Презентация-тренажёр для подготовки к ОГЭ по обществознанию в 2018-2019 учебном году. Вариант 7.
Презентацию подготовил учитель истории и обществознания МОУ «СОШ с. Перекопное Ершовского района Саратовской области имени Героя Советского Союза Киреева В.И.» Ермаков И.А.
№ 1.
Какая сфера жизни общества включает промышленное и сельскохозяйственное производство, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение?
- экономическая
- социальная
- политическая
- духовная
№ 1.
Какая сфера жизни общества включает промышленное и сельскохозяйственное производство, обмен продуктами производственной деятельности, их распределение?
- социальная
- политическая
- духовная
№ 2.
В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер
- орудийный
- приспособительный
- коллективный
- преобразующий
№ 2.
В отличие от поведения животных, деятельность человека носит характер
- орудийный
- приспособительный
- коллективный
№ 3.
Какой пример иллюстрирует особенности человека как личности?
- Т. родился очень маленьким, но потом стал быстро набирать в весе.
- О. заботится о бабушке: покупает для неё продукты, помогает по хозяйству, радует рассказами о своих успехах.
- М. самая младшая в семье: у неё две старших сестры и два брата.
- К. оказался в горах во время схода снежной лавины и, к счастью, не пострадал
№ 3.
Какой пример иллюстрирует особенности человека как личности?
- Т. родился очень маленьким, но потом стал быстро набирать в весе.
- О. заботится о бабушке: покупает для неё продукты, помогает по хозяйству, радует рассказами о своих успехах.
- М. самая младшая в семье: у неё две старших сестры и два брата.
- К. оказался в горах во время схода снежной лавины и, к счастью, не пострадал
№ 4.
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Объединение людей в общество зависит от их собственных желаний.
Б. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 4.
Верны ли следующие суждения об обществе?
А. Объединение людей в общество зависит от их собственных желаний.
Б. Каждый родившийся человек естественно включается в жизнь общества.
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 5.
Учреждением профессионального образования является
- начальная школа
- средняя школа
- гимназия
- университет
№ 5.
Учреждением профессионального образования является
- начальная школа
- средняя школа
- гимназия
№ 6.
Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Созданием, сохранением и распространением ценностей духовной культуры занимаются представители разных профессий.
Б. Достижения духовной культуры создаются, распространяются и сохраняются благодаря многочисленным специализированным учреждениям.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 6.
Верны ли следующие суждения о духовной культуре?
А. Созданием, сохранением и распространением ценностей духовной культуры занимаются представители разных профессий.
Б. Достижения духовной культуры создаются, распространяются и сохраняются благодаря многочисленным специализированным учреждениям.
- верно только А
- верно только Б
№ 7.
Сосредоточение экономической деятельности на определённых видах выпускаемой продукции- это
- кооперация
- специализация
- разделение труда
- производительность труда
№ 7.
Сосредоточение экономической деятельности на определённых видах выпускаемой продукции- это
- разделение труда
- производительность труда
№ 8.
К экономическим мерам социальной поддержки населения относится
- начисление заработной платы
- выплата пособий нуждающимся
- премирование отличившихся работников
- установление единой ставки подоходного налога
№ 8.
К экономическим мерам социальной поддержки населения относится
- начисление заработной платы
- выплата пособий нуждающимся
- премирование отличившихся работников
- установление единой ставки подоходного налога
№ 9.
«Один родится с серебряной ложкой во рту, а другой- с деревянным половником». Это высказывание О. Голдсмита иллюстрирует
- неравенство доходов
- совокупный доход
- различные источники доходов
- минимальный размер оплаты труда
№ 9.
«Один родится с серебряной ложкой во рту, а другой- с деревянным половником». Это высказывание О. Голдсмита иллюстрирует
- совокупный доход
- различные источники доходов
- минимальный размер оплаты труда
№ 10.
Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?
А. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём создания необходимых жизненных благ.
Б. Экономика учит эффективно использовать ограниченные ресурсы.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 10.
Верны ли следующие суждения о роли экономики в жизни общества?
А. Экономика обеспечивает удовлетворение потребностей людей и общества путём создания необходимых жизненных благ.
Б. Экономика учит эффективно использовать ограниченные ресурсы.
- верно только А
- верно только Б
№ 11.
Как правовые, так и моральные социальные нормы
- обеспечены силами государственного принуждения
- представлены в письменной форме
- содержат прежде всего представления о добре и зле
- регулируют общественные отношения
№ 11.
Как правовые, так и моральные социальные нормы
- обеспечены силами государственного принуждения
- представлены в письменной форме
- содержат прежде всего представления о добре и зле
- регулируют общественные отношения
№ 12.
Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
- студент
- продавец
- предприниматель
- семьянин
№ 12.
Какую социальную роль могут исполнять как подростки, так и взрослые люди?
- студент
- продавец
- предприниматель
№ 13.
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относятся систематические прогулы.
Б. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относится бродяжничество.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 13.
Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?
А. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относятся систематические прогулы.
Б. К особо опасным проявлениям отклоняющегося поведения относится бродяжничество.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 14.
Форма правления, при которой верховная власть передаётся по наследству,- это
- республика
- монархия
- федерация
- метрополия
№ 14.
Форма правления, при которой верховная власть передаётся по наследству,- это
№ 15.
В государстве Z действует всеобщее избирательное право, проводятся свободные выборы и все подчиняются законам. Какой политический режим существует в государстве Z?
- авторитарный
- тоталитарный
- демократический
- диктаторский
№ 15.
В государстве Z действует всеобщее избирательное право, проводятся свободные выборы и все подчиняются законам. Какой политический режим существует в государстве Z?
- авторитарный
- тоталитарный
№ 16.
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве существует верховенство закона.
Б. В любом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 16.
Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве существует верховенство закона.
Б. В любом государстве гражданин и власть ответственны друг перед другом.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
№ 17.
Особенностью правовых норм является
- общеобязательный характер
- поддержка силой общественного мнения
- отражение идеалов свободы и справедливости
- регулирование общественных отношений
№ 17.
Особенностью правовых норм является
- общеобязательный характер
- поддержка силой общественного мнения
- отражение идеалов свободы и справедливости
- регулирование общественных отношений
№ 18.
Что относится к полномочиям Государственной Думы Российской Федерации?
- назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации
- принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации
- принятие федеральных законов
- решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
№ 18.
Что относится к полномочиям Государственной Думы Российской Федерации?
- назначение и освобождение высшего командования Вооружённых Сил Российской Федерации
- принятие решения об отставке Правительства Российской Федерации
- принятие федеральных законов
- решение вопросов гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища
№ 19.
Какая из перечисленных ниже ситуаций является примером семейных правоотношений?
- В. получила алименты на своих детей
- С. согласился участвовать в семейном выезде на природу
- А. в канун Нового года срубил в лесу ёлку и принёс её домой
- Н. не сдержал слова, данного отцу
№ 19.
Какая из перечисленных ниже ситуаций является примером семейных правоотношений?
- В. получила алименты на своих детей
- С. согласился участвовать в семейном выезде на природу
- А. в канун Нового года срубил в лесу ёлку и принёс её домой
- Н. не сдержал слова, данного отцу
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правовой ответственности несовершеннолетних?
А. Для несовершеннолетних установлен особый порядок назначения и исполнения наказаний.
Б. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания.
- верно только А
- верно только Б
- верны оба суждения
- оба суждения неверны
№ 20.
Верны ли следующие суждения о правовой ответственности несовершеннолетних?
А. Для несовершеннолетних установлен особый порядок назначения и исполнения наказаний.
Б. При назначении наказания несовершеннолетнему учитываются условия его жизни и воспитания.
- верно только А
- верно только Б
№ 21.
Изучая экономические системы, студенты-историки сравнивали рыночную и командно-административную экономику и записывали их признаки. В приведённом списке указаны черты сходства рыночной и командно-административной систем и их различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- действие законов спроса и предложения
- свобода предпринимательства
- производство товаров и услуг
- перераспределение доходов
Ответ: Черты сходства Черты различия
№ 21.
Изучая экономические системы, студенты-историки сравнивали рыночную и командно-административную экономику и записывали их признаки. В приведённом списке указаны черты сходства рыночной и командно-административной систем и их различия. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку- порядковые номера черт различия.
- действие законов спроса и предложения
- свобода предпринимательства
- производство товаров и услуг
- перераспределение доходов
Ответ: Черты сходства Черты различия
3 4 1 2
№ 22.
Установите соответствие между примерами и видами деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
А) целый день школа существовала в виде республики, со своим парламентом, политическими партиями и их предвыборными листовками
Б) после окончания школы более половины выпускников поступили в институты и университеты
В) две трети трудоспособного населения Западной Европы работает в сфере услуг
Г) в этой часовой мастерской выполняют самые сложные заказы
Виды деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
№ 22.
Установите соответствие между примерами и видами деятельности: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
Примеры
А) целый день школа существовала в виде республики, со своим парламентом, политическими партиями и их предвыборными листовками
Б) после окончания школы более половины выпускников поступили в институты и университеты
В) две трети трудоспособного населения Западной Европы работает в сфере услуг
Г) в этой часовой мастерской выполняют самые сложные заказы
Виды деятельности
Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.
Ответ: А Б В Г
2 3 1 1
№ 23. Социологи провели опрос по вопросу; «Что привлекает гостей столицы в Москве?»
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Кремль более привлекателен для туристов, чем Всероссийский выставочный центр (ВВЦ).
- Интерес трети опрошенных связан с ВДНХ (ВВЦ).
- Более половины опрошенных привлекает посещение Кремля.
- Наименьшей популярностью у гостей столицы пользуется Третьяковская галерея.
- Наиболее выражено желание гостей столицы побывать на Красной площади.
Ответ:
№ 23. Социологи провели опрос по вопросу; «Что привлекает гостей столицы в Москве?»
Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы и запишите цифры, под которыми они указаны.
- Кремль более привлекателен для туристов, чем Всероссийский выставочный центр (ВВЦ).
- Интерес трети опрошенных связан с ВДНХ (ВВЦ).
- Более половины опрошенных привлекает посещение Кремля.
- Наименьшей популярностью у гостей столицы пользуется Третьяковская галерея.
- Наиболее выражено желание гостей столицы побывать на Красной площади.
Ответ: 4 5
№ 24.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Москва является культурной столицей России.
- Многие туристы посещали Москву несколько раз, и каждый раз бывали на Красной площади.
- ВВЦ потерял былую привлекательность и нуждается в возрождении.
- Следует искать способы повышения интереса к русскому искусству.
- Ожидается, что поток туристов в Москву возрастёт.
Ответ:
№ 24.
Результаты опроса, отражённые на диаграмме, были опубликованы и прокомментированы в СМИ. Какие из приведённых ниже выводов непосредственно вытекают из полученной в ходе опроса информации? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Москва является культурной столицей России.
- Многие туристы посещали Москву несколько раз, и каждый раз бывали на Красной площади.
- ВВЦ потерял былую привлекательность и нуждается в возрождении.
- Следует искать способы повышения интереса к русскому искусству.
- Ожидается, что поток туристов в Москву возрастёт.
Ответ: 3 4
№ 25.
Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Диетологи из Испании в ходе многолетних наблюдений доказали, что фастфуд- картошка фри, гамбургеры, колбасы низкого качества- могут спровоцировать развитие депрессии. (Б)Они объяснили, что на психику человека влияют содержащиеся в этих продуктах трансжиры. (В)К выводам о вреде этих продуктов полезно прислушаться.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
№ 25.
Прочитайте текст, каждое положение которого отмечено буквой.
(А)Диетологи из Испании в ходе многолетних наблюдений доказали, что фастфуд- картошка фри, гамбургеры, колбасы низкого качества- могут спровоцировать развитие депрессии. (Б)Они объяснили, что на психику человека влияют содержащиеся в этих продуктах трансжиры. (В)К выводам о вреде этих продуктов полезно прислушаться.
Определите, какие положения текста
- отражают факты 2) выражают мнения
Запишите в таблицу цифры, обозначающие характер соответствующих положений.
Ответ: А Б В
1 1 2
Часть 2.
Прочитайте текст и выполните задания 26-31.
Люди, заселяющие разные районы или страны, образуют тесно сплочённые группы, отличающиеся между собой по языку, нравам, обычаями и верованиям. Такие группы- племена, народности, нации- принято называть этническими (от греческого слова «этнос»- народ) общностями или народами.
Часть 2.
На заре истории, при родо-племенном строе, люди, связанные кровным родством, объединялись в роды, а несколько близких родов- в племена. Родственные по языку племена заключали между собой союзы для борьбы с общими врагами, образовывали группы племён.
Из племенных союзов постепенно сложились более крупные и сложные по составу этнические объединения- народности. Деление на роды и сознание кровного родства постепенно утрачивалось. Каждая народность занимала большую территорию; всюду господствовал один общий язык, но в отдельных местностях говорили на разных диалектах этого языка. Ощущение общности всего народа было более смутным, чем внутри племени, но всё же сохранилось.
Часть 2.
Переход от родо-племенных общностей к народностям происходил всюду, но не везде одновременно. Кое-где в Южной Америке и Африке до сих пор сохранились группы племён, ещё не сложившиеся в народности.
С усилением экономических связей между районами каждой страны народности стали сплачиваться теснее, сильнее ощущать своё единство, превращаться в нации. Распространился общий литературный язык, постепенно вытесняющий местные диалекты, усилилось единство культуры. Большинство наций образуют каждая своё государство; некоторые нации входят в состав многонациональных государств.
Нации по сравнению с народностями, из которых они выросли, обладают высоким сознанием своего единства, т.е. национальным самосознанием.
(По материалам энциклопедии для школьников)
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
№ 26.
Составьте план текста. Для этого выделите основные смысловые фрагменты текста и озаглавьте каждый из них.
Ответ:
- Что такое этнические группы.
- Появление этнических групп.
- Историческое развитие этнических групп.
- Отличительные характеристики наций.
№ 27.
Какие группы автор относит к этническим? Какие из них существовали на заре человеческой истории?
№ 27.
Какие группы автор относит к этническим? Какие из них существовали на заре человеческой истории?
Ответ:
- перечень этнических групп: племена, народности, нации;
- указание этнических групп, появившихся на заре истории: роды, племена, союзы племён.
№ 28.
Расположите этнические группы, о которых говорится в тексте, в исторической последовательности (согласно истории их возникновения) и укажите те из них, которые существуют в мире сегодня. С опорой на текст назовите две-три общие черты (черты сходства) этнических групп.
№ 28.
Расположите этнические группы, о которых говорится в тексте, в исторической последовательности (согласно истории их возникновения) и укажите те из них, которые существуют в мире сегодня. С опорой на текст назовите две-три общие черты (черты сходства) этнических групп.
Ответ:
- историческая последовательность: роды, племена, союзы племён, народности, нации;
- этнические группы современного мира: союзы племён, народности, нации;
- черты сходства этнических групп:
- тесная сплочённость;
- расположение на определённой территории или в определённой стране;
- ощущение своего единства, общности.
№ 29.
Чем отличаются между собой этнические группы? Представьте перечень различий, данный автором текста, и приведите по одному примеру любых двух из них.
№ 29.
Чем отличаются между собой этнические группы? Представьте перечень различий, данный автором текста, и приведите по одному примеру любых двух из них.
Ответ:
- Перечень различий: группы отличаются по языку, образу жизни, нравам, обычаям и верованиям;
- Примеры любых двух из указанных различий:
- французы говорят на французском языке, немцы- на немецком;
-англичане преимущественно представляют протестантство, поляки в большинстве своём католики;
-якуты-оленеводы, коми-оленеводы привыкли жить в условиях севера и сохранять традиционные виды деятельности, южным народам такой образ жизни незнаком.
№ 30.
Автор полагает, что в результате образования наций происходит усиление единства культуры. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
№ 30.
Автор полагает, что в результате образования наций происходит усиление единства культуры. Используя текст и обществоведческие знания, дайте два объяснения этой мысли.
Ответ:
- представителей нации объединяет один литературный язык, на котором создаются произведения культуры;
- образуя своё государство, нации получают новые возможности для культурного развития, создаваемые и поддерживаемые государством (например, установление государственных праздников, отражающих национальные традиции, принятие государственных программ поддержки малых народов и т.п.;
- в условиях многонациональных государств нации стремятся добиться равенства в культурных правах (например, на образование, на издание книг на родном языке), и это способствует ещё большему единству их культуры.
№ 31.
Автор пишет о том, что нации обладают высоким сознанием своего единства, т. е. национальным самосознанием. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение данного суждения.
№ 31.
Автор пишет о том, что нации обладают высоким сознанием своего единства, т. е. национальным самосознанием. Используя текст и обществоведческие знания, приведите два аргумента (объяснения) в подтверждение данного суждения.
Ответ:
1) формирование наций нередко сопровождалось их борьбой за освобождение и образование национальных государств, что немыслимо без должного уровня национального самосознания;
2) многие нации успешно отстаивают интересы национальной общности в борьбе с государственной властью, а это возможно только в результате осознания своих интересов в каждом конкретном случае, т. е. проявления самосознания.
Литература.
А.Ю.Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Л. Рутковская. Обществознание. 9 класс. Основной государственный экзамен. Типовые тестовые задания. Издательство «Экзамен». Москва. 2019 год.