Сегодня мы снова отправляемся в страну Геометрии. В этой стране есть остров. На острове живет очень важная фигура. (закрепляется на доске квадрат из цветной бумаги.) Важность ее признавалась всеми жителями острова. При изготовлении многих вещей форма ее служила образцом. Кого бы ни встретила эта фигура на своем пути, всем хвасталась: «Посмотрите, какой у меня красивый вид: стороны мои все равны, углы прямые, красивее меня нет фигуры на свете!» —Как же зовут тебя, брат? — спрашивали встречные. —Ребята, а вы знаете, как называется эта фигура? — А как вы узнали? Ходил Квадрат по свету. И стало тяготить его одиночество: ни побеседовать, ни потрудиться в хорошей и дружной компании. А уж какое веселье одному? Весело бывает только с друзьями. И решил Квадрат поискать родственников. «Если встречу родственника, то я сразу его узнаю, — думал Квадрат, — ведь он должен быть на меня чем-то похож». Однажды встречает он на пути такую фигуру: (закрепляется прямоугольник на доске.) Стал Квадрат к ней приглядываться. Что-то знакомое, родное увидел он в этой фигуре. -Вы не догадались, ребята, чем похожи эти фигуры? И спросил тогда Квадрат: «Как зовут тебя?» -Меня зовут... - Кто знает, как называется эта фигура? -Правильно, прямоугольник. А почему же она так называется? -Давайте убедимся в этом. При помощи треугольника измерим все углы. -Сколько сторон у прямоугольника? -Покажите стороны, которые лежат одна против другой. Это противоположные стороны. -Давайте измерим их длину. Что скажете? Измерьте две другие противоположные стороны. —Попробуем сделать вывод о длине противоположных сторон прямоугольника. В этом можно также убедиться, не измеряя стороны, а накладывая их друг на друга. Вот Квадрат и спрашивает: «А мы не родственники с тобой?» - «Я бы тоже рад был узнать об этом, — отвечает Прямоугольник. - Если у нас найдутся четыре признака, по которым мы похожи, значит, мы с тобой близкие родственники и у нас одна и же фамилия». Стали они искать и нашли эти четыре признака сходства. — Давайте и мы их найдем. — Молодцы, ребята! А какая же общая фамилия может бы у них? Обрадовались Квадрат и Прямоугольник тому, что нашли близких родственников, и стали с тех пор дружить. — Понравилась сказка? О какой новой фигуре вы узнали Откроем учебник на странице 14 и прочитаем определение слова «Прямоугольник», которое нам предлагает автор учебника. Повторим определение все вместе на 3, 4 Обратите внимание на доску. (На доске геометрические фигуры) Найдите четырёхугольники, у которых все углы прямые. Расположите чертежный треугольник так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла четырехугольника. Выполним номер 2. —Начертим сначала треугольник с прямым углом. Что надо начертить сначала? —Воспользуемся чертежным треугольником. Расположите чертежный треугольник в тетради так, чтобы вершина его прямого угла совпадала с вершиной угла одной из клеток. Теперь по чертежному треугольнику проведите стороны прямого угла. На каждой из сторон отметьте точки и соедините их отрезками. —Прочитайте задание 2. Выполните его самостоятельно. —Сколько фигур вы раскрасили? Выполним номер 3. Вам нужно дополнить условие задачи и решить ее. О чем говорится в задаче? Что известно? Можем ли мы ответить на главный вопрос задачи? Нам известно сколько истратила рублей бабушка? Заполните пустое окошко. Какое действие мы должны выполнить, чтобы ответить на главный вопрос? Учитель предлагает решить задачу на доске, остальные в тетради. | Квадрат Стороны равны, углы прямые Продолжают слушать историю Все углы прямые Прямоугольник Все углы прямые Один ученик у доски измеряет углы 4 Они равны Они равны Противоположные стороны прямоугольника равны Учитель показывает равенство сторон, прикладывая их друг к другу 1. Четыре угла. 2. Все углы прямые 3. Четыре стороны. 4. Противоположные стороны равны Прямоугольники О прямоугольнике Один учащийся читает определение вслух Проговаривают правило хором 1, 3, 5 Учащиеся выходят и доказывают с помощью угольника, какие фигуры с прямыми углами Прямой угол Аналогично строятся остальные фигуры 1 О рублях у бабушки было 50 рублей Нет Нет Заполняют пустое окошко Вычитание Один учащийся решает задачу на доске, остальные в тетради |