В тридевятом царстве в математическом государстве
5 класс, урок математики, повторение
Вычислите и заполните таблицу
а
е
31 - 7
12 + 8
т
и
25 - 18
17 - 5
т
м
14 + 15
16 + 6
а
к
Применение устного счета. В процессе вычисления представленных на слайде примеров обучающимися, заполняется таблица представленная ниже.
Заполнение таблицы по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
17 + 19
28 - 12
22
24
29
20
22
16
12
7
36
24
м
а
т
е
м
а
т
и
к
а
Какие числа называют натуральными?
Числа, применяемые для счета
Какую запись чисел называют десятичной?
Для счёта предметов применяют
натуральные числа. Любое натуральное число можно записать с помощью десяти цифр: О, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Такую запись чисел называют
десятичной
Проверка усвоения обучающимися понятий: «Натуральные числа» «Десятичная запись числа»
Появление определений по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
3
Свойства сложения
Переместительное свойство
Сочетательное свойство
Свойства вычитания
Свойство вычитания суммы из числа;
Проверка усвоения обучающимися свойств: «Сложения» и «Вычитания»
Появление свойств сложения и вычитания по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
Свойство вычитания числа из суммы;
Свойство вычитания нуля;
Свойство вычитания из числа этого же числа.
4
Вставьте знак действия, чтобы получить верное равенство
4 * 12 : 2 = 24
25 * 4 - 18 * 2 = 64;
Вставить знак действия. Развитие креативного мышления у обучающихся. При определении пропущенного знака необходимо проверить ряд вариантов на скорость.
Проверка выбранных знаков обучающимися по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
60 : 5 - 4 * 3 = 0;
45 : 15 + 17 * 3 = 54.
4
Дайте определение скорости
Скорость это физическая величина, показывающая, какое расстояние пройдет объект за единицу времени.
Напишем формулу скорости. Скорость—V
Путь— S Время — t Исходя из этого, формула скорости будет выглядеть так: V = S : t
Повторение материала . Обучающиеся дают определение скорости и выводят соответствующую формулу.
Переход на слайд содержащий задание по заданной теме осуществляется по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в левом нижнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
К заданию
6
Запишите выражение для длины отрезков ВС
?
7
BC = AC – AB = 10 - 7
С
А
В
?
Х
10
С
А
BC = AB + AC = X + 2
В
10
Х
2
BC = AC – AB = 10 - X
С
В
А
?
Составление выражений по определению длины отрезка при различных заданных условиях, представленных визуально в цветовом решении.
Появление выражение длинны отрезка и изображение новых отрезков по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
Х
?
с
D
А
С
В
а
BC = AD – (AB + CD) = a – (x + c)
Что называют уравнением?
Уравнением называют равенство, содержащее букву, значение которой надо найти.
Значение буквы, при котором получается верное числовое равенство, называют корнем уравнения.
Решить уравнение – значит найти все его корни или убедиться, что их нет.
Сформулировать определение уравнения . Тем самым обучающиеся повторяют пройденный ими ранее материал. Отвечают на вопрос «Что значит решить уравнение».
Появление определений по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
8
Выполните цепочку вычислений
+19
:3
+17
:5
100
20
30
13
39
х7
х3
-45
-26
8
45
90
30
56
:5
х3
+10
+29
15
55
45
40
11
Выполнение цепочки вычислений. У обучающиеся совершенствуется навык проводить верные расчеты с большей скоростью. С последующей проверкой своих вычислений.
Появление звеньев цепочки по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
+42
:2
-13
:6
48
12
25
50
8
8
Свойства умножения
Переместительное свойство умножения;
Сочетательное свойство умножения;
Свойство умножения на единицу;
Свойство умножения на ноль.
Свойства деления
При делении любого числа на 1 получается это же число;
При делении числа на это же число, получается единица;
При делении нуля на число получается нуль.
Свойства умножения и деления. Обучающиеся сами формулируют вышеобозначенные свойства, что приводит к повторению и закреплению пройденного материала. Создаётся ситуация успеха.
Появление свойств умножения и деления по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
10
Процентом называют одну сотую часть.
Процент обозначают знаком %.
Так как 1% равен сотой части величины, то вся величина равна 100%.
Чтобы обратить десятичную дробь в проценты, надо ее умножить на 100.
Чтобы перевести проценты в десятичную дробь, надо разделить число процентов на 100.
Определение процента. Обучающиеся дают определение процента. Формулируют правила перевода в проценты. Происходит повторение и закрепление пройденного ранее материала.
Появление определения и правил перевода в проценты по щелчку. Переход на слайд содержащий задание по заданной теме осуществляется по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в правом нижнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
К заданию
11
Дайте определение окружности
Окружность — это линия на плоскости, каждая точка которой расположена на одинаковом расстоянии от центра окружности. Это расстояние называется радиус и в записях обозначается буквой R . Центр окружности обозначают буквой O.
Окружность разделяет плоскость на две части, внутреннюю и внешнюю. Внутренняя часть, включающая саму окружность, называется кругом. Точка O — это центр и круга и окружности.
Определение окружности и круга. Обучающиеся формулируют определения окружности и круга. Это позволяет повторить и закрепить пройденного ранее материал.
Появление определений и правил по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
12
Заполним Таблицу переводов единиц измерения
Единицы длины
1000 м
1 км
1000 000 мм
10 000 дм
100 000 см
10 дм
1 м
1000 мм
100 см
1 дм
100 мм
10 см
1 см
10 мм
К заданию
Единицы веса
Заполнение таблицы переводов единиц измерения . Перевод единиц длинны и единиц веса. Даёт возможность вспомнить единицы измерения и правила их перевода. Проверить свои знания по данной теме.
Заполнение таблиц переводов единиц измерения по щелчку. Переход на слайд содержащий задание по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в верхнем правом углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
10 ц
1000 000 г
1000 000 000мг
1000 кг
1 т
100 кг
1 ц
100 000 000 мг
100 000 г
1 кг
1000 000 мг
1000 г
1 г
1000 мг
12
Единицы измерения
Переведите в килограммы
Переведите в метры
2:1000000кг=0,000002кг
2мг =
5г =
5:1000кг=0,005кг
1дм 5см =
15см = 0,15м
4*100кг=400кг
4ц=
84 мм = 0,084м
8см 4мм =
1*1000кг=1000кг
1т=
0,69 :100м 2 = 0,0069м 2
0,69дм 2 =
Подсказка
4,8 :10000м 2 = 0,00048м 2
4,8см 2 =
95см 2мм =
Перевод представленных чисел в соответствующих единицах измерения в величины с заданными единицами измерения. Позволяет применить на практике ранее изученный и представленный в данной презентации материал.
Появление заданных единиц и соответственно результатов перевода осуществляется по щелчку. Переход на слайд содержащий подсказки по заданной теме осуществляется по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в верхнем правом углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
952 мм = 0,952м
3дм 3 =
3 :100м 2 = 0,03м 2
0,095 * 1000000м 2 = 95000м 2
0,095км 2 =
8670 :1000000м 2 = 0,00867м 2
8670мм 2 =
14
Замените два действия одним
+36
+8
-16
+25
?
?
-8
+61
-17
-3
-25
+5
?
-20
-20
?
Замена двух действий одним. Обучающемуся в наглядной форме представлены заданные действия, которые необходимо заменить одним действием. Способствует развитию нестандартного мышления и развитию логики.
Появление наглядных примеров и проверка предполагаемых обучающимися действий по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
+32
-14
-12
+20
?
?
+20
+6
15
Запись вида 5/8 называют обыкновенными дробями. Здесь 5 – числитель дроби, а 8 – знаменатель дроби.
Дробь, в которой числитель меньше знаменателя, называют правильной дробью.
Обыкновенные дроби. Повторение и закрепление в наглядном виде ранее пройденного обучающимися материала по теме обыкновенные дроби.
Появление определение по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
Дробь, в которой числитель больше знаменателя или равен ему, называют неправильной дробью
16
При сложении дробей с одинаковыми знаменателями числители складывают, а знаменатель оставляют тот же.
К заданию
При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями из числителя уменьшаемого вычитают числитель вычитаемого, а знаменатель оставляют тот же.
Действия с дробями. Повторение и закрепление в наглядном виде ранее пройденного обучающимися материала по теме действия с обыкновенными дробями.
Появление правил по щелчку. Переход на слайд содержащий задание по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в левом верхнем углу.
17
Решим задачу
Масса сушеных грибов составляет 14% массы свежих. Сколько сушеных грибов можно получить из 35 кг свежих? Сколько свежих грибов надо взять, чтобы получить 2,8 кг сушеных?
Подсказка
1) 35 : 100 = 0,35 (кг) – 1%;
2) 0,35 * 14 = 4,9 (кг) – сушеные грибы;
Решение задач на тему проценты. Практическое применение пройденного ранее материала и представленного в данной презентации. Наглядное решение задачи.
Появление действий по решению задачи и ответа по щелчку. Переход на слайд содержащий подсказку по решению задачи (теоретический материал) осуществляется по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в левом верхнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
3) 2,8 : 14 = 0,2 (кг) – 1% для второго случая;
4) 0,2 * 100 = 20 (кг) – свежие грибы.
Из 35 кг свежих грибов можно получить 4,9 кг сушеных; а чтобы получить 2,8 кг сушеных грибов, нужно взять 20 кг свежих грибов.
18
Декартова система координат
(3;5)
(3;1)
(-5;4)
(-3;-2)
(1;7)
I четверть
у
II четверть
назовите координатные четверти
(1;7)
(3;5)
(-5;4)
(3;1)
1
х
О
1
(-3;-2)
Декартова система координат. Обучающиеся повторяют и закрепляют пройденный по теме материал. Расположение координатных четвертей, расположение точек с заданными координатами на представленной плоскости.
Появление координатных четвертей по щелчку. Появление точек с заданными координатами с указанием на них стрелками по щелчку. Переход на слайд содержащий задание осуществляется по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в нижнем правом углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
VI четверть
III четверть
К заданию
19
Соедините точки отрезками
(-8;8)
у
(-11;10)
(-8;11)
(-7;13)
(-4;6)
(7;6)
(9;8)
(7;4)
(-9;-7)
(-8;-9)
(-6;-9)
(-6;-6)
(-5;0)
(-5;-5)
(-6;-9)
(-8;-9)
1
О
1
х
Отметить заданные точки и соединить их отрезками. Применение на практике ранее повторенного материала с последующим получением изображения «собаки».
Появление заданных точек и соединение данных точек отрезками по щелчку. Переход на слайд содержащий подсказку (теоретический материал) по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в левом нижнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
Подсказка
Назовите формулы
С=2 𝛑r
Длина окружности
V=abc
Объем параллелепипеда
S= 𝛑r 2
Площадь круга
Площадь прямоугольника
Площадь круга, длина окружности, объем параллелепипеда, площадь прямоугольника, объем куба. Обучающиеся формулируют формулы по ранее изученному ими материалу, закрепляя полученные в учебном году знания.
Появление фраз и формул площадь круга, длина окружности, объем параллелепипеда, площадь прямоугольника, объем куба по щелчку. Переход на слайд содержащий задание по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в левом нижнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
S=ab
Объем куба
V=a 3
К заданию
21
Выберите верный ответ
-18
-4
5*(х-2)=6х+8
-3
1
-1
5*(х+3)=х-1
х+3=(2х-1)*4
Выбор верного ответа. Обучающиеся производят вычисления представленных примеров и сопоставляют с полученными в процессе вычисление ответами, развивая логическое мышление и творческую деятельность.
Сопоставление примера с соответствующим ответом по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
Х-15=2*(2х-3)
Х-7=-4*(х+3)
22
Найдите длину окружности и площадь круга
Подсказка
15 см
15 см
Нахождение длины окружности и площади круга. Применение ранее пройденного и повторенного материала. Применение на практике теоретических знаний в наглядном виде.
Появление окружности по щелчку. Переход на слайд содержащий подсказку (теоретический материал) по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в правом верхнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
С=30 𝛑
S=225 𝛑
22
Вставьте слово в соответствующее предложение
Через две точки можно провести единую __________
От перемены мест слагаемых _________
не меняется
Числитель дроби – это делимое, а знаменатель – ____________
_______________ угол – это угол, образованный дополнительными лучами.
_____________ угла – это луч с началом в вершине угла, делящий угол на два равных угла.
Чтобы умножить обыкновенную дробь на натуральное число, надо её _____________ умножить на это число
Вставьте пропущенное слово в соответствующее предложение. Способствует творческой деятельности обучающихся. Позволяет вспомнить ранее пройденный материал и подобрать из предложенного пропущенное слово.
Вставить пропущенное слово по щелчку по данному слову. Переход на следующий слайд по щелчку.
Сложение десятичных дробей, так же как и сложение _________________ чисел, выполняется поразрядно.
Нажмите на слово
Биссектриса
прямую
Развернутый
натуральных
делитель
числитель
сумма
22
Решим задачу
Два велосипедиста одновременно выехали навстречу друг другу по одной и той же дороге, соединяющей два села. Одному на весь путь требуется 1 час, а другому — полтора часа. Через сколько минут они встретятся?
Варианты:
(Г) 36
(А) 20
(В) 30
(Б) 24
(Д) 40
Решение задачи. Способствует развитию креативного мышления. Дает возможность выстраивать план дальнейших действий по вычислению верного ответа задачи.
Появление вариантов ответов и верного ответа по щелчку. Переход на слайд содержащий подсказку (теоретический материал) по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в левом нижнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
Верный ответ:
(Г) 36
Подсказка
25
Решим задачу
С трех участков земли собрали 156 ц картофеля. С первого и второго участков картофеля собрали поровну, а с третьего – на 12 ц больше, чем с каждого из первых двух. Сколько картофеля собрали с каждого участка?
Если урожай третьего участка уменьшить на 12 ц, то с каждого из трех участков земли картофеля собрали поровну, всего 156-12=144 (ц). Тогда с каждого участка собрали 144:3=48 (ц) картофеля. Но это количество картофеля, собранное с первого и второго участков. Тогда с третьего участка собрали 48+12=60 (ц) картофеля.
Решение задачи. Способствует развитию креативного мышления. Дает возможность выстраивать план дальнейших действий по вычислению верного ответа задачи.
Появление решения задачи и верного ответа по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
Верный ответ
С первого и второго участков собрали по 48 ц картофеля, а с третьего – 60 ц.
26
Закрасьте указанную часть фигуры
Закрасить указанную часть фигуры. Развивает у обучающихся логическое мышление в процессе решения представленного задания, позволяя сделать верные выводы.
Появление фигур и закрашивание соответствующих фигур цветом по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
26
Виды углов
Вид угла
Размер в градусах
Прямой
Равен 90
Меньше 90
Острый
Больше 90
Тупой
Назвать виды углов. Позволяет обучающимся вспомнить виды углов, градусную меру и сопоставить с представленными изображениями соответствующих углов.
Появление видов углов, их градусной меры и изображения углов по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
Равен 180
Развернутый
28
Выполните вычисления по схеме
-
-
+
+
11
31
48
34
25
25
18
39
х
:
7
82
56
14
+
4592
2
4594
Выполнение вычислений по схеме. Способствует развитию логического мышления. Нестандартное оформление способствует высокому уровню активности обучающихся при решении поставленной задачи. Составление числового выражение влечет проверку результата заполнения схемы и совершенствования навыков вычисления.
Появление результатов вычислений и числового выражения по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
Составим числовое выражение
29
Решите пример
Решите примеры. Способствует закрепленю пройденного материала и отработке его на практике.
Появление примеров и соответствующих ответов по щелчку. Переход на слайд содержащий подсказку (теоретический материал) по гиперссылке, установленной на изображение «Василисы» в правом нижнем углу. Переход на следующий слайд по щелчку.
Подсказка
29
Решим задачу
Прохожий заметил идущий на остановку автобус в 180 м позади себя. Чтобы не опоздать, он побежал и через 12 с прибежал на остановку одновременно с автобусом. С какой скоростью пришлось бежать прохожему, если известно, что автобус движется со скоростью 19 м/с?
1) 12*19=228 (м) - преодолел автобус за 12 с;
2) 228-180=48 (м) – преодолел прохожий за 12 с;
Решение задачи. Способствует развитию креативного мышления. Дает возможность выстраивать схему дальнейших действий по вычислению верного ответа задачи.
Появление действий по решению задачи и появление верного ответа по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
3) 48:12=4 (м/с).
Верный ответ
Прохожему пришлось бежать со скоростью 4 м/с.
31
б
з
ж
е
д
г
в
и
а
Сопоставьте координаты
е
й
х
р
с
м
ш
т
я
1
з
и
ю
ф
ч
а
н
о
2
к
п
о
а
у
о
а
д
ю
д
3
И1;
Б5;
З7;
Б1;
В8;
А6;
Д9;
Б7;
Г5;
Д3.
А3;
И3;
Г7;
З1;
Д1;
Ж8;
И7;
Д2;
Д5;
Ж2;
А6;
Ж7;
А5;
В5;
В6;
Г8;
а
а
т
4
е
ч
у
т
м
м
5
н
п
р
а
о
к
и
ы
ц
и
т
б
ч
к
ю
м
а
6
ъ
т
и
7
г
в
е
у
т
е
е
ю
м
8
ь
х
р
л
о
е
е
Сопоставить координаты. Развивает логическое мышление обучающихся.
Появление фразы и изображения по щелчку. Переход на следующий слайд по щелчку.
и
и
ь
а
т
к
и
п
х
9
е
н
и
к
а
у
р
о
е
ч
о
р
с
в
д
т
м
а
к
т
и
т
а
е
а
м
31
Ресурсы
- Математика. 5 класс: учебн. для учащихся общеобразоват. учреждений / И. И. Зубарева, А. Г. Мордкович. – 9-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2014. – 270 с. : ил.
- Математика. 5 класс: учеб. для учащихся общеобразоват учреждений / Н. Я. Виленкин, В. И. Жохов, А. С. Чесноков, С. И. Шварцбурд. – 31-е изд., стер. – М. : Мнемозина, 2014. – 280 с. : ил.
- Математика: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А.Г. Мерзляк, В.Б. Полонский, М.С. Якир. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 304 с.: ил.
- 1001 олимпиадная и занимательная задачи по математике / Э.Н. Балаян. – 3-е изд. – Ростов н/Д : Феникс, 2008. – 364, [1] с. : ил. – (Библиотека учителя).
- Виват, математика! Занимательные задания и упражнения. 5 класс / авт.-сост. Н.Е. Кордина. – Изд 2-е. – Волгоград: Учитель, 2013. -111 с.
- Математика. 5 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений / М34 [С.М. Никольский, М.К. Потапов, Н.Н. Решетников, А.В. Шевкин]. – 11-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 2012. – 272 с. : ил.
- Математика. 5 кл. : учеб. Для общеобразоват. учреждений : в 2 ч. Ч. 1 / С.А. Козлова, А.Г. Рубин. – 2-е изд. – М. : Баласс, 2013. – 208 с., ил.
- Готовимся к ГИА. Математика. 5 класс. Итоговое тестирование в формате экзамена. / авт.-сост. Л.П. Донец. – Ярославль: Академия развития, 2011. – 64 с.: ил.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (5-9 кл.) http:// минобрнауки.рф /документы/938 .
- Рисованный мультипликационный фильм – сказка «Вовка в Тридевятом царстве». http://www.kinopoisk.ru/film/45864/ .
Список используемых ресурсов.
31
Предмет математики настолько серьёзен, что полезно не упускать, случая сделать его немного занимательным.
Б. Паскаль
Заключение. Содержит высказывание по математике.
Завершение показа.
31