СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация "Вербальное и невербальное общение"

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Презентация "Вербальное и невербальное общение"»

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

ВЕРБАЛЬНЫЕ И НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ 1. Средства общения  1.1. Вербальные средства общения  1.2. Невербальные средства общения 2. Правила общения  2.1 Вербального общения  2.2 Невербального общения 3 .Заключение

СОДЕРЖАНИЕ

1. Средства общения

1.1. Вербальные средства общения

1.2. Невербальные средства общения

2. Правила общения

2.1 Вербального общения

2.2 Невербального общения

3 .Заключение

Общение  — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение  — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса: коммуникацию (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал человек, становиться достояние множеств людей.

Общение считается одной из главных форм социальной активности человека. В процессе общения то, что раньше знал человек, становиться достояние множеств людей.

Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей и обмен информацией при этом взаимодействии

Общение в научном понимании представляет собой взаимодействие людей и обмен информацией при этом взаимодействии

Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми:  вербальное и невербальное общения вербальное невербальное

Выделяют две группы способов, которыми может осуществляться взаимодействие между людьми: вербальное и невербальное общения

вербальное

невербальное

Вербальное общение   - (знаковое) осуществляется с помощью слов. К нему относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Вербальное общение   - (знаковое) осуществляется с помощью слов. К нему относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

Каков человек, такова и его речь… Сократ

Каков человек, такова и его речь…

Сократ

К ВЕРБАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ: РЕЧЬ Устная речь Письменная речь Правильность речи Эффективность речи Красота речи, ораторское искусство Уместность речи

К ВЕРБАЛЬНЫМ СРЕДСТВАМ ОБЩЕНИЯ ОТНОСЯТСЯ:

РЕЧЬ

  • Устная речь
  • Письменная речь
  • Правильность речи
  • Эффективность речи
  • Красота речи, ораторское искусство
  • Уместность речи
Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу. Невладение этим искусством – одна из причин неудач руководителей и специалистов в коллективе.

Как известно, слово – один из важнейших элементов воздействия на людей, в частности – на коллег и подчиненных. Речь может вызывать как положительные, так и отрицательные эмоции, что приводит к изменению настроения и работоспособности. Поэтому специалисту любого уровня обязательно следует овладеть риторикой, то есть искусством вести беседу.

Невладение этим искусством – одна из причин неудач

руководителей и специалистов в коллективе.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).   Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Устная речь — форма речевой деятельности, включающая понимание звучащей речи и осуществление речевых высказываний в звуковой форме (говорение).

Устная речь может осуществляться при непосредственном контакте собеседников или может быть опосредована техническим средством (телефоном и т. п.), если общение происходит на значительном расстоянии.

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны: избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться). избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).

Для устной речи, в отличие от письменной, характерны:

  • избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений); использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
  • избыточность (наличие повторов, уточнений, пояснений);
  • использование невербальных средств общения (жестов, мимики), экономия речевых высказываний, эллипсисы (говорящий может не называть, пропускать то, о чем можно легко догадаться).
УСТНАЯ РЕЧЬ   диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе). неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

УСТНАЯ РЕЧЬ

диалогическую речь (непосредственный обмен высказываниями между двумя или несколькими лицами) и монологическую речь (вид речи, обращённой к одному или группе слушателей, иногда — к самому себе).

неподготовленную устную речь (беседа, интервью, выступление в дискуссии) и подготовленную устную речь (лекция, доклад, выступление, отчёт);

 Письменная речь - речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергамене, бересте, камне, полотне и т. п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности). Письменная речь- одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи.

Письменная речь - речь, предназначенная для изображения и изображённая на бумаге (или какой-либо другой поверхности: пергамене, бересте, камне, полотне и т. п.) с помощью специальных графических знаков (знаков письменности).

Письменная речь- одна из форм существования языка, противопоставленная устной речи.

 Письменная речь - является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная. В разные периоды истории языка существуют разные виды отношений между Письменной речью и устной речью.

Письменная речь - является вторичной, более поздней по времени возникновения формой существования языка, чем речь устная. В разные периоды истории языка существуют разные виды отношений между Письменной речью и устной речью.

  Использование письменной речи позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи, возникновению других её особенностей.

Использование письменной речи позволяет дольше обдумывать свою речь, строить её постепенно, исправляя и дополняя, что способствует в конечном итоге выработке и применению более сложных синтаксических конструкций, чем это свойственно устной речи, возникновению других её особенностей.

 Письменная речь не имеет средств звукового и интонационного выделения, что характерно для устной речи. Чтобы передать на письме особенности произнесения, для целей смыслового и логического выделения используются   различные   пунктуационные и шрифтовые средства.

Письменная речь не имеет средств звукового и интонационного выделения, что характерно для устной речи. Чтобы передать на письме особенности произнесения, для целей смыслового и логического выделения используются   различные   пунктуационные и шрифтовые средства.

«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».      Д.И.Писарев Правильность речи это соблюдение языковых норм современного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (но р- м а) или неправильную (ошибка).   Нормы в современном языке бывают фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические. 

«Неправильное употребление слов ведет за собой ошибки в области мысли и потом в практике жизни».

Д.И.Писарев

Правильность речи это соблюдение языковых норм современного языка. Говорящие и пишущие с точки зрения нормы оценивают речь как правильную (но р- м а) или неправильную (ошибка).  Нормы в современном языке бывают фонетические, лексико-фразеологические, словообразовательные, морфологические, синтаксические, стилистические. 

Эффективность речи – это свойство речи,  свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи.  Эффективную речь можно ценить лишь после произнесения речи или публикации текста по  реакции слушателей или читателей.    Воздействие речи направлено  непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношение к тем или иным событиям и др. различных формах, таких как изменение 

Эффективность речи – это свойство речи,  свидетельствующее о том, насколько речь достигла поставленной задачи. 

Эффективную речь можно ценить лишь после произнесения речи или публикации текста по  реакции слушателей или читателей. 

Воздействие речи направлено  непосредственно на сознание адресатов, а ее эффект проявляется в различных формах, таких как изменение эмоционального состояния реципиента, его знаний о мире, отношение к тем или иным событиям и др. различных формах, таких как изменение 

   Красота речи – это умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности. Ораторское искусство – это искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

  Красота речи – это умение говорить красиво, убедительно, умение заинтересовать человека своей речью, ораторские способности.

Ораторское искусство – это искусство публичного выступления с целью убеждения. Ораторское искусство — это гармоничное сочетание риторики, приёмов актёрского мастерства (подача) и психологических техник.

   Уместность речи – это соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения.  Уместная  речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам письменного или устного выступления.

Уместность речи – это соответствие содержания речи, ее языковых средств целям и условиям общения. 

Уместная речь соответствует теме сообщения, его логическому и эмоциональному содержанию, составу слушателей или читателей, информационным, воспитательным и эстетическим задачам письменного или устного выступления.

Правила вербального общения  В вербальном общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них — «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха», известные фразы: «Большому кораблю — большое плавание», «Ни пуха, ни пера!» и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как «Салют!», «Нет проблем» и т.п. Но следует избегать таких явно язвительных пожеланий, как «Вашему теляти злого волка поймали».  В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты (не следует путать с лестью) — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т.е. оценку ума делового партнера.

Правила вербального общения

В вербальном общении деловой этикет предполагает применение различных психологических приемов. Один из них — «формула поглаживания». Это словесные обороты типа: «Удачи вам!», «Желаю успеха», известные фразы: «Большому кораблю — большое плавание», «Ни пуха, ни пера!» и т.п., произносимые с различными оттенками. Широко применяются такие речевые знаки расположения, как «Салют!», «Нет проблем» и т.п. Но следует избегать таких явно язвительных пожеланий, как «Вашему теляти злого волка поймали».

В речевом этикете деловых людей большое значение имеют комплименты (не следует путать с лестью) — приятные слова, выражающие одобрение, положительную оценку деятельности в бизнесе, подчеркивающие вкус в одежде, внешности, сбалансированность поступков партнера, т.е. оценку ума делового партнера.

 Невербальное общение  (жестовое общение, язык тела) — это коммуникативное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, позы и т.д. Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. 

Невербальное общение  (жестовое общение, язык тела) — это коммуникативное взаимодействие между индивидами без использования слов (передача информации или влияние друг на друга через интонации, жесты, мимику, пантомимику, позы и т.д.

Инструментом такого «общения» становится тело человека, обладающее широким диапазоном средств и способов передачи информации или обмена ею, которое включает в себя все формы самовыражения человека. 

К не вербальным средствам общения относятся: Жесты Мимика Пантомимика Поза Интонация

К не вербальным средствам общения относятся:

  • Жесты
  • Мимика
  • Пантомимика
  • Поза
  • Интонация
   Жест  – невербальное средство общения, и уже испокон веков существовали жесты, которые могли понимать все: например, когда отец сыну показывал кулак, сразу становилось понятно, о чем идет речь.    Жизнь наша развивалась и жесты тоже, сегодня выразить свои эмоции можно самыми разными способами, и вас большинство поймет.     Но часто при разговоре мы жестикулируем непроизвольно, кто-то усиленно, а кто-то умеренно.

Жест  – невербальное средство общения, и уже испокон веков существовали жесты, которые могли понимать все: например, когда отец сыну показывал кулак, сразу становилось понятно, о чем идет речь.

Жизнь наша развивалась и жесты тоже, сегодня выразить свои эмоции можно самыми разными способами, и вас большинство поймет.

Но часто при разговоре мы жестикулируем непроизвольно, кто-то усиленно, а кто-то умеренно.

Мимика (от греч. mimikos — подражательный)   1) выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам, эмоциям, настроениям; 2) искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами. Поэтому мимику называют языком чувств .

Мимика (от греч. mimikos — подражательный)

1) выразительные движения лицевых мышц соответственно переживаемым чувствам, эмоциям, настроениям;

2) искусство выражать чувства и мысли движениями мускулов лица и соответствующими жестами. Поэтому мимику называют языком чувств .

 Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду, внимание и т. д. Если человек радуется, мускулы его лица приходят в движение, все черты кажутся приподнятыми кверху.  Чувство гнева выражает нахмуренный лоб, сокращение мышц, сдвигающих брови, пирамидальной мышцы и верхней части круговой мышцы глаза.

Она может выражать радость, гнев, печаль, обиду, внимание и т. д. Если человек радуется, мускулы его лица приходят в движение, все черты кажутся приподнятыми кверху.

Чувство гнева выражает нахмуренный лоб, сокращение мышц, сдвигающих брови, пирамидальной мышцы и верхней части круговой мышцы глаза.

Пантомимика-  от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием.  Выразительные движения. Изменения в походке, жестах, осанке и т. д. с ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. С одной стороны, это искусство пантомимы, то есть сценическое искусство, в котором смысл передается посредством телодвижений, без использования текста и слов.

Пантомимика- от греч. рantоmimоs - все воспроизводящий подражанием.

Выразительные движения. Изменения в походке, жестах, осанке и т. д. с ее помощью передается сообщение о психическом состоянии индивида, его переживаниях. С одной стороны, это искусство пантомимы, то есть сценическое искусство, в котором смысл передается посредством телодвижений, без использования текста и слов.

 Второй смысл термина «пантомимика» связан с первым – это выразительные движения человека (или изменения в походке, осанке, жестикуляции), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях.

Второй смысл термина «пантомимика» связан с первым – это выразительные движения человека (или изменения в походке, осанке, жестикуляции), при помощи которых передается сообщение о его психическом состоянии, переживаниях.

 В каком-то смысле пантомимику можно назвать «телесной мимикой», которая так же индивидуальна, как и мимика. Человеку свойственно замечать проявление пантомимики, особенно если речь идет о близких ему людях, родных, друзьях. Так, мы можем узнать человека по походке или по тому, как он совершает какие-либо действия, которые мы привыкли наблюдать (как поправляет очки и так далее).

В каком-то смысле пантомимику можно назвать «телесной мимикой», которая так же индивидуальна, как и мимика. Человеку свойственно замечать проявление пантомимики, особенно если речь идет о близких ему людях, родных, друзьях. Так, мы можем узнать человека по походке или по тому, как он совершает какие-либо действия, которые мы привыкли наблюдать (как поправляет очки и так далее).

 Поза   (из  фр.   pose  через немецкий, ранее из  лат.   pono  (супин positum) «класть, ставить») — положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.   Позы   человека очень зримо, наглядно выражают не только и не столько его характер, сколько его внутреннее состояние и намерения на данный момент.

Поза   (из  фр.   pose  через немецкий, ранее из  лат.   pono  (супин positum) «класть, ставить») — положение, принимаемое человеческим телом, положение тела, головы и конечностей по отношению друг к другу.

Позы   человека очень зримо, наглядно выражают не только и не столько его характер, сколько его внутреннее состояние и намерения на данный момент.

   Мы слишком озабочены тем, как понять другого на уровне слов, мы слишком теоретизированы. На очевидные (то, что видят глаза) вещи уже и не обращаем внимание.    Психология поз очень увлекательна и имеет непосредственное практическое применение.

Мы слишком озабочены тем, как понять другого на уровне слов, мы слишком теоретизированы. На очевидные (то, что видят глаза) вещи уже и не обращаем внимание.

Психология поз очень увлекательна и имеет непосредственное практическое применение.

ПОЗЫ ЗАКРЫТЫЕ ОТКРЫТЫЕ

ПОЗЫ

ЗАКРЫТЫЕ

ОТКРЫТЫЕ

ОТКРЫТАЯ ПОЗА  Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены, стопы с полной опорой), мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника.

ОТКРЫТАЯ ПОЗА

Человек в открытой позе ведет себя непринужденно, с ним легко общаться. Он в меру расслаблен и в нем нет чрезмерного напряжения. Открытую позу можно распознать по повороту туловища и головы к собеседнику, раскрытым ладоням, свободному положению ног (не скрещены, стопы с полной опорой), мышцы расслаблены, взгляд направлен в лицо собеседника.

ЗАКРЫТЫЕ ПОЗЫ   Они формируются в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника. Закрытые позы могут быть разными. Например, человек может скрестить руки за головой и таким образом выразить свое превосходство.

ЗАКРЫТЫЕ ПОЗЫ

Они формируются в качестве защитной реакции, как нежелание продолжить общение, несогласие с высказыванием собеседника. Закрытые позы могут быть разными. Например, человек может скрестить руки за головой и таким образом выразить свое превосходство.

 Интонация (лат.  intonō  «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему язык.   Основные элементы интонации-это логическое ударение, тон речи, повышение и понижение голоса, пауза, тембр, ритм.

Интонация (лат.  intonō  «громко произношу») — совокупность просодических характеристик предложения тона (мелодики речи), громкости, темпа речи и её отдельных отрезков, ритмики, особенностей фонации. Вместе с ударением образует просодическую систему язык.

Основные элементы интонации-это логическое ударение, тон речи, повышение и понижение голоса, пауза, тембр, ритм.

Правила невербального общения

  • Постарайтесь не держать все время руки на коленях, не держитесь за край стула или стола – это является сигналом к прекращению беседы.
  • Следите за своей походкой – она должна быть умеренно быстрой, с ровным шагом. Руки желательно держать в расслабленном состоянии – если они будут находиться в карманах, это выдаст ваше угнетенное настроение, а если вы будете держать их за спиной, окружающие увидят вашу озабоченность каким-либо вопросом.
  • Ваша мимика также может о многом рассказать: опущенные уголки губ вряд ли сделают вас приятным собеседником – скорее вы будете производить несколько удручающее впечатление. Другая крайность в виде широкой улыбки также нежелательна – это выглядит наигранно и ненатурально. Постарайтесь изредка улыбаться, а в остальное время беседы ограничиться легкой ненавязчивой полуулыбкой.
  • Желательно смотреть собеседнику в глаза, однако ваш взгляд не должен быть пристальным. Не стоит смотреть в глаза, не отрываясь, более 5 секунд. Переводите взгляд на нос или на переносицу человека, время от времени отводите их в сторону.
Заключение Общение - это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому общение - одна из важнейших форм взаимовлияний людей. Понятно, что практически и теоретически значительно важнее не столько констатация выраженности того или иного качества или свойства у человека, сколько ответ на вопрос о том, как именно и в чем проявляется влияние этого качества или свойства на коммуникативное поведение человека.

Заключение

Общение - это процесс, порождаемый условиями непосредственной коллективности и осуществляемый с помощью набора речевых и неречевых средств. В ходе этого процесса устанавливаются, сохраняются и изменяются отношения между участниками совместной деятельности, поэтому общение - одна из важнейших форм взаимовлияний людей. Понятно, что практически и теоретически значительно важнее не столько констатация выраженности того или иного качества или свойства у человека, сколько ответ на вопрос о том, как именно и в чем проявляется влияние этого качества или свойства на коммуникативное поведение человека.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!