Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2018-2019 учебном году. Вариант 32.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Киреева В.И.» Ермаков И.А.
№ 1.
К глобальным проблемам человечества относятся
- взаимовлияние народов, культурное заимствование
- появление модифицированных продуктов питания
- увеличение количества локальных конфликтов
- использование патриархальных технологий ведения сельского хозяйства
№ 1.
К глобальным проблемам человечества относятся
- взаимовлияние народов, культурное заимствование
- появление модифицированных продуктов питания
- увеличение количества локальных конфликтов
- использование патриархальных технологий ведения сельского хозяйства
№ 2.
«Второй природой» называют
- культуру
- общество
- космос
- духовную сферу
№ 2.
«Второй природой» называют
- общество
- космос
- духовную сферу
№ 3.
Старшеклассники при помощи учителей обучают подростков работать на компьютере. Субъектом данной деятельности является(-ются)
- компьютерная грамотность подростков
- старшеклассники, обучающие подростков
- компьютерные программы
- учителя, следящие за процессом обучения
№ 3.
Старшеклассники при помощи учителей обучают подростков работать на компьютере. Субъектом данной деятельности является(-ются)
- компьютерная грамотность подростков
- старшеклассники, обучающие подростков
- компьютерные программы
- учителя, следящие за процессом обучения
№ 4.
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и человека?
А. Природа- предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причём полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях.
Б. Если скорость изменения окружающей природной среды превысит приспособительные возможности организма человека, то могут наступить патологические явления, ведущие в конечном счёте к гибели людей.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения о взаимосвязи природы и человека?
А. Природа- предпосылка и естественная основа жизнедеятельности людей, причём полноценная их жизнедеятельность возможна только в адекватных природных условиях.
Б. Если скорость изменения окружающей природной среды превысит приспособительные возможности организма человека, то могут наступить патологические явления, ведущие в конечном счёте к гибели людей.
- верно только А
- верно только Б
№ 5.
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь для описания духовной сферы общества?
- коммуникация, конфликты
- наука, образование
- пособия, кредиты
- малые группы, социальные страты
№ 5.
Какие из перечисленных терминов используются в первую очередь для описания духовной сферы общества?
- пособия, кредиты
- малые группы, социальные страты
№ 6.
Верны ли следующие суждения о профессиональном образовании?
А. Без фундамента основного общего образования современные профессиональные знания не могут быть усвоены.
Б. Профессиональное образование можно получить как в средних, так и в высших учебных заведениях.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения о профессиональном образовании?
А. Без фундамента основного общего образования современные профессиональные знания не могут быть усвоены.
Б. Профессиональное образование можно получить как в средних, так и в высших учебных заведениях.
- верно только А
- верно только Б
№ 7.
Отличительной чертой рыночной экономической системы является(-ются)
- конкуренция производителей за доминирование на рынке товаров и услуг
- непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
- наличие государственной власти почти на все экономические ресурсы
- незначительные темпы экономического роста
№ 7.
Отличительной чертой рыночной экономической системы является(-ются)
- конкуренция производителей за доминирование на рынке товаров и услуг
- непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра
- наличие государственной власти почти на все экономические ресурсы
- незначительные темпы экономического роста
№ 8.
Видом налога, взимаемого с физических лиц, является
- налог на имущество предприятий
- налог на имущество
- акциз
- налог на прибыль
№ 8.
Видом налога, взимаемого с физических лиц, является
- налог на имущество предприятий
№ 9.
В каком из приведённых примеров речь идёт об индивидуальной предпринимательской деятельности?
- Выйдя на пенсию, гражданка А. уехала в деревню и с удовольствием занялась огородничеством, снабжая своих детей и внуков вкусными заготовками.
- Студентка Ф. вместе с подругой вышивают скатерти, но поскольку девушки официально не зарегистрировали свою деятельность, их товар раскупают только друзья и знакомые.
- Каждый год с открытием сезона охоты гражданин Ш. покупает лицензию и отправляется на любимый промысел, плодами которого затем наслаждается вся семья.
- Гражданка К. сдаёт в аренду квартиру, полученную по наследству от бабушки, и добросовестно уплачивает налоги с получаемой прибыли.
№ 9.
В каком из приведённых примеров речь идёт об индивидуальной предпринимательской деятельности?
- Выйдя на пенсию, гражданка А. уехала в деревню и с удовольствием занялась огородничеством, снабжая своих детей и внуков вкусными заготовками.
- Студентка Ф. вместе с подругой вышивают скатерти, но поскольку девушки официально не зарегистрировали свою деятельность, их товар раскупают только друзья и знакомые.
- Каждый год с открытием сезона охоты гражданин Ш. покупает лицензию и отправляется на любимый промысел, плодами которого затем наслаждается вся семья.
- Гражданка К. сдаёт в аренду квартиру, полученную по наследству от бабушки, и добросовестно уплачивает налоги с получаемой прибыли.
№ 10.
Верны ли следующие суждения о торговле?
А. Торговля- отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров.
Б. Торговый обмен обычно производится с помощью денег, но существует и безденежная торговля.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о торговле?
А. Торговля- отрасль хозяйства и вид экономической деятельности, направленный на осуществление товарообмена, купли-продажи товаров.
Б. Торговый обмен обычно производится с помощью денег, но существует и безденежная торговля.
- верно только А
- верно только Б
№ 11.
Социальный статус- это
- претензии человека на исключительное положение в той или иной социальной группе
- отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций
- ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе
- положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей
№ 11.
Социальный статус- это
- претензии человека на исключительное положение в той или иной социальной группе
- отношения между людьми, основанные на многообразии чувств и эмоций
- ожидаемое поведение индивида в соответствии с занимаемой им позицией в обществе
- положение человека в обществе, связанное с определённой совокупностью прав и обязанностей
№ 12.
В каком из приведённых случаев речь идёт о горизонтальной социальной мобильности?
- жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира
- тракторист перешёл работать на ту же должность в другое фермерское хозяйство
- по решению руководства завода гражданин Р. Стал начальником цеха
- выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр
№ 12.
В каком из приведённых случаев речь идёт о горизонтальной социальной мобильности?
- жительница села гражданка Ю. вышла замуж за сына банкира
- тракторист перешёл работать на ту же должность в другое фермерское хозяйство
- по решению руководства завода гражданин Р. Стал начальником цеха
- выпускница консерватории прошла по конкурсу в Большой театр
№ 13.
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья является социальным институтом- она создаёт новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества и урегулировании конфликтов между его членами.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения о семье?
А. Семья является социальным институтом- она создаёт новых членов общества.
Б. Семья связана с деятельностью, направленной на удовлетворение потребности общества и урегулировании конфликтов между его членами.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 14.
Требования политической власти распространяются на
- членов правительства и парламента
- всех граждан государства
- совершеннолетних граждан
- всех людей, проживающих в государстве
№ 14.
Требования политической власти распространяются на
- членов правительства и парламента
- всех граждан государства
- совершеннолетних граждан
- всех людей, проживающих в государстве
№ 15.
К непосредственным проявлениям политической жизни относится
- банкротство предприятий
- усиление социальной дифференциации
- отклонение президентом закона, принятого парламентом
- восстановление разрушенных храмов
№ 15.
К непосредственным проявлениям политической жизни относится
- банкротство предприятий
- усиление социальной дифференциации
- отклонение президентом закона, принятого парламентом
- восстановление разрушенных храмов
№ 16.
Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.
Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16.
Верны ли следующие суждения о разделении властей?
А. Чтобы государство хорошо защищало права граждан, необходимы три сильные и самостоятельные ветви власти.
Б. Принцип разделения властей не является обязательным для демократического государства.
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 17.
Норма права в отличие от нормы морали
- регулирует поведение людей
- является правилом
- не имеет письменного оформления
- обеспечивается силой государства
№ 17.
Норма права в отличие от нормы морали
- регулирует поведение людей
- является правилом
- не имеет письменного оформления
- обеспечивается силой государства
№ 18.
Конституция называется Основным законом потому, что
- на ней приносит клятву Президент
- она обладает высшей юридической силой
- она принимается на референдуме
- она является символом демократии
№ 18.
Конституция называется Основным законом потому, что
- на ней приносит клятву Президент
- она обладает высшей юридической силой
- она принимается на референдуме
- она является символом демократии
№ 19.
Мама Светланы подала заявление о приёме на работу. Какая отрасль права будет регулировать возникшее правоотношение?
- гражданское право
- трудовое право
- государственное право
- предпринимательское право
№ 19.
Мама Светланы подала заявление о приёме на работу. Какая отрасль права будет регулировать возникшее правоотношение?
- государственное право
- предпринимательское право
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?
А. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Б. Президент РФ имеет право наложить вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о Президенте Российской Федерации?
А. Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.
Б. Президент РФ имеет право наложить вето на закон, принятый Федеральным Собранием РФ.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но чтобы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счёт, и с этой просьбой он решил обратиться к начальнику отдела. Вместе с тем гражданин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу начальник отдела может отказать в его просьбе. Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов социальных норм, а во вторую колонку- порядковые номера, различающие социальные нормы.
- являются социальными регуляторами
- защищаются государством
- поддерживаются добровольно
- упорядочивают жизнь людей
Ответ: Общее для обоих видов Различия в социальных нормах
социальных норм
№ 21.
Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но чтобы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счёт, и с этой просьбой он решил обратиться к начальнику отдела. Вместе с тем гражданин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу начальник отдела может отказать в его просьбе. Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов социальных норм, а во вторую колонку- порядковые номера, различающие социальные нормы.
- являются социальными регуляторами
- защищаются государством
- поддерживаются добровольно
- упорядочивают жизнь людей
Ответ: Общее для обоих видов Различия в социальных нормах
социальных норм
1 4 2 3
№ 22.
Установите соответствие между экономическими процессами и примерами, их иллюстрирующими: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
А) часть произведённой продукции фабрика игрушек доставила в детский дом
Б) известная оперная певица дала благотворительный концерт, средства от которого будут перечислены на счёт детской больницы в её родном городе
В) тренер по фигурному катанию разработал программу тренировок для своей ученицы, которую специалисты оценивали как восходящую звезду
Г) художники фабрики разработали дизайн новой мягкой игрушки для дошкольников от 3 до 5 лет
Д) издательство выпустило детективный роман модного автора
Е) часть произведённых комбайнов завод поставил в Краснодарский край, а часть- в Новосибирскую область
Экономические процессы
- производство
- распределение
Ответ: А Б В Г Д Е
№ 22.
Установите соответствие между экономическими процессами и примерами, их иллюстрирующими: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
А) часть произведённой продукции фабрика игрушек доставила в детский дом
Б) известная оперная певица дала благотворительный концерт, средства от которого будут перечислены на счёт детской больницы в её родном городе
В) тренер по фигурному катанию разработал программу тренировок для своей ученицы, которую специалисты оценивали как восходящую звезду
Г) художники фабрики разработали дизайн новой мягкой игрушки для дошкольников от 3 до 5 лет
Д) издательство выпустило детективный роман модного автора
Е) часть произведённых комбайнов завод поставил в Краснодарский край, а часть- в Новосибирскую область
Экономические процессы
- производство
- распределение
Ответ: А Б В Г Д Е
2 2 1 1 1 2
№ 23. В стране Z с 2000 года проводятся экономические реформы, направленные на переход от командной экономики к рыночной. В 2010 году было проведено социологическое исследование по вопросу: «Как отразились экономические реформы на вашем уровне жизни?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Уровень жизни трети опрошенных граждан за 10 лет экономических реформ не изменился.
- Уровень жизни каждого десятого из опрошенных граждан сильно ухудшился в сравнении с 2010 годом.
- Реформы улучшили уровень жизни каждого пятого опрошенного.
- Отметили, что ничего не изменилось и что реформы ухудшили их уровень жизни, приблизительно одинаковое число граждан.
- Затруднился оценить влияние реформ на свой уровень жизни каждый пятый опрошенный.
Ответ:
№ 23. В стране Z с 2000 года проводятся экономические реформы, направленные на переход от командной экономики к рыночной. В 2010 году было проведено социологическое исследование по вопросу: «Как отразились экономические реформы на вашем уровне жизни?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в диаграмме.
Найдите в списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Уровень жизни трети опрошенных граждан за 10 лет экономических реформ не изменился.
- Уровень жизни каждого десятого из опрошенных граждан сильно ухудшился в сравнении с 2010 годом.
- Реформы улучшили уровень жизни каждого пятого опрошенного.
- Отметили, что ничего не изменилось и что реформы ухудшили их уровень жизни, приблизительно одинаковое число граждан.
- Затруднился оценить влияние реформ на свой уровень жизни каждый пятый опрошенный.
Ответ: 1 2 4
№ 24.
Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономические реформы в стране Zпотерпели неудачу.
2) Правительству страны Z следует проводить социально ориентированную политику.
3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.
4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.
5) Правительству страны Z следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.
Ответ:
№ 24.
Какие из приведённых ниже выводов непосредственно следуют из результатов опроса? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Экономические реформы в стране Zпотерпели неудачу.
2) Правительству страны Z следует проводить социально ориентированную политику.
3) Лишь отдельные группы населения могут быстро адаптироваться к меняющимся социально-экономическим условиям.
4) Население больше всего беспокоит вопрос передела собственности в условиях перехода к рынку.
5) Правительству страны Z следует более активно бороться с последствиями инфляции и безработицы.
Ответ: 2 3.
№ 25.
Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Общественное мнение далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма. (Б)Термин «общественное мнение» в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж.Г.Тарда «Общественное мнение и толпа». (В)Как показывают опросы граждан России, значительная часть наших соотечественников испытывает недоверие к социологическим данным, касающимся изучения общественного мнения.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Общественное мнение далеко не всегда бывает прогрессивным, то есть отражает идеалы справедливости и гуманизма. (Б)Термин «общественное мнение» в его современном значении впервые появляется в конце XIX века в работе французского социолога Ж.Г.Тарда «Общественное мнение и толпа». (В)Как показывают опросы граждан России, значительная часть наших соотечественников испытывает недоверие к социологическим данным, касающимся изучения общественного мнения.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
2 1 1
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Обычно деньгам предписывают сразу несколько ролей и функций. Во-первых, они выступают средством обмена, таким образом устраняя недостатки , присущие бартеру. В качестве единицы счёта они упрощали оценку и следующие за ней вычисления. Деньги позволяют запасать ценность, а значит, открывают путь для сделок, растянутых во времени и пространстве.
Часть 2.
Чтобы успешно справляться со своими задачами, деньги должны быть одновременно широко доступными, недорогими в использовании, долговечными, легко делимыми, удобными для переноски и надёжными. Золото, серебро, бронза удовлетворяют почти всем требованиям, и именно поэтому на протяжении тысячелетий эти металлы считались идеальным материалом для изготовления денег.
Часть 2.
Сегодня мы более или менее довольны бумажными деньгами, как в общем и монетами. А уж они сделаны из настоящего мусора. Что ещё удивительнее, мы радостно пользуемся деньгами, которые вообще не можем увидеть. Нынешние электронные деньги проделывают путь от работодателя до нашего счёта в банке, а затем и до наших любимых магазинов, ни разу не принимая вещественную форму.
Часть 2.
Деньги- это прежде всего вопрос уверенности в том, кто нам платит, кто выпускает получаемые нами деньги, наконец, уверенности в том, что конкретное учреждение выполнит принятые на себя обязательства. Деньги- не металл. Они- само доверие. И неважно, воплощено оно в серебре или глине, на бумаге или экране жидкокристаллического дисплея. Деньгами может быть что угодно, от ракушек племени каури на Мальдивах до громадных дисков на тихоокеанских островах.
Часть 2.
Есть и другая точка зрения на суть денег. Её сторонники считают, что исттинные деньги- драгоценные металлы, а бумажные обещания только потому и принимаются в качестве денег, что они являют собой воплощение денег металлических. В противном случае они лишь самозванцы. Поэтому предложение денег должно быть привязано к количеству золотых монет в Центральном банке.
(Н. Фергюсон)
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- функции денег;
- требование к деньгам;
- виды денег;
- различные точки зрения на сущность денег.
№ 27.
Какие три вида денег упоминаются в тексте?
№ 27.
Какие три вида денег упоминаются в тексте?
Ответ:
- монеты;
- бумажные деньги;
- электронные деньги.
№ 28.
Какие свойства золота, серебра и бронзы позволяли долгое время считать их лучшим материалом для изготовления денег? Назовите два любых свойства и конкретизируйте каждое из них.
№ 28.
Какие свойства золота, серебра и бронзы позволяли долгое время считать их лучшим материалом для изготовления денег? Назовите два любых свойства и конкретизируйте каждое из них.
Ответ:
- долговечность: монеты из золота, серебра и бронзы не изнашиваются, долгое время сохраняют свои свойства;
- делимость: могут быть изготовлены монеты разного достоинства и зависимости от веса, размера, содержания благородного металла;
- удобство для переноски: монеты из этих металлов имеют собственную высокую стоимость при небольшом весе, достаточно их небольшого количества для покупки товаров.
№ 29.
Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.
№ 29.
Какие три функции денег названы в тексте? Используя обществоведческие знания, укажите ещё одну функцию.
Ответ:
- – средство обмена (обращения);
-мера оценки стоимости;
-средство накопления;
2) средство платежа, мировые деньги.
№ 30.
Автор утверждает, что деньги- это в первую очередь вопрос уверенности в том, кто, в частности, выпускает деньги. Какая организация в нашей стране осуществляет эмиссию (выпуск) денег? Опираясь на полученные знания, укажите ещё одну функцию этой организации.
№ 30.
Автор утверждает, что деньги- это в первую очередь вопрос уверенности в том, кто, в частности, выпускает деньги. Какая организация в нашей стране осуществляет эмиссию (выпуск) денег? Опираясь на полученные знания, укажите ещё одну функцию этой организации.
Ответ:
- Центральный банк России;
- поддержание устойчивости курса рубля.
№ 31.
В тексте проводятся две точки зрения на роль золота в денежном обращении. Сформулируйте их. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите аргумент в пользу той из них, которая вам представляется более правильной.
№ 31.
В тексте проводятся две точки зрения на роль золота в денежном обращении. Сформулируйте их. Опираясь на текст и обществоведческие знания, приведите аргумент в пользу той из них, которая вам представляется более правильной.
Ответ:
- Истинные деньги- это драгоценные металлы;
- - привязка денег к золоту (золотой стандарт) делала обменные курсы стабильными, а цены предсказуемыми;
- -ограниченность количества золота приводила к ограниченности денежной массы, что становилось преградой для экономического роста стран.
Литература.
А.Ю.Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Л. Рутковская. Обществознание. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен». Москва. 2019 год.