Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 39.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы жизни общества?
- сословие, каста
- партия, идеология
- образование, искусство
- конкуренция, монополия
№ 1.
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь при описании политической сферы жизни общества?
- образование, искусство
- конкуренция, монополия
№ 2.
Что является отличительной чертой науки?
- обращение к сверхъестественным силам
- стремление к достижению объективной истины
- воздействие на эмоции людей
- образное отражение идей автора
№ 2.
Что является отличительной чертой науки?
- обращение к сверхъестественным силам
- стремление к достижению объективной истины
- воздействие на эмоции людей
- образное отражение идей автора
№ 3.
Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
- требование права
- норму морали
- научный закон
- правила этикета
№ 3.
Иван Петрович руководствуется в своей жизни правилом: не желай другому того, чего не хочешь себе. Это правило выражает
- научный закон
- правила этикета
№ 4.
Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Глобальное потепление может привести к изменениям в сельскохозяйственной специализации регионов.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения о воздействии природы на жизнь общества?
А. Природные условия влияют на хозяйственную жизнь общества.
Б. Глобальное потепление может привести к изменениям в сельскохозяйственной специализации регионов.
- верно только А
- верно только Б
№ 5.
Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?
1)основное общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование
4) высшее профессиональное образование
№ 5.
Анна перешла в 11 класс общеобразовательной школы. Она профессионально занимается фигурным катанием. На каком уровне образования находится Анна?
1)основное общее образование
2) среднее профессиональное образование
3) полное (среднее) образование
4) высшее профессиональное образование
№ 6.
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религиозные взгляды зародились вместе с появлением государства.
Б. Религия даёт верующим утешение в горе, помогает охранять силу духа в трудных ситуациях.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Религиозные взгляды зародились вместе с появлением государства.
Б. Религия даёт верующим утешение в горе, помогает охранять силу духа в трудных ситуациях.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 7.
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
№ 7.
Что из перечисленного относится к факторам (ресурсам) производства?
№ 8.
Отличительной чертой рыночной экономики является
- централизованное распределение ресурсов
- свободное ценообразование
- введение подоходного налога
- товарный дефицит
№ 8.
Отличительной чертой рыночной экономики является
- централизованное распределение ресурсов
- свободное ценообразование
- введение подоходного налога
- товарный дефицит
№ 9.
В государстве К взимается 15%-ный подоходный налог. Объектом налога является
- предприятие
- товарная продукция
- прибыль производителя
- заработная плата
№ 9.
В государстве К взимается 15%-ный подоходный налог. Объектом налога является
- предприятие
- товарная продукция
- прибыль производителя
№ 10.
Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о безработице?
А. К безработным относятся все люди трудоспособного возраста, не имеющие работы.
Б. Безработица присуща всем экономическим системам.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 11.
Национальная принадлежность человека является характеристикой его
- прирождённого статуса
- социальной роли
- достигаемого статуса
- общественного престижа
№ 11.
Национальная принадлежность человека является характеристикой его
- социальной роли
- достигаемого статуса
- общественного престижа
№ 12.
Советское общество, согласно официальной идеологии, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует
- правовую систему
- социальную структуру
- хозяйственный уклад
- форму государства
№ 12.
Советское общество, согласно официальной идеологии, состояло из двух классов и прослойки. Это характеризует
- хозяйственный уклад
- форму государства
№ 13.
Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи в современном обществе является производственно-экономическая.
Б. В семье осуществляется первичная социализация детей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения о функциях семьи?
А. Основной функцией семьи в современном обществе является производственно-экономическая.
Б. В семье осуществляется первичная социализация детей.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 14.
Что является высшим представительным органом государственной власти в России?
- Правительство РФ
- Совет Безопасности
- Федеральное Собрание
- Общественная палата
№ 14.
Что является высшим представительным органом государственной власти в России?
- Правительство РФ
- Совет Безопасности
№ 15.
Согласно французской Конституции 1791 года при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей законодательного собрания. Этот пример выборов
- альтернативных
- непрямых
- формальных
- неравных
№ 15.
Согласно французской Конституции 1791 года при формировании законодательного органа вначале избирались выборщики, которые, в свою очередь, проводили избрание представителей законодательного собрания. Этот пример выборов
№ 16
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.
Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16
Верны ли следующие суждения о политических партиях?
А. Многопартийная система ослабляет демократическое государство.
Б. Двухпартийная система не исключает наличие других партий.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 17.
Что является отличительным признаком правового государства?
- разветвлённая система законодательства
- реализация принципа разделения властей
- функционирование правоохранительных органов
- наличие суверенитета
№ 17.
Что является отличительным признаком правового государства?
- разветвлённая система законодательства
- реализация принципа разделения властей
- функционирование правоохранительных органов
- наличие суверенитета
№ 18.
Президент Российской Федерации
- избирается всенародным голосованием
- назначается сроком на 5 лет
- избирается Государственной Думой
- утверждается Федеральным Собранием
№ 18.
Президент Российской Федерации
- избирается всенародным голосованием
- назначается сроком на 5 лет
- избирается Государственной Думой
- утверждается Федеральным Собранием
№ 19.
Гражданки торговали у станции метро, собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?
- уголовное преступление
- дисциплинарный проступок
- административное правонарушение
- гражданский проступок
№ 19.
Гражданки торговали у станции метро, собранными в лесу ландышами. Известно, что эти цветы занесены в Красную книгу. Какое правонарушение совершили гражданки?
- уголовное преступление
- дисциплинарный проступок
- административное правонарушение
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция РФ была принята в ходе всенародного голосования.
Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в неё изменений и дополнений.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Конституции Российской Федерации?
А. Конституция РФ была принята в ходе всенародного голосования.
Б. Конституция РФ предусматривает особый порядок внесения в неё изменений и дополнений.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
На уроках обществознания школьники узнали много нового о различных социальных нормах, важнейшими среди которых являются мораль и право. Сравните два вида социальных норм, упомянутых в задании: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- принимаются государством
- регулируют жизнь общества
- поддерживаются силой общественного мнения
- устанавливают правила поведения
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 21.
На уроках обществознания школьники узнали много нового о различных социальных нормах, важнейшими среди которых являются мораль и право. Сравните два вида социальных норм, упомянутых в задании: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- принимаются государством
- регулируют жизнь общества
- поддерживаются силой общественного мнения
- устанавливают правила поведения
Ответ: Черты сходства Черты различия
2 4 1 3
№ 22.
Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Признак
А) выдвижение и проверка гипотез
Б) создание художественных образов
В) формирование чувства прекрасного
Г) эстетическое наслаждение
Области культуры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
№ 22.
Установите соответствие между признаками и областями культуры: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Признак
А) выдвижение и проверка гипотез
Б) создание художественных образов
В) формирование чувства прекрасного
Г) эстетическое наслаждение
Области культуры
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
1 2 2 2
№ 23. В ходе социологического исследования задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Историко-краеведческие музеи посещают более половины опрошенных граждан.
- Бывает в художественных музеях каждый четвёртый опрошенный.
- Дома-музеи известных людей интересны такому же числу опрошенных, как и тематические музеи.
- Музеи природы интересны меньшему числу опрошенных, чем художественные музеи.
- Вообще не посещает музеи небольшое число опрошенных.
Ответ:
№ 23. В ходе социологического исследования задавали вопрос: «Какие музеи вы посещаете чаще всего?» Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены в диаграмме.
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Историко-краеведческие музеи посещают более половины опрошенных граждан.
- Бывает в художественных музеях каждый четвёртый опрошенный.
- Дома-музеи известных людей интересны такому же числу опрошенных, как и тематические музеи.
- Музеи природы интересны меньшему числу опрошенных, чем художественные музеи.
- Вообще не посещает музеи небольшое число опрошенных.
Ответ: 2 4 5.
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)На протяжении десятилетий интерес к художественным музеям не уменьшается.
2) Тематические музеи востребованы узким кругом любителей и знатоков.
3) Граждане проявляют интерес к условиям жизни прошлых поколений.
4) В современном обществе растёт число людей, не посещающих музеи.
5) Музеи природы можно перепрофилировать или закрывать- они неинтересны современным людям.
Ответ:
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1)На протяжении десятилетий интерес к художественным музеям не уменьшается.
2) Тематические музеи востребованы узким кругом любителей и знатоков.
3) Граждане проявляют интерес к условиям жизни прошлых поколений.
4) В современном обществе растёт число людей, не посещающих музеи.
5) Музеи природы можно перепрофилировать или закрывать- они неинтересны современным людям.
Ответ: 2 3.
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Недавно был принят новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». (Б)Предусмотренные им общеобразовательные уровни создают хорошую основу для непрерывного образования. (В)Вместе с тем далеко не все сегодня осознают значение совершенствования своей образовательной подготовки на протяжении всей жизни.
Определите, какие положения текста
- Отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Недавно был принят новый Закон «Об образовании в Российской Федерации». (Б)Предусмотренные им общеобразовательные уровни создают хорошую основу для непрерывного образования. (В)Вместе с тем далеко не все сегодня осознают значение совершенствования своей образовательной подготовки на протяжении всей жизни.
Определите, какие положения текста
- Отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
1 2 2
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Каждый этнос имеет свой неповторимый стереотип поведения. Иногда стереотип поведения этноса изменяется от поколения к поколению. Это указывает на то, что этот этнос развивается, а этногенез не затухает. Иногда структура этноса стабильна, потому что новое поколение воспроизводит жизненный цикл предшествовавшего.
Часть2.
Структура этнического стереотипа поведения- это строго определённая норма отношений: между коллективом и индивидом, индивидов между собой, внутриэтнических групп между собой…Эти нормы негласно существуют во всех областях жизни и быта, воспринимаясь в данном этносе и в каждую отдельную эпоху как единственно возможный способ общежития… Соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа.
Часть2.
Разные народы возникли в разные эпохи и имели разные исторические судьбы. Конечно, на этносы влияет географическая среда через повседневное общение человека с кормящей его природой, но это не всё. Традиции, унаследованные от предков, играют свою роль, привычная вражда или дружба с соседями- свою, культурные воздействия, религия имеют своё значение, но, кроме всего этого, есть закон развития, относящийся к этносам как к любым явлениям природы. Проявления его в многообразных процессах возникновения и исчезновения народов мы называем этногенезом…
Стереотип поведения этноса столь же динамичен, как и сам этнос. Обряды, обычаи и нормы взаимоотношений меняются т медленно и постепенно, то очень быстро.
По кн. Л.Н.Гумилёва «Этногенез и биосфера Земли». М., 1994. с.92-93.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
- развитие и стабильность этноса;
- нормы отношений внутри этноса;
- что влияет на развитие этноса.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
1)развитие и стабильность этноса;
2) нормы отношений внутри этноса;
3) что влияет на развитие этноса
№ 27.
Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
№ 27.
Какие три вида норм включает этнический стереотип поведения?
Ответ:
- между коллективом и индивидом;
- индивидов между собой;
- внутриэтнических групп между собой.
№ 28.
Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора).
№ 28.
Что, по мнению автора, оказывает влияние на исторические судьбы этносов? (Назовите четыре фактора).
Ответ:
- географическая среда;
- традиции;
- отношения с соседями;
- природный закон развития этноса.
№ 29.
В чём автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
№ 29.
В чём автор видит проявления динамизма стереотипа поведения этноса? Приведите два примера такого динамизма.
Ответ:
- Динамизм стереотипа поведения проявляется в том, что обряды, обычаи и нормы взаимоотношений людей постоянно меняются;
- -изменение норм семейно-брачных отношений у европейских народов: от решающей роли в выборе супруга родственников к самостоятельному и свободному выбору партнёра по браку;
-изменение отношения русской знати к иностранцам-европейцам: от ощущения их полной чуждости в период Московской Руси к увлечению всем иностранным в последующие века.
№ 30.
Л.Гумилёв приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло Вам ответить на этот вопрос.
№ 30.
Л.Гумилёв приводит такие факты. Рыцари, захватившие Палестину, возмущались арабским обычаем многожёнства, а арабы считали бесстыдством незакрытые лица французских дам. Какая черта этнического стереотипа проявляется в этих фактах? Приведите положение текста, которое помогло Вам ответить на этот вопрос.
Ответ:
- Отношение к своим нормам поведения как единственно возможным;
- «соприкасаясь же с другой нормой поведения в другом этносе, каждый член данного этноса удивляется, теряется и пытается рассказать своим соплеменникам о чудачествах другого народа».
№ 31.
Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется Вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие, а также исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.
№ 31.
Автор считает, что этносы развиваются по законам природы. Вместе с тем многие исследователи относят этногенез к социальным явлениям. Какая из этих точек зрения представляется Вам более правильной? С опорой на текст и обществоведческие, а также исторические знания приведите два аргумента (довода) в защиту своего мнения.
Ответ:
В случае согласия с тем, что развитие этносов- это природное явление:
- – процессы формирования и развития наций не могут направляться деятельностью людей, не зависят от их воли;
-как и живой организм, этносы в своём развитии проходят стадии зарождения, «детства», зрелости и угасания;
В случае согласия с тем, что развитие этносов- это социальный процесс, может быть указано, что:
-решающее воздействие на развитие этносов оказывают социальные явления: нормы отношений, взаимодействие с соседями и др.;
-даже природные факторы влияют на этнос чаще всего косвенно;
-через производство, которое само по себе выступает социальным явлением.
Использованная литература.
- Единый государственный экзамен. Обществознание. Типовые экзаменационные варианты. О.А.Котова, Т.Е. Лисова. Издательство Национальное образование. Москва. 2018 год