Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 34.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
Что относится к глобальным экологическим проблемам?
- проблема международного терроризма
- сохранение большого числа неграмотных в мире
- перенаселённость ряда стран Азии и Африки
- загрязнение воздуха промышленными отходами
№ 1.
Что относится к глобальным экологическим проблемам?
- проблема международного терроризма
- сохранение большого числа неграмотных в мире
- перенаселённость ряда стран Азии и Африки
- загрязнение воздуха промышленными отходами
№ 2.
Понятия «доход», «издержки», «материальные ресурсы» характеризуют в первую очередь сферу общества
1) материальную
2) социальную
3) экономическую
4) управленческую
№ 2.
Понятия «доход», «издержки», «материальные ресурсы» характеризуют в первую очередь сферу общества
1) материальную
2) социальную
3 ) экономическую
4) управленческую
№ 3.
В стране Р активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р?
- традиционному
- индустриальному
- аграрному
- информационному
№ 3.
В стране Р активно развивается массовое промышленное производство, увеличивается численность рабочего класса. Трудящиеся борются за свои политические и социальные права. К какому типу общества относится страна Р?
- аграрному
- информационному
№ 4.
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность человека проявляется в первую очередь в его внешних данных.
Б. Формирование личности человека завершается в юности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения о личности?
А. Личность человека проявляется в первую очередь в его внешних данных.
Б. Формирование личности человека завершается в юности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 5.
Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»- выражает требование
- морали
- науки
- искусства
- права
№ 5.
Принцип: «Поступай по отношению к людям так, как хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе»- выражает требование
№ 6.
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Во многих странах сложилась многоуровневая система образования.
Б. Школьное образование предполагает изучение основ наук.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Во многих странах сложилась многоуровневая система образования.
Б. Школьное образование предполагает изучение основ наук.
- верно только А
- верно только Б
№ 7.
Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
- снижение налога на прибыль
- увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
- повышение зарплаты медицинским работникам
№ 7.
Преодолеть дефицит государственного бюджета может помочь
- снижение налога на прибыль
- увеличение размеров государственной пошлины
3) расширение финансирования образования
- повышение зарплаты медицинским работникам
№ 8.
В командной экономике, в отличие от рыночной,
- существует конкуренция производителей
- труд является товаром
- ресурсы распределяются централизованно
- установлен налог на прибыль
№ 8.
В командной экономике, в отличие от рыночной,
- существует конкуренция производителей
- труд является товаром
- ресурсы распределяются централизованно
- установлен налог на прибыль
№ 9.
Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как для улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
- технический прогресс
- рост инфляции
- падение спроса
- монополизацию экономики
№ 9.
Фирма повысила цены на производимые ею телевизоры, так как для улучшения их качества она закупила и использовала новые технологические линии. Эта ситуация непосредственно иллюстрирует
- рост инфляции
- падение спроса
- монополизацию экономики
№ 10.
Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?
А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.
Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о механизмах регулирования в условиях рынка?
А. Одним из главных регуляторов рыночной экономики является соотношение спроса и предложения.
Б. В условиях рынка на цену товара влияет его качество.
- верно только А
- верно только Б
№ 11.
Офицеры, учителя, горняки составляют группы
- сословные
- этнические
- региональные
- профессиональные
№ 11.
Офицеры, учителя, горняки составляют группы
- сословные
- этнические
- региональные
№ 12.
К малой неформальной группе относится
- коллектив школы
- компания друзей
- пассажиры авиарейса
- сотрудники торгового предприятия
№ 12.
К малой неформальной группе относится
- пассажиры авиарейса
- сотрудники торгового предприятия
№ 13.
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение проявляется в отступлении от общепринятых норм социальной жизни.
Б. Государство должно вести борьбу со всеми проявлениями отклоняющегося поведения.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. Отклоняющееся поведение проявляется в отступлении от общепринятых норм социальной жизни.
Б. Государство должно вести борьбу со всеми проявлениями отклоняющегося поведения.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 14.
Что является формой непосредственного народовластия?
- выборы
- многопартийность
- референдум
- парламентаризм
№ 14.
Что является формой непосредственного народовластия?
№ 15.
Согласно Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право
- косвенное
- активное
- равное
- пассивное
№ 15.
Согласно Конституции РФ депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В этом проявляется избирательное право
- косвенное
- активное
- равное
№ 16.
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16.
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Тоталитарное государство не обладает суверенитетом.
Б. Признаком любого государства является разделение властей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 17.
Что относится к отличительным признакам правового государства?
- наличие суверенитета
- деятельность правоохранительных органов
- налогообложение граждан
- верховенство закона
№ 17.
Что относится к отличительным признакам правового государства?
- наличие суверенитета
- деятельность правоохранительных органов
- налогообложение граждан
№ 18.
Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?
- разработка и принятие законов
- решение вопросов войны и мира
- управление федеральной собственностью
- введение чрезвычайного положения
№ 18.
Что относится к полномочиям Правительства Российской Федерации?
- разработка и принятие законов
- решение вопросов войны и мира
- управление федеральной собственностью
- введение чрезвычайного положения
№ 19.
Гражданин решил завещать внуку свою квартиру. Куда ему следует обратиться?
- в органы внутренних дел
- к адвокату
- к мировому судье
- к нотариусу
№ 19.
Гражданин решил завещать внуку свою квартиру. Куда ему следует обратиться?
- в органы внутренних дел
- к адвокату
- к мировому судье
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?
А. Президент Российской Федерации является главой государства.
Б. Президент Российской Федерации избирается всенародным голосованием.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?
А. Президент Российской Федерации является главой государства.
Б. Президент Российской Федерации избирается всенародным голосованием.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
Анализируя на семинаре правовой случай, студенты юридического факультета разошлись во мнениях о том, нормы гражданского или трудового права следует применить в данном случае. Сравните нормы, указанные в условии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
1) регулирует имущественные отношения граждан
2) является отраслью права
3) выражает установленные государством нормы
4)определяет правила взаимодействия работника и работодателя
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 21.
Анализируя на семинаре правовой случай, студенты юридического факультета разошлись во мнениях о том, нормы гражданского или трудового права следует применить в данном случае. Сравните нормы, указанные в условии. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
1) регулирует имущественные отношения граждан
2) является отраслью права
3) выражает установленные государством нормы
4)определяет правила взаимодействия работника и работодателя
Ответ: Черты сходства Черты различия
2 3 1 4
№ 22.
Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Признак
А) точность и достоверность знаний
Б) использование художественных образов
В) воспитание эстетического вкуса
Г) направленность на поиск объективной истины
Область культуры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
№ 22.
Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу из первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Признак
А) точность и достоверность знаний
Б) использование художественных образов
В) воспитание эстетического вкуса
Г) направленность на поиск объективной истины
Область культуры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
2 1 1 2
№ 23. В стране Zопросили 20-летних жителей. Им задали вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Через 20 лет тем же опрошенным было предложено снова ответить на этот вопрос. Результаты опросов (в %) представлены в таблице.
Факторы, влияющие на формирование личности
20-летние
наследственность
15
Семья, родственники
40-летние
друзья
25
15
25
30
школа
15
20
СМИ
15
25
15
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Равные доли 20-летних к основным факторам относят наследственность и СМИ.
- 40-летние выше оценивают роль друзей в формировании личности, чем 20-летние.
- Доля тех, кто считает СМИ фактором формирования личности, не меняется с возрастом.
- Пятая часть 20-летних выделяет школу как фактор воздействия на формирование личности.
- Оценка роли семьи с возрастом снижается.
Ответ:
№ 23. В стране Zопросили 20-летних жителей. Им задали вопрос: «Какой фактор Вы считаете основным в формировании личности?» Через 20 лет тем же опрошенным было предложено снова ответить на этот вопрос. Результаты опросов (в %) представлены в таблице.
Факторы, влияющие на формирование личности
20-летние
наследственность
15
Семья, родственники
40-летние
друзья
25
15
25
30
школа
15
20
СМИ
15
25
15
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Равные доли 20-летних к основным факторам относят наследственность и СМИ.
- 40-летние выше оценивают роль друзей в формировании личности, чем 20-летние.
- Доля тех, кто считает СМИ фактором формирования личности, не меняется с возрастом.
- Пятая часть 20-летних выделяет школу как фактор воздействия на формирование личности.
- Оценка роли семьи с возрастом снижается.
Ответ: 1 3 4.
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Значение семейных ценностей в стране Z снижается.
- Люди среднего возраста в этой стране менее восприимчивы к воздействию СМИ.
- С возрастом происходит переоценка влияния отдельных факторов на формирование личности.
- Взгляды большинства жителей данной страны основываются на научных представлениях о мире и человеке.
- По мере взросления люди полнее осознают роль школы в формировании своей личности.
Ответ:
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в таблице, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Значение семейных ценностей в стране Z снижается.
- Люди среднего возраста в этой стране менее восприимчивы к воздействию СМИ.
- С возрастом происходит переоценка влияния отдельных факторов на формирование личности.
- Взгляды большинства жителей данной страны основываются на научных представлениях о мире и человеке.
- По мере взросления люди полнее осознают роль школы в формировании своей личности.
Ответ: 3 5.
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Социологические опросы показывают, что люди всё реже читают книги. (Б)Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека. (В)В перспективе доля образованных людей может значительно снизиться.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Социологические опросы показывают, что люди всё реже читают книги. (Б)Это отрицательно влияет на общий кругозор и интеллектуальное развитие человека. (В)В перспективе доля образованных людей может значительно снизиться.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
1 2 2
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Социальная структура.
В современном западном обществе различают высший, средний и низший классы. Ряд социологов выделяют как отдельную группу рабочий класс. Одним из критериев их различения выступают богатство и доход.
Богатство- это всё достояние, принадлежащее человеку. Оно включает, в первую очередь, дом, землю, то есть недвижимость. К нему относятся также сбережения, акции. Доход состоит из заработанной платы за труд, а также доходов, получаемых от капиталовложений (проценты или дивиденды).
Часть 2.
Высший класс численно невелик- всего несколько процентов от общей численности населения, но ему принадлежит значительная доля богатства. Вместе с тем количество людей, владеющих акциями, возрастает. Так, в Англии в 1979 году таких было всего 5%, а в конце 1980-х годов- уже более 20% населения были держателями акций.
Часть 2.
Средний класс образуют представители мелкого и среднего бизнеса, а также специалисты высокого класса, служащие различных категорий. Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков- людей, занятых физическим трудом. Низший класс образуют, среди прочих, люди, подолгу остающиеся без работы.
Некоторые социологи считают, что классовые различия в экономически развитых странах утрачивают своё значение. Налоги, направленные против богатых, в сочетании с пособиями для неимущих и нетрудоспособных сглаживают различие между верхами и низами.
Э.Гидденс.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- критерии классового деления;
- классовый состав современного западного общества;
- высший класс;
- средний класс;
- низший класс;
- стираются ли классовые различия.
№ 27.
Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.
№ 27.
Что, по мнению автора текста, включает богатство? Укажите три основные составляющие.
Ответ:
- недвижимость;
- сбережения;
- акции.
№ 28.
Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
№ 28.
Какие социальные группы, образующие средний класс, приведены в тексте? Назовите любые три группы.
Ответ:
- представители мелкого бизнеса;
- представители среднего бизнеса;
- специалисты высокого уровня;
- служащие.
№ 29.
Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.
№ 29.
Опираясь на обществоведческие знания, укажите два других показателя, помимо богатства и дохода, которые определяют социальное положение человека в обществе. Приведите пример представителей двух профессиональных групп, которые близки по доходам, но отличаются по другим показателям.
Ответ:
- профессия, образование, престиж, образ жизни; власть;
- -рабочие в нефтегазовой области и банковские служащие;
-владельцы предприятий и управляющие в крупных компаниях.
№ 30.
Михаил Н. трудится наладчиком станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, с точки зрения автора приведённого текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
№ 30.
Михаил Н. трудится наладчиком станков на автозаводе. Его заработок превышает доходы некоторых служащих этого предприятия. Можно ли отнести его, с точки зрения автора приведённого текста, к среднему классу? Приведите положение текста, которое помогло вам ответить на этот вопрос.
Ответ:
- Нет, Михаила Н. нельзя отнести к среднему классу, он- рабочий;
- «Рабочий класс состоит из так называемых синих воротничков- людей, занятых физическим трудом».
№ 31.
В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли Вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.
№ 31.
В тексте приводится точка зрения, согласно которой социально-классовые различия в современных западных странах сглаживаются. Согласны ли Вы с таким выводом? С опорой на текст и обществоведческие и исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своей позиции.
Ответ:
-уровень жизни рабочего класса в экономически развитых странах в ХХ веке существенно возрос;
-наблюдается тенденция к более равномерному распределения богатства: об этом говорят приведённые в тексте данные о росте числа владельцев акций;
2) В случае несогласия:
-разрывы в доходах и богатстве высших и низших классов остаётся очень большим;
-преимущественный доступ к власти и управлению по-прежнему имеют представители высших классов.
Использованная литература.
- Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год