Презентация-тренажёр для подготовки к ЕГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 19.
Подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков Иван Александрович
№ 1.
формы
характеристики
революция
Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
…
Преобладание какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Формы социального прогресса.
Ответ:
№ 1.
формы
характеристики
революция
Радикальное, качественное изменение, скачок в развитии общества, сопряжённый с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
…
Преобладание какой-либо стороны общественной жизни (порядков, институтов, учреждений), не уничтожающее основ существующей социальной структуры.
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Формы социального прогресса.
Ответ: реформа.
№ 2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Жизнь; здоровье; достоинство личности; личная неприкосновенность; нематериальное благо.
Ответ:
№ 2.
В приведённом ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Жизнь; здоровье; достоинство личности; личная неприкосновенность; нематериальное благо.
Ответ: нематериальное благо.
№ 3.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют духовные (идеальные) потребности человека.
1) Потребность в приобретении новых знаний; 2) потребность в художественном творчестве; 3) потребность в нравственном поведении; 4) потребность в труде; 5) потребность в общественном признании; 6) поиск смысла жизни.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:
№ 3.
Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют духовные (идеальные) потребности человека.
1) Потребность в приобретении новых знаний; 2) потребность в художественном творчестве; 3) потребность в нравственном поведении; 4) потребность в труде; 5) потребность в общественном признании; 6) поиск смысла жизни.
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
Ответ:4 5.
№ 4.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
- Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
- Искусство оказывает эмоциональное воздействие на человека.
- Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
- В искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
Ответ:
№ 4.
Выберите верные суждения об искусстве и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Искусство нацелено на открытие объективных закономерностей, действующих в природе и обществе.
- Искусство отражает действительность в образно-символической форме.
- Искусство оказывает эмоциональное воздействие на человека.
- Только искусство объясняет события, явления окружающего мира.
- В искусстве огромную роль играет воображение художника и зрителя.
Ответ:2 3 5.
№ 5.
Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А) логика
Б) математика
В) история
Г) политология
Д) физика
Виды наук
- социально-гуманитарные
- точные и технические
- естественные
- науки о познании и мышлении
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 5.
Установите соответствие между примерами и видами наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Примеры
А) логика
Б) математика
В) история
Г) политология
Д) физика
Виды наук
- социально-гуманитарные
- точные и технические
- естественные
- науки о познании и мышлении
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
4 2 1 1 3
№ 6.
В стране Z большинство населения проживает в городах-мегаполисах. Найдите в приведённом ниже списке признаки, позволяющие сделать вывод о том, что страна Z развивается как индустриальное общество. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- преобладание наукоёмких производств
- механизация производства
- кастовая стратификация общества
- активное развитие виртуальной культуры
- преобладание массового промышленного производства
- провозглашение ценности прогресса, индивидуальной свободы
Ответ:
№ 6.
В стране Z большинство населения проживает в городах-мегаполисах. Найдите в приведённом ниже списке признаки, позволяющие сделать вывод о том, что страна Z развивается как индустриальное общество. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- преобладание наукоёмких производств
- механизация производства
- кастовая стратификация общества
- активное развитие виртуальной культуры
- преобладание массового промышленного производства
- провозглашение ценности прогресса, индивидуальной свободы
Ответ:2 5 6.
№ 7.
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.
- Государственный бюджет- это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.
- Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.
- Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.
- Предоставление дотаций государственным предприятиям- одна из статей доходов государственного бюджета.
Ответ:
№ 7.
Выберите верные суждения о государственном бюджете и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Профицит бюджета представляет собой ситуацию, когда доходы государства превышают его планируемые расходы.
- Государственный бюджет- это смета доходов и расходов государства на определённый период времени.
- Государственный бюджет составляется с указанием источников поступления государственных доходов и направлений расходования денег.
- Государственный бюджет в РФ разрабатывается и принимается Президентом РФ.
- Предоставление дотаций государственным предприятиям- одна из статей доходов государственного бюджета.
Ответ: 1 2 3.
№ 8.
Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики
А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ
Б) факторный доход- рента
В) факторный доход- процент
Г) примеры- здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др.
Д) услуги, которые оказывают люди, способные скоординировать использование факторов производства и принять на себя риск потери капитала
Факторы производства
- капитал
- земля
- Предпринимательство
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 8.
Установите соответствие между характеристиками и факторами производства: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характеристики
А) все виды ресурсов, имеющихся на планете и пригодных для производства экономических благ
Б) факторный доход- рента
В) факторный доход- процент
Г) примеры- здания и сооружения, оборудование, инфраструктура и др.
Д) услуги, которые оказывают люди, способные скоординировать использование факторов производства и принять на себя риск потери капитала
Факторы производства
- капитал
- земля
- Предпринимательство
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
2 2 1 1 3
№ 9.
Владельцы хлебопекарни несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже в краткосрочном периоде относится к постоянным издержкам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- арендная плата за помещение
- приобретение сырья
- проценты по ранее взятым кредитам
- транспортные расходы
- оклады администрации
- сдельная оплата персонала
Ответ:
№ 9.
Владельцы хлебопекарни несут постоянные и переменные издержки. Что из перечисленного ниже в краткосрочном периоде относится к постоянным издержкам? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- арендная плата за помещение
- приобретение сырья
- проценты по ранее взятым кредитам
- транспортные расходы
- оклады администрации
- сдельная оплата персонала
Ответ: 1 3 5.
№ 10. На графике отражена ситуация на рынке кондитерских изделий: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1. (На графике Р- цена товара, Q –количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- неурожай какао-бобов
- увеличение доходов потребителей
- выдача льготных кредитов кондитерским предприятиям
- повышение акцизов на сахар и какао-бобы
- закрытие ряда кондитерских фабрик
Ответ:
№ 10. На графике отражена ситуация на рынке кондитерских изделий: кривая предложения переместилась из положения S в положение S 1. (На графике Р- цена товара, Q –количество товара.)
Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- неурожай какао-бобов
- увеличение доходов потребителей
- выдача льготных кредитов кондитерским предприятиям
- повышение акцизов на сахар и какао-бобы
- закрытие ряда кондитерских фабрик
Ответ:1 4 5.
№ 11.
Выберите верные суждения о социализации личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социализация индивида всегда связана со стихийными, спонтанными влияниями извне.
- Агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает
- Социализация предполагает освоение социальных ролей, приобретение новых статусов.
- К агентам вторичной социализации относят различные организации, официальные учреждения
- Социализация индивида завершается к началу его трудовой деятельности.
Ответ:
№ 11.
Выберите верные суждения о социализации личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Социализация индивида всегда связана со стихийными, спонтанными влияниями извне.
- Агенты первичной социализации входят в состав малых групп, с которыми индивид вступает
- Социализация предполагает освоение социальных ролей, приобретение новых статусов.
- К агентам вторичной социализации относят различные организации, официальные учреждения
- Социализация индивида завершается к началу его трудовой деятельности.
Ответ: 2 3 4.
№ 12. В ходе социологического опроса совершеннолетних юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Почему некоторые молодые люди не хотят жить отдельно от родителей?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Доля тех, кто считает, что нет никаких проблем в совместной жизни взрослых детей и их родителей, среди юношей больше, чем среди девушек.
- Среди девушек мнение о том, что молодые люди нуждаются в постоянной поддержке и советах родителей, более популярно, чем мнение о том, что родители нуждаются в постоянной опеке и заботе со стороны своих взрослых детей.
- Доля тех, кто то отметил, что так можно избежать дополнительных расходов, среди юношей меньше, чем среди девушек.
- Среди юношей мнение о том, что так можно выполнять меньше работы по дому, популярнее, чем мнение о том, что молодые люди нуждаются в постоянной поддержке и советах родителей.
- Одинаковые доли опрошенных в обеих группах затруднились с ответом.
Ответ:
№ 12. В ходе социологического опроса совершеннолетних юношей и девушек страны Z им задавали вопрос: «Почему некоторые молодые люди не хотят жить отдельно от родителей?» Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Доля тех, кто считает, что нет никаких проблем в совместной жизни взрослых детей и их родителей, среди юношей больше, чем среди девушек.
- Среди девушек мнение о том, что молодые люди нуждаются в постоянной поддержке и советах родителей, более популярно, чем мнение о том, что родители нуждаются в постоянной опеке и заботе со стороны своих взрослых детей.
- Доля тех, кто то отметил, что так можно избежать дополнительных расходов, среди юношей меньше, чем среди девушек.
- Среди юношей мнение о том, что так можно выполнять меньше работы по дому, популярнее, чем мнение о том, что молодые люди нуждаются в постоянной поддержке и советах родителей.
- Одинаковые доли опрошенных в обеих группах затруднились с ответом.
Ответ: 2 4 5
№ 13.
Выберите верные суждения о политических партиях и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Общественно-политические движения, в отличие от политических партий, ставят задачу получения государственной власти.
- По отношению к действующей власти различают политические партии правящие и оппозиционные.
- Социалистические партии провозглашают ценность порядка, традиций и стабильности развития; незыблемость моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.
- Кадровые партии ориентированы на ближайшие выборы, формируются вокруг нескольких лидеров, имеют слабую организацию.
Ответ:
№ 13.
Выберите верные суждения о политических партиях и общественно-политических движениях и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Политические партии участвуют в выборах в органы государственной власти и местного самоуправления.
- Общественно-политические движения, в отличие от политических партий, ставят задачу получения государственной власти.
- По отношению к действующей власти различают политические партии правящие и оппозиционные.
- Социалистические партии провозглашают ценность порядка, традиций и стабильности развития; незыблемость моральных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.
- Кадровые партии ориентированы на ближайшие выборы, формируются вокруг нескольких лидеров, имеют слабую организацию.
Ответ: 1 3 5.
№ 14.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) решение вопросов предоставления политического убежища
Б) осуществление помилования
В) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу
Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Д) утверждение изменения границ между субъектами РФ
Субъекты государственной власти РФ
- Президент РФ
- Конституционный Суд РФ
- Совет Федерации
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 14.
Установите соответствие между функциями и субъектами государственной власти РФ, которые их исполняют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Функции
А) решение вопросов предоставления политического убежища
Б) осуществление помилования
В) рассмотрение дел о соответствии нормативных актов закону, имеющему высшую юридическую силу
Г) разрешение споров о компетенции между федеральными органами государственной власти
Д) утверждение изменения границ между субъектами РФ
Субъекты государственной власти РФ
- Президент РФ
- Конституционный Суд РФ
- Совет Федерации
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 1 2 2 3
№ 15.
В стране Z прошли парламентские выборы. Найдите в приведённом списке черты, свидетельствующие о том, что в стране Z выборы парламента проходят по мажоритарной системе. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партийные списки на выборах.
- Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
- Голосование проводится по спискам политических партий.
- Выборы были всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании.
- Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов избирателей своего округа.
- Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
Ответ:
№ 15.
В стране Z прошли парламентские выборы. Найдите в приведённом списке черты, свидетельствующие о том, что в стране Z выборы парламента проходят по мажоритарной системе. Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Количество мест, полученных партией в парламенте, зависит от процента голосов, поданных за партийные списки на выборах.
- Существует возможность выдвижения независимых беспартийных кандидатов.
- Голосование проводится по спискам политических партий.
- Выборы были всеобщими, равными, прямыми, при тайном голосовании.
- Победу одерживает кандидат, получивший большинство голосов избирателей своего округа.
- Предусмотрено голосование по одномандатным округам.
Ответ: 2 5 6.
№ 16.
Какие из приведённых ниже положений относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- республиканская форма правления
- многообразие форм собственности
- плановая экономическая система
- доминирование судебной власти над законодательной и исполнительной
- установление государственной религии
Ответ:
№ 16.
Какие из приведённых ниже положений относятся к основам конституционного строя РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- республиканская форма правления
- многообразие форм собственности
- плановая экономическая система
- доминирование судебной власти над законодательной и исполнительной
- установление государственной религии
Ответ: 1 2.
№ 17.
Выберите верные суждения об уголовном судопроизводстве и его участниках в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уголовный процесс- это основанная на законе деятельность управомоченных органов и лиц по расследованию преступлений и разрешению уголовных дел.
2) Следователь признаёт лицо виновным в совершении преступления.
3) Прокурор поддерживает в суде государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
4) Суд назначает виновному наказание.
5) Подозреваемый вправе знать, в чём он подозревается.
Ответ:
№ 17.
Выберите верные суждения об уголовном судопроизводстве и его участниках в РФ. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Уголовный процесс- это основанная на законе деятельность управомоченных органов и лиц по расследованию преступлений и разрешению уголовных дел.
2) Следователь признаёт лицо виновным в совершении преступления.
3) Прокурор поддерживает в суде государственное обвинение, обеспечивая его законность и обоснованность.
4) Суд назначает виновному наказание.
5) Подозреваемый вправе знать, в чём он подозревается.
Ответ: 1 3 4 5.
№ 18.
Призыву на военную службу в РФ подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие , но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе.
Установите соответствие между категориями граждан и условиями освобождения/отсрочки от призыва на военную службу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Категории граждан
А) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья
Б) имеющие ребёнка и воспитывающие его без матери ребёнка
В) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу
Г) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования,- на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации
Д) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень
Обстоятельства
- освобождения от призыва на военную службу
- отсрочки от призыва на военную службу
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 18.
Призыву на военную службу в РФ подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учёте или не состоящие , но обязанные состоять на воинском учёте и не пребывающие в запасе.
Установите соответствие между категориями граждан и условиями освобождения/отсрочки от призыва на военную службу: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Категории граждан
А) признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья
Б) имеющие ребёнка и воспитывающие его без матери ребёнка
В) проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу
Г) успешно прошедшие государственную итоговую аттестацию по образовательной программе среднего общего образования,- на период до 1 октября года прохождения указанной аттестации
Д) имеющие предусмотренную государственной системой научной аттестации учёную степень
Обстоятельства
- освобождения от призыва на военную службу
- отсрочки от призыва на военную службу
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 2 1 2 1
№ 19.
Граждане РФ Юлия и Сергей решили вступить в брак. Найдите в приведённом перечне условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
- владение русским языком
- добровольное согласие жениха и невесты
- достижение женихом и невестой брачного возраста
- проживание жениха или невесты отдельно от родителей
- наличие у жениха и невесты постоянных источников доходов
- наличие у жениха и невесты профессионального образования
Ответ:
№ 19.
Граждане РФ Юлия и Сергей решили вступить в брак. Найдите в приведённом перечне условия, наличие которых обязательно для заключения брака в РФ и запишите цифры, под которыми они указаны.
- владение русским языком
- добровольное согласие жениха и невесты
- достижение женихом и невестой брачного возраста
- проживание жениха или невесты отдельно от родителей
- наличие у жениха и невесты постоянных источников доходов
- наличие у жениха и невесты профессионального образования
Ответ: 2 3.
№ 20.
Вставьте пропущенные слова.
«_____(А)- идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика показывает, что оно недостижимо. И не только из-за различия способностей людей, но и вследствие неодинаковости___(Б), а также качества и продуктивности их труда. В этом смысле ____(В)неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры. Стремление занять более высокое положение в ___(Г)побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести ___(Д)собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но и чрезмерное богатство, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают ___(Е)общества».
Список терминов
- Социальный статус 6) социальная иерархия
- Социальная мобильность 7) уравнительное распределение
- Политическая стабильность 8) социальное неравенство
- Социальная санкция 9) социальная норма.
- Социальное равенство
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами словосочетания.
Ответ: А Б В Г Д Е
№ 20.
Вставьте пропущенные слова.
«_____(А)- идеал, на протяжении веков отражавший извечную тягу людей к справедливости и вдохновлявший массовые общественные движения и гуманистические течения общественной мысли. Историческая практика показывает, что оно недостижимо. И не только из-за различия способностей людей, но и вследствие неодинаковости___(Б), а также качества и продуктивности их труда. В этом смысле ____(В)неустранимо и лишь меняет свои формы и размеры. Стремление занять более высокое положение в ___(Г)побуждает людей к повышению эффективности их деятельности и социального статуса. Попытки ввести ___(Д)собственности и доходов лишь подрывают экономическое развитие. Но и чрезмерное богатство, как и маргинальная бедность, гасят импульсы экономического развития, порождают социальную напряжённость, подрывают ___(Е)общества».
Список терминов
- Социальный статус 6) социальная иерархия
- Социальная мобильность 7) уравнительное распределение
- Политическая стабильность 8) социальное неравенство
- Социальная санкция 9) социальная норма.
- Социальное равенство
Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами словосочетания.
Ответ: А Б В Г Д Е
5 1 8 6 7 3
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 21-24.
Тот факт, что демократическая система правления распространилось на большое число стран, не потерпели при этом крушения и, таким образом, остаются на месте, означает, что на смену прежним неблагоприятным для возникновения и сохранения демократических институтов условиями должны были прийти в значительной мере более благоприятные условия…
Часть 2.
Когда демократические институты утверждаются в стране, в которой широко распространены антидемократические убеждения, а демократические взгляды слабы, демократические правительства вряд ли могут устоять, особенно в периоды кризисов и напряжённостей, которым время от времени оказываются подвержены все страны. В течение XX века в разных странах произошли огромные изменения в соотношении силы демократических и антидемократических идеологий и убеждений. В первой половине века существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии, являющихся до того времени наиболее распространёнными формами недемократического правления.
Часть 2.
В течение следующей четверти века основные недемократические идеологии и поддержавшие их системы правления…были окончательно разрушены их собственными роковыми провалами в военной, экономической и политической областях. Хотя антидемократические идеологии, такие как крайний национализм и религиозный фундаментализм, представляют собой постоянные препятствия для демократизации в некоторых странах, в целом на мировой арене они лишены той притягательности, которой обладает демократия. Значение демократических идей в создании и сохранении легитимности власти выявляется той настойчивостью, с которой авторитарные правительства пытаются замаскировать суть своих режимов псевдодемократической риторикой.
Часть 2.
В некоторых странах, таких как страны Южной Африки, в которых существует значительный потенциал культурного конфликта, переходу к демократии и её последующей консолидации способствует
Тщательная разработка электоральных договорённостей и политических практик, поощряющих политическую включённость и компромисс скорее, чем дискриминацию и конфликт.
Часть 2.
Наконец, распространение капиталистических рыночных экономик и замена ими в некоторых странах экономических систем централизованного управления помогли создать социальные структуры, установки и запросы, более благоприятные для демократических убеждений, для демократического образа действия и демократических институтов. Во многих странах по всему миру рыночный капитализм явился фактором, поощрившим экономический рост, повышение уровня жизни и формирование более широкого среднего класса. Таким образом, глобальное распространение рыночного капитализма сопровождается глобальным увеличением числа стран, характеризующихся существованием гражданских обществ, более благоприятных для демократических институтов.
(Р.Даль)
№ 21.
Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в XX столетии привёл автор?
№ 21.
Какие два изменения в соотношении демократических и антидемократических сил в XX столетии привёл автор?
Ответ:
- существенно ослабла поддержка монархии, потомственной аристократии и олигархии;
- основные недемократические идеологии и поддерживающие их системы правления были окончательно разрушены.
№ 22.
Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.
№ 22.
Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения мысли автора о важном значении демократических идей в создании и сохранении легитимности власти.
Ответ:
- народ ощущает себя источником власти и готов подчиняться её требованиям;
- власть представляет интересы народа, поэтому ей готовы подчиняться;
- народ имеет реальные рычаги воздействия на власть, вплоть до смены правительства.
№ 23.
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.
№ 23.
Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, дайте три объяснения связи формирования широкого среднего класса и утверждения демократии.
Ответ:
- средний класс является основой гражданского общества;
- средний класс заинтересован в реализации своих политических прав посредством демократических институтов;
- средний класс, законными средствами защищая свои права собственности и др. права, воздействует на государственную власть.
№ 24.
Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.
№ 24.
Предположите, как культурные (межэтнические) конфликты могут помешать утверждению демократии. Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, выскажите три предположения.
Ответ:
- в условиях межэтнических конфликтов может быть невозможен диалог различных политических сил;
- конфликт может быть связан с ущемлением прав каких-либо этнических групп, что противоречит ценностям демократии;
- в условиях межэтнических конфликтов нередко поддержкой пользуются авторитарные лидеры и режимы.
№ 25.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
№ 25.
Ответ:
- познание- это активное отражение действительности в сознании человека, процесс постижения им фактов, явлений, законов действительности;
- Благодаря чувственному познанию человек получает информацию о внешних сторонах и свойствах предмета;
- Различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания заключается в том, что ощущение передают отдельные свойства предмета, а восприятие- целостный образ предмета.
№ 26.
Проиллюстрируйте тремя примерами влияние финансовой стабильности в стране на успешность экономической деятельности индивидов и фирм (предприятий).
№ 26.
Ответ:
- В ситуации экономического подъёма в стране, устойчивого курса национальной валюты и невысоких процентов по кредиту фермер взял кредит на организацию молокоперерабатывающего цеха; через год он совместно с другими фермерами открыл в городе фирменный магазин. Это позволило в течение нескольких лет вернуть банку деньги и расширить ассортимент производимой хозяйством продукции;
- У индивидуального предпринимателя, торгующего одеждой на рынке, сложился определённый круг покупателей, которых устраивал ассортимент и стабильные в условиях устойчивого курса национальной валюты цены, и через несколько лет он открыл свой магазин;
- Супруги, пользуясь дешёвым потребительским кредитом, приобрели автомобиль, о котором давно мечтали. Незначительные изменения цен на товары и услуги позволили им за счёт экономии в потребительских расходах в течение нескольких лет вернуть кредит.
№ 27.
Гражданин Р. заключил договор с фирмой Z об установке пластиковых окон. Бригада монтажников из этой фирмы произвела соответствующие работы, качество которых не устроило гражданина Р., и он подал исковое заявление в суд. В рамках какого судопроизводства может быть разрешён этот спор? Как называются стороны в этом судопроизводстве? (Назовите обе стороны и укажите, кто из названных участников данного спора относится к каждой из них.) Назовите ещё две категории дел. Подведомственных этому суду.
№ 27.
Ответ:
- судопроизводство: гражданское;
- Две стороны:
-истец (гражданин Р.);
-ответчик (фирма Z);
3) две категории дел:
-об ограничении дееспособности;
-о расторжении брака.
№ 28.
Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Доходы населения и социальная политика». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
№ 28.
Ответ:
а) определение доходов;
б) распределение доходов;
в) дифференциация доходов;
г) кривая Лоренца.
2. Проблемы социальной ориентации экономики.
3. Государственная политика доходов:
а) главные задачи политики доходов;
б) регулирование доходов;
в) индексация доходов;
г) социальная поддержка беднейших слоёв населения и борьба с бедностью.
Использованная литература.
- Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год