СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Лирические народные песни"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока:

• Познакомиться с лирическими песнями, их классификации по характеру исполнения, композиции;

• Познакомиться с приемами анализа лирических песен;

 Повторить изученное о художественных средствах в поэзии. 

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературы в 5 классе по теме: "Лирические народные песни"»

 Тема: Лирические народные песни .   5 класс.

Тема: Лирические народные песни . 5 класс.

Цель урока:  Познакомиться с лирическими песнями, их классификации по характеру исполнения, композиции;  Познакомиться с приемами анализа лирических песен;  Повторить изученное о художественных средствах в поэзии.

Цель урока:

  • Познакомиться с лирическими песнями, их классификации по характеру исполнения, композиции;
  • Познакомиться с приемами анализа лирических песен;
  • Повторить изученное о художественных средствах в поэзии.
«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...»  Максим Горький.

«Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» Максим Горький.

В жанре лирических песен можно выделить несколько тематических типов: Семейно-бытовые песни .  Эти песни проникнуты от начала до конца глубокой печалью и безутешным горем.  Мотив этих песен - противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Женщина была на положении рабыни.

В жанре лирических песен можно выделить несколько тематических типов:

Семейно-бытовые песни .

Эти песни проникнуты от начала до конца глубокой печалью и безутешным горем.

Мотив этих песен - противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Женщина была на положении рабыни.

Бурлацкие песни.   Бурлаки выполняют самую тяжелую работу на больших реках: они артелью тянули на канатах вверх по реке тяжело груженные суда.  Песни, сложенные самими бурлаками, напоминали собой скорбный стон замученных людей.  «Дубинушка».  Ритм песни отвечает ритму выполняемой. Назначение «Дубинушки» было в том, чтобы согласовать действия всех, тянущих баржу.  Состоит из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все , тянувшие баржу.

Бурлацкие песни.

Бурлаки выполняют самую тяжелую работу на больших реках: они артелью тянули на канатах вверх по реке тяжело груженные суда.

Песни, сложенные самими бурлаками, напоминали собой скорбный стон замученных людей.

«Дубинушка».

Ритм песни отвечает ритму выполняемой. Назначение «Дубинушки» было в том, чтобы согласовать действия всех, тянущих баржу.

Состоит из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все , тянувшие баржу.

 Песня о солдатчине.  Первые песни - 18 в. Петр I издал указ – бессрочное солдатская служба. Этот указ был в силе почти 100 лет. В 1793 – 25 лет, 1834 – 20 лет.  Уходили в солдаты здоровыми, а возвращались стариками, калеками или совсем не возвращались. Именно поэтому родные провожали в солдаты с плачем.

Песня о солдатчине. Первые песни - 18 в. Петр I издал указ – бессрочное солдатская служба. Этот указ был в силе почти 100 лет. В 1793 – 25 лет, 1834 – 20 лет. Уходили в солдаты здоровыми, а возвращались стариками, калеками или совсем не возвращались. Именно поэтому родные провожали в солдаты с плачем.

Любовные песни.  Главные герои-молодые люди, юноши и девушки. Их мысли, чувства, переживания составляют основное содержание песенная тема любви. Для выражения ласки и нежности используются различные эпитеты и слова с уменьшительными суффиксами. Девушка- сердце-лапушка, сударушка, радость, верная, любочка, красота неоценимая. Любимого называет – милый, радость, отрада, сизый голубь, ясный сокол. Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым: «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…»

Любовные песни.

Главные герои-молодые люди, юноши и девушки. Их мысли, чувства, переживания составляют основное содержание песенная тема любви. Для выражения ласки и нежности используются различные эпитеты и слова с уменьшительными суффиксами.

Девушка- сердце-лапушка, сударушка, радость, верная, любочка, красота неоценимая.

Любимого называет – милый, радость, отрада, сизый голубь, ясный сокол.

Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым: «Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…»

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН По характеру исполнения (частые, протяжные). По содержанию (семейно-бытовые, любовные, солдатские, ямщицкие, удалые или разбойничьи).

КЛАССИФИКАЦИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПЕСЕН

  • По характеру исполнения (частые, протяжные).
  • По содержанию (семейно-бытовые, любовные, солдатские, ямщицкие, удалые или разбойничьи).
КОМПОЗИЦИЯ ПЕСЕН (план) Монолог. Диалог. Описание. Повествование. Описательно-повествовательная часть, дополненная монологом или диалогом.

КОМПОЗИЦИЯ ПЕСЕН (план)

  • Монолог.
  • Диалог.
  • Описание.
  • Повествование.
  • Описательно-повествовательная часть, дополненная монологом или диалогом.
ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ   Психологический параллелизм (сначала даётся картина из жизни природы, затем картина из жизни человека). Символика песенных образов. Символ – иносказание или условное изображение чувств самого человека. Обращение к природе. Приём ступенчатого сужения образов.

ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ

  • Психологический параллелизм
  • (сначала даётся картина из жизни природы,
  • затем картина из жизни человека).
  • Символика песенных образов.

Символ – иносказание или условное

изображение чувств самого человека.

  • Обращение к природе.
  • Приём ступенчатого сужения образов.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ     ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ ГИПЕРБОЛЫ

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

 

  ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ ГИПЕРБОЛЫ

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ ВИД (по характеру исполнения и по содержанию и герою). ФОРМА. ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ. СТИЛЬ

СХЕМА АНАЛИЗА ЛИРИЧЕСКОЙ ПЕСНИ

  • ВИД (по характеру исполнения и по содержанию и герою).
  • ФОРМА.
  • ПРИЁМЫ ОРГАНИЗАЦИИ КОМПОЗИЦИИ.
  • СТИЛЬ
«Вдоль по улице метелица метет» Вдоль по улице метелица метёт,  За метелицей мой миленький идёт.  Ты постой, постой, красавица моя,  Дозволь наглядеться, радость, на тебя.   На твою ли на приятну красоту,  На твоё лишь толь на белое лицо.  Ты постой, постой, красавица моя,  Дозволь наглядеться, радость, на тебя.   Красота твоя с ума меня свела,  Иссушила добра молодца, меня.  Ты постой, постой, красавица моя,  Дозволь наглядеться, радость, на тебя.   Ты постой, постой, красавица моя,  Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

«Вдоль по улице метелица метет»

Вдоль по улице метелица метёт, За метелицей мой миленький идёт. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя. На твою ли на приятну красоту, На твоё лишь толь на белое лицо. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя. Красота твоя с ума меня свела, Иссушила добра молодца, меня. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя. Ты постой, постой, красавица моя, Дозволь наглядеться, радость, на тебя.

ТЕКСТ ПЕСНИ «СНЕЖКИ БЕЛЫЕ, ПУШИСТЫЕ…» Снежки белые пушисты  Принакрыли все поля,  Одного-то не покрыли  Горя лютого мово.  Как и во поле кусточек  Одинешенек стоит,  Он не клонит к земле ветки,  И листочков нет на нем;  А я, горька-разнесчастна,  Все горюю по милом;

ТЕКСТ ПЕСНИ «СНЕЖКИ БЕЛЫЕ, ПУШИСТЫЕ…»

Снежки белые пушисты

Принакрыли все поля,

Одного-то не покрыли

Горя лютого мово.

Как и во поле кусточек

Одинешенек стоит,

Он не клонит к земле ветки,

И листочков нет на нем;

А я, горька-разнесчастна,

Все горюю по милом;

День горюю, ночь тоскую,  Понапрасно слезы лью.  Пойду с горя в чисто поло,  Сяду я на бугорок,  Погляжу я в ту сторонку,  Где мой миленький живет.  Что живет-то мой размилый  В чужой дальней стороне,  Во матушке во Москве.

День горюю, ночь тоскую,

Понапрасно слезы лью.

Пойду с горя в чисто поло,

Сяду я на бугорок,

Погляжу я в ту сторонку,

Где мой миленький живет.

Что живет-то мой размилый

В чужой дальней стороне,

Во матушке во Москве.

АНАЛИЗ ПЕСНИ «СНЕЖКИ БЕЛЫЕ, ПУШИСТЫЕ…» 1. Вид по характеру протяжная 2. Вид по содержанию-  любовная 3.Композиция-  монолог 4. Приемы композиции: Психологический параллелизм, ступенчатое сужение образа, эпитет, преувеличение.

АНАЛИЗ ПЕСНИ «СНЕЖКИ БЕЛЫЕ, ПУШИСТЫЕ…»

1. Вид по характеру

протяжная

2. Вид по содержанию-

любовная

3.Композиция-

монолог

4. Приемы композиции:

Психологический параллелизм, ступенчатое сужение образа, эпитет, преувеличение.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ АНАЛИЗА  Лирическая песня «Снежки белые» по характеру исполнения является протяжной, а по содержанию – любовной.  По своей форме это произведение -монолог.  В произведении используются приемы психологического параллелизма (сначала даётся картина из жизни природы, а затем – из жизни человека) и приём ступенчатого сужения образов (поля – поле – ветка - кусточек – листочек).

ПРИМЕРНЫЙ ТЕКСТ АНАЛИЗА

Лирическая песня «Снежки белые» по характеру исполнения является протяжной, а по содержанию – любовной.

По своей форме это произведение -монолог.

В произведении используются приемы психологического параллелизма (сначала даётся картина из жизни природы, а затем – из жизни человека) и приём ступенчатого сужения образов (поля – поле – ветка - кусточек – листочек).

 В песне много эпитетов: «снежки белые», «кусточек одинёшенек», в «чужой стороне» и т.д., есть гипербола: «слезка капнет, снег растает».

В песне много эпитетов: «снежки белые», «кусточек одинёшенек», в «чужой стороне» и т.д., есть гипербола: «слезка капнет, снег растает».

Домашнее задание:  1.Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.  2.Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.

Домашнее задание:

1.Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.

2.Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!