Стили речи
7 класс
Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный).
Разговорный язык (разговорный стиль речи)используется обычно в устной форме.
Литературный (книжный) язык включает научную. Официально-деловую , публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистические стили, или язык художественной литературы.
Слово стиль происходит от лат. Stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим- в виде лопаточки стирали неудачно написанное, чтобы писать снова отсюда выражение: «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.
Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.
Разговорный стиль
Цель: общение, беседа, использование в неофициальной обстановке
Особенности языка : непринужденность ,простота фраз, просторечные выражения, разговорная лексика
диалогичность,
неполные предложения, эмоциональность, образные выражения, средства выразительности
- Используется:
- а)для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;
- б)в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке: дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма;
- в)для него характерны: разговорная и просторечная лексика;
- б)эмоциональность, образность, конкретность, простота речи
Официально-деловой
Цель: проинформировать, проинструктировать,
выразить волю закона, дать указания
Особенности содержания:
официальность,
точность,
стандартность
Особенности языка:
Штампы и клише(то есть стандартные выражения, фразы, предложения, формы документов)
особая терминология (принять к сведению, принять к исполнению, внести изменения , предложить к рассмотрению , отправить в архив и т.п.)
Примеры:
указы,
постановления,
инструкции,
отчеты,
заявления,
деловые письма
- а) сообщение, информирование;
- б) использование в официальной обстановке;
- в)законы, приказы, постановления, деловые бумаги;
- г)официально-деловая лексика; устойчивые, стандартиризиванные обороты речи;
- д)логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.
Научный
Научные труды,
учебники…
Цель:объяснить с точки зрения науки
Особенности содержания:
обобщенность
точность
логичность
доказательность
Особенности языка:
обилие терминов
абстрактная лексика; слова в прямом значении;
СПП с придаточными причины, следствия; вводные слова (Например, во-первых, во-вторых…, следовательно, очевидно и т.п.)
Жанры:
статья (в том числе в учебнике), отзыв, рецензия, аннотация, диссертация и т.п.
- а)сообщение научных сведений, научное объяснение фактов;
- б)использование в официальной обстановке;
- в)научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация;
- г)терминологическая и профессиональная лексика;
- д)строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.
Публицистический
Сфера употребления-общественно-политическая жизнь:
газеты, журналы, радио, телевидение, митинги…
Цель6 воздействие на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам…)
Особенности языка: фактографичность + образность, призывность, злободневность тематики
Особенности лексики и построения фраз: книжная + разговорная лексика; несложные синтаксические конструкции, восклицательные предложения; риторические вопросы, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций; междометия, модальные частицы; инверсия ,изменение интонации
а) функция воздействия через средства массовой коммуникации;
б) использование в официальной обстановке; выступление в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях;
в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь;
г)общественно- политическая лексика.
Художественный
Цель: воздействие на воображение, чувства, мысли (эстетическая функция)
Образность
Особенности лексики: слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства, конкретная лексика; встречаются вкрапления прочих стилей как средство создания художественного образа
Жанры: новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, роман, роман-эпопея , комедия, трагедия, драма ….
- а)изображение и воздействие на читателя;
- б)роман, роман-эпопея,повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, комедия, трагедия и т.п.
- в)использование всех богатств лексики;
- г)образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей.