
педагогическое направление;
педагогическое течение;
тенденция развития педагогических учений;
педагогическая традиция;
педагогическая инновация.
Педагогическая концепция
система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования. Система сложная, целенаправленная, динамическая.
Педагогическая теория - система научных знаний о педагогических процессах, явлениях, представленных в форме педагогических идей, закономерностей, принципов и понятий, позволяющих целостно описать, объяснить и прогнозировать функционирование, развитие и саморазвитие педагогических процессов и явлений.
Педагогическая концепция .
Педагогическая концепция - способ понимания, трактовки педагогических явлений; основная точка зрения на предмет педагогической науки или педагогического явления, факта; руководящая идея для их систематического освещения; система связанных между собой и вытекающих один из другого взглядов ученого, педагога на сущность педагогических явлений. Система сложная, целенаправленная, динамическая система фундаментальных знаний о педагогическом феномене, полно и всесторонне раскрывающих его сущность, содержание, особенности, а также технологию оперирования с ним в условиях современного образования.
Сущность педагогической концепции :
Основной педагогической концепцией является ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения.
Основные принципы :
- Механизмом любого акта учения является ассоциация ;
- Всякое обучение своим основанием имеет наглядность , т.е. опирается на чувственное познание ;
- Обогащение сознания обучающегося образами и представлениями - основная задача учебной деятельности;
- Наглядные образы обеспечивают продвижение сознания к обобщениям на основе сравнения;
- Основной метод ассоциативного обучения - упражнение .
Педагогическая теория.
Педагогическая теория - система знаний, описывающая и объясняющая строго вычесленный круг педагогических явлений.
Структурные элементы теории :
- Исходные положения
- Понятия
- Законы и закономерности
- Принципы, правила, рекомендации
Подразделяются на теории воспитания и теории обучения.
Главная проблема педагогической теории - рассмотрение соотношения обучения, воспитания и развития ребенка
Педагогическое учение
совокупность взглядов, система воззрений конкретного мыслителя образования;
совокупность педагогических учений нескольких или многих мыслителей образования, объединенных общими исходными положениями, основополагающими принципами, концептуальными рамками и подходами, т. е. как направление в педагогике.
Существует необходимость в систематизации и классификации педагогических учений в историко-педагогическом процессе. Суть систематизации педагогических учений заключается в выделении их однородных по некоторым признакам групп и сведение этих групп к определенному иерархизированному единству. Важнейшим видом систематизации является классификация, т. е. распределение педагогических учений по группам на основе установления сходства и различия.
Структура педагогического учения.
- определение целей (стратегических, тактических, оперативных);
- выбор средств;
- преобразование объекта;
- оценка и коррекция результатов (побочных и основных).
Направления педагогического учения.
К числу самостоятельных педагогических дисциплин относятся: общая педагогика, психопедагогика, история педагогики, преддошкольная и дошкольная педагогика, школьная педагогика, дефектология: сурдо, тифло, и олигофрено-педагогики, педагогика высшей школы, частные методики преподавания различных предметов в учебных заведениях.
- Общая педагогика изучает общие закономерности воспитания и обучения, описывает механизмы данных процессов, устанавливает существенные связи и отношения между процессами психологопедагогических воздействий и внутренними процессами развития мьппления, эмоциональноволевой сфер и личности учащихся.
- Психопедагогика выступает межпредметным направлением, в котором данные психологических теорий обучения и воспитания практически реализуются в ходе процессов обучения и воспитания, в результате чего делаются выводы как об эффективности применяемых педагогических методик, так и о закономерностях развития у детей психических процессов и способностей.
- История педагогики имеет предмет изучения зарождения, развития, результатов и достижений тех или иных педагогических учений.
- Преддошкольная и дошкольная педагогика рассматривает систему развивающих воздействий и их закономерностей в процессе воспитания и развития детей младшего и старшего дошкольного возрастов. Болыпое значение ъ предметах данных педагогических направлений имеет изучение развивающего характера игровой деятельности детей.
Направления педагогического учения.
- Сурдо, тифло и олигофренопедагогики изучают закономерности и систему построения психологопедагогических воздействий и конкретных методик обучения и воспитания для детей, имеющих определенные психические отклонения в развитии. Так, сурдопедагогика изучает процессы воспитания и обучения детей, имеющих дефекты слуховой системы; тифлопедагогика – процессы воспитания и обучения детей, имеющих недостатки зрения; олигофренопедагогика – специальное направление педагогики, изучающее процессы воспитания и обучения умственно отсталых детей. В целом, данные направления (сурдопедагогика, тифлопедагогика и олигофренопедагогика) составляют педагогическое направление дефектологии.
- Педагогика высшей школы изучает закономерности развития студентов при организации системы психологопедагогических воздействий в процессе применения тех или иных методик обучения. В последние годы наиболее популярными в высшей школе становятся активные методы: семинары и коллективные дискуссии, развивающие игры, организационнообучающие игры, мастерские, супервизорство (индивидуальное обучение и профессиональное воспитание наиболее талантливых студентов).
- Частные методики преподавания различных учебных предметов исследуют закономерности развития учащихся в процессе преподавания различных учебных дисциплин.
Педагогические течения
В педагогической науке до сих пор нет общего взгляда на то, как надо воспитывать детей. С древнейших времен и до наших дней существуют два диаметрально противоположных взгляда на воспитание:
1) воспитывать детей нужно строго, в страхе и смирении;
2) воспитывать детей следует добротой и лаской.
В зависимости от того, в каких условиях живут люди, для какого будущего они готовят своих детей, какую политику приходится проводить их странам, непроизвольно, и может быть, даже независимо от воли людей, создается характер воспитания, который постепенно закрепляется в воспитательных традициях. В тех обществах, которые имеют продолжительную, спокойную, зажиточную жизнь, преобладают гуманистические тенденции воспитания. Там же, где идет постоянная борьба, преобладает жесткое воспитание, основанное на авторитете старшего и полном подчинении младшего. Традиция опасна тем, что продолжает цепко удерживать воспитание в принятых ранее рамках
Педагогические традиции
педагогический опыт отдельного учебного заведения или опыт конкретного педагога;
исторически сложившиеся, устойчивые и повторяющиеся явления, передающиеся от одного поколения к другому.
Педагогическая инновация
нововведение в области педагогики, целенаправленное прогрессивное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики, как отдельных ее компонентов, так и самой образовательной системы в целом
Основными направлениями и объектами инновационных преобразований в педагогике являются:
- разработка концепций и стратегий развития образования и образовательных учреждений;
- обновление содержания образования; изменение и разработка новых технологий обучения и воспитания;
- совершенствование управления образовательными учреждениями и системой образования в целом;
- улучшение подготовки педагогических кадров и повышения их квалификации;
- проектирование новых моделей образовательного процесса;
- обеспечение психологической, экологической безопасности учащихся, разработка здоровье сберегающих технологий обучения;
- обеспечение успешности обучения и воспитания, мониторинг образовательного процесса и развития учащихся;
- разработка учебников и учебных пособий нового поколения и др.
Инновации могут быть представлены в виде:
абсолютной новизны (отсутствие в данной сфере аналогов и прототипов);
относительной новизны (внесение некоторых изменений в имеющуюся практику).
- В историческом плане новизна всегда относительна. Она носит конкретный характер, может возникать раньше своего времени, затем может стать нормой или устареть. ЮНЕСКО определяет инновации как попытку изменить систему образования, осуществить сознательно и намеренно улучшение нынешней систем. Новшество не обязательно является чем - то новым, но обязательно чем - то лучшим и может быть продемонстрировано само по себе.
- Источниками инновационных идей могут быть:
- · неожиданное событие (успех или провал, как толчок к развитию или расширению деятельности или к постановке проблемы);
- · различные несоответствия (между истинными мотивами поведения детей, их запросами и желаниями и практическими действиями педагога);
- · потребности педагогического процесса (слабые места в методике, поиск новых идей);
- · появление новых образовательных моделей;
- · демографический фактор;
Иерархия педагогических направлений.
Зарождение истории педагогики относится к концу XVII столетия (К. Флёри – Франция, Д.Г. Морхоф – Германия), первые историко-педагогические труды – к XVIII в. (К.Э. Мангельсдорф, Ф.Э. Рукопф), а её расцвет приходится на XIX век и, преимущественно, связан с исследованиями немецких учёных Ф.Х.К. Шварца, Ф. Крамера, К. Раумера, К.А. Шмидта, Ф. Диттеса, П. Барта, Т. Циглера и др. Во многом под их влиянием шёл процесс формирования истории педагогики как отрасли научного знания в других странах, в том числе во Франции (Ж.Г. Компейре, Ш. Летурно), США (П. Монро) и в дореволюционной России (Л.Н. Модзалевский, П.Ф. Каптерев, П.П. Соколов, М.И. Демков).
Современная теория образования.
Теория образования - это раздел педагогики, раскрывающий сущность, закономерности, движущие силы воспитания, его основные структурные элементы, а также рассматривающий различные концепции воспитания и воспитательные системы.
Современная педагогическая наука включает многочисленные теории и концепции воспитания, их различие обусловлено разными представлениями ученых-исследователей о человеке и формировании его личности, о роли педагога в воспитании и развитии ребенка.
Этапы развития педагогики
I этап – практика воспитания (первобытное общество, древнейшие цивилизации) –
- накопление опыта воспитания младшего поколения. Сущность первобытного воспитания – репродукция, новое поколение природным образом воспроизводит поколение предыдущее. В первобытном обществе ребенок воспитывался и обучался в процессе своей жизнедеятельности. Он не столько готовился к жизни в обществе (как стало позже), а прямо включался в доступную для него деятельность, вместе со старшими и под их руководством приучался к труду и быту. Тезис – «делай как я» – суть репродуктивного воспитания.
- Зарождение организационных форм воспитания в странах Древнего Востока (Ассирия, Вавилония, Египет) и педагогической мысли (конфуцианство) в Китае.
II этап – педагогическая мысль (Античность, Средневековье) –
- философско-теоретическое осмысление опыта воспитания человека. Определение сущности воспитания: античность – калокагатия – гармония духа и тела – гармоничное развитие человека (Аристотель); средневековье – воспитание истинного христианина и добродетельного человека; эпоха Возрождения – всестороннее и гармоничное развитие человека.
III этап – педагогическая наука (Новое и Новейшее время) –
- с XVII века (роль Я. А. Коменского) отделение педагогики от философии, становление ее как самостоятельной науки, изучающей закономерности воспитания, обучения и образования подрастающего поколения, определение педагогических принципов, содержания образования, методов и форм организации педагогического процесса.
Этапы развития педагогики
- Отечественная история образования и педагогической мысли
- В соответствии с периодизацией П. Ф. Каптерева выделяются три периода развития отечественной педагогической теории и практики с X – начало XX веков.
- I период – ЦЕРКОВНО-РЕЛИГИОЗНЫЙ (Х – ХУП вв.) – образование или «воспитательное обучение» определяет православная церковь. Воспитательная цель – «душеспасительность, стремление сделать людей лучше, научить их премудрости и страху Божию», в целом – «укрепление юношества в православии». Первые учителя – мастера грамоты.
- II период – ГОСУДАРСТВЕННЫЙ (ХУШ – середина Х1Х вв.) – открытие светских школ, «школа как государственная служба». Создание государственной системы начального, среднего и высшего образования.
- III период – ОБЩЕСТВЕННЫЙ (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.) – оформление общественно-педагогического движения, развитие общественной и частной инициативы в образовании (Московский и Петербургский комитеты грамотности, Педагогическая комиссия при Русском техническом обществе и др.).
Этапы развития педагогики
XVIII век
- Начало государственного периода развития образования.
- I. Петровский период (1701 – 1728 гг.)
- Послепетровский период (1728 – 1762 гг.)
(Петр II, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна)
- Екатерининский период (1762 – 1796 гг.)
Эпоха просвещенного абсолютизма – переориентация с профессиональной на общеобразовательную школьную систему. Основная идея – формирование «новой породы людей», свободных от пороков современного общества, приоритет отдается – религиозно-нравственному воспитанию – «первенство сердца над разумом» (И.И. Бецкой).
XIX – начало XX века
- Период 1802 – 1825 гг. – Александр I – либеральная школьная реформа, создание государственной системы образования (приходские, уездные училища, гимназии, университеты), открытие Царскосельского лицея (1811 г.). К концу правления постепенный отход от либерализма.
- Период 1825-1855 гг. – Николай I – консервативный период и контрреформа в образовании. Идея «охранительного просвещения», главные идеологические принципы: православие, самодержавие, народность (С. С. Уваров). Педагогические взгляды А.И. Герцена, В.Г. Белинского.
Этапы развития педагогики
- XX век
- I этап – 1917– 1930 гг . – кардинальное реформирование (разрушение) системы отечественного образования. Создание «новой пролетарской школы»
- II этап – 1931- 1953 гг. – сталинская контрреформа образования.
- начало ХХI в. – два периода:
- 1)1986- 1991 гг. – советская школа и педагогика – перестройка системы образования на основе принципов «гласности» и «демократии». Концепция преобразования общества и школы – «новое политическое мышление», переход от тоталитаризма демократическому обществу.
- 2)1992 – начало XXI в. – российская школа и образование – реформирование системы образования на основе приоритета общечеловеческих ценностей. Закон об образовании (1992 г.). Личностно ориентированная модель образовательного процесса. Участие России в Болонском процессе.
Тенденции развития педагогических учений в истории педагогической мысли.
1.Актуальные направления научно-педагогических исследований.
2. Возникновение новых научных школ и направлений. Становление новых педагогических теорий, концепций, развитие новых идей.
Приоритетными направлениями и проблемами педагогической науки, по определению Всесоюзного съезда работников народного образования, являются:
- разработка общественных и конкретно-педагогических целей, концепций и технологий обучения и воспитания для всех возрастных этапов формирования человека;
- научный анализ состояния практики и надежное прогнозирование социально-экономических и педагогических аспектов образования; определение перспектив развития личности в целостном учебно-воспитательном процессе (цели, содержание, методы, средства и организационные формы, виды творческой деятельности); поиск путей и средств дифференциации и индивидуализации учебной деятельности на основе единства обучения, воспитания, развития;
Тенденции развития педагогических учений в истории педагогической мысли.
Новые подходы к пониманию сущности основ наук, интегрированные курсы, интенсивные методы и технические средства обучения, усиление роли самообразования неизбежно повлекут за собой, особенно в старших классах. лекционно-семинарскую и лабораторно-практическую системы занятий с зачетно-экзаменационной системой учета знаний, умений и навыков. Это одновременно удовлетворит готовность и потребность старшеклассников в увеличении доли самостоятельной работы в учебном процессе. Такие изменения станут возможными тогда, когда педагогическая наука новаторски взломает сложившиеся стереотипы. шаблоны и штампы в подходах к формам и методам обучения. При сохранении урока в качесгве основной формы учебных занятий жизнь настоятельно требует разработки полиморфной, многоформной системы обучения. Многообразие путей познания истины в науке, в общественной жизни, в практике, а также разнообразие способов, приемов человеческого общения, делового и интимного взаимодействия представляет практически неисчерпаемые возможности для методического творчества, разработки новых методов обучения и воспитания. Научная опенка практического методического творчества передовых учителей и новаторов, предотвращение абсолютизации и фетишизации отдельных форм и методов, определение их места в индивидуализированных методических системах каждого учителя будут способствовать повышению эффективности и действенности учебно-воспитательного процесса.
Рекомендованная литература
1. Арсеньев, А. М. Методологические проблемы социалистической педагогики/А. М. Арсеньев, Ф. Ф. Королев//Проблемы социалистической педагогики. -М., 1973. -420 с.
2. Вершинина, Н. А. История педагогики как науковедческая дисциплина/Н. А. Вершинина//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. -2007. -№ 8 (30): Психолого-педагогические науки (педагогика, психология, теория и методика обучения). -С. 66.
3. Вершинина, Н. А. Методология исследования структуры педагогики: автореф. дис. … д.п.н. -СПб, 2009. -С. 25.
4. Ганелин, Ш. И. О новом учебнике по истории педагогики для педвузов/Ш. И. Ганелин, Е. Я. Голант//Советская педагогика. -1957. -№ 12. -С. 126.
5. Джуринский, А. Н. Педагогика: история педагогических идей/А. Н. Джуринский. -М.: Педагогическое общество России, 2000. -352 с.
6. Корнетов, Г. Б. Образование, воспитание, обучение: содержание и соотношение понятий/Г. Б. Корнетов//Психолого-педагогический поиск. -2007. -№ 1 (5). -С. 6-20.