Просмотр содержимого документа
«Презентация к творческой работе по теме "Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания"»
Презентация к творческой работе на тему: «Реализация методов проблемного обучения через обобщение понятий и терминов на уроках истории и обществознания».
Выполнил: учитель истории и обществознания МОУ СОШ №3
г. Кыштыма Челябинской области Пушкарёв Д.Б.
Достучаться до каждого сердца,
Тех кого ты решил научить,
И откроется тайная дверца
К душам тех кого смог полюбить.
Пушкарёв Дмитрий Борисович
Родился в городе Кыштыме в 1970г.
После окончания средней школы №13 в 1992 г. закончил Челябинский Государственный Педагогический Институт по специальности «История и педагогика»
Педагогический стаж 21 год. Лауреат премии губернатора Челябинской области в 2011году.
Проблем в педагогике не мало, Но главное уменье – обобщать, Найдя средь многих признаков то важное, Что помогает суть вещей понять.
Проблема:
- Отсутствие у учеников навыков по обобщению понятий и терминов.
Актуальность темы:
- Современные условия жизни предъявляют к современному ученику более объёмные требования к уровню его гуманитарной подготовки;
- Система понятий и терминов как нельзя лучше раскрывает сущность любой науки, которую должен знать современный ученик.
Цель работы:
- Демонстрация с помощью практических методов работы по обобщению понятий и терминов эффективности усвоения основных тем в изучении курсов истории и обществознания.
Основные виды обобщения понятий:
- Обобщение от частного к общему;
- Обобщение от общего к частному.
Обобщение проводится через мыслительные операции:
- Анализ;
- Синтез;
- Сравнение;
- Абстрагирование;
- Конкретизация;
Анализ
- Это мысленное разложение понятия на составные части и изучение каждой из них в отдельности.
Анализ
речевой
письменный
Синтез
- Это объединение составных частей или признаков понятия и выделение из них главных.
Синтез
конкретный
абстрактный
Сравнение
- Это установление сходства и различия понятий. (сравнение основано на анализе. Прежде чем сравнивать понятия необходимо выделить один или несколько признаков по которым будет производится сравнение).
Сравнение
визуальное
образное
Абстрагирование
- Это процесс мысленного отвлечения от некоторых признаков, сторон конкретного понятия, с целью лучшего его понимания(студент мысленно выделяет какой-либо признак понятия и рассматривает его изолированно от всех других признаков, временно отвлекаясь от них).
Абстрагирование
полное
частичное
Конкретизация
- Это процесс обратный абстрагированию, но неразрывно связанный с ним. (Конкретизация это возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному, с целью раскрытия его содержания).
Конкретизация
детальная
общая
Виды мыслительной деятельности:
- Суждение – это форма мышления, отражающая сущность понятий в их связях и отношениях;
- Умозаключение – это вывод из нескольких суждений, дающих новое знание о понятиях и терминах.
Обобщение от «общего к частному» с помощью анализа на дисциплине «Обществознания» через понятие «политический режим»
- Это сочетание способов и методов осуществления власти, отражающих реальное состояние прав и свобод граждан в обществе.
Через обобщение признаков понятия «политический режим» называют его частные виды:
- Демократический (полноправие граждан, состязательность, регулярные выборы, власть большинства);
- Авторитаризм (отчуждение народа от власти, опора на силу, монополизация политики, формирование правящей элиты посредством назначения «сверху»)
- Тоталитаризм (однопартийная система, наличие официально господствующей идеологии, монополия на средства массовой информации, контроль правящей элиты за всеми сферами жизни людей).
Обобщение от «частного к общему»с помощью синтеза на дисциплине «Обществознание» через выражения:
- Верховенство права;
- Взаимная ответственность государства и личности;
- Разделение властей;
- Незыблемость прав человека.
Обобщая эти выражения, заключают, что все они являются составляющими понятия «правовое государство»
- Это государство, которое ограничено в своих действиях правом, защищающим свободу и другие права личности и подчиняющим власть воле суверенного народа.
Обобщение «от частного к общему» через сравнение на дисциплине «Обществознание» в теме: «Мораль и право»
Право
Мораль
?
(регулируют внешнее поведение людей)
Обобщение «от частного к общему» через абстрагирование на дисциплине «Обществознание» в теме: «Социальный прогресс»
Революции
Реформы
?
(изменение в обществе и государстве)
Обобщение от «общего к частному» через сравнение и конкретизацию на дисциплине «История» в теме: «Реформы Петра I »
Традиционализм-сохра-
нение обычаев и
традиций.
Модернизация-станов-
ление и развитие
нового.
Ориентирован на
прошлое.
Ориентирована на
будущее.
Способствует
стабилизации.
Стимулирует развитие.
Реформы Петра I в промышленности:
- Создание частновладельческих мануфактур (?(модернизация));
- Сохранение государственных мануфактур (?(традиционализм));
- Сохранение труда крепостных крестьян(?(традиционализм));
- Создание Бурмистрской палаты
- (?(модернизация)).
Военные реформы Петра I :
- Создание регулярной армии флота (?(модернизация));
- Сохранение жесткого командования в армии (?(традиционализм));
- Создание рекрутской системы (?(модернизация)).
Данные виды обобщения помогают формировать:
- Конкретно-действенное (практическое) мышление студента;
- Конкретно-образное мышление студента;
- Абстрактное мышление студента.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ