СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Профилактика раннего семейного неблагополучия"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация к докладу "Профилактика раннего семейного неблагополучия". Социальным педагогам и педагогам-психологам.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профилактика раннего семейного неблагополучия"»

Профилактика раннего семейного неблагополучия Порозова Э.В. – социальный педагог МАОУ Школа №41 г.Уфа

Профилактика раннего семейного неблагополучия

Порозова Э.В. – социальный педагог МАОУ Школа №41 г.Уфа

Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.  В.А.Сухомлинский
  • Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства. 

В.А.Сухомлинский

- создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком; - подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям); - тесное взаимодействие с семьей ребенка. Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
  • - создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;
  • - подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
  • - тесное взаимодействие с семьей ребенка.

Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:

низкая материальная обеспеченность; отсутствие доверительных отношений между членами семьи; алкоголизм одного или обоих родителей; эмоционально напряженная атмосфера в семье; неуспеваемость школьников в учебе; плохая адаптация ребенка к среде сверстников; неорганизованный отдых и досуг детей; неумение найти дополнительный заработок; незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью; низкая общая и санитарно-гигиеническая культура. Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
  • низкая материальная обеспеченность;
  • отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
  • алкоголизм одного или обоих родителей;
  • эмоционально напряженная атмосфера в семье;
  • неуспеваемость школьников в учебе;
  • плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
  • неорганизованный отдых и досуг детей;
  • неумение найти дополнительный заработок;
  • незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
  • низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.

Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:

оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них; организация досуга детей, организация летнего отдыха; информирование о работе различных служб; психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч); психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования; правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни; организация благоприятной социальной среды в семьях; помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД); Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
  • оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
  • организация досуга детей, организация летнего отдыха;
  • информирование о работе различных служб;
  • психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
  • психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
  • правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • организация благоприятной социальной среды в семьях;
  • помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);

Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

помощь в выборе образовательного пути; обучение способам повышения самооценки; консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков; обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых); учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей; предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье; индивидуальное консультирование; взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики. Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
  • помощь в выборе образовательного пути;
  • обучение способам повышения самооценки;
  • консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
  • обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
  • учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
  • предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
  • индивидуальное консультирование;
  • взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.

Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:

1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка. 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным. 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы. 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях. 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств. В работе с неблагополучными семьями я использую следующие    приемы:
  • 1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
  • 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
  • 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
  • 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
  • 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.

В работе с неблагополучными семьями я использую следующие   приемы:

- советы по преодолению сложных жизненных ситуации; - консультации специалистов; - индивидуальные беседы; - родительские собрания; - консультации по выполнению домашнего задания; - вовлечение в различные классные и школьные мероприятия; - обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей; - психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч) - правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни; - помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия). Формы работы с неблагополучной семьей:
  • - советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
  • - консультации специалистов;
  • - индивидуальные беседы;
  • - родительские собрания;
  • - консультации по выполнению домашнего задания;
  • - вовлечение в различные классные и школьные мероприятия;
  • - обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
  • - психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч)
  • - правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
  • - помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия).

Формы работы с неблагополучной семьей:

Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.) Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.) Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины) Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания) Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.) Какие вопросы может задать педагог родителю из неблагополучной семьи во время беседы?
  • Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.)
  • Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.)
  • Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
  • Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
  • Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)

Какие вопросы может задать педагог родителю из неблагополучной семьи во время беседы?

1.Совместная работа: Органы социальной защиты; Управление образования; Органы внутренних дел; Здравоохранение; Служба занятости населения; ОДН. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
  • 1.Совместная работа:
  • Органы социальной защиты;
  • Управление образования;
  • Органы внутренних дел;
  • Здравоохранение;
  • Служба занятости населения;
  • ОДН.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

2.Источники информации о семейном неблагополучии: Классные руководители; Воспитатели д/с; Педагоги школы; Врачи; Участковый инспектор; Родственники; Соседи; Друзья. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
  • 2.Источники информации о семейном неблагополучии:
  • Классные руководители;
  • Воспитатели д/с;
  • Педагоги школы;
  • Врачи;
  • Участковый инспектор;
  • Родственники;
  • Соседи;
  • Друзья.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

3.Дополнительные источники: Документы социально-медицинского патронажа; Документы социально-психологической службы школы; Материалы психодиагностики; Результаты рейдов; Жалобы и заявления граждан; Материалы о правонарушениях; Преступления несовершеннолетних. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
  • 3.Дополнительные источники:
  • Документы социально-медицинского патронажа;
  • Документы социально-психологической службы школы;
  • Материалы психодиагностики;
  • Результаты рейдов;
  • Жалобы и заявления граждан;
  • Материалы о правонарушениях;
  • Преступления несовершеннолетних.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушение поведения): Бродяжничество; Агрессивность; Хулиганство; Правонарушения; Аморальные формы поведения; Неадекватные реакции на замечания взрослых. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
  • 4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушение поведения):
  • Бродяжничество;
  • Агрессивность;
  • Хулиганство;
  • Правонарушения;
  • Аморальные формы поведения;
  • Неадекватные реакции на замечания взрослых.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушения развития детей): Низкая успеваемость; Неврастения; Отсутствие навыков личной гигиены; Неуравновешенность психики; Подростковый алкоголизм; Подростковая проституция; Болезни; Недоедания; Уклонения от учёбы. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
  • 4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушения развития детей):
  • Низкая успеваемость;
  • Неврастения;
  • Отсутствие навыков личной гигиены;
  • Неуравновешенность психики;
  • Подростковый алкоголизм;
  • Подростковая проституция;
  • Болезни;
  • Недоедания;
  • Уклонения от учёбы.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушения общения): Конфликты с учителями; Частое употребление неформальной лексики; Суетливость или гиперактивность; Конфликты с родителями; Контакты с криминогенными группировками. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
  • 4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушения общения):
  • Конфликты с учителями;
  • Частое употребление неформальной лексики;
  • Суетливость или гиперактивность;
  • Конфликты с родителями;
  • Контакты с криминогенными группировками.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

5.Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью: Принудительное лечение; Лишение родительских прав; Консультирование; Обучающие консультации для родителей; Помощь общественных организаций; Пропаганда здорового образа жизни; Пропаганда семейных ценностей; Административные штрафы; Постоянный патронаж; Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи. Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
  • 5.Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью:
  • Принудительное лечение;
  • Лишение родительских прав;
  • Консультирование;
  • Обучающие консультации для родителей;
  • Помощь общественных организаций;
  • Пропаганда здорового образа жизни;
  • Пропаганда семейных ценностей;
  • Административные штрафы;
  • Постоянный патронаж;
  • Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.

Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:

Своевременное выявление трудностей и проблем в семье. Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи. Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики. Итог:
  • Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
  • Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
  • Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.

Итог:

Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.  Л.Н.Толстой
  • Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.

Л.Н.Толстой


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!