МКОУ « Торбеевская ОШ»
МАТЕМАТИКА
Проект «Герои любимых сказок в мире математики »
Выполнила: ученица 3 класса
Камынина Варвара.
Руководитель:
Васильева Маргарита Валерьевна.
Актуальность проекта:
« Предмет математики настолько серьезен, что полезно не упустить случая, сделать его занимательным » Б.Паскаль
Цель моей работы:
Выяснить роль сказочного сюжета и сказочных персонажей в математики.
- Гипотеза:
- 1.Если к работе подходить творчески, то математика не будет скучной и сухой наукой, и подружиться с ней будет намного легче.
- 2.Выбор чисел в сказках не случаен и сказки помогают лучше понять различные математические свойства и правила для решения задач.
Задачи:
- Прочитать сказки, в которых сказочные герои знакомят нас с числительными.
- Провести анкетирование среди одноклассников.
- Выяснить, какое значение имеют числа в сказках.
- Привести примеры персонажей сказок как героев математических задач.
- Придумать математические задачи, сказки.
Объект исследования – сказки как способ изучения математики. Предмет исследования – числа в сказках.
Я провела анкетирование в 1- 5 классах. Всего было опрошено 11 учеников.
Данные опроса.
.
№
1
ВОПРОСЫ
Любишь ли уроки математики?
ДА
2
5
Легко ли дается решение задачи?
НЕТ
3
НЕ ЗНАЮ
1
2
Любишь ли сказки?
4
Какие числа чаще встречаются в сказках?
11
6
( с 5 трудом )
5
-
3
3-4 человека
Случаен ли выбор чисел в сказках? Если можешь, обоснуй
6
7-1человек
-
Обосновали -8
Смог бы ты составить занимательную задачу
1
9
1
Изучая результаты опроса я сделала следующие выводы:
-сказки любят все, но не все любят уроки математики
- чаще всего в сказках встречаются цифры 3,7.
Числа в сказках.
- «Волк и семеро козлят.»
- «Три медведя»,
- «Двенадцать месяцев»
- «Три поросёнка»,
- «Три толстяка».
- «Сказка о мёртвой царице и семи богатырях»
- «Два мороза »
- «38 попугаев»
- «Белоснежка и семь гномов»и др.
.
Числа в сказках А.С.Пушкина.
В сказках А.С.Пушкина числительные встречаются часто.
« Сказка о попе и работнике его Балде»
ЭТО ЧИСЛО 3.
« Сказка о рыбаке и рыбке»
Старик со старухой много лет прожили вместе:
« Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года…».
Три раза старик кидал в море свой невод.
Я пришла к выводу, что чаще всего в русских народных сказках используется число 3 .
Число 3 используется в поговорках, пословицах,которые являются достоянием народного творчества.
В процессе знакомства со сказками , я определила, что кроме тройки часто встречаются 1,2,7,33.
Чтобы выяснить что такое математическая сказка, я изучила интернет . Поняла как много математических сказок и задач.
Собирать материал к задачам очень интересно
Математические задачи в сказках
для детей 8-10 лет
1 . Красная Шапочка, гуляя по лесу, сорвала 9 красивых цветов. Она хотела, разделив их поровну, подарить двум мамам и двум дочкам в своей семье. Как она их разделила?
Ответ.
- Бабушка это мама Красной шапочки.
- Мама Красной Шапочки-сама является дочкой и мамой одновременно.
- Красная Шапочка ,является дочкой.
- Две мамы .две дочки
- Всем досталось по 3 цветка.
Ответ.
6*2=12.
Ответ:всего12 глаз смотрело на репку.
1. Жил-был Змей Горыныч, он был добрый и не ел мясо и был вегетарианцем. Первая его голова съедала 2 кг салата, вторая голова - 4 кг, а третья голова-в 2 раза больше, чем первая и вторая вместе. Сколько всего в день съедал салата Змей Горыныч ?
Ответ.
- 1).(2+4)*2=12(кг.)-съела третья голова.
- 2)2+4+12=18(кг)-Съедал салата дракон.
- Ответ:18 кг. Съедал салата за день дракон.
Маша и медведь решили в лесу разбить небольшие огородики. Маша получила квадратный огород со стороной 5 метров, а у медведя получился равносторонний треугольник со стороной 7 метров. Кому понадобится больше проволоки чтобы огородить огород?
Ответ.
- Нужно узнать периметр каждого огорода.
- Периметр это сумма всех сторон геометрической фигуры.
- Р=(квадрата)=5+5+5+5=20(м)-нужно Маше.
- Р=(треугольника)=7+7+7=21(м)нужно Мише.
- 20(м) меньше чем 21(м)
- Ответ: Мише нужно больше проволоки на 1 метр чем Маше.
Героиня сказки Машенька решила испечь пирог, зашла девочка в амбар, а перед нею стоят мешки на одном написано ВЕС –1ц, на другом ВЕС –100кг. Машенька захотела взять из того, где больше и растерялась… Как вы думаете, в каком мешке муки больше?
Ответ.
- Ответ:мешки с мукой одинаковые.
- 1 центер=100 килограммов
Я думаю, что у меня получилось заинтересовать ребят.
Ребятам понравились мои задачи.
Оказывается, что сказка и математика - понятия совместимые .
Придумывать математические сказки очень увлекательно.
Математические сказки
Сказка про Луч.
Жил-был на свете мальчик Петя .Ходил он в школу в пятый класс. Однажды на уроке математике учительница спросила Петю:
-« Петя, что такое луч? »
.
А он не смог ответить и получил два. Петя расстроился , идет домой, опустив голову. А лучик солнца все это видел. И решил помочь Пете. Обратился лучик к солнцу: -« Разреши мне опуститься на Землю и помочь Пете ».
Солнышко опустило лучик. Коснулся лучик Петиного плеча. Петя очень удивился, ведь рядом никого ни кого нет. Оглянулся Петя и увидел солнечный луч. Лучик говорит:
- « Давай Петя я тебе помогу пойдем домой, и я расскажу, что такое луч. Пришел Петя домой , сел за стол взял тетрадь и приготовился слушать .
- «Я солнечный луч, беру свое начало от солнца. Сейчас я превращусь в обычный луч в твоей тетради. Солнце-это точка на твоем листе. Это точка - начало меня. Значит у луча есть начало. Я могу двигаться по прямой до бесконечности, у меня не конца».
И, лучик изобразил себя в Петиной тетради. Петя посмотрел на этот рисунок и понял что такое луч. А солнечный лучик улыбнулся Пете и отправился дальше путешествовать в пространстве. На следующем уроке Петя ответил на отлично.
Заключение
Гипотеза доказана : математика не является сухой и скучной наукой, если подходить к ней творчески.
Выбор чисел в сказках не случаен.
Он основан на народном представлении о значении чисел.
Вывод: Сказки помогают понять математические правила, помогают решать без труда задачи.
.
Литература
- Интернет ресурсы.
- Художественная литература.
- Сказки А.С.Пушкина, «Русские народные сказки».
Спасибо за внимание!