СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Стили речи"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация по теме "Текст. Стили речи". Повторение.

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Стили речи"»

Стили речи 7 класс

Стили речи

7 класс

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный). Разговорный язык (разговорный стиль речи)используется обычно в устной форме. Литературный (книжный) язык включает научную. Официально-деловую , публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистические стили, или язык художественной литературы. Слово стиль происходит от лат. Stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим- в виде лопаточки стирали неудачно написанное, чтобы писать снова отсюда выражение: «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.  Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Среди всего многообразия разновидностей употребления языка выделяются две основные: язык разговорный и литературный язык (книжный).

Разговорный язык (разговорный стиль речи)используется обычно в устной форме.

Литературный (книжный) язык включает научную. Официально-деловую , публицистическую речь, отсюда и функционирование их в определенных сферах деятельности. В зависимости от этого различают научный, официально-деловой, публицистические стили, или язык художественной литературы.

Слово стиль происходит от лат. Stylus – остроконечная палочка. В древности оно означало заостренную с одного и закругленную с другого палочку, стержень, из дерева, металла, кости. Острым концом писали, другим- в виде лопаточки стирали неудачно написанное, чтобы писать снова отсюда выражение: «Чаще поворачивай!», т.е. чаще исправляй, переделывай, переписывай.

Слово стиль стало означать уже качество написанного. В этом суть стилистики – умение выразить свою мысль по разному, различными языковыми средствами, что и отличает один стиль речи от другого.

Разговорный стиль Цель: общение, беседа, использование в неофициальной обстановке Особенности языка : непринужденность ,простота фраз, просторечные выражения, разговорная лексика диалогичность, неполные предложения, эмоциональность, образные выражения, средства выразительности Используется: а)для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам; б)в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке: дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма; в)для него характерны: разговорная и просторечная лексика; б)эмоциональность, образность, конкретность, простота речи

Разговорный стиль

Цель: общение, беседа, использование в неофициальной обстановке

Особенности языка : непринужденность ,простота фраз, просторечные выражения, разговорная лексика

диалогичность,

неполные предложения, эмоциональность, образные выражения, средства выразительности

  • Используется:
  • а)для непосредственного, повседневного общения: делимся с окружающими нас людьми своими мыслями и чувствами, обмениваемся информацией по бытовым вопросам;
  • б)в сфере бытовых отношений, в непринужденной, неофициальной обстановке: дружеская беседа, частный разговор, записки, частные письма;
  • в)для него характерны: разговорная и просторечная лексика;
  • б)эмоциональность, образность, конкретность, простота речи

Официально-деловой Цель: проинформировать, проинструктировать, выразить волю закона, дать указания Особенности содержания: официальность, точность, стандартность Особенности языка: Штампы и клише(то есть стандартные выражения, фразы, предложения, формы документов) особая терминология (принять к сведению, принять к исполнению, внести изменения , предложить к рассмотрению , отправить в архив и т.п.) Примеры: указы, постановления, инструкции, отчеты, заявления, деловые письма а) сообщение, информирование; б) использование в официальной обстановке; в)законы, приказы, постановления, деловые бумаги; г)официально-деловая лексика; устойчивые, стандартиризиванные обороты речи; д)логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Официально-деловой

Цель: проинформировать, проинструктировать,

выразить волю закона, дать указания

Особенности содержания:

официальность,

точность,

стандартность

Особенности языка:

Штампы и клише(то есть стандартные выражения, фразы, предложения, формы документов)

особая терминология (принять к сведению, принять к исполнению, внести изменения , предложить к рассмотрению , отправить в архив и т.п.)

Примеры:

указы,

постановления,

инструкции,

отчеты,

заявления,

деловые письма

  • а) сообщение, информирование;
  • б) использование в официальной обстановке;
  • в)законы, приказы, постановления, деловые бумаги;
  • г)официально-деловая лексика; устойчивые, стандартиризиванные обороты речи;
  • д)логичность речи и вместе с тем образность, эмоциональность, оценочность, призывность.

Научный Научные труды, учебники… Цель:объяснить с точки зрения науки Особенности содержания: обобщенность точность логичность доказательность Особенности языка: обилие терминов абстрактная лексика; слова в прямом значении; СПП с придаточными причины, следствия; вводные слова (Например, во-первых, во-вторых…, следовательно, очевидно и т.п.) Жанры: статья (в том числе в учебнике), отзыв, рецензия, аннотация, диссертация и т.п. а)сообщение научных сведений, научное объяснение фактов; б)использование в официальной обстановке; в)научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация; г)терминологическая и профессиональная лексика; д)строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.

Научный

Научные труды,

учебники…

Цель:объяснить с точки зрения науки

Особенности содержания:

обобщенность

точность

логичность

доказательность

Особенности языка:

обилие терминов

абстрактная лексика; слова в прямом значении;

СПП с придаточными причины, следствия; вводные слова (Например, во-первых, во-вторых…, следовательно, очевидно и т.п.)

Жанры:

статья (в том числе в учебнике), отзыв, рецензия, аннотация, диссертация и т.п.

  • а)сообщение научных сведений, научное объяснение фактов;
  • б)использование в официальной обстановке;
  • в)научная статья, научный доклад, учебная литература, диссертация;
  • г)терминологическая и профессиональная лексика;
  • д)строгая логичность, объективность текста, смысловая точность; отвлеченность и обобщенность.

Публицистический Сфера употребления-общественно-политическая жизнь: газеты, журналы, радио, телевидение, митинги… Цель6 воздействие на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам…) Особенности языка: фактографичность + образность, призывность, злободневность тематики Особенности лексики и построения фраз: книжная + разговорная лексика; несложные синтаксические конструкции, восклицательные предложения; риторические вопросы, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций; междометия, модальные частицы; инверсия ,изменение интонации а) функция воздействия через средства массовой коммуникации; б) использование в официальной обстановке; выступление в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях;  в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь; г)общественно- политическая лексика.

Публицистический

Сфера употребления-общественно-политическая жизнь:

газеты, журналы, радио, телевидение, митинги…

Цель6 воздействие на сознание с целью воспитания гражданской позиции (информировать о жизни страны, сформировать отношение к событиям и фактам, побудить к каким-либо действиям, привлечь внимание к важным вопросам…)

Особенности языка: фактографичность + образность, призывность, злободневность тематики

Особенности лексики и построения фраз: книжная + разговорная лексика; несложные синтаксические конструкции, восклицательные предложения; риторические вопросы, обращения, повторы слов и синтаксических конструкций; междометия, модальные частицы; инверсия ,изменение интонации

а) функция воздействия через средства массовой коммуникации;

б) использование в официальной обстановке; выступление в газетах и журналах, по радио и телевидению, на митингах и собраниях;

в) статья, очерк, репортаж, фельетон, интервью, ораторская речь;

г)общественно- политическая лексика.

Художественный Цель: воздействие на воображение, чувства, мысли (эстетическая функция) Образность Особенности лексики: слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства, конкретная лексика; встречаются вкрапления прочих стилей как средство создания художественного образа Жанры: новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, роман, роман-эпопея , комедия, трагедия, драма …. а)изображение и воздействие на читателя; б)роман, роман-эпопея,повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, комедия, трагедия и т.п. в)использование всех богатств лексики; г)образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей.

Художественный

Цель: воздействие на воображение, чувства, мысли (эстетическая функция)

Образность

Особенности лексики: слова в переносном значении, изобразительно-выразительные средства, конкретная лексика; встречаются вкрапления прочих стилей как средство создания художественного образа

Жанры: новелла, повесть, рассказ, поэма, стихотворение, роман, роман-эпопея , комедия, трагедия, драма ….

  • а)изображение и воздействие на читателя;
  • б)роман, роман-эпопея,повесть, рассказ, стихотворение, басня, поэма, комедия, трагедия и т.п.
  • в)использование всех богатств лексики;
  • г)образность, эмоциональность, конкретность речи; использование возможностей разных стилей.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!