Просмотр содержимого документа
«Презентация "Профилактика раннего семейного неблагополучия"»
Профилактика раннего семейного неблагополучия
Порозова Э.В. – социальный педагог МАОУ Школа №41 г.Уфа
- Нравственный облик личности зависит, в конечном счете, от того, из каких источников черпал человек свои радости в годы детства.
В.А.Сухомлинский
- - создание атмосферы доверительных отношений между классным руководителем, социальным педагогом, психологом и самим ребенком;
- - подключение к процессу социально-педагогической поддержки ребенка и его семьи всех субъектов системы профилактики (органы социальной защиты населения, образования, здравоохранения, отдел полиции, комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, Центр социальной помощи семье и детям);
- - тесное взаимодействие с семьей ребенка.
Принципы работы школы по ранней профилактике неблагополучия в семьях:
- низкая материальная обеспеченность;
- отсутствие доверительных отношений между членами семьи;
- алкоголизм одного или обоих родителей;
- эмоционально напряженная атмосфера в семье;
- неуспеваемость школьников в учебе;
- плохая адаптация ребенка к среде сверстников;
- неорганизованный отдых и досуг детей;
- неумение найти дополнительный заработок;
- незнание своих социальных льгот, неумение вовремя обратиться за помощью, незнание, куда обратиться за помощью;
- низкая общая и санитарно-гигиеническая культура.
Можно выделить основные проблемы, с которыми сталкивается большинство неблагополучных семей:
- оказание помощи в получении различных льгот и пособий, предоставление информации о них;
- организация досуга детей, организация летнего отдыха;
- информирование о работе различных служб;
- психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч);
- психологическая коррекция семейных отношений в процессе семейного консультирования;
- правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
- организация благоприятной социальной среды в семьях;
- помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия, индивидуальное обучение, определение в ГПД);
Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
- помощь в выборе образовательного пути;
- обучение способам повышения самооценки;
- консультации по вопросам профессиональной ориентации подростков;
- обеспечение условий для получения детьми некоторых профессиональных навыков (определение в трудовые бригады, организация занятий педагогического класса, работа подростков в лагерях в качестве вожатых);
- учет и предупреждение асоциально-аморального поведения родителей;
- предупреждение и разрешение конфликтных ситуаций в семье;
- индивидуальное консультирование;
- взаимодействие и контакт с учреждениями системы профилактики.
Виды помощи семье, которую может оказать школа с целью ранней профилактики неблагополучия:
- 1. УБЕЖДЕНИЕ - разъяснение и доказательство правильности и необъективности определенного поведения либо недопустимости какого-то поступка.
- 2. МОРАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА - по отношению к детям из неблагополучных семей, где ребенок чувствует себя лишним, ненужным.
- 3. ВОВЛЕЧЕНИЕ В ИНТЕРЕСНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ - поручение дела, которое приведет к успеху, укрепит веру в собственные силы.
- 4. ГОТОВНОСТЬ СОПЕРЕЖИВАТЬ - это часто отсутствует в неблагополучных семьях.
- 5. НРАВСТВЕННОЕ УПРАЖНЕНИЕ по формированию нравственных качеств.
В работе с неблагополучными семьями я использую следующие приемы:
- - советы по преодолению сложных жизненных ситуации;
- - консультации специалистов;
- - индивидуальные беседы;
- - родительские собрания;
- - консультации по выполнению домашнего задания;
- - вовлечение в различные классные и школьные мероприятия;
- - обобщение, обогащение и осмысление успешного воспитательного опыта родителей;
- - психолого-педагогическая помощь и образование родителей (педагогический всеобуч)
- - правовое просвещение родителей, пропаганда здорового образа жизни;
- - помощь детям в преодолении затруднений в учебе (дополнительные занятия).
Формы работы с неблагополучной семьей:
- Что я хорошего могу сказать о подростке? (с целью психологического расположения к себе родителей, привлечения их в союзники.)
- Что меня беспокоит в нем? (то самое, что является предметом вызова родителей в школу, прихода к ним домой, обсуждения на родительском собрании.)
- Каковы, по нашему общему мнению причины, этого отрицательного явления, факта? (это вызывает на откровенность, а значит, позволит выявить истинные причины)
- Какие меры следует предпринять и со стороны школы? (выработка общей стратегии и тактики воспитания и перевоспитания)
- Каких общих требований, общих принципов перехода к ребенку следует придерживаться, чтобы меры были эффективными? (в этой ситуации родители откровенно становятся на сторону учителя и активно ему помогают.)
Какие вопросы может задать педагог родителю из неблагополучной семьи во время беседы?
- 1.Совместная работа:
- Органы социальной защиты;
- Управление образования;
- Органы внутренних дел;
- Здравоохранение;
- Служба занятости населения;
- ОДН.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
- 2.Источники информации о семейном неблагополучии:
- Классные руководители;
- Воспитатели д/с;
- Педагоги школы;
- Врачи;
- Участковый инспектор;
- Родственники;
- Соседи;
- Друзья.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
- 3.Дополнительные источники:
- Документы социально-медицинского патронажа;
- Документы социально-психологической службы школы;
- Материалы психодиагностики;
- Результаты рейдов;
- Жалобы и заявления граждан;
- Материалы о правонарушениях;
- Преступления несовершеннолетних.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
- 4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушение поведения):
- Бродяжничество;
- Агрессивность;
- Хулиганство;
- Правонарушения;
- Аморальные формы поведения;
- Неадекватные реакции на замечания взрослых.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
- 4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушения развития детей):
- Низкая успеваемость;
- Неврастения;
- Отсутствие навыков личной гигиены;
- Неуравновешенность психики;
- Подростковый алкоголизм;
- Подростковая проституция;
- Болезни;
- Недоедания;
- Уклонения от учёбы.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
- 4.Показатели негативного влияния неблагополучной семьи на ребёнка (Нарушения общения):
- Конфликты с учителями;
- Частое употребление неформальной лексики;
- Суетливость или гиперактивность;
- Конфликты с родителями;
- Контакты с криминогенными группировками.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
- 5.Эффективные меры воздействия на неблагополучную семью:
- Принудительное лечение;
- Лишение родительских прав;
- Консультирование;
- Обучающие консультации для родителей;
- Помощь общественных организаций;
- Пропаганда здорового образа жизни;
- Пропаганда семейных ценностей;
- Административные штрафы;
- Постоянный патронаж;
- Взаимодействие всех служб в раннем выявлении и индивидуальный подход к решению проблем каждой семьи.
Алгоритм выявления, профилактики и устранения семейного неблагополучия:
- Своевременное выявление трудностей и проблем в семье.
- Определение конкретных видов социально-педагогической и психологической помощи.
- Реализация помощи через взаимодействие всех заинтересованных лиц в образовательном учреждении с семьей ребенка, а также с привлечением органов и учреждений системы профилактики.
Итог:
- Счастлив тот, кто счастлив у себя дома.
Л.Н.Толстой