Войнова Ирина Викторовна, учитель информатики муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Лицей №1» г. Оренбурга
Предмет | Информатика | Класс | 11 Т |
Тема урока | Решение нелинейных уравнений методом половинного деления |
Планируемые образовательные результаты (ключевые компетеции) |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Умение составлять алгоритмы управления исполнителями и записывать их на выбранном алгоритмическом языке (языке программирования); умение формально выполнять алгоритмы, описанные с использованием алгоритмических конструкций. умение создавать и выполнять программы для решения алгоритмических задач в выбранной среде программирования; умение использовать готовые прикладные компьютерные программы и сервисы в выбранной специализации, умение работать с описаниями программ и сервисами; навыки выбора способа представления данных в зависимости от постановленной задачи. | умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности; умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение и делать выводы; умение создавать, применять и преобразовывать модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий. | формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам; формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности. |
Решаемые учебные проблемы | обучающая – научить учащихся решать нелинейные уравнения в среде электронных таблиц MS Excel и среде программирования Pascal; развивающая – познакомить учащихся с применением компьютеров в качестве помощников при решении уравнений; воспитательная – выработать у учащихся умение рационально использовать время и возможности компьютерных технологий при решении задач. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Учащиеся знакомятся с понятием «Итерация» Необходимое и достаточное условие существования корня на выбранном участке. Алгоритм решения уравнений методом половинного деления. |
Межпредметные связи | Привлечение понятий и фактов из предметной области математика для расширения возможностей практического применения теории, изучаемой в данном предмете средствами ИКТ. Использование практических умений и навыков, полученных на уроках информатики, для получения новых экспериментальных данных. |
Вид, используемых на уроке средств ИКТ | Компьютеры с OS MS Windows; Программа Microsoft Excel; Программа Turbo Pascal; Презентация по теме, выполненная в программе Power Point. |
Цель урока: использование компьютерных технологий в решении нелинейных уравнений и практическое применение соответствующих умений и навыков.
Тип урока: комбинированный – урок изучения нового материала и практическое закрепление полученных знаний, умений и навыков.
Вид урока: сдвоенный, продолжительность – 1,5 часа.
Ход урока
1 урок. В данном уроке особое внимание уделено визуальному представлению информации – в ходе урока с помощью проектора демонстрируются слайды, подготовленные в пакете презентационной графики Microsoft Power Point.
Организационный момент
Учитель объявляет тему и цели урока.
Актуализация знаний, умений и навыков учащихся
Учащиеся знакомятся с понятием «Итерация» указанным методом с помощью слайдов, подготовленных в пакете презентационной графики Microsoft Power Point.
Условия существования корня на отрезке [a:b]:
На концах отрезка [a; b] функция f(x) имеет разные знаки f(a) · f(b)
Производная f '(x) непрерывна и сохраняет знак на отрезке [a; b]:
f '(а) · f '(b)0;
Суть метода (записать условия существования корня, изобразить в тетради)
Приложение1
Практическая работа «Решение уравнений с использованием программы Microsoft Excel»
Практическое задание
Найти решение уравнения y=x3 – cos(x) с точностью =0,001.
Постановка задачи.
Дано: f(x) – функция;
f '(x) – производная заданной функции;
- требуемая точность;
a, b – границы интервала поиска корня.
Найти: приближенный корень уравнения f(x)=0 на отрезке [-1,4; 1,4].
Метод решения.
Построить график функции в программе MS Excel и проверить единственность корня на заданном отрезке.
Учащиеся выполняют построение таблицы значений переменной x на отрезке [-1,4; 1,4] и заполняют в таблице строку со значениями переменной y для функции y=x3 – cos(x).
По графику учащиеся определяют, что на выбранном отрезке корень существует и является единственным.
Составить расчетную таблицу для поиска решения уравнения на указанном отрезке:
a | b | f(a) | f(b) | с | f(с) | abs(a-b) | Проверка условия |
-1,4 | 1,4 | | | | | | |
f(a) значение функции в точке а
f(в) значение функции в точке в
с – координата середины отрезка [a; b]:
Проверить условия, при которых можно применять выбранный метод:
определить знаки функции f(x) на концах отрезка [a; b]: f(a) · f(b)
определить знаки производной f '(x) на концах отрезка [a; b]:
f '(а) · f '(b)0;
Составить таблицу значений для проверки существования корня на выбранном отрезке:
a | b | f(a) | f(b) | f(a)* f(b) | f'(a) | f'(b) | f'(a)*f'(b) | Проверка условия |
-1,4 | 1,4 | | | | | | | |
Составить расчетную таблицу:
a | b | f(a) | f(b) | с | f(с) | abs(a-b) | Проверка условия |
-1,4 | 1,4 | | | | | | |
Решение уравнения с использованием оператора цикла с предусловием (разбор задания с использованием презентации, запись программы по блок-схеме);
Решение уравнения с использованием оператора цикла с постусловием (разбор задания с использованием презентации, запись программы по блок-схеме);
Подведение итогов урока.
Учитель подчеркивает важную роль алгоритма при решении различных задач и предлагает учащимся сделать вывод, ответив на следующие вопросы:
Какая компьютерная технология оказалась более рациональной и почему при решении уравнения выбранным методом?
В какой технологии более наглядно представлен метод итерации при организации обработки данных?
Какое количество итераций оказалось необходимо выполнить, чтобы получить решение с точностью ε.
Каков результат вашей собственной деятельности и анализ приобретенного опыта решения поставленной задачи.
Домашнее задание.
Найти корни уравнений с точностью 0,000001
Cos(x)=x-1; (используя программу Pascal)
Sin(x)+0,5=x. (используя программу Microsoft Excel)
В качестве достигнутых результатов урока, можно подчеркнуть не только выполнение поставленных образовательной, воспитательной и развивающей задач, но и большую активизирующую и мотивационную функцию урока. Надеюсь, что данный урок побуждает учащихся к более осмысленному восприятию компьютерных и материальных объектов моделирования.
Реализация содержания урока связана с выбором элементов следующих технологий
обучения:
Создание учебной ситуации через использование проблемных вопросов, целей- векторов урока (проблемное обучение)
Реализация исследовательского обучения
Использование информационных технологий в обучении
Компетентностный подход в обучении и воспитании
Выстраивание субъект - субъектных отношений (личностно - ориентированное обучение.
Приложение1
Приближенное рещение уравнений
Локализация корня - ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Итерация — это ______________________________________________________________ некоторой математической операции или действия при организации обработки данных, при котором используется _____________________________________________________ такой же операции или действия.
|xn– xn+1|.
ε- ______________________________
N–_____________________________
xn–_____________________________
xn+1- _____________________________
Интервал изоляции корня - _______________________________________________________________________________________
Необходимое условие существования корня уравнения на отрезке [a,b]:_______________________
_____________________________________________________________________________
Достаточное условие единственностикорняна отрезке [a,b]:_________________________________________________________________________
Определить наличие корня уравнения y=x3 – cos(x) на отрезке [-1,4; 1,4]
a | b | f(a) | fb | f(a)*f(b) | f‘(a) | f‘(b) | f 'a*f ' b | проверка условия существования корня на заданном отрезке f(a)∙f(b)и f /(a)∙ f /(b)0 |
0,4 | 1,4 | = | = | = | = | = | = | =если |
Решение уравнений методом половинного деления (Бисекции,дихотомии)
Итерационная формула метода бисекции:
Механизм метода бисекции, который больше известен под названием метода половинного деления, очень прост и заключается в том, что полученный при локализации отрезок на каждой итерации делится пополам. Из двух половинок выбирается та, на концах которой функция принимает значения противоположных знаков, т.е. f(a) · f(b)
То есть проверяется то же условие, что и при методе сканирования. Процесс заканчивается, когда длина полученного интервала становится меньше некоторого приближения Ɛ (в нашем случае Ɛ=0,001). Фактически этот метод исключает возможность появления ошибки. «Аварийная» ситуация может быть вызвана лишь тем, что граница полученного на итерации отрезка попадет в точку разрыва функции. Метод половинного деления наиболее универсальный среди всех итерационных методов. Но, как всегда, бочка меда не обходится без ложки дегтя – для бисекции характерна очень низкая скорость сходимости.
Решить уравнение x3-cosx=0, e=0,001
Определяем интервал изоляции корня
Необходимое и Достаточное условие единственности корня на отрезке [a,b], если f(a)∙f(b)
f /(a)∙f /(b)0
Заполнить таблицу и определить значение корня уравнения
a | b | f(a) | f(b) | с | f(с) | abs(a-b) | Проверка условия Іа-bІƐ |
| | = | = | = | = | = | = |
=проверка конца а отрезка [ав] | =проверка конца в отрезка [ав] | | | | | | |
| | | | | | | |