СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Предупреждение и коррекция нарушения письма у детей с нарушением зрения и слуха"

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

1. Механизмы нарушения письма.

2. Характер ошибок письма.

3. Соотнесение дефектов устной речи и письма.

4. Предупреждение и коррекция нарушений письма у детей с недоразвитием зрительно-пространственных представлений: методы, приемы, программы мониторинга и логопедической работы.

5. Особенности развития письменной речи детей с нарушением слуха.

6. Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения.

7. Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Предупреждение и коррекция нарушения письма у детей с нарушением зрения и слуха"»

  Предупреждение  и  коррекция  нарушения  письма  у  детей  с нарушением зрения и слуха

Предупреждение и коррекция нарушения письма у детей с нарушением зрения и слуха

Практическое занятие № 8  1. Механизмы  нарушения  письма.  2. Характер  ошибок  письма.  3. Соотнесение  дефектов  устной  речи  и  письма.  4. Предупреждение  и  коррекция  нарушений  письма  у детей  с  недоразвитием зрительно-пространственных  представлений:  методы,  приемы,  программы  мониторинга  и  логопедической  работы. 5. Особенности развития письменной речи детей с нарушением слуха. 6. Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения. 7. Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП

Практическое занятие № 8

1. Механизмы нарушения письма.

2. Характер ошибок письма.

3. Соотнесение дефектов устной речи и письма.

4. Предупреждение и коррекция нарушений письма у детей с недоразвитием зрительно-пространственных представлений: методы, приемы, программы мониторинга и логопедической работы.

5. Особенности развития письменной речи детей с нарушением слуха.

6. Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения.

7. Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП

Механизмы нарушения письма  Как правило, у детей с нарушением зрения нарушены нейродинамические процессы, подкорково-корковые и корково-подкорковые связи, недостаточно сформировано межполушарное взаимодействие. Нарушены зрительные представления и впечатления. У детей с нарушениями слуха - затруднение аналитической деятельности при письме и несовершенный характер ее объекта (слухоречевых представлений). Отсутствие четких акустических и кинестетических образов, нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом.

Механизмы нарушения письма

Как правило, у детей с нарушением зрения нарушены нейродинамические процессы, подкорково-корковые и корково-подкорковые связи, недостаточно сформировано межполушарное взаимодействие. Нарушены зрительные представления и впечатления.

У детей с нарушениями слуха - затруднение аналитической деятельности при письме и несовершенный характер ее объекта (слухоречевых представлений). Отсутствие четких акустических и кинестетических образов, нарушение ассоциативных связей между зрением и слухом.

Характер  ошибок  письма Дети с нарушением слуха. При всем многообразии нарушений письменной речи у детей с нарушением зрения условно можно выделить две основные группы: грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п.; 2) наличие тех форм дисграфий, которые связаны с имеющимся у детей нарушением слуха и грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия). Ошибки 1. Выпадение частей слов (преимущественно тех, на которые не падает ударение). 2. Смешение сходных по звучанию и месту образования звуков: а) проторных с и з со смычными г и д; б) звонких с глухими; в) шипящих со свистящими; г) замена аффрикаты одним из составляющих ее звуков, и наоборот; д) замена р на л,и наоборот. 3. Неправильное употребление смягчений. 4. Пропуски одного или нескольких согласных при их слож­ных сочетаниях

Характер ошибок письма

Дети с нарушением слуха.

При всем многообразии нарушений письменной речи у детей с нарушением зрения условно можно выделить две основные группы:

  • грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п.;

2) наличие тех форм дисграфий, которые связаны с имеющимся у детей нарушением слуха и грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия).

Ошибки

1. Выпадение частей слов (преимущественно тех, на которые не падает ударение).

2. Смешение сходных по звучанию и месту образования звуков: а) проторных с и з со смычными г и д;

б) звонких с глухими; в) шипящих со свистящими; г) замена аффрикаты одним из составляющих ее звуков, и наоборот;

д) замена р на л,и наоборот.

3. Неправильное употребление смягчений.

4. Пропуски одного или нескольких согласных при их слож­ных сочетаниях

Характер  ошибок  письма Дети с нарушением зрения. Нарушения письма являются  достаточно распространенными  и у учащихся с нарушениями зрения, в частности у слабовидящих детей. Помимо орфографических ошибок у всех школьников прослеживались стойкие специфические ошибки: фонемного распознавания, языкового анализа и синтеза, смешения графически сходных букв по кинетическим и оптическим признакам. Наиболее распространенными оказались смешения графически сходных букв и наличие аграмматизмов. При этом в письменных работах фиксировались пропуски букв (гласных, согласных) слогов, слов; смешения букв по акустическим и артикуляционным признакам (свистящие и шипящие согласные); перестановки, вставки и персеверации букв; слитное написание служебных слов; отсутствие обозначений границ предложений, нарушения связи слов в предложении.

Характер ошибок письма

Дети с нарушением зрения.

Нарушения письма являются  достаточно распространенными  и у учащихся с нарушениями зрения, в частности у слабовидящих детей.

Помимо орфографических ошибок у всех школьников прослеживались стойкие специфические ошибки: фонемного распознавания, языкового анализа и синтеза, смешения графически сходных букв по кинетическим и оптическим признакам. Наиболее распространенными оказались смешения графически сходных букв и наличие аграмматизмов. При этом в письменных работах фиксировались пропуски букв (гласных, согласных) слогов, слов; смешения букв по акустическим и артикуляционным признакам (свистящие и шипящие согласные); перестановки, вставки и персеверации букв; слитное написание служебных слов; отсутствие обозначений границ предложений, нарушения связи слов в предложении.

Соотнесение дефектов устной речи и письма

Дети с нарушением зрения

Закономерности нарушения письма у слабовидящих школьников принципиально не отличаются от письма детей с нормальным зрением и корни их кроются в предшествующем речевом развитии.

Специфические особенности речевого развития, обусловленные своеобразным формированием зрительного восприятия, внимания, памяти, мышления, моторики, недостаточный уровень развития устной речи с одной стороны и нарушение зрительных функций с другой стороны   обусловливают возникновение  трудностей  при овладении навыками письма и чтения.

Факторы, от которых зависит состояние письменной деятельности детей с нарушением зрения:

  • Непосредственное влияние дефекта зрения на письмо;
  • Сформированность сенсорных функций и психомоторики;
  • Развитие межанализаторного взаимодействии и сукцессивных функций;
  • Состояние психических функций;
  • Уровень интеллектуальной деятельности;
  • Развитие речи и формирование навыков произвольного анализа и синтеза языковых единиц

Именно их совокупность определяет характер и степень выраженности нарушения письменной речи.

Соотнесение дефектов устной речи и письма

Дети с нарушением зрения

Современные исследования подтвердили наличие на­рушений взаимодействия в функционировании анализа­торных систем, осуществляющих фонети­ческую сторону речи. В процессе обучения наблюдаются отклонения от нормы слуховой, кинестетической и зрительной систем.

Известно, что с раннего возраста ребёнок с нарушением зрения не полноценно считывает артикуляцию  взрослого, тем самым формируя эталон неверного артикуляционного уклада. Впоследствии, нарушенное произношение звуков или, в случае его преодоле­ния, остаточная неполноценность кинестетических ощущений и представлений закрепляют трудности дифференциации ребенком артикуляторных признаков звука. При овладении навыком письма и чтения этот фактор препятствует успешному соотнесению звука с соответствующей буквой.

Нарушение письма связывают с недостаточным уровнем функционирования операций сложного процесса дифференциации и выбора фонем. При нарушении какой-либо операции (слухового, кинестетического анализа, слухового и кинестетического контроля, выбора фонемы) страдает весь процесс фонемного распознавания. В письме детей это проявляется в виде сме­шений или даже полных заменах букв на письме.

Соотнесение дефектов устной речи и письма

Дети с нарушением слуха

Овладение письменной речью вызывает у ребенка с нарушением слуха трудности, отсутствующие у нормально слышащего: он не может опереться на четкие акустические и кинестетические образы, которыми располагает слышащий ребенок, начинающий обучаться грамоте, не обладает таким обширным словарем и практическими грамматическими обобщениями, какие накоплены слышащим ребенком ко времени обучения письму благодаря широкому пользованию устной речью в непосредственном общении с окружающими.

Источники ошибок на письме у детей с нарушением слуха:

1) ограничение речевого общения;

2) отсутствие условий для подражания взрослым;

3) особенности наглядно-образного мышления детей с нарушением

слуха, которые отражены в их мимико-жестовых средствах общения и

объясняют трудности грамматического разграничения частей речи,

длительного неумения пользоваться предлогами и союзами;

4) трудность познания сложной природы языка, системы его

многообразных категорий, отличающихся друг от друга степенью своей

конкретности, для овладения которыми нужен значительный уровень

словесного мышления.

Предупреждение и коррекция нарушений письма у детей с недоразвитием зрительно-пространственных представлений: методы, приемы, программы мониторинга и логопедической работы .

Коррекция нарушений письма у детей с недоразвитием зрительно-пространственных представлений направлена на:

  • развитие зрительного восприятия, внимания, памяти;
  • работу над оптическим ориентированием;
  • развитие умения узнавать буквы, устранять оптическую агнозию;
  • совершенствование конструктивной деятельности;
  • Актуализацию связи буквы и звука;
  • работу над развитием пространственных представлений;
  • закрепление полученных навыков в письменных упражне­ниях.

Развитие зрительного восприятия, внимания, памяти

  • Воспитание умения удержать в памяти определенное количество предметов.
  • Развивать умение воспринимать и воспроизводить в определенной последовательности названия предметов или геометрических фигур.
  • Развивать умение удерживать в памяти по заданию опреде­ленное количество предметов и воспроизводить их по заданию.
  • Учить подбирать фигуры, предметы по подобию: величине, форме, цвету.

• Игра «Что лишнее?», «Чего не стало?», «Что изменилось?» В качестве оборудования используются цветные предметныекартинки, предметы.

Предупреждение и коррекция нарушений письма у детей с недоразвитием зрительно-пространственных представлений: методы, приемы, программы мониторинга и логопедической работы .

Работа над оптическим ориентированием

  • Развитие оптического дифференцирования (на материале геометрических фигур).
  • Развитие дифференцированного восприятия букв: сначала далеких по конфигурации, затем близких. Используются геометрические фигуры и буквы разного шрифта.
  • Узнавание и называние букв.
  • Устранение буквенной агнозии, развитие тактильного восприятия букв. Развивать умение воспроизвести букву
  • Развитие четкого и дифференцированного восприятия букв.  Развитие конструктивной деятельности
  • Составление букв из элементов.

• Развитие умения исключать лишний элемент или прибавлять его для получения новой буквы.

Сопоставление буквы и звука

Воспитание пространственных представлений

  • Развитие умения ориентироваться в частях тела.
  • Развивать умение выполнять задания без предлога.
  • Использовать предложения с предлогами. Используется различный дидактический материал: таблицы, схемы, стихи, сюжет­ные картинки и др.

Закрепление знаний о букве в письменных упражнениях  Используются различные упражнения как для фронтальной, так и для индивидуальной работы.

Особенности развития письменной речи детей с нарушением слуха

Письменная речь слабослышащих во многом отражает недочеты устной речи. При всем многообразии ее нарушений условно можно выделить две основные группы:

1) грубый аграмматизм, выражающийся в неправильном согласовании и употреблении предлогов, в пропусках главных и второстепенных членов предложения и т. п.;

2) наличие тех форм дисграфий, которые связаны с имеющимися у слабослышащих грубым фонетико-фонематическим недоразвитием (акустическая и артикуляторно-акустическая дисграфия).

3) встречается и дисграфия при нарушении фонематического анализа и синтеза слов.

Практика показывает, что в самостоятельных неподготовленных письменных высказываниях слабослышащих школьников присутствуют значительные отклонения от нормы: аграмматизмы, лексическая беднота речи, отсутствие логики в изложении мыслей, своеобразные нарушения в структурировании содержания и языковом оформлении речи.

Без специального обучения речь у слабослышащих не развивается. И чем раньше начнется работа по формированию и развитию речи, тем лучше будут результаты в этом направлении. У слышащего овладение устной речью, как правило, опережает овладение письменной речью, у слабослышащего овладение устной и письменной речью могут идти параллельно, а иногда навыки письменной речи усваиваются быстрее, нежели устной.

Особенности развития письменной речи детей с нарушением слуха

У большинства детей наблюдается :

  • неправильное употребление падежных окончаний (ошибки не только в трудных, особых случаях склонения существительных, но и в простых падежных формах, так как процесс дифференциации окончаний существительных в зависимости от типа склонения задержан и к моменту школьного обучения не завершен);  
  • неверное употребление числа имен существительных (вместо единственного числа часто множественное и наоборот); трудности при согласовании имен существительных с прилагательными (ошибки согласования в роде, падеже, числе);
  • распространены ошибки, вызывающие нарушения связей в словосочетаниях (ошибки управления, согласования);
  • трудности грамматического выражения отношений между предметами и процессами окружающей действительности: пропуски и замены предлогов вызывают нарушение связей в словосочетаниях и влекут за собой ошибки морфологического характера.

Письменная речь, несмотря на трудности, имеет для таких детей некоторые преимущества перед устной, поскольку она не требует наличие слуха, а воспринимается с помощью зрения. Позднооглохшие дети, за редким исключением, сохраняют уже сформировавшуюся речь. Слабослышащие могут овладеть речью самостоятельно, опираясь на остатки слуха.

Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения

У детей с нарушением зрения замены и пропуски букв на письме носят более выраженный характер. Если школьник с той же формой дисграфии, возвращаясь к исходному тексту, способен воспроизвести из памяти верный эталон и исправить ошибку, то при нарушенном зрении (в частности амблиопии, сходящемся косоглазии, атрофии зрительного нерва) ребёнок не распознает её

В случае глубокого слабовидения дети на уроках истощают компенсаторную модальность – слух. Испытывая зрительную и слуховую усталость (снижается спустя 15-20 минут после начала урока), дети с трудом распознают звук, мысленно соотносят с графемой и во время записи снова переходят на первичное неверное представление о ней.

При аномалиях рефракции (миопия, гиперметропия, астигматизм) дети во время списывания с доски с трудом переключаются от восприятия графем вдали к их воспроизведению вблизи. При миопии средней и высокой степени наблюдаются крупные буквы, выходящие за границы строк, соединения растянуты, отмечается крупный, размашистый почерк. При гиперметропии, наоборот, буквы мелкие, соединения сжаты, почерк мелкий. В случае астигматизма в тетради часто встречаются персеверации и искажения, которые обусловлены тем, что изображение графем двоится и расплывается.

 Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи. Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи. К числу характерных ошибок на письме относятся замены букв («капутка» вместо  бабушка).  Не овладев в достаточной мере звуковым составом слов, дети нередко воспроизводят на письме только ударную часть слова («алок» вместо  потолок),  а подчас искажают слово до неузнаваемости («дрки» вместо  круги).

Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения

Письменная речь слабослышащих детей по мере ее формирования во многом отражает дефекты устной речи.

Трудности усвоения письма и чтения обусловлены не только неполноценностью слуха, но и недоразвитием фонематического восприятия речи.

К числу характерных ошибок на письме относятся замены букв («капутка» вместо  бабушка).  Не овладев в достаточной мере звуковым составом слов, дети нередко воспроизводят на письме только ударную часть слова («алок» вместо  потолок),  а подчас искажают слово до неузнаваемости («дрки» вместо  круги).

Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения

При нарушении глазодвигательного аппарата (нистагм, косоглазие) списывание с учебника в тетрадь требует дополнительного сосредоточения и переключения зрительного внимания для перекодирования печатных букв в прописные и правильного их переноса. Дети с трудом определяют начало строки при письме и чтении. При нистагме у детей почерк «дрожащий», дети перескакивают строчки, не соблюдают границы текста. Они с трудом воспринимают большие тексты и длинные предложения. При расходящемся косоглазии на письме возникает меньше затруднений, чем при чтении (с тем учетом, что учебник всегда на подставке). В случае сходящегося косоглазия наоборот – процесс чтения легче письма.

При органическом нарушении зрения (полная или частичная атрофия зрительного нерва) происходит сужение периферического зрения. Дети пишут сжато, текст выглядит обрывочно. При чтении выпадают из поля зрения окончания слов сложной слоговой структуры. У детей наблюдается повышенная зрительная утомляемость, поэтому в этом случае письменная деятельность качественно ухудшается.

Функциональное нарушение зрения (амблиопия) самая распространенная глазная патология среди младших школьников. Состояние письменной речи будет напрямую зависеть от остроты зрения. Помимо трудностей восприятия текста в данном случае этот процесс осложняется нервно-психическими реакциями. При неудачах во время чтения и письма у ребёнка снижается мотивация, и повышаются негативные проявления вплоть до отказа от письменной деятельности.

Особенности развития письменной речи детей с нарушением зрения

При нарушении глазодвигательного аппарата (нистагм, косоглазие) списывание с учебника в тетрадь требует дополнительного сосредоточения и переключения зрительного внимания для перекодирования печатных букв в прописные и правильного их переноса. Дети с трудом определяют начало строки при письме и чтении. При нистагме у детей почерк «дрожащий», дети перескакивают строчки, не соблюдают границы текста. Они с трудом воспринимают большие тексты и длинные предложения. При расходящемся косоглазии на письме возникает меньше затруднений, чем при чтении (с тем учетом, что учебник всегда на подставке). В случае сходящегося косоглазия наоборот – процесс чтения легче письма.

При органическом нарушении зрения (полная или частичная атрофия зрительного нерва) происходит сужение периферического зрения. Дети пишут сжато, текст выглядит обрывочно. При чтении выпадают из поля зрения окончания слов сложной слоговой структуры. У детей наблюдается повышенная зрительная утомляемость, поэтому в этом случае письменная деятельность качественно ухудшается.

Функциональное нарушение зрения (амблиопия) самая распространенная глазная патология среди младших школьников. Состояние письменной речи будет напрямую зависеть от остроты зрения. Помимо трудностей восприятия текста в данном случае этот процесс осложняется нервно-психическими реакциями. При неудачах во время чтения и письма у ребёнка снижается мотивация, и повышаются негативные проявления вплоть до отказа от письменной деятельности.

Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП

Дети с нарушением слуха

Основным своеобразием формирования письменной речи у детей с нарушением слуха является то, что оно протекает в условиях, когда овладение языком невозможно без участия обучающего лица, при чрезвычайном ограничении речевой практики, почти одновременно и параллельно с обучением устной речи

Работа по формированию правильной речи у слабослышащих детей должна носить систематический характер и начинаться сразу же с момента выявления нарушения слуха.

Определяя последовательность и содержание коррекционной работы, необходимо опираться:

а) на закономерности развития речи ребенка в норме;

б) на имеющийся запас речевых навыков.

При легкой степени снижения слуха оказывается достаточным усиление громкости разговорной речи на занятиях. Это помогает активизировать ослабленный слух ребенка.

При тяжелых степенях снижения слуха необходимо использовать сохранные анализаторы, в первую очередь зрительный: детей приучают считывать с губ, что помогает с наибольшей полнотой понимать речь окружающих.

 Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП Дети с нарушением слуха Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования). При сильном снижении слуха средства могут быть комбинированными (например, одновременное усиление громкости голоса и сокращение расстояния до уха ребенка). Коррекционно-воспитательная работа со слабослышащими детьми осуществляется по следующим направлениям: развитие понимания речи уточнение и расширение лексического запаса формирование грамматрического строя речи, а также звукопроизношения. Одновременно проводятся занятия по обучению грамоте — чтению и письму. На всех видах занятий обязательно используется остаточный слух детей, который усиливают с помощью специальной аппаратуры.

Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП

Дети с нарушением слуха

Для обеспечения лучшей слышимости используются усиление громкости голоса; сокращение расстояния от говорящего до ушной раковины ребенка; звукоусиливающая аппаратура (чаще всего слуховые аппараты индивидуального пользования).

При сильном снижении слуха средства могут быть комбинированными (например, одновременное усиление громкости голоса и сокращение расстояния до уха ребенка).

Коррекционно-воспитательная работа со слабослышащими детьми осуществляется по следующим направлениям:

  • развитие понимания речи
  • уточнение и расширение лексического запаса
  • формирование грамматрического строя речи, а также звукопроизношения.

Одновременно проводятся занятия по обучению грамоте — чтению и письму.

На всех видах занятий обязательно используется остаточный слух детей, который усиливают с помощью специальной аппаратуры.

Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП

Дети с нарушением зрения

Направления работы:

  • уточнение и расширение объема зрительной памяти;
  • формирование и развитие зрительного восприятия и представлений;
  • развитие зрительного анализа и синтеза;
  • развитие зрительно-моторных координаций;
  • формирование речевых средств, отражающих зрительно-пространственные отношения; обучение дифференциации смешиваемых по оптическим признакам букв.

         

В соответствии с выбранными направлениями коррекционно-логопедической работы подбирают ряд заданий: называние контурных, теневых, перечеркнутых, наложенных друг на друга изображений предметов. На фронтальных занятиях проводят работу по уточнению представлений о форме, цвете и величине.  Для развития зрительной памяти - дидактические игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?» и т. д. Одновременно проводят работу по развитию зрительного анализа изображений и букв на составляющие элементы.  При устранении оптической формы дисграфии параллельно с развитием пространственных представлений работают над формированием понимания и  правильного употребления в устной речи  предложных конструкций и наречий. Большое внимание уделяют работе по дифференциации оптических образцов смешиваемых букв (соотношение с какими-либо сходными предметами).

Логопедическая работа по формированию навыков письма у младших школьников с нарушением слуха, зрения и детей с ДЦП

Дети с ДЦП

Дифференцированный подход в логопедической работе по коррекции нарушений письма предполагается осуществлять по следующим направлениям:

  • формирование звукобуквенного, фонетико-фонематического анализа;
  • развитие зрительно-моторной координации и зрительно-пространственного восприятия в единстве с развитием психических функций – памяти, внимания, мышления и речи;
  • развитие мелкой моторики, графических навыков.

Работа по формированию фонематического восприятия и навыков звукового анализа проводится по следующим направлениям:

  • различение звукокомплексов по высоте, силе, тембру;
  • различение слов, близких по звуковому составу;
  • дифференциация слогов, фонем;
  • развитие навыков звукового анализа.

Дидактические упражнения

  • графические диктанты (рисование по клеточкам); списывание слов, написанных разным шрифтом, разным размером и цветом; конструирование букв из палочек, пластилина, шнуровок, наждачной бумаги;
  • письмо букв в воздухе, на доске мокрым пальцем; минутки чистописания; регулярное применение упражнений для развития ВПФ; дидактические материалы тетрадей, нр. «Речевые игралочки».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!