ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ
СОДЕРЖАНИЕ
1. Средства общения
1.1. Вербальные средства общения
1.2. Невербальные средства общения
2. Правила общения
2.1 Вербального общения
2.2 Невербального общения
3 .Заключение
Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал человек, становиться достояние множеств людей.
Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей и обмен информацией при этом взаимодействии
Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальное и невербальное общения
вербальное
невербальное
Вербальное общение - (знаковое) осуществляется с помощью слов. К нему относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.
Каков человек, такова и его речь…
Сократ
К ВЕРБАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:
РЕЧЬ
- Устная речь
- Письменная речь
- Правильность речи
- Эффективность речи
- Красота речи, ораторское искусство
- Уместность речи
Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу.
Невладение этим искусством – одна из причин неудач
руководителей и специалистов в коллективе.
Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).
Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.
Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:
- избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
- избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
- использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
УСТНАЯ РЕЧЬ
диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).
неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);
Письменная речь - речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергамене, бересте, камне, полотне и т. п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности).
Письменная речь- одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи.
Письменная речь - является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная. В разные периоды истории языка существуют разные виды отношений между Письменной речью и устной речью.
Использование письменной речи позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи, возникновению других её особенностей.
Письменная речь не имеет средств звукового и интонационного выделения, что характерно для устной речи. Чтобы передать на письме особенности произнесения, для целей смыслового и логического выделения используются различные пунктуационные и шрифтовые средства.
«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».
Д.И.Писарев
Правильность речи это соблюдение языковых норм современного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (но р- м а) или неправильную (ошибка). Нормы в современном языке бывают фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические.
Эффективность речи – это свойство речи, свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи.
Эффективную речь можно ценить лишь после произнесения речи или публикации текста по реакции слушателей или читателей.
Воздействие речи направлено непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношение к тем или иным событиям и др. различных формах, таких как изменение
Красота речи – это умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности.
Ораторское искусство – это искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.
Уместность речи – это соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения.
Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам письменного или устного выступления.
Правила вербального общения
В вербальном общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них — «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха», известные фразы: «Большому кораблю — большое плавание», «Ни пуха, ни пера!» и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как «Салют!», «Нет проблем» и т.п. Но следует избегать таких явно язвительных пожеланий, как «Вашему теляти злого волка поймали».
В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты (не следует путать с лестью) — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т.е. оценку ума делового партнера.
Невербальное общение (жестовое общение, язык тела) — это коммуникативное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, позы и т.д.
Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека.
К не вербальным средствам общения относятся:
- Жесты
- Мимика
- Пантомимика
- Поза
- Интонация
Жест – невербальное средство общения, и уже испокон веков существовали жесты, которые могли понимать все: например, когда отец сыну показывал кулак, сразу становилось понятно, о чем идет речь.
Жизнь наша развивалась и жесты тоже, сегодня выразить свои эмоции можно самыми разными способами, и вас большинство поймет.
Но часто при разговоре мы жестикулируем непроизвольно, кто-то усиленно, а кто-то умеренно.
Мимика (от греч. mimikos — подражательный)
1) выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам, эмоциям, настроениям;
2) искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами. Поэтому мимику называют языком чувств .
Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду, внимание и т. д. Если человек радуется, мускулы его лица приходят в движение, все черты кажутся приподнятыми кверху.
Чувство гнева выражает нахмуренный лоб, сокращение мышц, сдвигающих брови, пирамидальной мышцы и верхней части круговой мышцы глаза.
Пантомимика- от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием.
Выразительные движения. Изменения в походке, жестах, осанке и т. д. с ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. С одной стороны, это искусство пантомимы, то есть сценическое искусство, в котором смысл передается посредством телодвижений, без использования текста и слов.
Второй смысл термина «пантомимика» связан с первым – это выразительные движения человека (или изменения в походке, осанке, жестикуляции), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях.
В каком-то смысле пантомимику можно назвать «телесной мимикой», которая так же индивидуальна, как и мимика. Человеку свойственно замечать проявление пантомимики, особенно если речь идет о близких ему людях, родных, друзьях. Так, мы можем узнать человека по походке или по тому, как он совершает какие-либо действия, которые мы привыкли наблюдать (как поправляет очки и так далее).
Поза (из фр. pose через немецкий, ранее из лат. pono (супин positum) «класть, ставить») — положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.
Позы человека очень зримо, наглядно выражают не только и не столько его характер, сколько его внутреннее состояние и намерения на данный момент.
Мы слишком озабочены тем, как понять другого на уровне слов, мы слишком теоретизированы. На очевидные (то, что видят глаза) вещи уже и не обращаем внимание.
Психология поз очень увлекательна и имеет непосредственное практическое применение.
ПОЗЫ
ЗАКРЫТЫЕ
ОТКРЫТЫЕ
ОТКРЫТАЯ ПОЗА
Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены, стопы с полной опорой), мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника.
ЗАКРЫТЫЕ ПОЗЫ
Они формируются в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника. Закрытые позы могут быть разными. Например, человек может скрестить руки за головой и таким образом выразить свое превосходство.
Интонация (лат. intonō «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему язык.
Основные элементы интонации-это логическое ударение, тон речи, повышение и понижение голоса, пауза, тембр, ритм.
Правила невербального общения
- Постарайтесь не держать все время руки на коленях, не держитесь за край стула или стола – это является сигналом к прекращению беседы.
- Следите за своей походкой – она должна быть умеренно быстрой, с ровным шагом. Руки желательно держать в расслабленном состоянии – если они будут находиться в карманах, это выдаст ваше угнетенное настроение, а если вы будете держать их за спиной, окружающие увидят вашу озабоченность каким-либо вопросом.
- Ваша мимика также может о многом рассказать: опущенные уголки губ вряд ли сделают вас приятным собеседником – скорее вы будете производить несколько удручающее впечатление. Другая крайность в виде широкой улыбки также нежелательна – это выглядит наигранно и ненатурально. Постарайтесь изредка улыбаться, а в остальное время беседы ограничиться легкой ненавязчивой полуулыбкой.
- Желательно смотреть собеседнику в глаза, однако ваш взгляд не должен быть пристальным. Не стоит смотреть в глаза, не отрываясь, более 5 секунд. Переводите взгляд на нос или на переносицу человека, время от времени отводите их в сторону.
Заключение
Общение - это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому общение - одна из важнейших форм взаимовлияний людей. Понятно, что практически и теоретически значительно важнее не столько констатация выраженности того или иного качества или свойства у человека, сколько ответ на вопрос о том, как именно и в чем проявляется влияние этого качества или свойства на коммуникативное поведение человека.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ