СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация по творчеству А.П. Чехова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Делюсь своей презентацией по творчеству А.П. Чехова. По его рассказам мною разработана "Своя игра ". #впомощьучителю

Просмотр содержимого документа
«Презентация по творчеству А.П. Чехова»

Антон Павлович Чехов 1860-1904 Когда человек смеется… Презентацию подготовила учитель  русского языка и литературы МБУ «Школа № 41» г. о. Тольятти Осипян Люсинэ Гагиковна

Антон Павлович Чехов

1860-1904

Когда человек смеется…

Презентацию подготовила учитель

русского языка и литературы

МБУ «Школа № 41» г. о. Тольятти

Осипян Люсинэ Гагиковна

Антон Павлович Чехов 1860-1904 Когда человек смеется… Он не просто описывал жизнь,  но жаждал переделать её, чтобы она стала  умнее, человечнее, радостнее  К. Чуковский

Антон Павлович Чехов

1860-1904

Когда человек смеется…

Он не просто описывал жизнь, но жаждал переделать её, чтобы она стала умнее, человечнее, радостнее К. Чуковский

Цели : I. Образовательные :   1) Повторение, обобщение, обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.  2) Повторение сведений, полученных на предыдущих уроках.  3) Развитие навыков выразительного чтения учащихся.  4) Изучение читательских интересов школьников  5) Контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся. II. Развивающие :   1) Развитие творческих способностей детей   2) Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на  поставленный вопрос. III. Воспитывающие :   1) Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.   2) Воспитание читателя, чуткого к художественному слову.   3) Воспитание у учащихся нравственных качеств личности (доброты,  сострадания, честности, искренности, любви к ближнему).

Цели : I. Образовательные :

1) Повторение, обобщение, обогащение сведений о Чехове как человеке и писателе.

2) Повторение сведений, полученных на предыдущих уроках.

3) Развитие навыков выразительного чтения учащихся.

4) Изучение читательских интересов школьников

5) Контроль объема и качества самостоятельного чтения учащихся.

II. Развивающие :

1) Развитие творческих способностей детей

2) Развитие речи учащихся, умения точно и грамотно отвечать на поставленный вопрос.

III. Воспитывающие :

1) Воспитание интереса к творчеству А.П. Чехова.

2) Воспитание читателя, чуткого к художественному слову.

3) Воспитание у учащихся нравственных качеств личности (доброты, сострадания, честности, искренности, любви к ближнему).

В каком рассказе упоминается брошюра о «вреде чаизма и кофеизма для организма»?  Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны; он не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.

В каком рассказе упоминается брошюра о «вреде чаизма и кофеизма для организма»?

Вы, конечно, помните приключения чеховской «Каштанки». Такой рассказ мог написать только человек, любящий людей, любящий животных, любящий жизнь. Эта любовь Чехова была очень деятельной. Он был врачом и помог многим людям справиться с болезнью; он был писателем, и его рассказы и книги помогали и помогают справляться со сложностями жизни, помогают посмотреть на себя со стороны; он не просто посадил дерево, он посадил целые сады, организовал на свои деньги множество библиотек, школ, больниц, не афишируя свою благотворительность. Он действительно творил благо. При этом был очень веселым, неистощимым на выдумки человеком.

Л.Н.Толстой об А.П. Чехове Чехов – несравненный художник. Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще… . Он брал из жизни то, что видел… и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних черточек.

Л.Н.Толстой об А.П. Чехове

Чехов – несравненный художник. Художник жизни. И достоинство его творчества в том, что оно понятно и сродни не только всякому русскому, но и всякому человеку вообще… . Он брал из жизни то, что видел… и если брал что – нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних черточек.

Таганрог. Дом, где родился А.П.Чехов

Таганрог. Дом, где родился А.П.Чехов

В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку. Незадолго до начала купеческой деятельности он женился на  Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной талантливой семье. 17 января (29 января) 1860 года в доме Чеховых в Таганроге  родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было семь детей: Александр,  Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил и умершая в детстве Евгения

В 1857 году Павел Чехов открыл собственную лавку. Незадолго до начала купеческой деятельности он женился на  Евгении Яковлевне Морозовой, положив начало многочисленной талантливой семье. 17 января (29 января) 1860 года в доме Чеховых в Таганроге  родился третий сын, Антон, — будущий писатель. Всего в семье Павла Егоровича Чехова было семь детей: Александр,  Николай, Антон, Иван, Мария, Михаил и умершая в детстве Евгения

Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелочной лавки. Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре. Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, была внучкой выкупленного на волю крепостного крестьянина. Ей удавалось смягчать строгость мужа по отношению к детям.

Отец Антона Павловича, бывший приказчик, был хозяином мелочной лавки. Своих детей Павел Егорович содержал в строгости. Они должны были учиться, работать в отцовской лавке и петь в созданном отцом же церковном хоре.

Мать Антона Павловича, Евгения Яковлевна, была внучкой выкупленного на волю крепостного крестьянина. Ей удавалось смягчать строгость мужа по отношению к детям.

Позже Антон Павлович говорил: «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Позже Антон Павлович говорил:

«Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери».

Я получил в детстве религиозное образование… Когда, бывало, я и два мои брата среди церкви пели…, на нас все смотрели с умилением, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками.

Я получил в детстве религиозное образование… Когда, бывало, я и два мои брата среди церкви пели…, на нас все смотрели с умилением, мы же в это время чувствовали себя маленькими каторжниками.

В детстве у меня не было детства Отец и мать, единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук. Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать.

В детстве у меня не было детства

Отец и мать, единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дело их рук.

Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и страшно вспоминать.

Cвое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета. Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему “Врачебное дело в России” . В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью.

Cвое будущее Антон Павлович решил посвятить медицине. В 1879 году, по окончании гимназии, он получил небольшую стипендию и перебрался к семье в Москву, где и поступил на медицинский факультет Московского университета.

Получив диплом врача, Чехов устраивается на работу в Подмосковье и даже пробует писать диссертацию на тему “Врачебное дело в России” . В своей литературной деятельности Антон Павлович не забывал о том, что он врач. Доктора становятся главными героями многих его произведений, да и психологию своих персонажей он описывает с чисто медицинской тщательностью.

Павел Егорович, отец Антона Павловича, был  «коммерсантом» , как он солидно называл себя, по профессии, и художником — по душе. Его одарённость была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре:  «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери» . Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича был созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов и альтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.

Павел Егорович, отец Антона Павловича, был  «коммерсантом» , как он солидно называл себя, по профессии, и художником — по душе. Его одарённость была разносторонней. Он самоучкой выучился играть на скрипке, увлекался живописью. Он писал красками, занимался иконописью. Антон Павлович говорил о себе и своих братьях и сестре:  «Талант в нас со стороны отца, а душа со стороны матери» . Пожалуй, самым сильным увлечением Павла Егоровича был созданный им церковный хор, отнимавший у него много времени в ущерб коммерческим делам. С присущей ему настойчивостью и дотошностью он добивался, чтобы его хор был лучшим в городе. Он набрал певчих из кузнецов; партии дискантов и альтов исполняли его сыновья. Именно хор, а не торговля, составлял подлинный интерес его жизни.

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

Сначала Чехов учился в греческой школе в Таганроге. Содержащий школу грек заставлял зазубривать уроки, бил учеников линейкой, ставил в угол на колени на крупную соль. В 8 лет, после двух лет учёбы, Чехов поступает в таганрогскую гимназию. Мужская классическая гимназия была старейшим учебным заведением на юге России (основана в 1806 г.) и давала солидное по тем временам образование и воспитание. Окончившие восемь классов гимназии молодые люди могли без экзаменов поступить в любой российский университет или поехать учиться за границу. Гимназия сформировала у Чехова отвращение к лицемерию и фальши. Здесь формировалось его видение мира, любовь к книгам, знаниям и театру. Здесь он получил свой первый литературный псевдоним «Чехонте», которым его наградил учитель Закона Божьего Фёдор Покровский. Здесь начинались его первые литературные и сценические опыты.

В 1880 год - Чехов помещает в журнале «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях». Это был его дебют в печати. 1884 год - выходит первая книга рассказов Чехова - «Сказки Мельпомены». Чехов сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в жанре короткого рассказа.

В 1880 год - Чехов помещает в журнале «Стрекоза» рассказ «Письмо к учёному соседу» и юмореску «Что чаще всего встречается в романах, повестях».

Это был его дебют в печати.

1884 год - выходит первая книга рассказов Чехова - «Сказки Мельпомены».

Чехов сотрудничает с журналами «Зритель», «Будильник», «Свет и тени», «Мирской толк», «Осколки». Пишет в жанре короткого рассказа.

1892 год – Чехов покупает имение Мелихово. 1898 года Чехов едет в Ялту. Там он начинает строительство дома. По проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача (Чеховский сад).

1892 год – Чехов покупает имение Мелихово.

1898 года Чехов едет в Ялту. Там он начинает строительство дома.

По проекту архитектора Шаповалова была построена прекрасная дача (Чеховский сад).

1895 год - Чехов посещает Ясную Поляну, чтобы познакомиться с Л.Н. Толстым.

1895 год - Чехов посещает Ясную Поляну, чтобы познакомиться

с Л.Н. Толстым.

Павел Егорович разоряется и с семьей бежит в Москву от кредиторов. Антон будет жить в Таганроге самостоятельно, без заботы и помощи родных. Он продолжает учиться в гимназии, занимается репетиторством, продает мебель и вещи из дома и все свободные деньги посылает в Москву. Детство закончилось. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. Одновременно с учебой Чехов пробует свои силы в литературе, становится автором юмористических рассказов в многочисленных сатирических изданиях. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в больнице известного доктора П. А. Архангельского. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.

Павел Егорович разоряется и с семьей бежит в Москву от кредиторов. Антон будет жить в Таганроге самостоятельно, без заботы и помощи родных. Он продолжает учиться в гимназии, занимается репетиторством, продает мебель и вещи из дома и все свободные деньги посылает в Москву.

Детство закончилось. В 1879 году он закончил гимназию в Таганроге. В этом же году он переехал к родителям в Москву и поступил на медицинский факультет Московского университета, где учился у известных профессоров: Н. Склифософского, Г. Захарьина и других. Одновременно с учебой Чехов пробует свои силы в литературе, становится автором юмористических рассказов в многочисленных сатирических изданиях. В 1884 году он окончил курс университета и начал работать уездным врачом в Воскресенске (ныне город Истра), в больнице известного доктора П. А. Архангельского. Затем он работал в Звенигороде, где некоторое время он заведовал больницей.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако, насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

В 1901 году Антон Павлович женился на актрисе Московского Художественного театра Ольге Книппер, однако, насладиться своим творческим успехом и семейным счастьем ему было не суждено. В связи с обострением туберкулеза состояние его здоровья резко ухудшилось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер.

Здесь 2 (15) июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Особенности стиля Чехова «Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о длинных вещах!» По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строится на остром необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.

Особенности стиля Чехова

«Краткость – сестра таланта… Умею коротко говорить о длинных вещах!»

По условиям юмористических журналов рассказ не должен был превышать ста строк. Выполняя эти требования, Чехов научился писать кратко. Короткие рассказы были очень емкими по содержанию. Это достигалось ярким заглавием, значащими именами и фамилиями, сюжетом, который строится на остром необычном положении; динамичным действием, выразительной деталью; сценичностью диалога; простой, ясной речью автора.

Особенности рассказов Чехова: Короткое вступление. Нет подробного описания пейзажа, портрета. Яркие художественные детали. Основа рассказа – диалог. «Говорящие» фамилии

Особенности рассказов Чехова:

  • Короткое вступление.
  • Нет подробного описания пейзажа, портрета.
  • Яркие художественные детали.
  • Основа рассказа – диалог.
  • «Говорящие» фамилии
«Чехов — это Пушкин в прозе» Л.Н.Толстой «…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по- моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким- то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня…»

«Чехов — это Пушкин в прозе»

Л.Н.Толстой

«…Благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые, по- моему, для всего мира формы писания, подобных которым я не встречал нигде. Его язык удивителен. Я помню, что когда я первый раз начал читать Чехова, то сначала он показался мне каким- то странным, как бы нескладным. Но как только я вчитался, так этот язык и захватил меня…»

Какое высказывание принадлежит  А. П. Чехову? 1) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» 2) «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела» 3) «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица» 4) «Красота – это королева, которая правит очень недолго»

Какое высказывание принадлежит А. П. Чехову?

1) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»

2) «Шутить надо для того, чтобы совершать серьёзные дела»

3) «Смех – это солнце: оно прогоняет зиму с человеческого лица»

4) «Красота – это королева, которая правит очень недолго»

В каком юмористическом рассказе встретились ящерица и собака? Как ящерица могла повлиять на судьбу собаки? Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель не один раз менял своё мнение о собаке, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина.

В каком юмористическом рассказе встретились ящерица и собака? Как ящерица могла повлиять на судьбу собаки?

Рассказ «Хамелеон». Полицейский надзиратель не один раз менял своё мнение о собаке, укусившей за палец золотых дел мастера Хрюкина.

В каких рассказах герои изъясняются так: а) «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники. Все чихают»; б) «Я покажу вам, как собак распускать!... Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!»;

В каких рассказах герои изъясняются так:

а) «Чихать никому и нигде не возбраняется. Чихают и мужики, и полицмейстеры, и иногда даже тайные советники. Все чихают»;

б) «Я покажу вам, как собак распускать!... Как оштрафую его, мерзавца, так он узнает у меня, что значит собака и прочий бродячий скот!»;

Псевдонимы А. П. Чехова: Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер и Ревур, Грач, Ц, полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс., Вспыльчивый человек. Юмористические подписи и псевдонимы: Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас, Дяденька, Крапива, Дон Антонио Чехонте, Шампанский

Псевдонимы А. П. Чехова:

Антоша Чехонте (варианты: Антоша, Антоша Ч., Чехонте, Ан., А.Ч., А.Чехонте), Прозаический поэт, Рувер и Ревур, Грач, Ц, полковник, Кочкарев, Лаэрт, Улисс., Вспыльчивый человек.

Юмористические подписи и псевдонимы:

Врач без пациентов, Гайка №6, Аркадий Тарантулов, Кисляев, Макар Балдастов, Шампанский, Человек без селезенки, (Ч.Б.С.), Брат моего брата, Некто, Шиллер Шекспирович Гете, Крик, Даглас, Дяденька, Крапива, Дон Антонио Чехонте, Шампанский

Словарная работа Юмор - смех добрый, веселый. Сатира - смех злой, гневный, зовет к протесту. Гротеск - фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека. Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета. Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы.

Словарная работа

  • Юмор - смех добрый, веселый.
  • Сатира - смех злой, гневный, зовет к протесту.
  • Гротеск - фантастическое преувеличение, повествующее об одном или нескольких событиях в жизни человека.
  • Гипербола - чрезмерное преувеличение свойств изображаемого предмета.
  • Ремарка - пояснение автора к тексту пьесы.
Словарная работа Подобострастие – льстивость, угодливость. Угодничество - льстивое поведение. Самоуничижение - признание себя ничтожным. Чинопочитание  – лицемерное отношение к старшим по должности, званию. Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Словарная работа

Подобострастие – льстивость, угодливость.

Угодничество - льстивое поведение.

Самоуничижение - признание себя ничтожным.

Чинопочитание – лицемерное отношение к старшим по должности, званию.

Подхалимство – стремление расположить к себе кого-то лестью.

Словарная работа Хамелеонство -угодничество, приспособленчество, чинопочитание. Конфисковать - принудительно отобрать, изъять в пользу государства. Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами. Солдафонство - бездумно командовать, подчиняться. Косноязычный —плохо развита речь, невелик словарный запас.

Словарная работа

Хамелеонство -угодничество, приспособленчество, чинопочитание.

Конфисковать - принудительно отобрать, изъять в пользу государства.

Обыватель - человек, живущий мелкими, личными интересами.

Солдафонство - бездумно командовать, подчиняться.

Косноязычный —плохо развита речь, невелик словарный запас.

Обратимся к рассказу… Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёрдоранжем. Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Обратимся к рассказу…

  • Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками.
  • Пахло от него ветчиной и кофейной гущей.
  • Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни.
  • Пахло от него хересом и флёрдоранжем.

Херес и флердоранж могли себе позволить только богатые люди. Значит Толстый – самостоятельный, богатый, довольный жизнью.

Херес – это сорт крепкого виноградного вина. Флердоранж – цветы померанцевого (апельсинового) дерева. Во многих культурах «цветы апельсинового дерева – древний символ изобилия».

Херес – это сорт крепкого виноградного вина.

Флердоранж – цветы померанцевого (апельсинового) дерева. Во многих культурах «цветы апельсинового дерева – древний символ изобилия».

Навьючен чемоданами «навьючен чемоданами» – не может позволить себе нанять носильщика. Значит Тонкий – бедный, человек, неуверенный в себе. Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.» Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

Навьючен чемоданами

«навьючен чемоданами» не может позволить себе нанять носильщика.

Значит Тонкий бедный, человек, неуверенный в себе.

Тонкий: «Жена уроки музыки дает, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю.»

Он таким образом получает дополнительный заработок. Это говорит о крайней нужде

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора?  «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)  В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)  Тонкий вдруг побледнел , окаменел , но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…

Как же ведет себя Тонкий после недолгого разговора?

  • «съежился, сгорбился, сузился… Его чемоданы, узлы и картонки съежились, поморщились» (гипербола -  стилистическая фигура явного и намеренного преувеличения, с целью усиления выразительности)
  • В конце слов приставляет «с»: «Хи-хи-с… Что вы-с…» (раньше так было принято обращаться к высокопоставленным личностям)
  • Тонкий вдруг побледнел , окаменел , но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой…
Лаконизм и абсурд Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм) . Ситуация доведена писателем до абсурда , именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.

Лаконизм и абсурд

  • Рассказ занимает всего 2 страницы, а по глубине обличения пресмыкательства равен крупному произведению (лаконизм) .
  • Ситуация доведена писателем до абсурда , именно это и позволяет лучше увидеть нелепость самой жизни, в которой царят низкопоклонство, чинопочитание, обожествление начальства и панический страх перед ним.
Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

Иро́ния (от др.-греч. εἰρωνεία — «притворство») — троп, в котором истинный смысл скрыт или противоречит (противопоставляется) смыслу явному. Ирония создаёт ощущение, что предмет обсуждения не таков, каким он кажется.

«Хамелеон»  Смешное в рассказе начинается сразу с говорящих фамилий: Очумелов( чумной, одуревший), Хрюкин(свинья, хам, невежа)  Сюжет рассказа тоже сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее  Если щенок неизвестный ,то он - бешеная собака, «бродячий скот», «подлость одна», которую следует немедленно истребить. Принадлежность щенка генералу превращает его в «нежную тварь», «цуцыка этакого», «шуструю собачонку».

«Хамелеон»

Смешное в рассказе начинается сразу с говорящих фамилий: Очумелов( чумной, одуревший), Хрюкин(свинья, хам, невежа)

Сюжет рассказа тоже сатиричен: в зависимости от того, генеральская собака или нет, меняется взгляд полицейского надзирателя Очумелова на происходящее

Если щенок неизвестный ,то он - бешеная собака, «бродячий скот», «подлость одна», которую следует немедленно истребить. Принадлежность щенка генералу превращает его в «нежную тварь», «цуцыка этакого», «шуструю собачонку».

 Точно так же меняется положение пострадавшего Хрюкина: то он незаслуженно обиженный, которому Очумелов советует «дела этого так не оставлять», то превращается в «вон какого верзилу», вруна, «свинью», болвана. Очумелов боится «промазать» со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод. Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде( 6 раз Очумелов менял своё мнение). Смешное и грустное живут рядом: льстецы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: «честь», «справедливость», «закон»

Точно так же меняется положение пострадавшего Хрюкина: то он незаслуженно обиженный, которому Очумелов советует «дела этого так не оставлять», то превращается в «вон какого верзилу», вруна, «свинью», болвана. Очумелов боится «промазать» со своим решением, что от напряжения его кидает то в жар, то в холод. Снимая и одевая пальто, он предстаёт перед нами в комическом виде( 6 раз Очумелов менял своё мнение). Смешное и грустное живут рядом: льстецы и чиноугодники стремятся решать важные вопросы. Им не ведомы слова: «честь», «справедливость», «закон»

ХАМЕЛЕОНСТВО По отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость. По отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание. По отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

ХАМЕЛЕОНСТВО

По отношению к Хрюкину: грубость, надменность, самомнение, заносчивость, высокомерие, спесивость.

По отношению к генералу: подхалимство, угодничество, чинопочитание, самоуничижение, льстивость, пресмыкание, раболепство, заискивание.

По отношению к самому себе: полное отсутствие чувства собственного достоинства.

Говорящие фамилии   Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший). Хрюкин (неопрятный, разиня, невежа). Жигалов (от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание). Елдырин (от «елдыга» - сварливый и корыстный, придирается при дележе). В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя

Говорящие фамилии

Очумелов ( находящийся в беспамятстве, дурной, очумевший).

Хрюкин (неопрятный, разиня, невежа).

Жигалов (от «жига, жиганка»- брань, побои, наказание).

Елдырин (от «елдыга» - сварливый и корыстный, придирается при дележе).

В рассказе повторяется ситуация выяснения (“чья собака”?). Шесть раз меняется ответ на этот вопрос, и столько же раз меняется реакция полицейского надзирателя

Говорящие фамилии Наиболее часты в прозе А. П. Чехова фамилии, обозначающие: «части тела» (Желваков, Челюстин, Грязноруков), «пищу» (Соусов, Пивомедов, Лимонадов),  «животных» (Клещев, Гускин, Курятин, Гнилорыбенков, Червяков)

Говорящие фамилии

Наиболее часты в прозе А. П. Чехова фамилии, обозначающие:

«части тела» (Желваков, Челюстин, Грязноруков),

«пищу» (Соусов, Пивомедов, Лимонадов),

«животных» (Клещев, Гускин, Курятин, Гнилорыбенков, Червяков)

Говорящие фамилии Разящий прием А. П. Чехова - прием включения неэстетичных фамилий: Гундасов,  Гнилодушкин,  Гнилорыбенков,  Глоталов,  Укуси-Каланчевский,  Недоехов, Пришибеев, Унылов,  Егор Грязноруков,  Панихидин,  Погостов,  Челюстин,  Кладбищенский, Трупов, Черепов

Говорящие фамилии

Разящий прием А. П. Чехова - прием включения неэстетичных фамилий:

Гундасов, Гнилодушкин, Гнилорыбенков, Глоталов, Укуси-Каланчевский, Недоехов, Пришибеев, Унылов,

Егор Грязноруков, Панихидин,

Погостов, Челюстин, Кладбищенский, Трупов, Черепов

«Смерть чиновника» Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство.   В.Недзвецкий

«Смерть чиновника»

Если Червяков и унижен в его человеческом достоинстве, то отнюдь не генералом Бризжаловым. Свое человеческое достоинство Червяков унижает, при этом весьма настойчиво, только сам. Итак, чеховский Червяков – чиновник не по роду службы или должности, но по натуре. Этот тип существует в любой среде и в любом народе. Он, увы, вечен, бессмертен. Герой «Смерти чиновника» помирал оттого, что не был понят и удовлетворён в праве на пресмыкательство. В.Недзвецкий

«Говорящие» фамилии Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль).  Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).

«Говорящие» фамилии

Червяков – червь, червяк, кольчатое, безногое животное, которое ползает, пресмыкается (Даль). Бризжалов – брезжать – бренчать, звенеть дрожью, болтать; брезготать – кричать резким голосом, ворчать (Даль).

«Посчитаем…» Глядел – 5 раз. Чихнул – 6 раз. Сконфузился – 3 раза. Обрызгал – 5 раз. Извиниться – 7 раз. Объяснить – 5 раз. Бормотал – 3 раза. Простите – 1 раз.

«Посчитаем…»

  • Глядел – 5 раз.
  • Чихнул – 6 раз.
  • Сконфузился – 3 раза.
  • Обрызгал – 5 раз.
  • Извиниться – 7 раз.
  • Объяснить – 5 раз.
  • Бормотал – 3 раза.
  • Простите – 1 раз.
Вывод Незначительный, страдающий комплексом неполноценности чиновник оказывается вдруг страшным для самого генерала; он как червь точит психику Бризжалова, пока не выводит высокопоставленного чиновника из себя. Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения.   В.Крючков

Вывод

Незначительный, страдающий комплексом неполноценности чиновник оказывается вдруг страшным для самого генерала; он как червь точит психику Бризжалова, пока не выводит высокопоставленного чиновника из себя. Безобидный Червяков оказывается своего рода тираном, деспотом. Червяков страшен потому, что на нём, на его добровольном пресмыкательстве, держится вся система низкопоклонства, чинопочитания, унижения и самоунижения. В.Крючков

«Каштанка» «Хамелеон» 100 100 200 «Лошадиная фамилия» 200 «Смерть чиновника» 300 100 «Толстый и тонкий» 300 400 200 100 500 400 100 «Мальчики» 200 300 200 500 300 100 400 200 400 300 500 400 500 300 500 400 500

«Каштанка»

«Хамелеон»

100

100

200

«Лошадиная фамилия»

200

«Смерть чиновника»

300

100

«Толстый и тонкий»

300

400

200

100

500

400

100

«Мальчики»

200

300

200

500

300

100

400

200

400

300

500

400

500

300

500

400

500

Право первого хода Расположите имена персонажей: Хрюкин, Нафаня, Булдеев - согласно произведениям, в которых они изображены А)«Хамелеон» Б)«Лошадиная фамилия» В) «Толстый и тонкий»

Право первого хода

Расположите имена персонажей: Хрюкин, Нафаня, Булдеев - согласно произведениям, в которых они изображены

А)«Хамелеон»

Б)«Лошадиная фамилия»

В) «Толстый и тонкий»

«Каштанка» 100 Какую кличку получила Каштанка в доме незнакомца?

«Каштанка» 100

Какую кличку получила Каштанка в доме незнакомца?

«Каштанка» 200 От чего умер Иван Иваныч?

«Каштанка» 200

От чего умер Иван Иваныч?

«Каштанка» 300 Кем был хозяин Каштанки?

«Каштанка» 300

Кем был хозяин Каштанки?

«Каштанка» 400 Какие животные жили в доме незнакомца, в который попала Каштанка?

«Каштанка» 400

Какие животные жили в доме незнакомца, в который попала Каштанка?

«Каштанка» 500 Где Каштанка встретила своих прежних хозяев?

«Каштанка» 500

Где Каштанка встретила своих прежних хозяев?

«Хамелеон» 100 Выберите из предложенного перечня эпитетов тот, который не относится к собаке из рассказа: подлая, красивая, бешеная, бродячая, шустрая.

«Хамелеон» 100

Выберите из предложенного перечня эпитетов тот, который не относится к собаке из рассказа: подлая, красивая, бешеная, бродячая, шустрая.

«Хамелеон» 200 Что было в руках у полицейского надзирателя Очумелова, который шёл через базарную площадь?

«Хамелеон» 200

Что было в руках у полицейского надзирателя Очумелова, который шёл через базарную площадь?

«Хамелеон» 300 В какое время года происходит действие в рассказе «Хамелеон»?

«Хамелеон» 300

В какое время года происходит действие в рассказе «Хамелеон»?

«Хамелеон» 400 Как звали генеральского повара из рассказа «Хамелеон»? А) Прохор Б) Павел В) Петр Г) Пантейлемон

«Хамелеон» 400

Как звали генеральского повара из рассказа «Хамелеон»?

А) Прохор

Б) Павел

В) Петр

Г) Пантейлемон

«Хамелеон» 500 Продолжите фразу, сказанную Хрюкиным: «Ежели каждый будет кусаться, то…»

«Хамелеон» 500

Продолжите фразу, сказанную Хрюкиным: «Ежели каждый будет кусаться, то…»

«Лошадиная фамилия» 100 В рассказе у генерал-майора Булдеева: А) разболелась голова Б)разболелись зубы В)Поднялась высокая температура Г) Начался сильный насморк

«Лошадиная фамилия» 100

В рассказе у генерал-майора Булдеева:

  • А) разболелась голова
  • Б)разболелись зубы
  • В)Поднялась высокая температура
  • Г) Начался сильный насморк
«Лошадиная фамилия» 200 Какую фамилию не мог вспомнить герой «Лошадиной фамилии»?

«Лошадиная фамилия» 200

Какую фамилию не мог вспомнить герой «Лошадиной фамилии»?

«Лошадиная фамилия» 300 Найди лишнее. Этими средствами лечили больной зуб генерал-майору Булдееву в рассказе «Лошадиная фамилия» скипидар, керосин, аспирин, йод, хина

«Лошадиная фамилия» 300

Найди лишнее. Этими средствами лечили больной зуб генерал-майору Булдееву в рассказе «Лошадиная фамилия»

скипидар, керосин, аспирин, йод, хина

«Лошадиная фамилия» 400 Каким образом приказчик Иван Евсеич предложил полечить зуб Булдееву?

«Лошадиная фамилия» 400

Каким образом приказчик Иван Евсеич предложил полечить зуб Булдееву?

«Лошадиная фамилия» 500 В каком городе жил акцизный?

«Лошадиная фамилия» 500

В каком городе жил акцизный?

«Смерть чиновника» 100  За что Червяков извиняется перед Бризжаловым?

«Смерть чиновника» 100

За что Червяков извиняется перед Бризжаловым?

«Смерть чиновника» 200 Что надевает на себя Червяков перед походом к генералу?

«Смерть чиновника» 200

Что надевает на себя Червяков перед походом к генералу?

«Смерть чиновника» 300 Как называлась оперетта, которую смотрел Червяков перед тем, как чихнуть на лысину генерала? А) «Сивильский цирюльник» Б) «Летучая мышь» В) «Корневильские колокола» Г) «Лебединое озеро»

«Смерть чиновника» 300

Как называлась оперетта, которую смотрел Червяков перед тем, как чихнуть на лысину генерала?

А) «Сивильский цирюльник»

Б) «Летучая мышь»

В) «Корневильские колокола»

Г) «Лебединое озеро»

«Смерть чиновника» 400 Где Червяков встретил Бризжалова?

«Смерть чиновника» 400

Где Червяков встретил Бризжалова?

«Смерть чиновника» 500 Как долго Червяков просидел в приемной Бризжалова?

«Смерть чиновника» 500

Как долго Червяков просидел в приемной Бризжалова?

«Толстый и тонкий» 100 Где встретились Толстый и Тонкий?

«Толстый и тонкий» 100

Где встретились Толстый и Тонкий?

«Толстый и тонкий» 200 Какой деталью подчёркивается то, что сын тонкого тоже «приятно ошеломлён»? Он снял фуражку Он надел фуражку Он уронил фуражку

«Толстый и тонкий» 200

Какой деталью подчёркивается то, что сын тонкого тоже «приятно ошеломлён»?

  • Он снял фуражку
  • Он надел фуражку
  • Он уронил фуражку
«Толстый и тонкий» 300 Какое прозвище получил тонкий, учась в школе? А) Герострат Б) Диоген В) Эфиальт Г) Геракл

«Толстый и тонкий» 300

Какое прозвище получил тонкий, учась в школе?

А) Герострат

Б) Диоген

В) Эфиальт

Г) Геракл

«Толстый и тонкий» 400 Как зовут Тонкого?  Акакий  Никифор  Порфирий Павел

«Толстый и тонкий» 400

Как зовут Тонкого?

  • Акакий
  • Никифор
  • Порфирий
  • Павел
«Толстый и тонкий» 500 Как зовут Толстого? Афанасий  Михаил Иннокентий  Станислав

«Толстый и тонкий» 500

Как зовут Толстого?

  • Афанасий
  • Михаил
  • Иннокентий
  • Станислав
«Мальчики» 100 Какую затею придумали мальчики?  бегство в Америку  бегство в Африку  бегство в Австралию  кругосветное путешествие

«Мальчики» 100

Какую затею придумали мальчики?

  • бегство в Америку
  • бегство в Африку
  • бегство в Австралию
  • кругосветное путешествие
«Мальчики» 200 Как называл себя Чечевицын?

«Мальчики» 200

Как называл себя Чечевицын?

«Мальчики» 300 Где задержали мальчиков? А)в городе в Гостином дворе Б)в городе на вокзале В)в Америке

«Мальчики» 300

Где задержали мальчиков?

А)в городе в Гостином дворе

Б)в городе на вокзале

В)в Америке

«Мальчики» 400 Как фамилия семьи Володи? Королев Иванов Андреев Чечевицын

«Мальчики» 400

Как фамилия семьи Володи?

  • Королев
  • Иванов
  • Андреев
  • Чечевицын
« Мальчики » 500 Назовите имя собаки семьи Володи  Полкан  Лорд  Милорд  Барон

« Мальчики » 500

Назовите имя собаки семьи Володи

  • Полкан
  • Лорд
  • Милорд
  • Барон


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!