«Борис Годунов»-
трагедия А.С.Пушкина
Автор презентации-Карелина Е.Г.,
преподаватель ГАПОУ АО ВИЭК
2017г.
Цель занятия :
-обобщение и подведение итогов по анализу содержания трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».
История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825г. Пушкин писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.
В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы - отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в. Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского» Карамзина , которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.
Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных. Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его». Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.
Это надо записать!
Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни.
-Основная проблема - взаимоотношения царя и народа.
-Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского).
-Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). -Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий).
-Проблема чистой совести (Борис, Басманов).
-Проблема бремени историка и летописца (Пимен).
-Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).
Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности , такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх;
вымышленные герои , прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен.
Третья группа героев – люди своего времени , не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.
В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью –
это символический образ едва живого народа , которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.
Из монолога Пимена:
Ещё одно, последнее сказанье,-
И летопись окончена моя…
Исполнен долг, завещанный от Бога…
Достиг я высшей власти;
Шестой уж год я царствую спокойно.
Но счастья нет моей душе…
Борис Годунов
Своеобразие композиция поэмы.
Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова - от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса. Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу. Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.
Жанр «Бориса Годунова» - историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.
Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.
Художественное своеобразие связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.
Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о нашем будущем.
В.Г.Белинский
«Борис Годунов» - поэтическое откровение народной эпохи.
Павел Анненков