(Урок-путешествие в страну
«Лексика и фразеология» )
Цель урока: повторить и обобщить все изученное по теме «Лексика. Фразеология»
Станция «Теоретическая»
1. Лексикология.
2. Фразеология.
3. Слова, употребляемые жителями определенной местности.
4. Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной профессии.
5. Слова русского языка, известные всему народу.
- Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
- Устаревшие слова.
- Неологизмы (появляются новые предметы, новые представления о мире, и вместе с ними возникают новые слова, называющие их)
- Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
- Историзмы – слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.
- Архаизмы – слова, которые были вытеснены современными синонимами.
Стилистически окрашенные слова — это такие слова, которые употребляются только в определенных стилях. К ним относятся:
- Научная лексика — слова, употребляемые в области науки, образования, техники: кислород, радиус .
- Разговорная лексика — слова, которые используют в устной речи, преимущественно в бытовом общении: бездельничать, велик, видос .
ПРИМЕРЫ
Книжная лексика
грядёт
Нейтральная лексика
длань
наступает
Окрашенная лексика
рука
приближается
кара
наказание
лапа
отрезать
клешня
нагоняй
отхватить
оттяпать
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
- (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум!
- Скрючив.
- Скрючив — согнув, подтянув, сжав.
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.
- (5)Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. (6)Кликнет своего Дружка...
- Кликнет.
- Кликнет — позовёт.
Станция «Распределительная»
- Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы».
Зеница, гамбургер, ботфорты, чело, очи, флеш-карта, уста, ди-джей, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб. принтер, чипсы, ноутбук.
Ответы: Станция «Распределительная»
Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы».
Проверь себя.
Слова – пенсионеры: зеница, ботфорты, чело, очи, уста, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб.
Слова – младенцы: принтер, флеш-карта, чипсы, гамбургер, ди-джей, ноутбук.
УСТАРЕВШИЕ СЛОВА : ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ
НЕОЛОГИЗМЫ
Ответы: Станция «Распределительная»
- Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).
Задание : замените заимствованные слова исконно русскими
- 1) брошюра –
- 2) финал –
- 1) инструкция –
- 2) антракт -
- 1) шоссе –
- 2) контролировать -
- 1) агрессивный –
- 2) анонс –
- 1) аккомпанемент –
- 2) директор –
- 1) колоссальный –
- 2)стабильный –
Ответы: Станция «Сообразительная»
Задание : замените заимствованные слова исконно русскими
1) брошюра – небольшая книжечка
2) финал – завершение, конец
1) инструкция – указание
2) антракт - перерыв
1) шоссе – дорога
2) контролировать - проверять
1) агрессивный – враждебный
2) анонс – предварительное объявление
1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение
2) директор – руководитель учреждения
1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)
2)стабильный – прочный, постоянный
Станция «Определительная» Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера) относятся следующие слова :
1. Периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель.
2. Кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп, скальпель
3. Волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет.
Ответы: Станция «Определительная»
Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера) относятся следующие слова:
Проверь себя.
Медицина: кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп, скальпель
Математика: периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель.
Спорт: волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ
Станция «Диалектная»
Задание: Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика
1. Бредень
1. Обувь
2. Баять
2. Хорошая погода
3. Вёдро
3. Петух
4. Кочет
4. Говорить
5. Катанки
5. Валенки
6. Коты
6. Невод
Станция «Фразеологическая»
мозолить глаза – точить лясы –
клевать носом – бить баклуши -
намять бока – держать язык за зубами -
хоть глаз выколи -
яблоку негде упасть –
не в бровь, а в глаз – с три короба –
Ответы: Станция «Фразеологическая»
мозолить глаза – надоедать точить лясы – болтать
клевать носом – засыпать бить баклуши - бездельничать
намять бока – бить держать язык за зубами - молчать
хоть глаз выколи - темно
яблоку негде упасть – тесно
не в бровь, а в глаз – метко с три короба – много
Рефлексия
Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:
работал спустя рукава ,
хлопал ушами ,
шевелил мозгами,
считал ворон ,
работал не покладая рук.
Спасибо
за урок!