СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Приемы по формированию математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности» (Из опыта работы)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Приемы по формированию математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности» (Из опыта работы)»

ФМБОУ ООШ п.Красное Польцо в с.Богородское

Мокшанский район 

 








«Приемы по формированию математической грамотности младших школьников на занятиях внеурочной деятельности»

(Из опыта работы)





 




Подготовила: Авдонина Наталья Александровна,

учитель начальных классов, стаж работы 1 год.

 

 

 

 


2023 г.

Цель: познакомить с собственным педагогическим опытом формирования математической грамотности младших школьников во внеурочной деятельности.


Добрый день, уважаемые коллеги! Время не стоит на месте. Важным становится не «образование на всю жизнь», а «образование на протяжении    всей жизни».  Американский писатель Элберт Хабборт сказал: «Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя».

Сегодня много говорят о формировании функциональной грамотности учащихся, всячески призывают нас учителей акцентировать внимание на этом вопросе в своей работе. Для учителей начальных классов этот вопрос наиболее актуален, так как основы функциональной грамотности закладываются у детей в начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам учебной и внеурочной деятельности. Ведь современному обществу требуются люди, умеющие быстро адаптироваться к изменениям, происходящим в мире. Объективной исторической закономерностью в настоящее время является повышение требований к уровню образованности человека.

Этот вопрос затронут в обновленных ФГОС НОО третьего поколения, которые вступили в силу с 1 сентября 2022 года, и где наиболее чётко разграничиваются те умения и навыки, которые должны быть сформированы у обучающихся. Их отличает конкретика, они стали инвариативными.

Что же такое функциональная грамотность?

Функциональная грамотность обучающегося – это способность использовать знания, умения, способы и методы в действии при решении широкого круга жизненных ситуаций и обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где эти знания, умения, способы приобретались.

А простыми словами — это умение применять в жизни знания и навыки, полученные в школе. Это уровень образованности, который может быть достигнут за время школьного обучения, предполагающий способность решать жизненные задачи в различных ее сферах.

 В этом учебном году в школах, как обязательным, ввели курс внеурочной деятельности «Функциональная грамотность». Мои занятия в этом направлении проходят с учащимися 1 класса.

На внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся. Я стараюсь по максимуму решать практические задачи по формированию математической грамотности, и сегодня хочу поделиться с вами теми приемами, которые использую в своей работе.

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.

Под математической грамотностью понимают способность учащихся:

  1. распознавать проблемы, которые возникают в окружающей действительности и могут быть решены средствами математики;

  2. формулировать эти проблемы на языке математики;

  3. решать проблемы, используя математические факты и методы;

  4. анализировать использованные методы решения;

  5. интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной проблемы;

  6. формулировать и записывать результаты решения.

Все это требует творческого подхода к работе. Для того, чтобы поддерживать в течение всего занятия внимание детей, необходима организация активной и интересной мыслительной деятельности. И в этом мне помогают различные приемы, которые я использую на своих занятиях.

Перейдем к приемам.

Каждое занятие я начинаю с разминки. В нее я включаю такие приемы как «Графический диктант» и решение нестандартных задач.


«Графический диктант»

Графические диктанты – отличный способ разработки мелких мышц руки ребенка. Это интересное и увлекательное занятие, результаты которого скажутся не только на умении красиво и аккуратно писать, но и логически мыслить. Развивается пространственное и абстрактное мышление. Закрепляется умение считать. Повышается внимание и сосредоточенность. Появляется стимул доводить начатое до конца. Учащиеся сначала выполняют под мою диктовку графический рисунок, сравнивают свои рисунки с образцом, оценивают себя, а затем дополнительно можно его заштриховать, дорисовать элементы фигуры или просто закрасить.




«Решение нестандартных задач»


Решение нестандартных задач требует от ребенка выполнения практический навыков, логического и пространственного мышления, воображения, требует переноса на свой жизненный опыт. Приведу примеры.

Как с помощью сосудов ёмкостью 4 л и 6 л налить из водопроводного крана 2 л воды?  (требует представление практических действий)

  Портфель Коли помещается в портфеле Васи, а портфель Васи можно спрятать в портфель Севы. Какой из этих портфелей самый большой?

 В цирковом представлении 3 медвежонка выступали на двух- и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 8 колес. Сколько было двухколесных велосипедов и сколько было трехколесных велосипедов? (задача требует графического решения)

У него есть четыре, но если их все отрезать, то у него станет целых восемь. О чем идет речь?

(Об углах четырехугольника)

Грузовик ехал в деревню. По дороге он встретил 4 легковые машины. Сколько машин ехало в деревню? (Одна)


Следующий этап работы – раскрытие основной темы занятия.


«Путешествие по земному шару»


На моих занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Мы же с ребятами отправляемся в путешествие по земному шару. В этом нам помогает глобус. Вместе с детьми находим на глобусе определенное место на планете. Например, джунгли. Мы должны заселить джунгли животными, которые там обитают. Для этого класс делится на 3 группы. Каждая группа получает свое задание в виде решения математических выражений. Ответу каждого выражения соответствует определенная буква, данная в ключе у каждой группы. При правильном решении выражений у каждой группы должно получится название животного. На классной доске дети находят изображения этого животного и прикрепляют к глобусу, там, где находятся джунгли. В ходе использования этого приема ребята могут сравнивать расстояние от места обитания одних животных до других, используя подручные средства: цветные ниточки, ленточки, полоски.


«Танграм»

Еще я использую математические головоломки, кроссворды, ребусы. Остановлюсь на игре «Танграм», которая развивает полезные умения: учит пространственному мышлению; формирует и закрепляет понятия цвета и формы; улучшает внимание, воображение; развивает способность «читать» схему-инструкцию; учит визуально разбивать целый объект на части, и наоборот - составлять из элементов заданную модель, а самое главное – логически мыслить. Ребятам очень нравится работать с геометрическими фигурами. 


«Цветная сказка»

У нас в классе есть «волшебная шкатулка», которая помогает осуществить прием «Цветная сказка». В шкатулку я складываю сказочных героев из разных детских произведений. На обратной стороне каждой карточки записаны задачи или математические выражения. Дети по очереди достают из шкатулки героев, выполняют задание и выставляют героя на доске. Таким образом дети вспоминают произведение, из которого пришли к нам герои, называют количество этих героев. Можно провести закрепление соотношений «за», «перед», «между», «следующий» и др. Даю задание «Наши герои отправляются в театр. Давайте их построим парами». Задаю вопросы: «Сколько пар получилось? Всем ли досталась пара?» и т.д.





«Магазин»

Эта игра всем хорошо известна и дети в нее играют с большим удовольствием. Во время проведения этой игры у учащихся закрепляются навыки счета до 20, знания состава чисел из отдельных единиц и двух меньших чисел. Ребята знакомятся с деньгами, их достоинством и предназначением; с набором и отношениями между монетами и купюрами разного достоинства (больше, меньше, равные по достоинству); учатся находить заданную сумму в разном наборе монет. У них формируются умения соотносить число денежному эквиваленту, а так же навыки самостоятельного совершения покупок и воспитывается правильное отношение к деньгам в быту. Игра развивает познавательную активность детей, умение использовать в работе ранее полученные знания, а также учит вежливому общению друг с другом.



«Спичечный конструктор»

Еще один из любимых для детей приемов «Спичечный конструктор». По технике безопасности я заменила спички на счетные палочки. На этом занятии дети представляют себя в роли конструктора. Кто же такой конструктор? Конструктор –это специалист, который создает конструкцию какого-нибудь сооружения. Ребятам зачитывается загадка, отгадав которую они узнают какой узор будут конструировать. Затем дети рассматривают схему этого узора.



Например:                             Из кирпичиков дворец,

                                               Во дворце том, есть жильцы

                                               Для принцесс и их служанок

                                               Строят дом с названьем …. (замок)

                                               

  Задание: Построить из спичек замок  по образцу.

(Образец выводится на доске)



Деловая игра «Ремонт квартиры»

Цель игры: на примере выполнения практических действий показать важность умения выполнять математические вычисления в различных жизненных ситуациях.

В данном случае проговаривается ситуация: «Ребята, ваши родители решили сделать ремонт в детской комнате. Для этого им надо купить плитку на пол и обои на стены. И очень важно при этом правильно рассчитать нужное количество материала. (выясняем, почему это так важно!). Они обратились за помощью к нам».

В ходе игры класс делится на две группы - «бригады», перед которыми ставится задача: помочь родителям рассчитать количество плитки и обоев для отделки комнат квартиры. Каждая «бригада» получает разноцветные квадраты, это – плитка, и прямоугольники-это обои, а также графическое изображение стен и пола в виде больших прямоугольников. Ученики путем накладывания квадратов и прямоугольников на «пол» и «стены» рассчитывают нужное количество материала, делают выводы, показывают родителям свои результаты.

Рассмотренные выше приёмы работы на занятиях внеурочной деятельности позволяют мне вовлечь учеников в процесс развития математического интереса, и, как следствие, способствуют формированию математической грамотности.


Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Дает корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит

Какими дети быть должны!

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!


Всем спасибо за внимание!!!




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!