Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 38.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
Что относится к глобальным проблемам человечества?
- кризис перепроизводства
- глобализация мирового хозяйства
- загрязнение окружающей среды
- переход в постиндустриальную фазу развития
№ 1.
Что относится к глобальным проблемам человечества?
- кризис перепроизводства
- глобализация мирового хозяйства
- загрязнение окружающей среды
- переход в постиндустриальную фазу развития
№ 2.
Человека от животного отличает
- острота органов чувств
- биологически заданная программа поведения
- использование приспособлений для осуществления действий
- способность создавать орудия труда с помощью других
№ 2.
Человека от животного отличает
- острота органов чувств
- биологически заданная программа поведения
- использование приспособлений для осуществления действий
- способность создавать орудия труда с помощью других
№ 3.
Страна П специализируется на сельскохозяйственном производстве. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
- традиционному
- индустриальному
- информационному
- постиндустриальному
№ 3.
Страна П специализируется на сельскохозяйственном производстве. Земля принадлежит отдельным семьям, члены которых совместно обрабатывают свои участки. Основная часть продукции потребляется самими производителями. К какому типу относится это общество?
- индустриальному
- информационному
- постиндустриальному
№ 4.
Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает постановку целей и определение путей их достижения.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения о деятельности человека?
А. Изучение школьного курса физики является примером познавательной деятельности.
Б. Деятельность предполагает постановку целей и определение путей их достижения.
- верно только А
- верно только Б
№ 5.
Во второй половине ХХ века многократно возросли возможности радио и телевидения, появились компакт-диски. Эти технические достижения открывали дорогу распространению в первую очередь
- новых идейных течений
- передового опыта в различных областях
- продукции массовой культуры
- классического искусства
№ 5.
Во второй половине ХХ века многократно возросли возможности радио и телевидения, появились компакт-диски. Эти технические достижения открывали дорогу распространению в первую очередь
- новых идейных течений
- передового опыта в различных областях
- продукции массовой культуры
№ 6.
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Одним из уровней системы образования в России является среднее профессиональное образование.
Б. Современная система образования ориентируется на потребности общества и личности.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения об образовании?
А. Одним из уровней системы образования в России является среднее профессиональное образование.
Б. Современная система образования ориентируется на потребности общества и личности.
- верно только А
- верно только Б
№ 7.
К прямым налогам относится
- акциз
- таможенная пошлина
- налог на имущество
- налог с продаж
№ 7.
К прямым налогам относится
№ 8.
Государство в условиях рыночной экономики
- устанавливает цены на товары
- собирает налоги
- распределяет ресурсы
- планирует производство
№ 8.
Государство в условиях рыночной экономики
- устанавливает цены на товары
- распределяет ресурсы
- планирует производство
№ 9.
Марина получила на работе денежную премию. Она решила не тратить деньги, а пополнить уже отложенную на приобретение автомобиля сумму. Какая функция денег проявилась в этом примере?
- средство обмена
- средство накопления
- мера стоимости
- платежное средство
№ 9.
Марина получила на работе денежную премию. Она решила не тратить деньги, а пополнить уже отложенную на приобретение автомобиля сумму. Какая функция денег проявилась в этом примере?
- мера стоимости
- платежное средство
№ 10.
Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о формах собственности?
А. В условиях рыночной экономики может существовать только частная собственность.
Б. Государственная собственность является основой командной экономики.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 11.
Родоплеменная общность, в отличие от народности,
- характеризуется общностью языка
- появляется с возникновением государства
- основана на кровном родстве
- объединяет семьи патриархального типа
№ 11.
Родоплеменная общность, в отличие от народности,
- характеризуется общностью языка
- появляется с возникновением государства
- основана на кровном родстве
- объединяет семьи патриархального типа
№ 12.
Проведённые в 70-е годы ХХ века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоёв общества. Этот факт отражает неравенство
- индивидуальных возможностей
- личных дарований
- социального происхождения
- социальных ролей
№ 12.
Проведённые в 70-е годы ХХ века во Франции исследования показали, что шансы сына рабочего стать руководителем в десять раз меньше, чем у выходца из высших слоёв общества. Этот факт отражает неравенство
- индивидуальных возможностей
- личных дарований
- социального происхождения
№ 13.
Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Образование и профессия человека характеризуют его статус.
Б. Человек выполняет в обществе различные роли.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения о социальных статусах и ролях?
А. Образование и профессия человека характеризуют его статус.
Б. Человек выполняет в обществе различные роли.
- верно только А
- верно только Б
№ 14.
Депутат Государственной Думы может в дополнение к своей основной деятельности
- возглавлять законодательное собрание региона
- работать в правительстве
- преподавать в вузе
- быть главой администрации области
№ 14.
Депутат Государственной Думы может в дополнение к своей основной деятельности
- возглавлять законодательное собрание региона
- работать в правительстве
- быть главой администрации области
№ 15.
В 1848 году в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права
- всеобщего
- равного
- прямого
- альтернативного
№ 15.
В 1848 году в Великобритании было отменено право владельцев недвижимости голосовать в нескольких местах нахождения их собственности. Это было движение в направлении избирательного права
№ 16.
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В России сложилась многопартийная система.
Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16.
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. В России сложилась многопартийная система.
Б. Партии в нашей стране активно участвуют в избирательной кампании.
- верно только А
- верно только Б
№ 17.
Какое право человека относится к экономическим правам?
- право на отдых
- право собственности
- право на жилище
- право на жизнь
№ 17.
Какое право человека относится к экономическим правам?
- право на жилище
- право на жизнь
№ 18.
Что относится к полномочиям Государственной Думы?
- разработка и принятие законов
- управление федеральной собственностью
- решение вопросов войны и мира
- разработка и исполнение бюджета страны
№ 18.
Что относится к полномочиям Государственной Думы?
- разработка и принятие законов
- управление федеральной собственностью
- решение вопросов войны и мира
- разработка и исполнение бюджета страны
№ 19.
Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными лицами и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?
- к мировому судье
- к адвокату
- в органы внутренних дел
- к нотариусу
№ 19.
Вечером на улице гражданин был остановлен неизвестными лицами и ограблен. Куда ему следует обратиться за помощью?
- к мировому судье
- к адвокату
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правовых нормах?
А. Правовые нормы являются обязательными для исполнения гражданами страны.
Б. Правовые нормы в современном обществе существуют только в письменной форме.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
Василий работает в сборочном цехе автозавода. С некоторыми работниками цеха у него сложились приятельские отношения: часто они вместе проводят досуг. Таким образом, Василий входит как в формальную, так и в неформальную группы. Сравните эти виды групп. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- право принимать решения принадлежит руководству
- каждый выполняет определённую функцию в общем деле
- является элементом социальной структуры общества
- возникает взаимодействие между людьми
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 21.
Василий работает в сборочном цехе автозавода. С некоторыми работниками цеха у него сложились приятельские отношения: часто они вместе проводят досуг. Таким образом, Василий входит как в формальную, так и в неформальную группы. Сравните эти виды групп. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- право принимать решения принадлежит руководству
- каждый выполняет определённую функцию в общем деле
- является элементом социальной структуры общества
- возникает взаимодействие между людьми
Ответ: Черты сходства Черты различия
3 4 1 2
№ 22.
Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Наказание
А) конфискация имущества
Б) выговор
В) лишение свободы
Г) предупреждение
Вид правонарушений
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
№ 22.
Установите соответствие между наказаниями и видами правонарушений: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Наказание
А) конфискация имущества
Б) выговор
В) лишение свободы
Г) предупреждение
Вид правонарушений
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
1 2 1 2
№ 23. Во время социологического опроса гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем Вы ссылаетесь на мнения учёных, научные факты?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в графической форме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
- Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые делают это часто.
- Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
- Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
- Часто ссылаются на мнения учёных меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.
Ответ:
№ 23. Во время социологического опроса гражданам задавали вопрос: «Бывает ли так, что в обсуждении со своими родными и знакомыми каких-либо проблем Вы ссылаетесь на мнения учёных, научные факты?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в графической форме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Никогда не обращаются к научным фактам при обсуждении различных проблем около половины опрошенных.
- Редко обращаются в обсуждении проблем к научным фактам меньше опрошенных, чем те, которые делают это часто.
- Затруднился в ответе на вопрос каждый десятый опрошенный.
- Редко используют научные факты при обсуждении проблем менее трети опрошенных граждан.
- Часто ссылаются на мнения учёных меньше опрошенных, чем те, которые не делают этого никогда.
Ответ:1 4 5.
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из перечисленных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.
2) Научное знание в сознании людей вытесняются мифологией.
3) В стране целесообразно больше популяризировать науку и её достижения.
4) Количество учёных в стране за последние годы сократилось.
5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.
Ответ:
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из перечисленных ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Научное знание как аргумент не является определяющим для людей в их общении с окружающими.
2) Научное знание в сознании людей вытесняются мифологией.
3) В стране целесообразно больше популяризировать науку и её достижения.
4) Количество учёных в стране за последние годы сократилось.
5) Наука не изучает проблемы повседневной жизни людей в обществе.
Ответ: 1 3.
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Состоявшийся недавно конгресс представителей науки не оправдал надежд. (Б)Многие известные учёные не приняли в нём участие. (В)Отдельные доклады были поверхностными и бездоказательными.
Определите, какие положения текста
- Отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Состоявшийся недавно конгресс представителей науки не оправдал надежд. (Б)Многие известные учёные не приняли в нём участие. (В)Отдельные доклады были поверхностными и бездоказательными.
Определите, какие положения текста
- Отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
2 1 2
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Сознание и деятельность.
Формирование самосознания идёт параллельно общему эмоциональному и умственному развитию ребёнка, но его необходимая предпосылка- взаимодействие ребёнка со взрослыми, которые не только удовлетворяют его жизненные потребности, но и приучают к игре, вырабатывая у него определённое отношение к предметам внешнего мира и к самому себе.
Часть 2.
Самоощущения ребёнка сами по себе не могут сложиться в сколько-нибудь цельный и последовательный «образ Я». Главным источником информации о себе и о других служат для ребёнка взрослые, которые в буквальном смысле слова «определяют», кто он. Они дают ребёнку собственное имя и приучают откликаться на него, помогают осознать функции своего тела…
Часть 2.
Самоузнавание в зеркале или на снимке предшествует овладению языком, но затем словесные названия, с помощью которых ребёнок обозначает себя и других, становятся важнейшими средствами оформления его жизненного опыта в определённое единство. Личные местоимения появляются в жизни ребёнка к концу второго года. До этого он говорит о себе в третьем лице. Процесс овладения местоимением «Я» сопряжён с определёнными трудностями.
Часть 2.
Ребёнок не пассивно усваивает информацию о себе, сообщённую взрослыми. Он активно (хотя и не осознавая этого) формирует свой образ «Я» в процессе предметной деятельности и общения со сверстниками. Чрезвычайно важным психологическим механизмом этого является игра.
Часть2.
В игре в каждый данный момент маленький ребёнок представляет себя кем-то другим. Часто сменяющиеся роли ещё не складываются в определённую систему. По мере усложнения игровой деятельности круг его «значимых других» расширяется, а его отношения с ними становятся всё более избирательными. Это требует и более сложной саморегуляции. Чтобы участвовать в коллективной игре, ребёнок должен усвоить систему правил. Научиться сообразовывать свои действия с другими членами команды.
(И.С.Кон)
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- предпосылки развития самосознания;
- этап самоощущения;
- этап самоузнавания;
- роль игры в формировании самосознания.
№ 27.
В чём автор видит роль взрослых в развитии самознания ребёнка? Приведите четыре положения.
№ 27.
В чём автор видит роль взрослых в развитии самознания ребёнка? Приведите четыре положения.
Ответ:
- удовлетворяют жизненные потребности ребёнка;
- служат для ребёнка главным источником информации о нём самом и о других;
- дают ребёнку имя и приучают откликаться на него;
- помогают ребёнку осознать функции своего тела.
№ 28.
В рассказе Л.Пантелеева «Буква «Ты» маленькая девочка упорно называет показываемую ей букву «я» «Ты» и читает слово «яблоко» как «тыблоко». Какой этап самопознания отражён в этом эпизоде? Приведите фрагмент текста, который помог Вам ответить на этот вопрос.
№ 28.
В рассказе Л.Пантелеева «Буква «Ты» маленькая девочка упорно называет показываемую ей букву «я» «Ты» и читает слово «яблоко» как «тыблоко». Какой этап самопознания отражён в этом эпизоде? Приведите фрагмент текста, который помог Вам ответить на этот вопрос.
Ответ:
- самоузнавание;
- «Личные местоимения появляются в жизни ребёнка к концу второго года. До этого он говорит о себе в третьем лице. Процесс овладения местоимением «Я» сопряжён с определёнными трудностями».
№ 29.
В тексте упоминается несколько видов деятельности, связанных с развитием самосознания ребёнка. Укажите любые два из них. Опираясь на обществоведческие знания, назовите любой, не упомянутый в тексте, вид деятельности. Укажите его характерную черту.
№ 29.
В тексте упоминается несколько видов деятельности, связанных с развитием самосознания ребёнка. Укажите любые два из них. Опираясь на обществоведческие знания, назовите любой, не упомянутый в тексте, вид деятельности. Укажите его характерную черту.
Ответ:
- общение, игра, предметная деятельность;
- трудовая;
- нацеленность на создание материальных благ.
№ 30.
Автор пишет об усложнении с возрастом характера игровой деятельности ребёнка. Укажите два проявления этого усложнения.
№ 30.
Автор пишет об усложнении с возрастом характера игровой деятельности ребёнка. Укажите два проявления этого усложнения.
Ответ:
- более сложная саморегуляция с расширением круга значимых других;
- необходимость усвоения правил;
- необходимость сообразовывать свои действия с другими.
№ 31.
Существуют различные оценки роли игры в жизни взрослого человека. Согласно одной точке зрения склонность к игровой деятельности полезна для человека и её нужно сохранять на протяжении всей жизни. Другая позиция: игра- удел детей, для взрослых нужны другие виды деятельности. Приведите по два аргумента в защиту той точки зрения, которая Вам представляется более правильной.
№ 31.
Существуют различные оценки роли игры в жизни взрослого человека. Согласно одной точке зрения склонность к игровой деятельности полезна для человека и её нужно сохранять на протяжении всей жизни. Другая позиция: игра- удел детей, для взрослых нужны другие виды деятельности. Приведите по два аргумента в защиту той точки зрения, которая Вам представляется более правильной.
Ответ:
В случае согласия:
- игровое начало позволяет развиваться творческой деятельности, которая полезна на всех этапах жизни человека;
- сохранение увлечённости игрой поможет взрослым людям налаживать контакт с детьми.
В случае несогласия:
- увлечение игрой часто идёт в ущерб другим более важным для взрослых видам деятельности, например, трудовой;
- у взрослых увлечение игрой может перейти в опасную болезнь- игроманию (лудоманию).
Использованная литература.
- Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год