СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 26.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация к уроку по трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов"

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проводила повторительно-обобщающий урок по трагедии "Борис Годунов".В качестве итогового резюме подготовила эту презентацию.Как говорится, поставила все точки над и!Студенты готовили сообщения, получилось удачно.Презентация рассчитана минут на 20 в конце пары.

Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку по трагедии А.С.Пушкина "Борис Годунов"»

«Борис Годунов»- трагедия А.С.Пушкина  Автор презентации-Карелина Е.Г., преподаватель ГАПОУ АО ВИЭК  2017г.

«Борис Годунов»-

трагедия А.С.Пушкина

Автор презентации-Карелина Е.Г.,

преподаватель ГАПОУ АО ВИЭК

2017г.

 Цель занятия : -обобщение и подведение итогов по анализу содержания трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

Цель занятия :

-обобщение и подведение итогов по анализу содержания трагедии А.С.Пушкина «Борис Годунов».

История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825г.  Пушкин  писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году. В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы - отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в. Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского»  Карамзина , которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.

История создания трагедии «Борис Годунов» связана с событиями 1825г.  Пушкин  писал её около года и закончил в 1825 г. в Михайловском, а опубликовал в 1831 году.

В «Борисе Годунове», законченном за месяц до восстания декабристов, Пушкин нашёл историческое решение волновавшей его и декабристов проблемы - отношений царя и народа. Идеи декабристов, состоявшие в ограничении самодержавия и отмене крепостного права, привели Пушкина к событиям Смутного времени начала 17 в. Он обратился к недавно изданной «Истории государства Российского»  Карамзина , которому и посвятил пьесу. Пушкин, как и Карамзин, считал, что народный бунт, приведший к убийству сына Бориса Годунова Феодора, спровоцировал сам царь отменой Юрьева дня – единственного дня в году, когда крепостной мог поменять хозяина.

 Тема трагедии  – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных. Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его». Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.

Тема трагедии – исторические события Смутного времени, которые начинаются согласием Бориса Годунова взойти на престол и заканчиваются воцарением Лжедмитрия. Пушкин хотел показать события наиболее объективно. Собственное отношение он вложил в уста разных героев, в том числе дяди и племянника Пушкиных. Афанасий Михайлович открывает причину конфликта между царём и дворянством: дворяне страшатся опалы, не властны в своих поместьях из-за отмены Юрьева дня. Он высказывает и сокровенную мысль Александра Пушкина о том, что народ – это великая сила: «А легче ли народу? Спроси его». Его племянник Гаврила Пушкин почти в финале объявляет Басманову, что Лжедмитрий силён народной поддержкой.

 Это надо записать!  Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни. -Основная проблема - взаимоотношения царя и народа. -Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского).  -Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). -Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий). -Проблема чистой совести (Борис, Басманов). -Проблема бремени историка и летописца (Пимен). -Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).

Это надо записать!

Проблематика трагедии актуальна как для Пушкина, так и в наши дни.

-Основная проблема - взаимоотношения царя и народа.

-Проблема честности людей, отягощённых властью, их верности и предательства (в образах Бориса Годунова, Лжедмитрия, воеводы Басманова, Шуйского).

-Проблема вины детей за грехи их родителей (сын и дочь Годунова). -Проблема лжи во благо (Годунов, Лжедмитрий).

-Проблема чистой совести (Борис, Басманов).

-Проблема бремени историка и летописца (Пимен).

-Проблема любви ради выгоды (Марина Мнишек).

 Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности , такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх; вымышленные герои , прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен.  Третья группа героев – люди своего времени , не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.

Героев трагедии можно разделить на три группы: исторические личности , такие как Борис Годунов, Шуйский, воевода Басманов, Феодор Годунов, Самозванец, Патриарх;

вымышленные герои , прототипы которых были в истории: Гаврила Пушкин и Курбский, два беглых монаха, летописец Пимен.

Третья группа героев – люди своего времени , не оставившие следов в истории: юродивый, представители разных сословий. Все герои действуют согласно замыслу и исторической канве драмы.

 В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью – это символический образ едва живого народа , которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.

В трагедии есть образы, важные для раскрытия замысла. Конь, раненный в бою и разнузданный Лжедмитрием перед смертью –

это символический образ едва живого народа , которому Лжедмитрий хочет дать освобождение. В этой сцене раскрывается авантюрный, но добросердечный характер Григория.

 Из монолога Пимена:  Ещё одно, последнее сказанье,- И летопись окончена моя… Исполнен долг, завещанный от Бога…

Из монолога Пимена:

Ещё одно, последнее сказанье,-

И летопись окончена моя…

Исполнен долг, завещанный от Бога…

Достиг я высшей власти; Шестой уж год я царствую спокойно. Но счастья нет моей душе…  Борис Годунов

Достиг я высшей власти;

Шестой уж год я царствую спокойно.

Но счастья нет моей душе…

Борис Годунов

 Своеобразие  композиция  поэмы. Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова - от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса. Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу. Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.

Своеобразие  композиция  поэмы.

Действие занимает шесть лет (с 1598 по 1604 гг.) и распределено на 23 сцены. Начинается и заканчивается оно в Кремлёвских палатах. Первая и последняя сцены – это начало и конец правления Бориса Годунова - от замысла бояр до убийства жены и детей Бориса. Третья сцена зеркально соответствует второй сцене с конца. В них реакция народа на избрание Бориса Годунова и Лжедмитрия. Поведение народа меняется от покорности своей судьбе и воле царя в начале до бунта и призыва к убийству Борисова щенка в конце. Последнюю ремарку «Народ безмолвствует» Пушкин добавил не сразу. Это состояние раскаявшегося народа, бунт против нового царя, пришедшего путём убийства старого.

 Жанр «Бориса Годунова» - историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным. Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.

Жанр «Бориса Годунова» - историческая трагедия. В произведении Пушкин показал не только трагедию разных героев, убитых, как Димитрий или Феодор, умерших от раздираемых противоречий, как Борис Годунов, или тех, которых, как знает читатель, убьют вскоре (Лжедмитрий). В трагедии показана духовная смерть всего русского народа, начиная от царя и заканчивая последним крепостным.

Пушкин отказался от рифмованных строк и написал трагедию пятистопным нерифмованным ямбом, приблизив к разговорной речи и к трагедиям Шекспира – современника Годунова. Многие фразы и даже целые монологи из поэмы стали крылатыми благодаря неповторимому стилю.

 Художественное своеобразие  связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.

Художественное своеобразие  связано с предназначением трагедии. Пушкин писал «Бориса Годунова» не для чтения, а для постановки в театре. Поэтому в драме важны не только монологи и диалоги, но и действия, а Пушкин скуп на ремарки, читателю (и актёру) нужно догадываться о душевных переживаниях героев и их возможных движениях.

 Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о нашем будущем.  В.Г.Белинский  «Борис Годунов» - поэтическое откровение народной эпохи.  Павел Анненков

Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам настоящее и намекнуло о нашем будущем.

В.Г.Белинский

«Борис Годунов» - поэтическое откровение народной эпохи.

Павел Анненков


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя