9
Шумячская муниципальная средняя общеобразовательная школа
Конспект урока
по окружающему миру в 3 классе на тему:
![](https://fhd.multiurok.ru/8/6/0/8601fb5dc7047856a319a9fe7f1139dfcc88ca48/prievrashchieniia-i-krughovorot-vody_2.png)
Выполнила: Михалькова
Ирина Александровна,
учитель начальных классов
п. Шумячи
2011г.
Цели урока:
сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе;
увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность;
формировать знания об экологической целостности природы.
Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Превращения и круговорот воды».
Ход урока.
I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока
На доске
-ЦА- -ТЕ- -ВЕН- -ПУ- -НИ- -ШЕСТ-
- Составьте слово из данных слогов.
- Отгадайте загадку.
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
- Сформулируйте тему урока, используя слова-отгадки. (Вода-путешественница.)
Слайд 1.
- Как вы понимаете слово «путешественница»?
- Можно ли отнести это слово к воде и почему?
- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды, и поможет нам в этом Капитошка.
Слайд 2.
II. Проверка домашнего задания
- Что вы уже знаете о воде.
- Что входит в состав воды?
- Докажите, что в воде есть кислород.
- Что ещё входит в состав воды?
Слайд 3.
Схема-опора
СОСТАВ ВОДЫ | водород |
кислород |
примеси |
минеральные соли |
- На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода-волшебница. Перечислите их.
Слайд 4.
Схема-опора, полученная в результате работы
СВОЙСТВА ВОДЫ | без вкуса |
без запаха |
прозрачная |
бесцветная |
текучесть |
испаряемость |
растворитель |
- Что ещё интересного вы знаете о воде?
III. Работа по теме урока
Три состояния воды.
Вода о себе так говорит:
Я и туча, и туман,
Я ручей и океан,
Я летаю и бегу
И стеклянной быть могу.
- Как вы это понимаете?
Слайды 5,6,7.
- Что объединяет эти картинки? (Изображена вода в трёх состояниях.)
Слайд 8.
Схема-опора
СОСТОЯНИЯ ВОДЫ | твёрдое |
жидкое |
газообразное |
- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)
Слайды 9, 10, 11.
(Подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах.) (см. Приложение).
- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман, пар.)
Слайды 12, 13.
(Один из учеников рассказывает о тумане.) (см. Приложение).
- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, океаны, озёра, ручьи и т.д.)
Слайды 14, 15, 16.
IV. Физкультминутка
Чтоб все выполнить заданья,
Чуть-чуть нам надо отдохнуть.
Ну, ребята, дружно встанем -
Надо косточки встряхнуть.
Руки вверх, назад прогнулись,
Сейчас сделаем наклоны.
Все к упражнению готовы?
Раз, два, три, четыре, пять.
Теперь спинки держим ровно –
На месте будем мы шагать.
Тихо все на место сядьте
И закройте глазки,
Вспомните, что изучали,
Без моей подсказки.
Путешествие воды.
Сегодня на уроке мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях.
Слайд 17.
(Учитель рассказывает от имени Капитошки.)
Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сёстры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.
Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестёр, стал невесомым, лёгким и полетел вверх.
- О чём сейчас нам рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? ( Вода испарилась.)
Слайд 18.
Схема-опора
Пар
Вода
Лёд
- Какое знакомое слово можно найти в слове «испарение»? (Пар.)
- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное.)
- Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает бельё?
(В жаркую.)
- Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение.)
Летел я вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.
- Какой процесс описывает Капитошка? (Когда холодный воздух встречается с тёплым высоко над землёй, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.)
- А во что они превращаются зимой? (В льдинки.)
Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.
Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу.
- В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков.)
Приземлился я в речку и снова встретился там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждал, когда же такой момент наступит снова.
- Повторите последовательность путешествия капли. (Испарение, конденсация, осадки и снова испарение.)
- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.
Слайд 19.
Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.
Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.
- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла.
- Докажите, что вода – источник жизни.
- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создаёт заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения.)
Слайд 20, 21.
- А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (Не бросать в воду мусор, не мыть технику в водоёмах, экономить воду.)
Выполнение заданий в рабочей тетради. (№1-3,с.24)
V. Итог урока
- Ещё раз прочитайте тему урока.
- Доказали ли мы, что вода действительно путешествует?
- Прочитайте вывод на с. 56 учебника.
- Оценка ответов учеников.
Слайд 22.
VI. Домашнее задание
1. Прочитать и ответить на вопросы (с.53-56)
2. Выполнить задание 5 (рабочая тетрадь, с.25).
Список используемой литературы:
Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010.-400с. – (В помощь школьному учителю).
http://www.liveinternet.ru/community/3718802/post129074597/
http://900igr.net/kartinki/geografija/Vladimir/037-Reka-Oka.html
http://lib.rus.ec/b/235155/read
http://chemistry-chemists.com/N6_2011/U7/ChemistryAndChemists_6_2011-U7-1.html
http://www.photoline.ru/photo/1043528334?rzd=au
http://www.photoline.ru/cgi-bin/cr/part.pl?id=0470
Михалькова И.А.