СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пряники печатные

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пряники печатные»

9


Данному уроку предшествовала подготовительная работа: поиск исторической информации и разработка докладов, выполнение эскизов с фотографий русских пряников 19 - 20 веков. Данный материал можно использовать при подготовке урока как в младшем, так и в среднем звене школы. Урок содержит универсальный материал, который может использовать учитель любого города или области, т.к. пряничный промысел имел широкое распространение на Руси.


Эпиграф: «Учали добры молодцы есть пряники печатные...»

Русская былина.

Класс: 3. Урок проводится в форме ролевой игры.

Цели и задачи урока

1. Познакомить учащихся с распространенным в 17-19вв. в России народным промыслом- пряничным производством.

2. Показать, что до сих пор существует преемственность поколений в пряничном промысле, а мы сопричастны к ней, отслеживая его развитие.

3. Развивать интерес к истории быта орловчан.

4. Показать актуальность пряничного производства в наши дни.

5. Развитие навыков коллективной творческой деятельности в игровой форме

  1. Закрепление композиционных навыков в изображении одного или нескольких предметов.


Оборудование урока

1.Эскизы с фотографий русских пряников, выпущенных в различных городах и областях в 19-20 вв. из коллекции Государственного исторического музея.

  1. Упаковки с изображением тульских и орловских пряников.

  2. Пяничные изделия Орловского хлебокомбината.

  3. Репродукции с картин художников , изображающих ярмарку.

  4. Плясовая народная музыка.

  5. Оборудование и материалы для учащихся:

  6. Для первой группы «мастеров» - доклады, простые карандаши, кисти, палитра, гуашь, белая бумага А4.

  7. Для второй группы «мастеров» - доклады, простое тесто для изготовления пряничков и формы для изготовления вырезных пряников.

  8. Для третьей группы «мастеров» - доклады, простые карандаши, кисти, палитра, гуашь, белая бумага А4, шаблоны.



Размещение информационно-зрительного

материала на доске

  1. Тема урока.

  2. Эпиграф к уроку.

  3. Примеры композиционных решений одного или нескольких предметов на листе.

  4. Эскизы с фотографий русских пряников, выпущенных в различных городах и областях в 19-20 вв. из коллекции Государственного исторического музея.

  5. Репродукции с картин художников , изображающих ярмарку.
















Ход урока:

Учитель спрашивает детей любят ли они пряники, какие бывают пряники (разные по цвету, по вкусу, по форме, по размеру, по украшениям), пекут ли их мамы пряники, что они знают об истории пряника и откуда произошло такое название.

Само название пряник происходит от слова пряности, так как при изготовлении в него добавляли перец и другие «заморские» приправы.

Урок построен в форме ролевой игры.

Роль дочерей и купца исполняют учащиеся, одетые в русский костюм.

Класс делится на три группы «мастеровых». В каждой группе есть свои докладчики, которые по ходу урока будут зачитывать заранее подготовленные доклады.

Каждая группа «мастеровых» выполняет свою практическую работу.

Учитель исполняет роль ведущего-сказочника, который переносит действие на несколько столетий назад.

Первая сценка.

Ведущий: «В древнем Русском царстве-государстве жил-был богатый купец. И было у него три дочери. И любил он дочерей своих, красавиц писаных, больше своего богатства. А меньшую любил больше других, потому что она была собой лучше всех и к нему ласковее.

Собирается купец в дальнюю дорогу и спрашивает дочерей:

Купец: «Дочери мои милые, дочери мои пригожие, еду я по разным городам по своим торговым делам, какие гостинцы вам привезти?»

Старшая дочь. Поклонившись отцу в ноги, говорит: «Привези мне золотой перстенек с каменьями самоцветными, чтоб от них свет шел как от месяца в полночь».

Средняя дочь. Поклонившись, молвит: «Привези рушник расшитый, чтоб ни у кого такого в округе не было».

Младшая дочь. Поклонившись, просит: «Слыхала я что есть такое лакомство, прянички фигурные, медовые да золоченые, привези мне их, да узнай как они делаются, ведь держатся те знания в глубоком секрете. А я их много напеку, да всех угощу, да заодно откроем пряничное дело».

Ведущий: «Удивился купец словам младшей дочери - до чего умно и хорошо говорит, призадумался и пообещал выполнить все их наказы».

Сцена вторая.

Купец. Обращается к первой группе «мастеровых»: «Люди добрые, честные, мастеровые, не слыхали ли вы о мудреном пряничном промысле?»

Первый мастеровой: «Конечно слыхали». Зачитывает доклад о распространенности пряничного промысла на Руси.

Пряники были распространены на Руси с древнейших времен. Старинные документы сохранили нам сведения о том, что в давние времена пряники были обязательной принадлежностью царского стола, да и каждого стола остальных сословий русских людей.

Пряники дарили ко дню рождения, в знак уважения, любви. Пряники, которые дарили в «почесть» (в подарок), часто делали по специальному заказу очень большими. Некоторые весили по несколько пудов (один пуд - 16 кг). В 1778 году Екатерине 2 преподнесли огромный двухпудовый пряник в честь 75-летия основания Санкт-Петербурга. Чтобы такие подарки доставить по назначению их везли на санях, а иногда и на двух.

Второй мастеровой. Рассказывает об обычаях и поверьях.

С пряниками связывались разнообразные русские обычаи и поверья, многие из которых просуществовали до 20 века. Например, пряник дарили невесте на свадьбе. А заканчивалась свадьба раздачей кусочков пряника, который назывался «разгонным» или «разгоня». Это был знак гостям, что праздник окончен и пора расходиться по домам. Это был большой пряник, в центре которого часто изображалась рыба с золотыми перьями.

Не обходились без пряников и в печальных обрядах. Когда по умершим справляли поминки, трапеза заканчивалась угощением пряниками. После поминок пряники посылали тем родственникам и знакомым, которые почему-либо не могли присутствовать на этом обряде.

Третий мастеровой. Зачитывает доклад о крестьянских колядках .

Накануне Нового года крестьяне многих русских деревень справляли «коляды». Этот народный праздник был как бы отголоском древних земледельческих празднеств в честь духов предков. К этому дню всегда пеклись фигурные пряники в виде птичек, которые так и назывались «колядки». Горожане на Новый год наряжали «сладкую» елку.

Ведущая. Спрашивает: «А как вы думаете, чем украшалась елка на Новый год ?»

Дети высказывают свои предположения.

Ведущая. Зачитывает отрывки из воспоминаний.

Художник Мстислав Добужинский вспоминал: «Румяные яблочки, мятные и вяземские пряники, подвешенные на нитках, а в бонбоньерках шоколадные пуговки, обсыпанные розовыми и белыми сахарными крупинками, - до чего все это было вкусно именно на рождественской елке!»

Певец Александр Вертинский : «Сначала вешали на елку крымские румяные яблочки, потом апельсины и мандарины на красных гарусных нитках, потом золотые и серебряные орехи, потом хлопушки, потом конфеты и пряники - все по порядку... Ночью, когда все засыпали, я тихонько вставал и таскал апельсины, конфеты и пряники, которые и съедал тут же, вынимая из-под подушки...» Как видим, пряник на елке - была старая, добрая традиция.

Четвертый мастеровой.

В некоторых местах, например в Саратовской и Калужской губерниях пряники имели совсем неожиданное применение: они были предметами игры. Во время ярмарок и базаров люди собирались в группы и кидали пряники. Пряники подбирали размером не более 20 см. Выигрывал тот, чей пряник летел дальше всех и, падая плашмя, не разбивался.

Ведущая. Показывает и рассказывает: «И, конечно, пряники были излюбленным лакомством. Особенно любили их дети. Для них делали специальные пряники с изображением птичек, рыб, различных животных, а пряники с изображением отдельных букв служили своеобразной вкусной азбукой».

Сцена третья.

Купец: «Спасибо, мастеровые, теперь я все о пряниках знаю. А где же их выпекают и как?»

Вторая группа мастеровых. Показывает изображения пряников и рассказывает о них.

Первый: Пряничное дело в 17-19 веках было очень распространенным народным промыслом. Особенно славились пряничным производством в России города Архангельск, Вологда, Вязьма, Городец, Москва, Тула, Тверь. Таинство изготовления пряничного теста держалось в строгом секрете и передавалось мастерами из поколения в поколение. С медом и гвоздикой, имбирем, анисом, с померанцевой корочкой или же обсыпанной миндалем... - это лишь небольшая часть тех «изюминок», которые применяли пряничных дел мастера. Каждая область, город, деревня по-своему колдовали над этим лакомством.

Второй. Второй мастеровой показывает и рассказывает: Технология пряничного производства была разнообразной. Пряники были печатные, вырезные (силуэтные), лепные.

Печатные пряники делались при помощи деревянных форм. Эти формы вырезались из твердых пород дерева, чаще всего из груши, березы и назывались пряничными досками. Доска с рельефно углубленным узором накладывалась на тесто, и изображение отпечатывалось на нем. Рисунки, вырезанные на досках, были очень разнообразны. Часто делали пряники с досок, на которых были вырезаны надписи: «Сей пряник с медом, с перцем и духами», «Пряник кушать добрым людям во здравие и в честь» и т.д.

Пряничные доски вырезались для отпечатка одного, двух, четырех и даже ста двадцати пряников одновременно. В печатных пряниках, присущая вырезанному на дереве орнаменту четкость при выпечке утрачивалась. Рельефная поверхность пряников отличалась пластической мягкостью, плавностью линий..

Третий. Показывает формочки для изготовления вырезных пряников и рассказывает: Вырезные пряники делались при помощи металлических форм, которые как бы контуром обводили изображение на тесте. Большие подарочные пряники изготовляли самые искусные мастера вручную, ножом обводя их контур. Эти пряники, обычно сделанные из медового теста, обильно украшались затейливыми узорами - из белого и розового сахара и даже покрывались специальной позолотой.

Четвертый. Показывает лепные пряники и рассказывает о них: Лепные пряники были распространены более всего на Севере. Их делали не при помощи форм, а лепили руками, иногда даже не из теста, а из простого хлеба.

Из-под рук безвестных мастеров появлялись лошадки, птички, олени. На Севере все эти фигурки назывались одним именем - «козули».

Ведущий: «Во второй половине 19 века многие русские пряничники выставляли свои изделия на Всероссийских художественно-промышленных выставках. Так, в 1883 году на выставке в Москве получили награды за свои изделия пряничники Сабельников и Кустарев из Вязьмы, Белолипецкий из Тулы.

Много работало по всей России народных мастеров-пряничников, имена которых до нас не дошли. Жизнь их произведений - лепных, вырезных, печатных - была недолговечна. Поэтому для нас особенно дороги немногие образцы старинных русских пряников, которые сохранились до наших дней».

Сцена четвертая.

Ведущая: «А теперь перенесемся в наше время».

Купец. Обращается к третьей группе мастеровых: «Жив ли промысел в ваше время и пекут ли пряники вашем городе?»

Первый мастеровой. Рассказывает: Искусство изготовления пряников не умерло, оно продолжает жить и в наши дни. Традиции отцов и дедов сохранились в изделиях Клавдии Ивановны Карамзиной из Архангельска. Она делает не только рыбок, оленей и птичек, но и белоснежных Дедов-Морозов и Снегурочек. Выпускаются печатные пряники и в Туле. Тульский печатный пряник делается с начинкой. Этот пряник не спутаешь ни с каким другим.

Второй: Считается, что наши пряники, орловские были из розового теста, подобно сибирским, вот только на малиновом сиропе (сибирские - на сухой малине). Их лепили небольшими, аккуратненькими и называли «жомками» или «жамками». Это название сохранилось и по сей день и нередко употребляется пожилыми людьми. Правда, красотой орловские прянички, какая свойственна, тульским, никогда не блистали. Не мудрено, ведь и цена была грошовая. Не утрачена связь поколений и по сей день живет пряничное дело в нашей стране. И на наших столах есть прянички медовые и мятные, большие и маленькие. Сейчас нам с вами хорошо знаком, выпускаемый ОАО «Орловский хлебокомбинат» фирменный печатный пряник с начинкой «Орловский сувенир» с изображением герба города и Тургеневского бережка, а так же вкусные мелкие развесные прянички. Такие же лакомства выпускает Мценский и Ливенский горпищекомбинаты. Эти пряники, упакованные в нарядные коробки, как и в старину, - хороший подарок и красивый сувенир».

Купец: «Хотелось бы мне увидеть своими глазами, как пряники делаются? Покажите мне это».

Практическая работа:

Ведущая дает инструктаж по практической работе:

  1. Опрос по технической безопасности по работе с карандашами и кисточками.

  2. Задание первой группе «мастеровых» - нарисовать эскизы печатных, вырезных, лепных пряников по представлению и фантазии. Условия оценки работы - правильное композиционное решение эскиза, выдумка и оригинальность изображения.

  3. Задание второй группе «мастеровых» - из заранее приготовленного теста при помощи форм сделать вырезные и лепные пряники, зачитать рецепт теста .

Рецепт:

Пряники фигурные . Взять 2 стакана муки, стакан сахара, 2 столовые ложки меда, 50 г. маргарина, одна треть стакана воды, 1 чайная ложка соды, 1 чайная ложка корицы, Муку с содой и корицей перемешать, просеять через сито, сахар, воду и мед нагреть до растворения сахара и охладить до комнатной температуры, затем добавить маргарин, все продукты смешать и замесить тесто. Готовое тесто раскатать в пласт толщиной 6-8 мм и выемками сделать разные фигурки. Положить их на сухой противень и выпекать 10 минут при температуре 210 градусов.

4.Третьей группе «мастеровых» выдаются заранее приготовленные шаблоны.

  1. На крупных шаблонах сразу выполнятся цветовое решение пряника.

  2. Мелкие шаблоны используются как трафарет для изображения композиции из нескольких пряников.

Изготовленные сырые пряники ведущий помещает в печь на 10 минут.

Во время практической работы исполняется русская народная песня «Светит месяц, светит ясный».

Заключительная часть урока.

Ведущий вместе с учащимся, исполняющим роль купца, выбирают лучшие образцы и эскизы пряников.

Анализируется и оценивается работа каждой группы и каждого учащегося.

Сцена последняя.

Лучшие выбранные работы купец кладет на расшитое полотенце и со словами: «Благодарю Вас, мастеровые, все я узнал о чудном пряничном промысле, будет что рассказать и подарить любимой доченьке».


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!