СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ПРИБЛИЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (метод половинного деления)

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок проводятся в 11-м физико-математическом классе. Предлагаемый материал неизменно вызывает интерес у учащихся, так как особенностью учеников данного профиля является повышенный интерес к предметам физико-математического цикла. Содержание данного урока дает возможность учащимся заглянуть «вглубь» себя и еще раз задуматься о своей дальнейшей профессиональной судьбе.

Просмотр содержимого документа
«ПРИБЛИЖЕННОЕ РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ (метод половинного деления)»

Войнова Ирина Викторовна, учитель информатики муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лицей №1» г. Оренбурга


Предмет

Информатика

Класс

11 Т

Тема урока

Решение нелинейных уравнений методом половинного деления

Планируемые образовательные результаты (ключевые компетеции)

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования);

  • умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием алгоритмических конструкций.

  • умение создавать и выполнять программы для решения алгоритмических задач в выбранной среде программирования;

  • умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами;

  • навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи.

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий.

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.


Решаемые учебные проблемы

обучающая – научить учащихся решать нелинейные уравнения в среде электронных таблиц MS Excel и среде программирования Pascal;

развивающая – познакомить учащихся с применением компьютеров в качестве помощников при решении уравнений;

воспитательная – выработать у учащихся умение рационально использовать время и возможности компьютерных технологий при решении задач.

Основные понятия, изучаемые на уроке

Учащиеся знакомятся с понятием «Итерация»

Необходимое и достаточное условие существования корня на выбранном участке.

Алгоритм решения уравнений методом половинного деления.

Межпредметные связи

Привлечение понятий и фактов из предметной области математика для расширения возможностей практического применения теории, изучаемой в данном предмете средствами ИКТ. Использование практических умений и навыков, полученных на уроках информатики, для получения новых экспериментальных данных.

Вид, используемых на уроке средств ИКТ

Компьютеры с OS MS Windows;

Программа Microsoft Excel;

Программа Turbo Pascal;

Презентация по теме, выполненная в программе Power Point.


Цель урока: использование компьютерных технологий в решении нелинейных уравнений и практическое применение соответствующих умений и навыков.

Тип урока: комбинированный – урок изучения нового материала и практическое закрепление полученных знаний, умений и навыков.

Вид урока: сдвоенный, продолжительность – 1,5 часа.

Ход урока

1 урок. В данном уроке особое внимание уделено визуальному представлению информации – в ходе урока с помощью проектора демонстрируются слайды, подготовленные в пакете презентационной графики Microsoft Power Point.

  1. Организационный момент

Учитель объявляет тему и цели урока.

  1. Актуализация знаний, умений и навыков учащихся

Учащиеся знакомятся с понятием «Итерация» указанным методом с помощью слайдов, подготовленных в пакете презентационной графики Microsoft Power Point.

Условия существования корня на отрезке [a:b]:

  1. На концах отрезка [a; b] функция f(x) имеет разные знаки f(a) · f(b)

  2. Производная f '(x) непрерывна и сохраняет знак на отрезке [a; b]:

f '(а) · f '(b)0;

Суть метода (записать условия существования корня, изобразить в тетради)

Приложение1


  1. Практическая работа «Решение уравнений с использованием программы Microsoft Excel»

Практическое задание

Найти решение уравнения y=x3 – cos(x) с точностью =0,001.

Постановка задачи.

Дано: f(x) – функция;

f '(x) – производная заданной функции;

- требуемая точность;

a, b – границы интервала поиска корня.

Найти: приближенный корень уравнения f(x)=0 на отрезке [-1,4; 1,4].

Метод решения.

  1. Построить график функции в программе MS Excel и проверить единственность корня на заданном отрезке.

Учащиеся выполняют построение таблицы значений переменной x на отрезке [-1,4; 1,4] и заполняют в таблице строку со значениями переменной y для функции y=x3 – cos(x).

По графику учащиеся определяют, что на выбранном отрезке корень существует и является единственным.

  1. Составить расчетную таблицу для поиска решения уравнения на указанном отрезке:

  1. a

    b

    f(a)

    f(b)

    с

    f(с)

    abs(a-b)

    Проверка условия

    -1,4

    1,4











    1. f(a) значение функции в точке а

f(в) значение функции в точке в

с – координата середины отрезка [a; b]:


  1. Проверить условия, при которых можно применять выбранный метод:

    1. определить знаки функции f(x) на концах отрезка [a; b]: f(a) · f(b)

    2. определить знаки производной f '(x) на концах отрезка [a; b]:

f '(а) · f '(b)0;

  1. Составить таблицу значений для проверки существования корня на выбранном отрезке:

a

b

f(a)

f(b)

f(a)* f(b)

f'(a)

f'(b)

f'(a)*f'(b)

Проверка условия

-1,4

1,4












  1. Составить расчетную таблицу:

a

b

f(a)

f(b)

с

f(с)

abs(a-b)

Проверка условия

-1,4

1,4











  1. Решение уравнения с использованием оператора цикла с предусловием (разбор задания с использованием презентации, запись программы по блок-схеме);
















Решение уравнения с использованием оператора цикла с постусловием (разбор задания с использованием презентации, запись программы по блок-схеме);

  1. Подведение итогов урока.

Учитель подчеркивает важную роль алгоритма при решении различных задач и предлагает учащимся сделать вывод, ответив на следующие вопросы:

  1. Какая компьютерная технология оказалась более рациональной и почему при решении уравнения выбранным методом?

  2. В какой технологии более наглядно представлен метод итерации при организации обработки данных?

  3. Какое количество итераций оказалось необходимо выполнить, чтобы получить решение с точностью ε.

  4. Каков результат вашей собственной деятельности и анализ приобретенного опыта решения поставленной задачи.

  1. Домашнее задание.

Найти корни уравнений с точностью 0,000001

    1. Cos(x)=x-1; (используя программу Pascal)

    2. Sin(x)+0,5=x. (используя программу Microsoft Excel)


В качестве достигнутых результатов урока, можно подчеркнуть не только выполнение поставленных образовательной, воспитательной и развивающей задач, но и большую активизирующую и мотивационную функцию урока. Надеюсь, что данный урок побуждает учащихся к более осмысленному восприятию компьютерных и материальных объектов моделирования.


Реализация содержания урока связана с выбором элементов следующих технологий

обучения:

 Создание учебной ситуации через использование проблемных вопросов, целей- векторов урока (проблемное обучение)

 Реализация исследовательского обучения

 Использование информационных технологий в обучении

 Компетентностный подход в обучении и воспитании

 Выстраивание субъект - субъектных отношений (личностно - ориентированное обучение.

Приложение1

Приближенное рещение уравнений

Локализация корня - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Итерацияэто ______________________________________________________________ некоторой математической операции или действия при организации обработки данных, при котором используется _____________________________________________________ такой же операции или действия.


|xnxn+1|.

ε- ______________________________

N–_____________________________

xn–_____________________________

xn+1- _____________________________




Интервал изоляции корня - _______________________________________________________________________________________

Необходимое условие существования корня уравнения на отрезке [a,b]:_______________________

_____________________________________________________________________________


Достаточное условие единственностикорняна отрезке [a,b]:_________________________________________________________________________

Определить наличие корня уравнения y=x3 cos(x) на отрезке [-1,4; 1,4]

a

b

f(a)

fb

f(a)*f(b)

f‘(a)

f‘(b)

f 'a*f ' b

проверка условия существования корня на заданном отрезке

f(a)∙f(b)и f /(a)∙ f /(b)0

0,4

1,4

=

=

=

=

=

=

=если


Решение уравнений методом половинного деления (Бисекции,дихотомии)

Итерационная формула метода бисекции:

Механизм метода бисекции, который больше известен под названием метода половинного деления, очень прост и заключается в том, что полученный при локализации отрезок на каждой итерации делится пополам. Из двух половинок выбирается та, на концах которой функция принимает значения противоположных знаков, т.е. f(a) · f(b)

То есть проверяется то же условие, что и при методе сканирования. Процесс заканчивается, когда длина полученного интервала становится меньше некоторого приближения Ɛ (в нашем случае Ɛ=0,001). Фактически этот метод исключает возможность появления ошибки. «Аварийная» ситуация может быть вызвана лишь тем, что граница полученного на итерации отрезка попадет в точку разрыва функции. Метод половинного деления наиболее универсальный среди всех итерационных методов. Но, как всегда, бочка меда не обходится без ложки дегтя – для бисекции характерна очень низкая скорость сходимости.




  1. Решить уравнение x3-cosx=0, e=0,001

  1. Определяем интервал изоляции корня

Необходимое и Достаточное условие единственности корня на отрезке [a,b], если f(a)∙f(b)

f /(a)∙f /(b)0


  1. Заполнить таблицу и определить значение корня уравнения

a

b

f(a)

f(b)

с

f(с)

abs(a-b)

Проверка условия

Іа-bІƐ



=

=

=

=

=

=

=проверка конца а отрезка [ав]

=проверка конца в отрезка [ав]
































Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!