Магомедова Софият Сабировна
учитель начальных классов МБОУ
гимназии №17
г. Махачкала, РФ
Приемы обучения письму букв в младшей школе. Типичные ошибки в написании букв у первоклассников
Аннотация
Статья посвящена приемам обучения письму букв у первоклассников.
Ключевые слова: методика, элементы, письмо, навык
Одной из важнейших задач учителя начальных классов научить ребенка красиво и правильно писать. Приемы написания отдельных букв должны отрабатываться на каждом уроке. Обучая письму учитель должен уделять особое внимание анализу буквы и ее составных элементов. Как правило, у учащихся первых классов встречаются следующие графические ошибки: «Переворачивание» и «зеркальное изображение» элемента буквы. Чаще всего это связано с проблемой восприятия графического знака, как следствие поверхностного усвоения первоклассником тех или иных элементов букв. Задача учителя в данном случае будет состоять в том, что он должен будет обратить внимание школьников на графические особенности букв, элементов, из которых они состоят. «Деформацию изображений письменных букв» чаще всего связывают с недостаточным умением детей координировать движения пальцев, рук и глаз. У детей деформированные формы наиболее часто наблюдаются в буквах х, л, м, т, ж, л. У этих букв наблюдаются нарушение пропорции по ширине и высоте, а также наклону элементов. Устранение ошибок такого типа возможно путем систематического и внимательного наблюдения за качеством написания букв, слогов и слов, определения ошибок в изображении. [3, с.17].
3. Наиболее частые ошибки при написании букв бывают также связаны с «неправильным направлением движения руки при написании букв» Как правило у детей это объясняется, в основном, произведенным еще до школы рефлексом руки, когда ученик выполнял любые графические упражнения без присмотра старших. Недостаток легко устраняется, если рассматривать с учениками готовые образцы написания букв. Учитель должен показывать на доске процесс написания той или иной буквы, сопровождая его подробным объяснением.
Немаловажной и часто повторяющейся ошибкой у первоклассников можно назвать «пропуски элементов в отдельных буквах». Для того, чтобы ликвидировать данный вид ошибки, учитель должен обратить внимание учащихся прежде всего на количество элементов, посчитать их, прописать с учениками эти буквы. Первоклассники часто пропускают буквы, особенно те, которые обозначают гласные звуки. Это объясняется тем, что в добукварный период учащиеся недостаточно прочно усвоили знания о слогообразующий роль гласного звука в слове. Пропуски буквы, обозначающей согласный звук в определенной степени можно объяснить близостью расположения звуков в слове в артикуляционном плане. Для устранения таких ошибок учитель должен уделять больше внимания звуковому анализу слов и обучению детей сложению букв с учетом количества гласных звуков в слове. [1, с.89]. «Недописывание отдельных элементов букв» связано не только с невнимательностью, но недостаточным усвоением особенностей и разнообразия написания строчных и больших, рукописных и печатных букв. Во время написания слов и предложений учащиеся должны соблюдать равномерное расстояние между словами, одинаковое размещение слов в строке, равномерное расположение слов и предложений на соответствующей сетке тетради, добиваться определенных нажатий и написания. Для того, чтобы предотвратить и устранить графические ошибки у первоклассников учитель должен владеть системой упражнений которая включает следующие задачи:
- Работа над умением видеть сходство между формами букв, написанием и сочетанием;
- Выработка умений соотносить акустико-артикуляционный образ звука с соответствующей буквой;
- Совершенствование умений контролировать двигательный процесс. Примеры упражнений:
- Сравнивание буквы с подчеркиванием рукописных.
- Обведение пары букв, которые начинают писаться одинаково.
- Определите на слух звуков, которых не хватает в словах с последующим написанием.
- Нахождение в предложении буквы, которые начинают писаться с такого движения. [2, с.7].
Сформировать навык графического письма у учащихся первых классов возможно также при частом проведении творческих заданий на списывание и диктанты.
Список использованной литературы
1. Бондаренко А. Где прячутся ошибки. – М., 1999. 2. Гвоздев А.Н. Современный русский язык. –М., 1973. 3. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 19
© Магомедова С.С., 2019г.