СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к творческой работе по теме "Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации приводятся методы обобщения понятий и терминов на уроках истории и обществознания, рассматриваютя виды обобщений и приводятся  примеры обобщений на конкретных темах в курсе изучения истории и обществознания.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к творческой работе по теме "Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания"»

Презентация к творческой работе на тему: «Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания». Выполнил: учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3 г. Кыштыма Челябинской области Пушкарёв Д.Б.

Презентация к творческой работе на тему: «Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания».

Выполнил: учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3

г. Кыштыма Челябинской области Пушкарёв Д.Б.

Достучаться до каждого сердца, Тех кого ты решил научить, И откроется тайная дверца К душам тех кого смог полюбить.

Достучаться до каждого сердца,

Тех кого ты решил научить,

И откроется тайная дверца

К душам тех кого смог полюбить.

Пушкарёв Дмитрий Борисович Родился в городе Кыштыме в 1970г. После окончания средней школы №13 в 1992 г. закончил Челябинский Государственный Педагогический Институт по специальности «История и педагогика»

Пушкарёв Дмитрий Борисович

Родился в городе Кыштыме в 1970г.

После окончания средней школы №13 в 1992 г. закончил Челябинский Государственный Педагогический Институт по специальности «История и педагогика»

Педагогический стаж 21 год.  Лауреат премии губернатора Челябинской области в 2011году.

Педагогический стаж 21 год. Лауреат премии губернатора Челябинской области в 2011году.

Проблем в педагогике не мало,  Но главное уменье – обобщать,  Найдя средь многих признаков  то важное,  Что помогает суть вещей понять.

Проблем в педагогике не мало, Но главное уменье – обобщать, Найдя средь многих признаков то важное, Что помогает суть вещей понять.

Проблема: Отсутствие у учеников навыков по обобщению понятий и терминов.

Проблема:

  • Отсутствие у учеников навыков по обобщению понятий и терминов.
Актуальность темы: Современные условия жизни предъявляют к современному ученику более объёмные требования к уровню его гуманитарной подготовки; Система понятий и терминов как нельзя лучше раскрывает сущность любой науки, которую должен знать современный ученик.

Актуальность темы:

  • Современные условия жизни предъявляют к современному ученику более объёмные требования к уровню его гуманитарной подготовки;
  • Система понятий и терминов как нельзя лучше раскрывает сущность любой науки, которую должен знать современный ученик.
Цель работы: Демонстрация с помощью практических методов работы по обобщению понятий и терминов эффективности усвоения основных тем в изучении курсов истории и обществознания.

Цель работы:

  • Демонстрация с помощью практических методов работы по обобщению понятий и терминов эффективности усвоения основных тем в изучении курсов истории и обществознания.
Основные виды обобщения понятий:  Обобщение от частного к общему;  Обобщение от общего к частному.

Основные виды обобщения понятий:

  • Обобщение от частного к общему;
  • Обобщение от общего к частному.
Обобщение проводится через мыслительные операции:   Анализ; Синтез; Сравнение; Абстрагирование; Конкретизация;

Обобщение проводится через мыслительные операции:

  • Анализ;
  • Синтез;
  • Сравнение;
  • Абстрагирование;
  • Конкретизация;
Анализ Это мысленное разложение понятия на составные части и изучение каждой из них в отдельности.

Анализ

  • Это мысленное разложение понятия на составные части и изучение каждой из них в отдельности.
Анализ речевой письменный

Анализ

речевой

письменный

Синтез Это объединение составных частей или признаков понятия и выделение из них главных.

Синтез

  • Это объединение составных частей или признаков понятия и выделение из них главных.
Синтез конкретный абстрактный

Синтез

конкретный

абстрактный

Сравнение Это установление сходства и различия понятий. (сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать понятия необходимо выделить один или несколько признаков по которым будет производится сравнение).

Сравнение

  • Это установление сходства и различия понятий. (сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать понятия необходимо выделить один или несколько признаков по которым будет производится сравнение).
Сравнение визуальное образное

Сравнение

визуальное

образное

Абстрагирование Это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного понятия, с целью лучшего его понимания(студент мысленно выделяет какой-либо признак понятия и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них).

Абстрагирование

  • Это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного понятия, с целью лучшего его понимания(студент мысленно выделяет какой-либо признак понятия и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них).
Абстрагирование полное частичное

Абстрагирование

полное

частичное

Конкретизация Это процесс обратный абстрагированию, но неразрывно связанный с ним. (Конкретизация это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия его содержания).

Конкретизация

  • Это процесс обратный абстрагированию, но неразрывно связанный с ним. (Конкретизация это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия его содержания).
Конкретизация детальная общая

Конкретизация

детальная

общая

Виды мыслительной деятельности:   Суждение – это форма мышления, отражающая сущность понятий в их связях и отношениях; Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающих новое знание о понятиях и терминах.

Виды мыслительной деятельности:

  • Суждение – это форма мышления, отражающая сущность понятий в их связях и отношениях;
  • Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающих новое знание о понятиях и терминах.
Обобщение от «общего к частному» с помощью анализа на дисциплине «Обществознания» через понятие «политический режим» Это сочетание способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе.

Обобщение от «общего к частному» с помощью анализа на дисциплине «Обществознания» через понятие «политический режим»

  • Это сочетание способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе.
Через обобщение признаков понятия «политический режим» называют его частные виды: Демократический (полноправие граждан, состязательность, регулярные выборы, власть большинства); Авторитаризм (отчуждение народа от власти, опора на силу, монополизация политики, формирование правящей элиты посредством назначения «сверху») Тоталитаризм (однопартийная система, наличие официально господствующей идеологии, монополия на средства массовой информации, контроль правящей элиты за всеми сферами жизни людей).

Через обобщение признаков понятия «политический режим» называют его частные виды:

  • Демократический (полноправие граждан, состязательность, регулярные выборы, власть большинства);
  • Авторитаризм (отчуждение народа от власти, опора на силу, монополизация политики, формирование правящей элиты посредством назначения «сверху»)
  • Тоталитаризм (однопартийная система, наличие официально господствующей идеологии, монополия на средства массовой информации, контроль правящей элиты за всеми сферами жизни людей).
Обобщение от «частного к общему»с помощью синтеза на дисциплине «Обществознание» через выражения: Верховенство права; Взаимная ответственность государства и личности; Разделение властей; Незыблемость прав человека.

Обобщение от «частного к общему»с помощью синтеза на дисциплине «Обществознание» через выражения:

  • Верховенство права;
  • Взаимная ответственность государства и личности;
  • Разделение властей;
  • Незыблемость прав человека.
Обобщая эти выражения, заключают, что все они являются составляющими понятия «правовое государство» Это государство, которое ограничено в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.

Обобщая эти выражения, заключают, что все они являются составляющими понятия «правовое государство»

  • Это государство, которое ограничено в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Обобщение «от частного к общему» через сравнение на дисциплине «Обществознание» в теме: «Мораль и право»  Право  Мораль ? (регулируют внешнее поведение людей)

Обобщение «от частного к общему» через сравнение на дисциплине «Обществознание» в теме: «Мораль и право»

Право

Мораль

?

(регулируют внешнее поведение людей)

Обобщение «от частного к общему» через абстрагирование на дисциплине «Обществознание» в теме: «Социальный прогресс»  Революции  Реформы ? (изменение в обществе и государстве)

Обобщение «от частного к общему» через абстрагирование на дисциплине «Обществознание» в теме: «Социальный прогресс»

Революции

Реформы

?

(изменение в обществе и государстве)

Обобщение от «общего к частному» через сравнение и конкретизацию на дисциплине «История» в теме: «Реформы Петра I » Традиционализм-сохра- нение обычаев и традиций. Модернизация-станов- ление и развитие нового. Ориентирован на прошлое. Ориентирована на будущее. Способствует стабилизации. Стимулирует развитие.

Обобщение от «общего к частному» через сравнение и конкретизацию на дисциплине «История» в теме: «Реформы Петра I »

Традиционализм-сохра-

нение обычаев и

традиций.

Модернизация-станов-

ление и развитие

нового.

Ориентирован на

прошлое.

Ориентирована на

будущее.

Способствует

стабилизации.

Стимулирует развитие.

Реформы Петра I в промышленности: Создание частновладельческих мануфактур (?(модернизация)); Сохранение государственных мануфактур (?(традиционализм)); Сохранение труда крепостных крестьян(?(традиционализм)); Создание Бурмистрской палаты (?(модернизация)).

Реформы Петра I в промышленности:

  • Создание частновладельческих мануфактур (?(модернизация));
  • Сохранение государственных мануфактур (?(традиционализм));
  • Сохранение труда крепостных крестьян(?(традиционализм));
  • Создание Бурмистрской палаты
  • (?(модернизация)).
Военные реформы Петра I : Создание регулярной армии флота (?(модернизация)); Сохранение жесткого командования в армии (?(традиционализм)); Создание рекрутской системы (?(модернизация)).

Военные реформы Петра I :

  • Создание регулярной армии флота (?(модернизация));
  • Сохранение жесткого командования в армии (?(традиционализм));
  • Создание рекрутской системы (?(модернизация)).
Данные виды обобщения помогают формировать: Конкретно-действенное (практическое) мышление студента; Конкретно-образное мышление студента; Абстрактное мышление студента.

Данные виды обобщения помогают формировать:

  • Конкретно-действенное (практическое) мышление студента;
  • Конкретно-образное мышление студента;
  • Абстрактное мышление студента.
 СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!