СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по русскому языку на тему: "Путешествие в страну Лексикология и Фразеология

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

презентация

Просмотр содержимого документа
«Презентация по русскому языку на тему: "Путешествие в страну Лексикология и Фразеология»

(Урок-путешествие в страну «Лексика и фразеология» )

(Урок-путешествие в страну

«Лексика и фразеология» )

Цель урока: повторить и обобщить все изученное по теме «Лексика. Фразеология»

Цель урока: повторить и обобщить все изученное по теме «Лексика. Фразеология»

Станция «Теоретическая» 1. Лексикология. 2. Фразеология. 3. Слова, употребляемые жителями определенной местности. 4. Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной профессии. 5. Слова русского языка, известные всему народу. Слова, вошедшие в русский язык из других языков.  Устаревшие слова.  Неологизмы (появляются новые предметы, новые представления о мире, и вместе с ними возникают новые слова, называющие их)  Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.  Историзмы – слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений. Архаизмы – слова, которые были вытеснены современными синонимами.

Станция «Теоретическая»

1. Лексикология.

2. Фразеология.

3. Слова, употребляемые жителями определенной местности.

4. Слова, связанные с особенностью работы людей той или иной профессии.

5. Слова русского языка, известные всему народу.

  • Слова, вошедшие в русский язык из других языков.
  • Устаревшие слова.
  • Неологизмы (появляются новые предметы, новые представления о мире, и вместе с ними возникают новые слова, называющие их)
  • Устойчивые сочетания слов, равные по значению либо одному слову, либо целому предложению.
  • Историзмы – слова, вышедшие из активного употребления в связи с исчезновением называемых ими предметов и явлений.
  • Архаизмы – слова, которые были вытеснены современными синонимами.
Стилистически окрашенные слова  — это такие слова, которые употребляются только в определенных стилях. К ним относятся:   Научная лексика  — слова, употребляемые в области науки, образования, техники: кислород, радиус . Разговорная лексика  — слова, которые используют в устной речи, преимущественно в бытовом общении: бездельничать, велик, видос .

Стилистически окрашенные слова  — это такие слова, которые употребляются только в определенных стилях. К ним относятся:

  • Научная лексика  — слова, употребляемые в области науки, образования, техники: кислород, радиус .
  • Разговорная лексика  — слова, которые используют в устной речи, преимущественно в бытовом общении: бездельничать, велик, видос .
ПРИМЕРЫ   Книжная лексика  грядёт Нейтральная лексика длань наступает Окрашенная лексика рука приближается кара наказание лапа отрезать клешня нагоняй отхватить оттяпать

ПРИМЕРЫ

Книжная лексика

грядёт

Нейтральная лексика

длань

наступает

Окрашенная лексика

рука

приближается

кара

наказание

лапа

отрезать

клешня

нагоняй

отхватить

оттяпать

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум! Скрючив. Скрючив — согнув, подтянув, сжав.

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 16-17, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

  • (16)Собака, упершись лапами в камень и скрючив от натуги спину, всё ещё удерживается на поводке, хотя в этом уже нет надобности. (17)Верный мой Кучум!
  • Скрючив.
  • Скрючив — согнув, подтянув, сжав.
Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.   (5)Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. (6)Кликнет своего Дружка... Кликнет. Кликнет — позовёт.

Найдите стилистически окрашенное слово в предложениях 5-6, выпишите это слово. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову.

  • (5)Взглянет Бобыль своими грустными глазами, взглянет — ничего не скажет. (6)Кликнет своего Дружка...
  • Кликнет.
  • Кликнет — позовёт.
Станция «Распределительная»   Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы».  Зеница, гамбургер, ботфорты, чело, очи, флеш-карта, уста, ди-джей, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб. принтер, чипсы, ноутбук.

Станция «Распределительная»

  • Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы».

Зеница, гамбургер, ботфорты, чело, очи, флеш-карта, уста, ди-джей, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб. принтер, чипсы, ноутбук.

Ответы:  Станция «Распределительная»   Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы».  Проверь себя. Слова – пенсионеры: зеница, ботфорты, чело, очи, уста, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб. Слова – младенцы: принтер, флеш-карта, чипсы, гамбургер, ди-джей, ноутбук.  УСТАРЕВШИЕ СЛОВА : ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ НЕОЛОГИЗМЫ

Ответы: Станция «Распределительная»

Задание : Распределить слова на 2 группы: «слова-пенсионеры» и « слова-младенцы».

Проверь себя.

Слова – пенсионеры: зеница, ботфорты, чело, очи, уста, дворянин, алтын, лакей, потчевать, раб.

Слова – младенцы: принтер, флеш-карта, чипсы, гамбургер, ди-джей, ноутбук.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА : ИСТОРИЗМЫ И АРХАИЗМЫ

НЕОЛОГИЗМЫ

  Ответы:  Станция «Распределительная»    Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).

Ответы: Станция «Распределительная»

  • Слова: Зеница – зрачок глаза (архаизм); ботфорты – высокие сапоги (историзм); принтер – (неологизм); флеш-карта – (неологизм); чело – лоб (архаизм); очи – глаза (архаизм); чипсы – (неологизм); гамбургер – (неологизм); уста – губы (архаизм); дворянин – (историзм); алтын – денежная единица (историзм); лакей – комнатный слуга (историзм); потчевать – угощать (архаизм); раб – (историзм); ди-джей – (неологизм), ноутбук – (неологизм).
Задание : замените заимствованные слова исконно русскими   1) брошюра –                                        2) финал – 1) инструкция –                                                        2) антракт -                                                     1) шоссе –                                                              2) контролировать - 1) агрессивный –                          2) анонс – 1) аккомпанемент –              2) директор – 1) колоссальный –        2)стабильный –

Задание : замените заимствованные слова исконно русскими

  • 1) брошюра –                                       
  • 2) финал –
  • 1) инструкция –                                                       
  • 2) антракт -                                                    
  • 1) шоссе –                                                             
  • 2) контролировать -
  • 1) агрессивный –                         
  • 2) анонс –
  • 1) аккомпанемент –             
  • 2) директор –
  • 1) колоссальный –       
  • 2)стабильный –
Ответы:  Станция «Сообразительная»     Задание : замените заимствованные слова исконно русскими 1) брошюра – небольшая книжечка                                         2) финал – завершение, конец 1) инструкция – указание                                                                 2) антракт - перерыв                                                         1) шоссе – дорога                                                                       2) контролировать - проверять 1) агрессивный – враждебный                                   2) анонс – предварительное объявление 1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение               2) директор – руководитель учреждения 1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)         2)стабильный – прочный, постоянный

Ответы: Станция «Сообразительная»

Задание : замените заимствованные слова исконно русскими

1) брошюра – небольшая книжечка                                        

2) финал – завершение, конец

1) инструкция – указание                                                                

2) антракт - перерыв                                                        

1) шоссе – дорога                                                                      

2) контролировать - проверять

1) агрессивный – враждебный                                  

2) анонс – предварительное объявление

1) аккомпанемент – музыкальное сопровождение              

2) директор – руководитель учреждения

1) колоссальный – очень большой, огромный (успех)        

2)стабильный – прочный, постоянный

    Станция «Определительная»     Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера)   относятся следующие слова : 1. Периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель. 2. Кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп, скальпель 3. Волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет.

Станция «Определительная» Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера)   относятся следующие слова :

1. Периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель.

2. Кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп, скальпель

3. Волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет.

Ответы:  Станция «Определительная»    Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера)   относятся следующие слова: Проверь себя. Медицина: кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп, скальпель Математика: периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель. Спорт: волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет. ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Ответы: Станция «Определительная»

Задание: Определи, к какой сфере деятельности (медицина, математика, спортивная сфера)   относятся следующие слова:

Проверь себя.

Медицина: кардиограмма, инъекция, рентген, флюорография, хирург, фонедоскоп, скальпель

Математика: периметр, сумма, треугольник, уравнение, множитель.

Спорт: волейбол, пенальти, нокаут, баскетбол, защитник, гол, атлет.

ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ

Станция  «Диалектная» Задание:  Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика 1. Бредень 1. Обувь 2. Баять 2. Хорошая погода 3. Вёдро 3. Петух 4. Кочет 4. Говорить 5. Катанки 5. Валенки 6. Коты 6. Невод

Станция «Диалектная»

Задание:  Подобрать к диалектному слову из 1 столбика диалектное слово из 2 столбика

1. Бредень

1. Обувь

2. Баять

2. Хорошая погода

3. Вёдро

3. Петух

4. Кочет

4. Говорить

5. Катанки

5. Валенки

6. Коты

6. Невод

Станция «Фразеологическая» мозолить глаза –                 точить лясы –  клевать носом –            бить баклуши -  намять бока –               держать язык за зубами -  хоть глаз выколи -                                                   яблоку негде  упасть –  не в бровь, а в глаз –           с три короба – 

Станция «Фразеологическая»

мозолить глаза –                 точить лясы – 

клевать носом –            бить баклуши - 

намять бока –               держать язык за зубами - 

хоть глаз выколи -                                                  

яблоку негде  упасть – 

не в бровь, а в глаз –           с три короба – 

Ответы:  Станция «Фразеологическая» мозолить глаза – надоедать                точить лясы – болтать клевать носом – засыпать           бить баклуши - бездельничать намять бока – бить                   держать язык за зубами - молчать хоть глаз выколи - темно                                                    яблоку негде  упасть – тесно не в бровь, а в глаз – метко             с три короба – много

Ответы: Станция «Фразеологическая»

мозолить глаза – надоедать                точить лясы – болтать

клевать носом – засыпать           бить баклуши - бездельничать

намять бока – бить                   держать язык за зубами - молчать

хоть глаз выколи - темно                                                   

яблоку негде  упасть – тесно

не в бровь, а в глаз – метко             с три короба – много

Рефлексия Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока: работал спустя рукава , хлопал ушами , шевелил мозгами, считал ворон , работал не покладая рук.

Рефлексия

Подберите выражение, соответствующее вашему восприятию урока:

работал спустя рукава ,

хлопал ушами ,

шевелил мозгами,

считал ворон ,

работал не покладая рук.

Спасибо за урок!

Спасибо

за урок!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!