СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Превращения и круговорот воды

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе;
  • увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);
  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность;
  • формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Превращения и круговорот воды».

Просмотр содержимого документа
«Превращения и круговорот воды»

9


Шумячская муниципальная средняя общеобразовательная школа









Конспект урока

по окружающему миру в 3 классе на тему:



Выполнила: Михалькова

Ирина Александровна,

учитель начальных классов







п. Шумячи

2011г.



Цели урока:

  • сформировать представление о круговороте воды как важнейшем явлении в природе;

  • увязать круговорот воды со свойствами воды (переход из одного состояния в другое);

  • развивать логическое мышление, воображение, восприятие, память, наблюдательность;

  • формировать знания об экологической целостности природы.

Оборудование: мультимедийная доска, проектор, презентация «Превращения и круговорот воды».



Ход урока.

I. Организационный момент, сообщение темы и целей урока

На доске

-ЦА- -ТЕ- -ВЕН- -ПУ- -НИ- -ШЕСТ-

- Составьте слово из данных слогов.

- Отгадайте загадку.

В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.



  • Создание проблемной ситуации

- Сформулируйте тему урока, используя слова-отгадки. (Вода-путешественница.)

Слайд 1.

- Как вы понимаете слово «путешественница»?

- Можно ли отнести это слово к воде и почему?

- Сегодня на уроке мы с вами узнаем о путешествии воды, и поможет нам в этом Капитошка.

Слайд 2.

II. Проверка домашнего задания

- Что вы уже знаете о воде.

- Что входит в состав воды?

- Докажите, что в воде есть кислород.

- Что ещё входит в состав воды?

Слайд 3.

Схема-опора


СОСТАВ ВОДЫ

водород

кислород

примеси

минеральные соли

- На прошлом уроке мы проделали несколько опытов и узнали, какими свойствами обладает вода-волшебница. Перечислите их.

Слайд 4.

Схема-опора, полученная в результате работы





СВОЙСТВА ВОДЫ

без вкуса

без запаха

прозрачная

бесцветная

текучесть

испаряемость

растворитель



- Что ещё интересного вы знаете о воде?

III. Работа по теме урока

  1. Три состояния воды.

Вода о себе так говорит:

Я и туча, и туман,

Я ручей и океан,

Я летаю и бегу

И стеклянной быть могу.

- Как вы это понимаете?

Слайды 5,6,7.

- Что объединяет эти картинки? (Изображена вода в трёх состояниях.)

Слайд 8.





Схема-опора




СОСТОЯНИЯ ВОДЫ

твёрдое

жидкое

газообразное



- Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии? (Это лёд на реках, лужах, сосульки, снег, айсберги.)

Слайды 9, 10, 11.

(Подготовленный ученик делает сообщение об айсбергах.) (см. Приложение).

- Где мы можем наблюдать воду в газообразном состоянии? (Туман, пар.)

Слайды 12, 13.

(Один из учеников рассказывает о тумане.) (см. Приложение).

- Где мы можем наблюдать воду в жидком состоянии? (Моря, реки, океаны, озёра, ручьи и т.д.)

Слайды 14, 15, 16.

IV. Физкультминутка

Чтоб все выполнить заданья,

Чуть-чуть нам надо отдохнуть.

Ну, ребята, дружно встанем -

Надо косточки встряхнуть.

Руки вверх, назад прогнулись,

Сейчас сделаем наклоны.

Все к упражнению готовы?

Раз, два, три, четыре, пять.

Теперь спинки держим ровно –

На месте будем мы шагать.

Тихо все на место сядьте

И закройте глазки,

Вспомните, что изучали,

Без моей подсказки.



  1. Путешествие воды.

Сегодня на уроке мы с помощью Капитошки узнаем, как вода из одного состояния переходит в другое. Капитошка расскажет нам о своих путешествиях.

Слайд 17.

(Учитель рассказывает от имени Капитошки.)

Жил я когда-то в большом-большом океане. Но жил я не один, вместе со мной жили мои сёстры и братья, нас было очень много. Жили мы весело, играли в разные игры.

Однажды в жаркий день мы так разыгрались, что я оторвался от своих братьев и сестёр, стал невесомым, лёгким и полетел вверх.

- О чём сейчас нам рассказал Капитошка? Что произошло с водой в жаркий день? ( Вода испарилась.)

Слайд 18.

Схема-опора



Пар

Вода

Лёд





- Какое знакомое слово можно найти в слове «испарение»? (Пар.)

- Подумайте и скажите, в какое состояние перешла вода при испарении? (В газообразное.)

- Давайте вспомним, в какую погоду быстрее высыхает бельё?

(В жаркую.)

- Многие хозяйки вывешивают бельё на улицу и зимой. Какой можно сделать вывод? (В холодную погоду тоже происходит испарение.)

Летел я вверх, так интересно было рассматривать землю сверху, но было скучно одному, а ветер относил меня всё дальше, и на своём пути я всё чаще стал встречать своих братьев и сестёр. Нас уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Мы начали мёрзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться.

- Какой процесс описывает Капитошка? (Когда холодный воздух встречается с тёплым высоко над землёй, газообразные частицы воды начинают притягиваться друг к другу, превращаясь в капли.)

- А во что они превращаются зимой? (В льдинки.)

Этот процесс перехода из газообразного состояния в жидкое называется конденсацией.

Мы превратились в большую тяжёлую каплю и уже не могли удержаться высоко над землёй и начали падать вниз. Мне было очень интересно, куда же я упаду, где я ещё побываю и что нового увижу.

- В виде чего выпала на землю капля? (В виде осадков.)

Приземлился я в речку и снова встретился там со своими братьями и сёстрами. Мы снова стали весело жить и играть. А мне так понравилось путешествовать, что я всё время ждал, когда же такой момент наступит снова.

- Повторите последовательность путешествия капли. (Испарение, конденсация, осадки и снова испарение.)

- Можно сказать, что вода вращается по кругу. Этот процесс называется круговоротом воды в природе.

Слайд 19.

Круговорот воды в природе происходит непрерывно: где-то вода испаряется, где-то выпадает в виде осадков.

Благодаря круговороту воды в природе вода может переносить различные питательные вещества из одного места в другое. Очень полезна для человека талая вода, но в последнее время из-за различных загрязнений она тоже стала грязной и содержит много ядовитых веществ.

- Подумайте, что было бы, если бы вся вода на Земле стала грязной, а потом совсем исчезла.

- Докажите, что вода – источник жизни.

- Какие меры предпринимает государство, чтобы сохранить воду чистой? (Создаёт заповедники, заказники, на предприятиях используют очистительные сооружения.)

Слайд 20, 21.

- А как вы, дети, можете сохранять, беречь воду? (Не бросать в воду мусор, не мыть технику в водоёмах, экономить воду.)



  1. Выполнение заданий в рабочей тетради. (№1-3,с.24)

V. Итог урока

- Ещё раз прочитайте тему урока.

- Доказали ли мы, что вода действительно путешествует?

- Прочитайте вывод на с. 56 учебника.

- Оценка ответов учеников.

Слайд 22.

VI. Домашнее задание

1. Прочитать и ответить на вопросы (с.53-56)

2. Выполнить задание 5 (рабочая тетрадь, с.25).































Список используемой литературы:



  1. Дмитриева О.И., Максимова Т.В. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир»: 3 класс. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ВАКО, 2010.-400с. – (В помощь школьному учителю).

  2. http://www.liveinternet.ru/community/3718802/post129074597/

  3. http://900igr.net/kartinki/geografija/Vladimir/037-Reka-Oka.html

  4. http://lib.rus.ec/b/235155/read

  5. http://chemistry-chemists.com/N6_2011/U7/ChemistryAndChemists_6_2011-U7-1.html

  6. http://www.photoline.ru/photo/1043528334?rzd=au

  7. http://www.photoline.ru/cgi-bin/cr/part.pl?id=0470





Михалькова И.А.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!