КГУ «Школа – гимназия №5» Презентация к исследовательскому проекту по математике на тему: «Проценты в нашей жизни»
Презентацию к Проекту выполнили:
Нуркасым Тамилла кенжетайкызы - ученица 5 «Б» класса.
Кудайбергенова Руха Руслановна - ученица 5 «Б» класса.
Руководитель проекта- Шуринова Елена Кадырбулатовна – учитель математики.
Алматы – 2018 г.
Процент
Процент ( лат. рro centum «на сотню; сотая») — сотая часть; обозначается знаком « % »; используется для обозначения доли чего-либо по отношению к целому.
Проценты у вавилонян
идея выражения частей целого постоянно в одних и тех же величинах, вызванная практическими соображениями, родилась еще в древности у вавилонян. Ряд задач клинописных табличек посвящен исчислению процентов, однако вавилонские ростовщики считали не «со ста», а «с шестидесяти».
Проценты в древнем Риме
Проценты в древней Руси
Проценты на Руси открыл Петр I. Употребление термина «процент» в России начинается в конце XVIII в. Долгое время под процентами понималось исключительно прибыль или убыток на каждые 100 рублей. Далее проценты стали применяться в медицине, химии и пр.
Ссудный процент
Так же на древней Руси было такое понятие как ссудный процент. Что же из себя представляет ссудный процент? Ссудный процент-это понятие в суде, которое определяет возможность взимания с заемщика суммы, составляющей от 20% до 50 %, в зависимости от объекта кредитования и иных услуг. Но если был установлен более высокий процент, должник мог не возвращать долга.
Проценты в Европе
Есть мнение, что понятие «процент» в Европе ввел бельгийский ученый Симон Стевин. В 1584 году он опубликовал таблицы процентов.
Проценты в индии
Проценты были известны индусам ещё в пятом веке нашей эры. Это неудивительно, потому, что в Индии с давних пор счёт вёлся в десятичной системе счисления. Индийские математики вычисляли проценты, применяя так называемое тройное правило, то есть пользуясь пропорцией.
Вывод к главе 1.
Понятие «процент» применялось сначала только в торговых и денежных сделках. Затем область их применения расширилась, проценты широко стали применяться в хозяйственных и финансовых расчетах, статистике, науке, медицине и технике. В современном мире без процентов просто невозможно обходиться.
Происхождение знака процента
Само слово «процент» происходит от лат. «pro centum» , что означает в переводе «на сто (сотню)».
Символ процента эволюционировал из сокращения pc — итальянское per cento.
До 1425 года для обозначения процента не использовалось каких-либо специальных символов. Употребляли итальянский термин per cento (на сотню), в том числе, в сокращённой форме: «per 100», «p 100», «p cento». Например, в тексте 1339 года использовалась буква « p » с горизонтальной чертой, что обычно обозначало сокращение «per», «por», «par», или «pur».
Из истории процентов
Сама история происхождения символа процент произошла довольно случайно. В 1685 году в Париже была напечатана книга «Руководство по коммерческой арифметике». В этой книге была допущена ошибка. Вместо «сто» было набрано «%». Но благодаря этому знак «%» получил всеобщее признание.
Происхождение знака процент
Текст 1339 года, приведённый в Rara Arithmetica стр. 437.
Именно так в 1399 году записывали проценты .
Происхождение знака процент
Текст 1425 года из Rara Arithmetica стр. 440.
В 1425 году проценты записывали вот таким образом.
Происхождение знака процент
Текст 1684 года, приведённый в Rara Arithmetica стр. 441.
В 1684 году проценты записывали уже так.
Происхождение знака процент.
Точный возраст символа процент к сожаленью еще не известен. Но точно известно, что знаку процент уже больше 347 лет.
Вывод к главе 2.
В настоящее время правило отбивки знака процента не является общепризнанным. Но все же символ процента очень нужная и практичная «вещь» в нашей жизни. Ведь без знака процент было бы сложно представить само понятие процент.
Проценты в повседневной жизни.
Проценты-одно из математических понятий, с которыми мы нередко встречаемся в повседневной жизни. Например, мы часто слышим такие фразы:
- На сапоги была 25 % скидка.
- Ткань состоит из 100 % хлопка.
- На телефоне 50 % зарядки.
- 40 % годовых.
- Комиссия 0 %.
Но к сожалению многие люди современного общества не могут или не умеют решать даже элементарные задачи на проценты.
Сложные проценты
К примеру в финансах есть такое понятие как сложный процент.
Сложные проценты — эффект часто встречающийся в экономике и финансах,
когда проценты Прибыли в конце каждого периода прибавляются к основной сумме и полученная величина в дальнейшем становится исходной для начисления новых процентов .
Вывод к главе 1
Сложные проценты
Если вы знаете, что такое сложные проценты и умеешь их решать, то тебе легко будет посчитать в банке начисленные тебе проценты.
К примеру вот такая задача: Вкладчик положил на депозит 3000 под 9 % годовых на лет. Какую сумму он получит в конце 10 – ого года при годовой капитализации? На сколько вырастет сумма по сравнению с первоначальным взносом?
Проценты в повседневной жизни
Также, если ты умеешь вычислять проценты, то тебе будет легко посчитать скидку в магазине, жирность молока, успеваемость в классе.
Проценты очень часто встречаются в разных профессиях. В таких профессиях как:
- Работник банка.
- Продавец.
- Фармацевт.
- Официант.
- Нотариус
Вывод к главе 3.
смело можно сказать, что проценты мы встречаем буквально на каждом шагу. В школе, по дороге домой, в магазине, в аптеке, в больнице, в кафе и ресторанах, в лабораториях и конечно же дома.
Проценты мы изучаем не только на уроках математики.
Процент довольно сложная тема не только в математике, но также в физике, географии, химии и биологии. В некоторых случаях, проценты «попадаются»
в истории и физкультуре.
Знание процентов, умение вычислять их и решать задачи на проценты были нужны, нужны и будут нужны всем, везде, всегда.
Задачи на проценты.
Всего существует три основных вида задач на проценты:
- Нахождение числа по его проценту.
- Нахождение процента от числа.
- Процентное соотношение двух чисел.
Нахождение числа по его проценту
Для того чтобы решить задачу на нахождение числа по его проценту, существует два основных способа.
Первый способ:
Первое действие: перевести проценты в дробь.
Второе действие: найти дробь от числа.
К примеру, возьмем такую задачу:
На столе было 24 тетради. Ангелина взяла 25 % всех тетрадей. Сколько это тетрадей?
Сначала мы переведем 25 % в дробь:
25 % = 25/100 = ¼
Затем найдем дробь от числа. А для того чтобы найти дробь от числа, нужно это число умножить на дробь:
24 * ¼ = 6
Ответ: 6
Нахождение числа по его проценту.
Второй способ:
Первое действие: составить пропорцию.
Второе действие: найти неизвестный член пропорций.
Первым действием мы составим пропорцию:
Х-100 %
24-25 %
Вторым действием мы найдем неизвестный член пропорции:
Х= (24 * 100 %): 25 %=6
Ответ: 6
Вывод к главе 4.
То есть в первом способе мы перевели процент в дробь. А затем нашли дробь от числа. Точнее умножили число на дробь.
Во втором способе мы составили пропорцию. И нашли неизвестный член пропорции.
В двух случаях ответ получился один-6. Это значит, что задачу мы решили абсолютно верно.
Нахождение процента от числа.
Второй тип задач на проценты- это задачи на нахождение процента от числа.
Для решения этой задачи также существует два способа.
Первый способ:
Первое действие: перевести проценты в дробь.
Второе действие: найти число по значению дроби.
Например, вот такая задача:
Маргарита взяла из шкафа 25 % учебников. Что равно 24. Сколько всего учебников было в шкафу?
Сперва мы переведем проценты в дробь:
25 % = 25/100 = ¼
После этого мы найдем число по значению дроби. Чтобы найти число по значению дроби нужно разделить число на дробь:
24: ¼ = 96
Ответ: 96
Нахождение процента от числа.
Второй способ:
Первое действие: составить пропорцию.
Второе действие: найти неизвестный член пропорции.
Теперь, сначала мы составим пропорцию:
Х- 100 %
24- 25 %
Затем найдем неизвестный член пропорции:
Х = (24 * 100 %): 25 % = 96
Ответ: 96
Вывод к главе 5.
В этой задаче у нас получилось число 96. То есть, всего на столе было 96 тетрадей.
В первом способе, мы сначала перевели число в дробь. Как и в первой задаче. Но во втором действии первого способа мы не умножили число на дробь, а разделили.
Второй способ этой задачи почти не чем не различается от второго способа первой задачи.
В данной задаче мы уже не умножали, а делили на 25 %. Именно этим она отличается от первой.
Нахождение процентного соотношения двух чисел.
И наконец последний вид задач на проценты — это задачи на нахождение процентного соотношения двух чисел.
Для этой задачи тоже существует два способа решения.
Первый способ:
Первое действие: составить отношение.
Второе действие: умножить отношение на 100 %.
Вот такая задача:
Настя взяла 12 пирожных. Всего на столе было 30 пирожных. Сколько процентов составляет 12 пирожных из 30?
В первую очередь мы составим отношение:
12/30 = 2/5
После этого мы умножим отношение на сто:
2/5 * 100 % = 40 %
Ответ: 40 %
Нахождение процентного соотношения двух чисел.
Второй способ:
Первое действие: составить пропорцию.
Второе действие: найти неизвестный член
Теперь составим пропорцию:
30- 100 %
12- х %
Затем найдем неизвестный член пропорции:
х = (12 · 100%): 30 = 40%
Ответ: 40 %
Вывод к главе 6
Это был третий основной вид задач на проценты. Основной, потому что именно такие задачи чаще всего встречаются в повседневной жизни.
Мы попытались объяснить Вам и одновременно вникали сами как можно решать такие задачи.
Конечно же решать легко только тогда, когда ты понимаешь, о чем тебе рассказывают.
Задачи на увеличение или уменьшение на р%.
В нашей жизни мы можем часто увидеть вывеску с надписью или услышать такие слова как:
- «Цена упала на 15 %»
- «Цены поднялись на 66 %»
Для того чтобы найти конечную цену нужно уметь решать задачи на уменьшение и увеличение на р%
Увеличение на р%
Для того чтобы решить задачи на увеличение на р% нужно:
Умножить положительное число «а» на коэффициент увеличения. То есть:
К = (1 + 0,01 * р)
К примеру, вот такая задача:
Банковский вклад, не тронутый в течении года, в конце этого года увеличивается на 9 %. Сколько будет денег на счету в конце года, если первоначальный вклад 15000 тенге?
Решение:
К = (1 + 0,01 * 9) = 1,09
15000 * 1,09 = 16350
Ответ: 16350 тенге.
Уменьшение на р%
Для того чтобы решить задачи на уменьшение на р% нужно:
Умножить положительное число «а» на коэффициент уменьшения. То есть:
К = (1 – 0,01 * р)
Возьмем вот такую задачу:
Налог на доход составляет 13 % от заработанной платы. Заработанная плата Людмилы Геннадьевны составляет 12000 тенге. Сколько тенге она получит после вычета налога на доход?
Решение:
К = (1 – 0,02 * 13) = 0,87
12000 * 0,87 = 10440
Ответ: 10440 тенге.
Проценты в школьной жизни
В школе мы сталкиваемся с процентами каждый день. Мы можем встретить их не только на уроке математики, но и на уроках физики, химии, биологии, географии и т.д.
Для того, чтобы вам это доказать, мы провели несколько наблюдений, опросов в школе и классе, и составили диаграммы.
Школьные ПРЕДМЕТЫ
Школьные предметы
Наш класс
ДЕВОЧКИ И МАЛЬЧИКИ
Проценты в школьной жизни
Жизненные задачи на проценты
Основываясь на школьных задачах, мы перешли на более жизненные задачи на проценты.
Нам стало интересно порешать обычные, школьные задачи на проценты и далее сравнить их с жизненными задачами на проценты.
Жизненные задачи на проценты
Многие люди путешествует по разным причинам. Кто-то хочет отдохнуть, кто-то ездит по странам из-за работы.
На эту тему в учебнике у нас есть вот такая задача:
Туристы проехали 70 % пути на автобусе, а остальную часть- на поезде. Сколько процентов пути туристы проехали на поезде?
Подобную задачу можно составить и самим:
Путешественник проехал на машине 55 % пути, а на пароходе проплыл остальную часть. Сколько процентов пути путешественник проплыл на пароходе?
Жизненные задачи на проценты
Любая домохозяйка, да и вообще любитель домашней кухни может встретиться с такой задачей:
Для приготовления компота купили сухофрукты. Яблоки составляют 35 % сухофруктов, груши- 30 %, абрикосы-25 %, а сливы- остальную часть. Сколько процентов сухофруктов составляют сливы?
Жизненные задачи на проценты
Проценты очень легко встретить в современном мире. И поэтому многие школьные задачи основываются на жизненных задачах на проценты.
Также проценты можно встретить в саду:
В саду нарциссов на 20 % меньше, чем роз, а цветов жасмина на 25 % меньше, чем нарциссов. На сколько процентов жасмина меньше, чем роз?
Жизненные задачи на проценты
Даже на заводе можно встретить проценты:
Токарь перевыполнил суточную работу на 18 %. На сколько процентов он выполнил суточную работу?
Многие школьные задачи основываются на жизненных.
Именно поэтому нам так нужно знать проценты.
Вывод
В результате проведенной исследовательской проектной работе по предмету математика на тему «Проценты в нашей жизни» мы изучили историю происхождения процентов, рассмотрели основные, школьные и жизненные задачи на проценты, а также исследовали возможность применения процента в повседневной жизни.
Поняв какая сложная тема «Процент», мы сделали следующий вывод:
Проценты дают возможность легко сравнивать между собой части целого, упрощают расчёты и поэтому очень распространены.
В процессе выполнения работы мы узнали много нового, думаем, что проделали очень полезную работу для себя и это пригодится в учебе.
Выполняя исследовательскую работу, мы выяснили, какое значение проценты имеют в повседневной жизни нашего общества.
И мы пришли к такому выводу.
Без понимания темы такой темы как «процент» жизнь современного человека была бы очень сложной.
Заключение
Мы рассматривали и решали задачи на проценты, проводили опросы, переводили числа в проценты и т.д.
Изучение процента продиктовано самой жизнью. Они нас окружают почти везде. Люди многих профессий работают с процентами. Например, экономисты, бухгалтера, банкиры и даже продавцы. Умение выполнять процентные вычисления и расчеты необходимо каждому человеку, так как с процентами мы сталкиваемся в повседневной жизни.
Таким образом, можно сделать вывод, что очень велика роль процентов в нашей жизни и вокруг нас. Очень часто приходится решать задачу: «Товар стоит «А» рублей, потом его цену снизили на «Х» %, затем еще на «У» %. Сколько стал стоить товар?». Решение даже этой простейшей задачи на проценты у многих вызывает затруднение. Тема «Проценты вокруг нас» является актуальной и универсальной в том смысле, что она связывает между собой многие точные и естественные науки, бытовые и производственные сферы жизни. Учащиеся встречаются с процентами на уроках математики, физики, химии, а также при чтении газет, просмотре телепередач, в магазинах, в библиотеках, музеях и других учреждениях.
Проанализировав нашу исследовательскую работу по предмету математика на тему «Проценты в нашей жизни, мы поняли, что проценты крайне важны в нашей повседневной жизни.