Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 24.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
К какой сфере общественной жизни относится получение знаний о политических памфлетах Нового времени?
- духовной
- политической
- социальной
- экономической
№ 1.
К какой сфере общественной жизни относится получение знаний о политических памфлетах Нового времени?
- политической
- социальной
- экономической
№ 2.
Человек, как и все живые существа,
- знаком с различными видами социальных норм
- владеет трудовыми умениями
- способен осуществлять деятельность
- способен воспринимать физическую боль
№ 2.
Человек, как и все живые существа,
- знаком с различными видами социальных норм
- владеет трудовыми умениями
- способен осуществлять деятельность
- способен воспринимать физическую боль
№ 3.
Основу экономики страны А составляет промышленное производство. На фабриках и заводах используются механические станки, наличествует разделение труда, все рабочие получают начальное образование. Это общество является
- патриархальным
- индустриальным
- информационном
- постиндустриальном
№ 3.
Основу экономики страны А составляет промышленное производство. На фабриках и заводах используются механические станки, наличествует разделение труда, все рабочие получают начальное образование. Это общество является
- информационном
- постиндустриальном
№ 4.
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Благодаря трудовой деятельности человек изменяет окружающий его мир.
Б. Отличительным признаком человека является наличие у него чувства волнения.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения о человеке?
А. Благодаря трудовой деятельности человек изменяет окружающий его мир.
Б. Отличительным признаком человека является наличие у него чувства волнения.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 5.
Свобода совести- это право
- настаивать на свей позиции вопреки общественному мнению
- получать и распространять информацию любыми способами
- на личную и семейную тайну, защиту своей чести
- исповедовать любую религию или оставаться неверующим
№ 5.
Свобода совести- это право
- настаивать на свей позиции вопреки общественному мнению
- получать и распространять информацию любыми способами
- на личную и семейную тайну, защиту своей чести
- исповедовать любую религию или оставаться неверующим
№ 6.
Верны ли следующие суждения об информационном обществе?
А. одну из основ информационного общества образуют умственный труд, духовный капитал и научное знание.
Б. Информационное общество появилось вместе с компьютерами и компьютерными технологиями.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения об информационном обществе?
А. одну из основ информационного общества образуют умственный труд, духовный капитал и научное знание.
Б. Информационное общество появилось вместе с компьютерами и компьютерными технологиями.
- верно только А
- верно только Б
№ 7.
Отличительной чертой традиционной экономической системы является
- зависимость экономики от государственной власти
- доминирование промышленного производства
- преобладание ручного труда
- большое количество кооперативов
№ 7.
Отличительной чертой традиционной экономической системы является
- зависимость экономики от государственной власти
- доминирование промышленного производства
- преобладание ручного труда
- большое количество кооперативов
№ 8.
Предприятие уплачивает
- единый социальный налог
- налог на дарение
- подоходный налог
- налог на банковский кредит
№ 8.
Предприятие уплачивает
- налог на дарение
- подоходный налог
- налог на банковский кредит
№ 9.
На даче гражданин К. вырастил новый сорт клубники. Ягоды, которые собрали и съели его дети,- это
- товар
- экономическое благо
- фактор производства
- природный ресурс
№ 9.
На даче гражданин К. вырастил новый сорт клубники. Ягоды, которые собрали и съели его дети,- это
- фактор производства
- природный ресурс
№ 10.
Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?
А. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.
Б. Государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о роли государства в экономике?
А. В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения.
Б. Государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями.
- верно только А
- верно только Б
№ 11.
Вертикальная социальная мобильность- это
- социальные перемещения индивидов и групп без изменения социального статуса
- передвижение по социальной иерархической лестнице
- возвращение социальной группы на привычное место после экономического кризиса
- адаптация к чуждой для индивида культуре
№ 11.
Вертикальная социальная мобильность- это
- социальные перемещения индивидов и групп без изменения социального статуса
- передвижение по социальной иерархической лестнице
- возвращение социальной группы на привычное место после экономического кризиса
- адаптация к чуждой для индивида культуре
№ 12.
Студентка подготовила доклад о демократических принципах национальной политики, с которым ей предстояло выступить на студенческой научной конференции. Какая дополнительная информация позволит вам сделать вывод о том, что в докладе речь пойдёт о конституционных принципах национальной политики в современной России?
- В докладе выделялись такие фазы процесса управления национальными отношениями, как анализ и прогноз
- В докладе раскрывались механизмы урегулирования межнациональных конфликтов
- В докладе студентки содержится конституционное положение о разделении властей
- В докладе отмечалось, что в РФ должно оказываться содействие развитию национальных культур и языков народов России.
№ 12.
Студентка подготовила доклад о демократических принципах национальной политики, с которым ей предстояло выступить на студенческой научной конференции. Какая дополнительная информация позволит вам сделать вывод о том, что в докладе речь пойдёт о конституционных принципах национальной политики в современной России?
- В докладе выделялись такие фазы процесса управления национальными отношениями, как анализ и прогноз
- В докладе раскрывались механизмы урегулирования межнациональных конфликтов
- В докладе студентки содержится конституционное положение о разделении властей
- В докладе отмечалось, что в РФ должно оказываться содействие развитию национальных культур и языков народов России .
№ 13.
Верны ли следующие суждения о социализации индивида?
А. социализация- процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребёнка.
Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения о социализации индивида?
А. социализация- процесс, свойственный взрослому человеку и не характерный для ребёнка.
Б. Социализация происходит в результате исключительно стихийных, ненамеренных воздействий на личность различных ситуаций жизни в обществе.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 14.
Признаком любого государства является
- верховенство закона
- федеративное устройство
- разделение властей
- наличие аппарата управления
№ 14.
Признаком любого государства является
- верховенство закона
- федеративное устройство
- разделение властей
- наличие аппарата управления
№ 15.
В конституции государства А. было записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, а высшим непосредственным выражением власти народа являются выборы. Что ещё должно быть записано в конституции государства А., чтобы сделать вывод о том, что политическим режимом этого государства является демократический?
- государство А. является федерацией
- захват власти преследуется по федеральному закону
- никакая идеология не может быть обязательной
- гарантируется единство экономического пространства
№ 15.
В конституции государства А. было записано, что носителем суверенитета и единственным источником власти является народ, а высшим непосредственным выражением власти народа являются выборы. Что ещё должно быть записано в конституции государства А., чтобы сделать вывод о том, что политическим режимом этого государства является демократический?
- государство А. является федерацией
- захват власти преследуется по федеральному закону
- никакая идеология не может быть обязательной
- гарантируется единство экономического пространства
№ 16.
Верны ли следующие суждения о власти?
А. Любая власть заключается в целенаправленном воздействии воли с целью подчинения объекта влияния.
Б. Политическая власть осуществляет свою волю на законных основаниях.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16.
Верны ли следующие суждения о власти?
А. Любая власть заключается в целенаправленном воздействии воли с целью подчинения объекта влияния.
Б. Политическая власть осуществляет свою волю на законных основаниях.
- верно только А
- верно только Б
№ 17.
Какие нормы являются общеобязательными для жителей государства?
- права
- морали
- обычая
- традиции
№ 17.
Какие нормы являются общеобязательными для жителей государства?
№ 18.
Какой государственный орган возглавляет одно из направлений правоохранительной деятельности в РФ?
- Центральная избирательная комиссия
- Министерство внутренних дел
- Министерство обороны
- Генеральный штаб РФ
№ 18.
Какой государственный орган возглавляет одно из направлений правоохранительной деятельности в РФ?
- Центральная избирательная комиссия
- Министерство внутренних дел
- Министерство обороны
- Генеральный штаб РФ
№ 19.
Споткнувшись, гражданин разбил стекло входной двери кабинета директора фирмы. Какой вид ответственности может быть на него наложен?
- дисциплинарный
- административный
- материальный
- уголовный
№ 19.
Споткнувшись, гражданин разбил стекло входной двери кабинета директора фирмы. Какой вид ответственности может быть на него наложен?
- дисциплинарный
- административный
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. У каждого человека на Земле есть неотъемлемые права.
Б. Права человека не предполагают ответственности за их нарушение.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правах человека?
А. У каждого человека на Земле есть неотъемлемые права.
Б. Права человека не предполагают ответственности за их нарушение.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 21.
Владелец фирмы производит овощеводческую продукцию для продажи на рынке, но при этом небольшую часть обменивает у соседей-фермеров на продукты животноводства. Сравните торговлю и бартер. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов деятельности, а во вторую колонку- порядковые номера, различающие эти виды деятельности.
- продукты обмена обладают потребительской стоимостью
- обмен осуществляется на деньги
- можно получить некое благо, не производя его
- продукты обмена имеют цену
Общее для обоих видов Различия в видах деятельности
деятельности
№ 21.
Владелец фирмы производит овощеводческую продукцию для продажи на рынке, но при этом небольшую часть обменивает у соседей-фермеров на продукты животноводства. Сравните торговлю и бартер. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов деятельности, а во вторую колонку- порядковые номера, различающие эти виды деятельности.
- продукты обмена обладают потребительской стоимостью
- обмен осуществляется на деньги
- можно получить некое благо, не производя его
- продукты обмена имеют цену
Общее для обоих видов Различия в видах деятельности
деятельности
1 3 2 4
№ 22.
Установите соответствие между правилом и социальным регулятором, к которому относится данное правило: к каждому элементу первого столбца, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Правило
А) дети должны уважать родителей
Б) на Новый год в большинстве российских семей украшают ёлку
В) окончание школы в России отмечают выпускники вечером с танцами, музыкой фейерверком
Г) друзей нужно поддерживать в горе и в радости
Д) уважающий себя человек лгать не будет
Социальный регулятор
- нормы морали
- нормы обычая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
№ 22.
Установите соответствие между правилом и социальным регулятором, к которому относится данное правило: к каждому элементу первого столбца, подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Правило
А) дети должны уважать родителей
Б) на Новый год в большинстве российских семей украшают ёлку
В) окончание школы в России отмечают выпускники вечером с танцами, музыкой фейерверком
Г) друзей нужно поддерживать в горе и в радости
Д) уважающий себя человек лгать не будет
Социальный регулятор
- нормы морали
- нормы обычая
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г Д
1 2 2 1 1
№ 23. Социологи провели исследования о численности пользователей Интернета в европейских странах. Согласно полученным данным, за год количество пользователей выросло на 5 % и достигло отметки в 226,7 млн человек. Количество пользователей в некоторых странах Европы представлены в диаграмме )в млн человек)
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Аудитория интернет-пользователей в Великобритании была больше, чем в России.
- Суммарное количество пользователей Интернетом во Франции и в России равнялось количеству пользователей в Германии.
- По числу пользователей Интернетом в странах, в которых было проведено исследование, Россия занимала последнее место.
- По количеству пользователей Интернетом среди обследованных стран Франция занимала второе место.
Ответ:
№ 23. Социологи провели исследования о численности пользователей Интернета в европейских странах. Согласно полученным данным, за год количество пользователей выросло на 5 % и достигло отметки в 226,7 млн человек. Количество пользователей в некоторых странах Европы представлены в диаграмме )в млн человек)
Какие выводы можно сделать на основании данных диаграммы? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Аудитория интернет-пользователей в Великобритании была больше, чем в России.
- Суммарное количество пользователей Интернетом во Франции и в России равнялось количеству пользователей в Германии.
- По числу пользователей Интернетом в странах, в которых было проведено исследование, Россия занимала последнее место.
- По количеству пользователей Интернетом среди обследованных стран Франция занимала второе место.
Ответ: 1 3.
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
- За последние годы количество пользователей Интернетом в европейских странах неуклонно растёт.
- В некоторых странах Европы интернет-пользователями являются около трети населения.
- Наиболее высокие темпы роста численности аудитории Интернета среди всех европейских стран демонстрирует Российская Федерация.
- Лидерами по количеству пользователей Интернетом в 2010 году являлись Франция и Германия.
- Темпы роста количества пользователей Интернетом указывают на то, что в ближайшие годы в странах Европы их будет более половины населения.
Ответ:
№ 24.
Результаты опроса, отражённые в диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации?
- За последние годы количество пользователей Интернетом в европейских странах неуклонно растёт.
- В некоторых странах Европы интернет-пользователями являются около трети населения.
- Наиболее высокие темпы роста численности аудитории Интернета среди всех европейских стран демонстрирует Российская Федерация.
- Лидерами по количеству пользователей Интернетом в 2010 году являлись Франция и Германия.
- Темпы роста количества пользователей Интернетом указывают на то, что в ближайшие годы в странах Европы их будет более половины населения.
Ответ: 2 4.
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, определение принципа презумпции невиновности дано в части 1 статьи 49. (Б)У презумпции невиновности трудная, тяжёлая судьба. (В)В советское время вокруг необходимости и сути этого принципа велись постоянные конъюнктурные политические и юридические дискуссии.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие арактер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)В Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, определение принципа презумпции невиновности дано в части 1 статьи 49. (Б)У презумпции невиновности трудная, тяжёлая судьба. (В)В советское время вокруг необходимости и сути этого принципа велись постоянные конъюнктурные политические и юридические дискуссии.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие арактер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
1 2 1
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Мораль и нравственность следует различать, так как эти понятия не тождественны. Мораль- форма общественного сознания, концентрирующая в себе высокие идеалы и строгие требования к поведению. Нравственность- это принципы реального практического поведения людей, в которых строгость моральных правил смягчена.
Часть 2.
Моральные требования к индивиду в нравственном сознании принимают самые разнообразные формы. Это и прямые нормы поведения, запреты, и различные моральные ценности и ценностные ориентации, и психологические механизмы самоконтроля личности.
Мораль носит всеобъемлющий характер. Моральные требования и оценки проникают во все сферы человеческой деятельности. Это связано со спецификой моральных требований и оценок, заключающейся в их всеобщем, всечеловеческом характере.
Часть 2.
В отличие от других проявлений духовной жизни (науки, искусства, религии) мораль не является сферой организованной деятельности людей. Не существует в обществе таких организаций и учреждений, которые бы обеспечивали реализацию и развитие морали. Управлять её развитием просто невозможно: она самоорганизуется в деятельность больших и малых групп. Большинство моральных требований обращено не к внешней целесообразности (поступай так-то и добьёшься успеха), а к внутренним установкам, к моральному долгу (поступай так, потому что этого от тебя требует твой долг).
Часть 2.
Мораль- явление конкретно-историческое. На каждом этапе эволюции общества тип морали обуславливается системой ценностей, уровнем экономического развития, социальной структуры, типом политического режима и т. п. Так, в Средние века мораль приобретает религиозное обрамление. Моральные нормы и правила начинают трактоваться как прямые заповеди Бога. Другой отличительной чертой морали этого времени был её сословный характер.
(Р.Т.Мухаев)
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- понятия морали и нравственности;
- формы моральных требований;
- всеобъемлющий характер морали;
- особенности морали;
- конкретно-исторический характер морали.
№ 27.
Какое из двух понятий- «мораль» или «нравственность»- выражает непосредственную связь с поведением людей? В чём проявляется всеобъемлющий характер морали?
№ 27.
Какое из двух понятий- «мораль» или «нравственность»- выражает непосредственную связь с поведением людей? В чём проявляется всеобъемлющий характер морали?
Ответ:
- непосредственная связь с поведением людей отражает понятие «нравственность»;
- всеобъемлющий характер морали проявляется в её проникновении
№ 28.
Укажите два отличия морали от других проявлений духовной жизни.
№ 28.
Укажите два отличия морали от других проявлений духовной жизни.
Ответ:
- не является сферой организованной деятельности людей;
- обращена не к внешней целесообразности, а к внутренним регуляторам поведения человека.
№ 29.
Какие формы морали упомянуты в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любые две из них.
№ 29.
Какие формы морали упомянуты в тексте? Опираясь на обществоведческие знания, конкретизируйте любые две из них.
Ответ:
- В тексте упомянуты такие формы морали, как нормы поведения и запреты, моральные ценности, механизм самоконтроля;
- -нормы: «не лги», «почитай старших»;
-моральные ценности: честность, милосердие;
-механизмы самоконтроля: долг, совесть.
№ 30.
При обсуждении на уроке о роли морали в обществе одна из учениц высказала мысль о том, что некоторым моральным принципам, например уважению к старшим, хорошо было бы придать силу закона и установить соответствующие санкции за нарушение, тогда люди будут всегда следовать этим нормам из опасения наказания. Другие ученики не согласились с этой идеей, отметив специфику моральных норм. Используя обществоведческие знания и предложенный текст, укажите два отличия морали от права.
№ 30.
При обсуждении на уроке о роли морали в обществе одна из учениц высказала мысль о том, что некоторым моральным принципам, например уважению к старшим, хорошо было бы придать силу закона и установить соответствующие санкции за нарушение, тогда люди будут всегда следовать этим нормам из опасения наказания. Другие ученики не согласились с этой идеей, отметив специфику моральных норм. Используя обществоведческие знания и предложенный текст, укажите два отличия морали от права.
Ответ:
- нормы морали поддерживаются внутренними установками личности и силой общественного мнения, а не силой государственного принуждения;
- нормы морали не закрепляются в специальных актах, они живут в сознании людей.
№ 31.
Автор утверждает, что мораль- явление конкретно-историческое. Сторонники другой точки зрения убеждены, что моральные нормы очень устойчивы и практически со временем не меняются. Какие аргументы могли б привести сторонники каждой позиции? Привлекая обществоведческие и исторические знания, предложенный текст, приведите по одному аргументу в пользу каждой из точек зрения.
№ 31.
Автор утверждает, что мораль- явление конкретно-историческое. Сторонники другой точки зрения убеждены, что моральные нормы очень устойчивы и практически со временем не меняются. Какие аргументы могли б привести сторонники каждой позиции? Привлекая обществоведческие и исторические знания, предложенный текст, приведите по одному аргументу в пользу каждой из точек зрения.
Ответ:
1) в поддержку идеи исторической изменчивости морали: в Средневековье мораль носила сословный характер: то, что в глазах общественного мнения было допустимо для представителей привилегированных сословий, осуждалось применительно к представителям низших групп; с переходом к индустриальному обществу утвердились единые для всех слоёв моральные нормы и запреты;
2) в поддержку тезиса об устойчивости морали: утвердившись в сознании людей более двух тысячелетий назад, основные моральные принципы и нормы: не убий, не укради и т. д.- не претерпели изменений, хотя общество прошло несколько стадий в своём развитии.
Использованная литература.
- А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачёва. Обществознание. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен». Москва. 2018