СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Развитие эмоциональной сферы студентов в процессе восприятия музыки"

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации показано влияние музыки на эмоции студентов в процессе восприятия музыкальных произведений

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Развитие эмоциональной сферы студентов в процессе восприятия музыки"»

   РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ  В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ   Подготовила: Дорохина Л.А. Преподаватель музыкальных дисциплин БфГБПОУ ВО «ГПК

РАЗВИТИЕ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ СТУДЕНТОВ В ПРОЦЕССЕ ВОСПРИЯТИЯ МУЗЫКИ

Подготовила: Дорохина Л.А.

Преподаватель музыкальных дисциплин БфГБПОУ ВО «ГПК

Музыкальное искусство имеет большое значения для формирования эстетического вкуса и духовной культуры человека. Формирование активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики. Музыка оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие личности. Музыкальное искусство, содержащее в себе огромный мир идей, мыслей, образов и чувств, становится достоянием только при условии специальной организации его познания.
  • Музыкальное искусство имеет большое значения для формирования эстетического вкуса и духовной культуры человека. Формирование активного восприятия и оценивания музыки – уникальное средство развития единства эмоциональной и интеллектуальной сфер психики.
  • Музыка оказывает огромное влияние не только на эмоциональное, но и на познавательное развитие личности. Музыкальное искусство, содержащее в себе огромный мир идей, мыслей, образов и чувств, становится достоянием только при условии специальной организации его познания.
Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слушания музыка как искусство не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
  • Настоящее, прочувствованное и продуманное восприятие музыки – одна из самых активных форм приобщения к музыке, потому что при этом активизируется внутренний, духовный мир учащихся, их чувства и мысли. Вне слушания музыка как искусство не существует. Бессмысленно говорить о каком-либо воздействии музыки на духовный мир детей, если они не научились слышать музыку как содержательное искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненные идеи и образы.
Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
  • Знаменитый педагог В.А.Сухомлинский в своей книге «Сердце отдаю детям» пишет: «Музыка, мелодия, красота музыкальных звуков - важное средство нравственного и умственного воспитания человека, источник благородства сердца и чистоты души. Музыка открывает людям глаза на красоту природы, нравственных отношений, труда. Благодаря музыке в человеке пробуждается представление о возвышенном, величественном, прекрасном не только в окружающем мире, но и в самом себе».
Определением значимости музыкального воспитания в развитии детей, формированием их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях О.А.Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.Г.Рыцарева, Б.М.Теплов, Т.В.Челышева и другие.
  • Определением значимости музыкального воспитания в развитии детей, формированием их музыкальной культуры, творческого отношения к жизни, искусству дали в своих исследованиях О.А.Апраксина, Д.Б. Кабалевский, М.Г.Рыцарева, Б.М.Теплов, Т.В.Челышева и другие.
Эмоции Эмоции - это процессы, отражающие личную значимость  и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. В жизни детей эмоции играют важную роль, поскольку они дают информацию как для самих детей, так и для взрослых о внешнем и внутреннем состоянии ребенка. К тому же в самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. Поэтому изучению  такого понятия как эмоции в различные времена уделяли внимание множество как зарубежных, так и отечественных исследователей

Эмоции

  • Эмоции - это процессы, отражающие личную значимость  и оценку внешних и внутренних ситуаций для жизнедеятельности человека в форме переживаний. В жизни детей эмоции играют важную роль, поскольку они дают информацию как для самих детей, так и для взрослых о внешнем и внутреннем состоянии ребенка. К тому же в самый ранний период жизни у детей появляется масса эмоций. Они выражают радость и привязанность, гнев, печаль и стыд, страх и тревогу, доверие, удовлетворение и гордость. Поэтому изучению  такого понятия как эмоции в различные времена уделяли внимание множество как зарубежных, так и отечественных исследователей
В 1894 году американский психолог У. Джеймс выдвинул теорию о том, что после восприятия возбуждающего фактора у человека следует физиологическое изменение, а переживания этих изменений и есть эмоциональный процесс.
  • В 1894 году американский психолог У. Джеймс выдвинул теорию о том, что после восприятия возбуждающего фактора у человека следует физиологическое изменение, а переживания этих изменений и есть эмоциональный процесс.
Аспекты эмоций Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов: переживания,  отношения - отражения

Аспекты эмоций

  • Отечественные психологи утверждают, что эмоции – это особая форма отношения к предметам и явлениям действительности и выделяют три аспекта этих процессов:
  • переживания,
  • отношения

- отражения

Восприятие музыки Термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую студенты не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако цель слушания не сводится просто к знакомству с таким-то произведением. Проблема слушания — восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать, что и как исполняется. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание.

Восприятие музыки

  • Термины «восприятие» и «слушание» музыки нередко фигурируют как идентичные. Конечно, можно специально слушать музыку, прежде всего ту, которую студенты не могут исполнить сами (например, оркестровую). Однако цель слушания не сводится просто к знакомству с таким-то произведением. Проблема слушания — восприятия музыки шире, чем просто слушание. Она охватывает и исполнение, поскольку нельзя хорошо исполнять, если не слышать, что и как исполняется. Слышать музыку значит не только эмоционально непосредственно откликаться на нее, но понимать и переживать ее содержание, хранить ее образы в своей памяти, внутренне представлять ее звучание.
Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического—вкуса. Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает и оценивает как наиболее интересное, нужное. Если его положительную непосредственно-эмоциональную оценку получают произведения высокохудожественные, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае — плохим (возможно, неразвитым).
  • Восприятие музыки тесно связано с задачей формирования музыкально-эстетического—вкуса. Вкус характеризуется тем, что человек предпочитает, выбирает и оценивает как наиболее интересное, нужное. Если его положительную непосредственно-эмоциональную оценку получают произведения высокохудожественные, значит, он обладает хорошим вкусом, в противном случае — плохим (возможно, неразвитым).
Музыка, выполняя множество жизненно нужных задач, призвана решать, быть может, самую наиглавнейшую - воспитать в детях чувство внутренней сопричастности к духовной культуре человечества, внести их мир в мир полнозвучной истории.
  • Музыка, выполняя множество жизненно нужных задач, призвана решать, быть может, самую наиглавнейшую - воспитать в детях чувство внутренней сопричастности к духовной культуре человечества, внести их мир в мир полнозвучной истории.
Программа Д.С. Кабалевского восстановила линию художественного, интонационно-образного понимания музыкального слуха как слуха, направленного в первую очередь на
  • Программа Д.С. Кабалевского восстановила линию художественного, интонационно-образного понимания музыкального слуха как слуха, направленного в первую очередь на "музыку как живое искусство, несущее в себе чувства и мысли человека, жизненые идеи и образы.
  • Программа Е. Д. Критской демонстрирует музыкальную картину мира, истоки возникновения музыки и музыку в жизни человека. На уроках музыки рассматриваются такие произведения: «Щелкунчик» П. Чайковского, «Гусляр Садко» В. Кикта, «Утро» Э. Денисова, «Кукушка» К. Дакена. При прослушивании произведения «Я пойду по полю белому» С. Прокофьева из кантаты «А.Невский» развивается чувство патриотизма, любовь к своей Родине. В теме «Праздников праздник, торжество их торжеств» студенты знакомятся со светлым праздником «Пасха», с народными традициями.
Музыка всегда была одним из главных эмоциональных векторов. «Музыка – язык эмоций» – сказал известный немецкий философ Э.Кант. Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера «…формируется в музыкальной атмосфере». Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями.
  • Музыка всегда была одним из главных эмоциональных векторов. «Музыка – язык эмоций» – сказал известный немецкий философ Э.Кант.
  • Музыка расширяет «эмоциональное поле» человека, формирует его эмоционально-эстетический опыт, воспитывает эмоциональную культуру, следовательно, эмоциональная сфера «…формируется в музыкальной атмосфере».
  • Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребёнка уже в первые месяцы жизни. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание, способен оживлённо реагировать на звуки весёлой музыки непроизвольными движениями.
Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание
  • Музыка представляет собой искусство выражения чувств, эмоций, настроений, мыслей и идей. В связи с этим содержанием музыки, прежде всего, является эмоциональная сторона психических переживаний человека, и только через эти переживания происходит отражение образов окружающей действительности. Музыка углубляет эти образы и ярко раскрывает их содержание
Психолог Б.М. Теплов говорит : «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством». Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. Она влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
  • Психолог Б.М. Теплов говорит : «Музыка, прежде всего путь к познанию огромного и содержательного мира человеческих чувств. Лишённая своего эмоционального содержания музыка перестаёт быть искусством».
  • Воздействуя на чувства и мышление человека, музыка вызывает в его представлении образы реальной жизни, способствует переживанию и осмыслению их. Она влияет на мировоззрение человека, направляет и изменяет его.
Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности человека, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки человек осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности. Музыка – это источник энергии, способствующий оздоровлению человеческих душ. Власть музыки выходит далеко за пределы царства слова.
  • Эмоции участвуют в восприятии музыкальных произведений. Развитие эмоциональной отзывчивости на музыку происходит во всех видах музыкальной деятельности человека, но на первом месте стоит слушание различных по характеру музыкальных произведений. Именно в процессе слушания музыки человек осознает собственное эмоциональное состояние, углубляет эмоциональное восприятие, воспринимает средства музыкальной выразительности.
  • Музыка – это источник энергии, способствующий оздоровлению человеческих душ. Власть музыки выходит далеко за пределы царства слова.
Музыка может вызвать разнообразие чувства: радости и печали, спокойствия и тревоги. Она может быть бодрой, торжественной и ласковой, нежной. Дети, воспринимая музыку, размышляя о ней, духовно обогащаются, развивают свой эмоциональный мир. Систематические занятия по развитию эмоциональной сферы и активного восприятия музыки будут способствовать повышению уровня музыкальной культуры студентов, обогатят их эмоциональную сферу.
  • Музыка может вызвать разнообразие чувства: радости и печали, спокойствия и тревоги. Она может быть бодрой, торжественной и ласковой, нежной. Дети, воспринимая музыку, размышляя о ней, духовно обогащаются, развивают свой эмоциональный мир.
  • Систематические занятия по развитию эмоциональной сферы и активного восприятия музыки будут способствовать повышению уровня музыкальной культуры студентов, обогатят их эмоциональную сферу.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!