Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2017-2018 учебном году. Вариант 30.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области» имени Героя Советского Союза Киреева В.И. Ермаков И.А.
№ 1.
Человек влияет на природу
- положительно
- не влияет на природу
- и положительно, и отрицательно
- отрицательно
№ 1.
Человек влияет на природу
- положительно
- не влияет на природу
- и положительно, и отрицательно
№ 2.
К социальным потребностям человека относятся потребности в
- дружбе
- пище
- отдыхе
- воспроизводстве
№ 2.
К социальным потребностям человека относятся потребности в
- пище
- отдыхе
- воспроизводстве
№ 3.
В первобытном племени не было руководителя и подчинённых, богатых и бедных. К какому типу общества относились такие племена?
- земледельческому
- скотоводческому
- простому
- сложному
№ 3.
В первобытном племени не было руководителя и подчинённых, богатых и бедных. К какому типу общества относились такие племена?
- земледельческому
- скотоводческому
№ 4.
Верны ли следующие суждения о социализации человека?
А. Воспитание является частью социализации.
Б. Процесс социализации человек проходит только в раннем дошкольном возрасте.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения о социализации человека?
А. Воспитание является частью социализации.
Б. Процесс социализации человек проходит только в раннем дошкольном возрасте.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 5.
Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей- критики, искусствоведы- высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
- элитарной
- народной
- поп-культуре
- массовой культуре
№ 5.
Живописные полотна Пабло Пикассо трудны для восприятия неподготовленным человеком. Круг его почитателей- критики, искусствоведы- высокообразованные люди. К какой форме культуры можно отнести произведения Пабло Пикассо?
- народной
- поп-культуре
- массовой культуре
№ 6.
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Иудаизм является одной из мировых культур.
Б. Язычество считается первой мировой религией.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения о религии?
А. Иудаизм является одной из мировых культур.
Б. Язычество считается первой мировой религией.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 7.
Вид косвенного налога, взимаемого с покупателя при приобретении им некоторых товаров и устанавливаемого обычно в процентах к этой цене,- это
- налог на доходы физических лиц
- таможенный сбор
- акциз
- дивиденд
№ 7.
Вид косвенного налога, взимаемого с покупателя при приобретении им некоторых товаров и устанавливаемого обычно в процентах к этой цене,- это
- налог на доходы физических лиц
- таможенный сбор
№ 8.
Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста
- прогул
- безработица
- иждивенчество
- правонарушение
№ 8.
Неучастие в общественном производстве трудоспособного населения рабочего возраста
- иждивенчество
- правонарушение
№ 9.
С апреля по октябрь население приморского региона Х. занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе Х.?
- застойной
- структурной
- временной
- сезонной
№ 9.
С апреля по октябрь население приморского региона Х. занято в сфере обслуживания туристов, отдыхающих на морском побережье. Рабочих рук в этот период не хватает, поэтому приходится привлекать работников из соседних регионов. Однако в период с ноября по март среди местного населения наблюдается значительная безработица. К какому типу относится безработица в регионе Х.?
- застойной
- структурной
- временной
№ 10.
Верны ли следующие суждения о качествах предпринимателя?
А. Для предпринимателя при принятии решений характерна ориентация на мнение хозяина предприятия.
Б. Предприниматель ориентируется только на достижении коммерческого успеха.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о качествах предпринимателя?
А. Для предпринимателя при принятии решений характерна ориентация на мнение хозяина предприятия.
Б. Предприниматель ориентируется только на достижении коммерческого успеха.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 11.
Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться ещё раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?
- класс
- страта
- каста
- сословие
№ 11.
Н. с рождения является членом данной социальной группы. При жизни он не может перейти в другую группу. Для этого ему надо родиться ещё раз. Его социальное положение закреплено в религиозных верованиях данного народа. К какой социальной группе принадлежит Н.?
№ 12.
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Критерием отнесения конкретного человека к определённому классу служит его уровень образования.
Б. Критерием отнесения человека к определённому классу служит его место жительства.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 12.
Верны ли следующие суждения о социальных группах?
А. Критерием отнесения конкретного человека к определённому классу служит его уровень образования.
Б. Критерием отнесения человека к определённому классу служит его место жительства.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 13.
Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности
- форма правления
- государственное устройство
- политическая система
- политический режим
№ 13.
Система методов осуществления государственной власти, отношение власти к реализации прав и свобод личности
- форма правления
- государственное устройство
- политическая система
№ 14.
В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
- конституционная монархия
- парламентская республика
- абсолютная монархия
- президентская республика
№ 14.
В государстве Н. президент формирует парламент и правительство. При этом существует парламент, который должен утвердить состав правительства, предложенный президентом. Какая форма правления представлена в государстве Н.?
- конституционная монархия
- парламентская республика
- абсолютная монархия
№ 15.
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Формирование государства происходило по экономическим причинам.
Б. Государство возникло для защиты от нападения внешних врагов.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 15.
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. Формирование государства происходило по экономическим причинам.
Б. Государство возникло для защиты от нападения внешних врагов.
- верно только А
- верно только Б
№ 16.
Административным проступком является
- отказ выплачивать алименты
- выгул собаки на детской площадке
- отказ уступить место инвалиду в транспорте
- отказ уплатить арендную плату за съёмную квартиру
№ 16.
Административным проступком является
- отказ выплачивать алименты
- выгул собаки на детской площадке
- отказ уступить место инвалиду в транспорте
- отказ уплатить арендную плату за съёмную квартиру
№ 17.
Нарушением трудового права является
- производство и распространение наркотиков
- увольнение за неявку на работу при наличии больничного листка
- неявка избирателя на избирательный участок для голосования
- подделка денежных знаков
№ 17.
Нарушением трудового права является
- производство и распространение наркотиков
- увольнение за неявку на работу при наличии больничного листка
- неявка избирателя на избирательный участок для голосования
- подделка денежных знаков
№ 18.
У гражданина украли паспорт. Куда он должен обратиться?
- к адвокату
- в органы внутренних дел
- к прокурору
- к нотариусу
№ 18.
У гражданина украли паспорт. Куда он должен обратиться?
№ 19.
Инициативная группа граждан выступила против строительства нового супермаркета на территории парка. В итоге организованных группой массовых выступлений жителей микрорайона решение о строительстве было отменено. Данная ситуация говорит о наличии
- развитой политической системы
- местного самоуправления
- гражданского общества
- демократического режима
№ 19.
Инициативная группа граждан выступила против строительства нового супермаркета на территории парка. В итоге организованных группой массовых выступлений жителей микрорайона решение о строительстве было отменено. Данная ситуация говорит о наличии
- развитой политической системы
- местного самоуправления
№ 20.
Верны ли следующие суждения о семейном праве?
А. Всё имущество, приобретённое во время брака, является общей собственностью супругов.
Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о семейном праве?
А. Всё имущество, приобретённое во время брака, является общей собственностью супругов.
Б. Вопрос о расторжении брака в случае несогласия одного из супругов или наличия детей в семье решается только в судебном порядке.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
В приведённом списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- монарх передаёт свою власть по наследству
- монарх вынужден считаться с мнением парламента
- для принятия или отмены закона достаточно воли монарха
- является формой правления в государстве
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 21.
В приведённом списке указаны черты сходства абсолютной и ограниченной монархии и черты отличия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- монарх передаёт свою власть по наследству
- монарх вынужден считаться с мнением парламента
- для принятия или отмены закона достаточно воли монарха
- является формой правления в государстве
Ответ: Черты сходства Черты различия
1 4 2 3
№ 22.
Установите соответствие между фактом общественной жизни и видом демократии: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Факты
А) референдум о принятии проекта Конституции
Б) участие в выборах в Госдуму
В) выборы главы политической партии
Г) делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания
Виды демократии
- прямая демократия
- представительная демократия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
№ 22.
Установите соответствие между фактом общественной жизни и видом демократии: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Факты
А) референдум о принятии проекта Конституции
Б) участие в выборах в Госдуму
В) выборы главы политической партии
Г) делегирование представителя от инициативной группы на заседание муниципального собрания
Виды демократии
- прямая демократия
- представительная демократия
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
1 2 1 2
№ 23. В стране Х в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов
Количество опрошенных в 2002 г.
В национальной валюте
29%
В евро
Количество опрошенных в 2005 г.
Количество опрошенных в 2008 г.
В долларах
35%
18%
49%
Затрудняюсь ответить
Количество опрошенных в 2012 г.
33%
25%
48%
20%
30%
23%
5%
35%
17%
4%
16%
13%
Найдите в приведённом списке выводы, которые моно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.
- В 2002 году одна треть населения хранила свои сбережения в евро.
- В 2012 году большая часть граждан стала хранить свои сбережения в национальной валюте по сравнению с 2002 годом.
- В 2005 году примерно одинаковое количество граждан хранило сои сбережения в долларах и евро.
- Большинство граждан хранят свои сбережения в 2012 году в евро.
Ответ:
№ 23. В стране Х в течение нескольких лет проводились социологические опросы граждан. Им был задан вопрос: «В какой валюте сейчас наиболее выгодно и безопасно хранить свои сбережения и накопления?» Результаты опроса приведены в таблице.
Варианты ответов
Количество опрошенных в 2002 г.
В национальной валюте
29%
В евро
Количество опрошенных в 2005 г.
Количество опрошенных в 2008 г.
В долларах
35%
18%
49%
Затрудняюсь ответить
Количество опрошенных в 2012 г.
33%
25%
48%
20%
30%
23%
5%
35%
17%
4%
16%
13%
Найдите в приведённом списке выводы, которые моно сделать на основе данных таблицы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- В два раза увеличилось количество граждан, доверяющих евро.
- В 2002 году одна треть населения хранила свои сбережения в евро.
- В 2012 году большая часть граждан стала хранить свои сбережения в национальной валюте по сравнению с 2002 годом.
- В 2005 году примерно одинаковое количество граждан хранило сои сбережения в долларах и евро.
- Большинство граждан хранят свои сбережения в 2012 году в евро.
Ответ: 1 3 4.
№ 24.
Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Растёт доверие населения к своей национальной валюте.
- Стабильно и неизменно растёт доверие населения к доллару.
- Неуклонно падает доверие населения к евро.
- Происходит пересмотр отношения граждан к национальной валюте по сравнению с иностранными валютами.
- Произошло резкое падение доверия населения к доллару.
Ответ:
№ 24.
Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опросов информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Растёт доверие населения к своей национальной валюте.
- Стабильно и неизменно растёт доверие населения к доллару.
- Неуклонно падает доверие населения к евро.
- Происходит пересмотр отношения граждан к национальной валюте по сравнению с иностранными валютами.
- Произошло резкое падение доверия населения к доллару.
Ответ: 1 4 5.
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Формирование личности происходит под влиянием социального окружения. (Б)Принято считать, что человек личностью не рождается, а становится. (В)В формировании личности играют роль и природные способности.
Определите, какие положения текста
- Отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте приведённый текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Формирование личности происходит под влиянием социального окружения. (Б)Принято считать, что человек личностью не рождается, а становится. (В)В формировании личности играют роль и природные способности.
Определите, какие положения текста
- Отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
1 2 1
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Социальный статус.
Социальный статус- определённая позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей. Статус «учитель» имеет смысл только по отношению к статусу «ученик», но не по отношению к продавцу, пешеходу или инженеру. Для них он- просто индивид. Учитель обязан передавать научные знания ученику, проверять и оценивать их, следить за дисциплиной. Он наделён правом не аттестовать ученика и оставить его на второй год. Ученик обязан регулярно посещать занятия, выполнять требования учителя, готовить домашние задания. Учитель и ученик вступают друг с другом в социальные отношения как представители двух больших социальных групп, как носители социальных статусов.
Часть 2.
Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Например: мужчина, отец, муж, сын, преподаватель, профессор, доктор наук, человек средних лет, член редколлегии, православный и т. д. Один человек может занимать два противоположных статуса, но по отношению к разным людям: для своих детей он отец, а для своей матери сын.
Часть 2.
Совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком, называется статусным набором. В статусном наборе обязательно найдётся главный. Главным статусом именуют наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которыми он отождествляет себя сам. Для мужчин чаще всего главным считается статус, связанный с основным местом работы (директор банка, рабочий), а для женщин- с местом жительства (домохозяйка). Хотя возможны и иные варианты. Это значит, что главный статус относителен- он не связан однозначно с полом, расой или профессией. Главным всегда является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.
По материалам сайта: http :// www.anriintern.com/ind.. shtml (сервер бесплатного дистанционного образования)
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- понятие «социальный статус»;
- статусный набор;
- главный статус.
№ 27.
Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
№ 27.
Как автор определяет социальный статус человека? Приведите два примера связи прав и обязанностей носителей разных статусов.
Ответ:
- водитель- участник дорожного движения и инспектор ГИБДД;
- режиссёр-постановщик спектакля и артист, играющий роль в спектакле.
№ 28.
Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
№ 28.
Что автор подразумевает под понятием «статусный набор»? Статусы каких типов можно выделить в статусном наборе?
Ответ:
Статусный набор- это совокупность всех статусов, занимаемых одним человеком
№ 29.
Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он ещё не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.
№ 29.
Сергей М. родился всего несколько дней назад. В своей жизни он ещё не успел ничего сделать. Можно ли говорить о наличии социального статуса у Сергея? Охарактеризуйте его. Свой ответ аргументируйте.
Ответ:
Человек обладает социальным статусом с момента рождения, так как с этого момента он наделён правами и обязанностями по отношению к окружающему его обществу. Следовательно, новорожденный Сергей М. имеет свой социальный статус: он сын, внук, житель страны, член этнической группы.
№ 30.
Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
№ 30.
Автор отмечает, что социальный статус проявляется через систему прав и обязанностей человека одного социального статуса по отношению к человеку иного социального статуса. Каким примером он иллюстрирует этот вывод? Приведите свой пример, подтверждающий это положение.
Отношения между учителем и учеником.
Отношения врача и его пациента.
№ 31.
В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдётся главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответ:
№ 31.
В тексте приводится точка зрения, согласно которой в статусном наборе обязательно найдётся главный статус. Разделяете ли вы эту позицию? Приведите два аргумента в обоснование своей позиции.
Ответ:
- Да, я разделяю позицию, что в статусном наборе обязательно найдётся главный статус.
- Два аргумента:
-главным называется наиболее характерный для конкретного человека статус, у каждого он свой;
-главным выступает тот статус, который на текущий момент определяет стиль поведения и образ жизни данного человека.
Использованная литература.
- А.Ю.Лазебникова, Е.Н.Калачёва. Обществознание. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен». Москва. 2018