Особенности структуры и содержа-
ния специальной индивидуальной программы развития (СИПР) обучающихся с ОВЗ
Нозологическая группа
Вариант
Глухие
1.4. (срок освоение - 6 лет)
Слабослышащие и позднооглохшие
2.3. (срок освоения - 5 лет)
Слепые
3.4. (срок освоения – 5 лет)
Слабовидящие
4.3. (срок освоения - 5 лет)
Обучающиеся с НОДА
6.4. (срок освоения - не установлен)
Обучающиеся с РАС
8.3. (срок освоения - 6 лет)
8.4. (срок освоения - 6 лет)
Обучающиеся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
вариант 2
- общие сведения о ребёнке;
- характеристику, включающую оценку развития обучающегося на момент составления программы и определяющую приоритетные направления воспитания и обучения ребёнка;
- индивидуальный учебный план;
- содержание образования в условиях организации и семьи ;
- условия реализации потребности в уходе и присмотре ;
- перечень специалистов , участвующих в разработке и реализации СИПР;
- перечень возможных задач, мероприятий и форм сотрудничества организации и семьи обучающегося;
- перечень необходимых технических средств и дидактических материалов ;
- средства мониторинга и оценки динамики обучения.
В состав экспертной группы входят специалисты, участвующие в разработке и реализации СИПР:
- учитель класса,
- учитель-дефектолог,
- учитель-логопед,
- учитель физкультуры,
- учитель музыки,
- воспитатель / ассистент / тьютор,
- педагог-психолог,
- другие специалисты
СОДЕРЖАНИЕ
УЧАСТНИКИ
Сбор и анализ данных диагностического периода;
Специалисты
Обсуждение результатов анализа данных и выявление приоритетных направлений в развитии
Специалисты и родители
Разработка ИУП и определение состава специалистов
Формулировка образовательных задач по предметам, коррекционным курсам
Специалисты
Специалисты
Разработка плана-графика по уходу и присмотру
Специалисты и родители
Разработка программы внеурочной деятельности
Специалисты и родители
Разработка программы сотрудничества семьи и специалистов
Специалисты и родители
Представление СИПР на МО/педсовете
Специалисты
Осуществляется классным руководителем
2.1. Персональные данные о ребенке и членах его семьи (лицах ее заменяющих).
- фамилия, имя, отчество ребенка,
- дата рождения,
- фамилия, имя, отчество родителей (законных представителей) ребенка,
- место жительства (адрес),
- контактные данные (дом. и моб. телефон, адрес эл.почты),
- год (класс / ступень) обучения ребенка в образовательной организации
2.2. Заключение ПМПК.
Составляется экспертной группой на основе результатов психолого-педагогического обследования ребенка в образовательной организации в первые недели учебного года.
3.1. Беседа с родителями или законными представителями (история развития ребенка, оценка и отношение родителей к развитию и образованию ребенка и др.);
3.2. данные о состоянии здоровья, двигательном и сенсорном развитии ребенка;
3.3. Наблюдение за ребенком в ходе проведения уроков, занятий (индивидуальных и групповых), фиксация:
- особенностей познавательных процессов: восприятий, внимания, памяти, мышления;
- поведенческих и эмоциональных реакций ребенка;
- речевых и коммуникативных возможностей;
- игровой деятельности,
- базовых учебных действий,
- предметно-практических действий,
- навыков самообслуживания (степень самостоятельности при самообслуживании) ,
- навыков бытовой и трудовой деятельности,
- академических компетенций (математических представлений, представлений об окружающем мире, чтение, письмо и др.);
3.4. Оценка потребности в уходе и присмотре;
3.5. выводы по итогам оценки:
приоритетные образовательные области, учебные предметы, коррекционные занятия для обучения и воспитания в образовательной организации, в условиях надомного обучения, другие выводы.
С учетом выводов по результатам оценки (шаг 3) и обозначенных приоритетов параллельно заполняется разделы III и IV СИПР - отбор содержания обучения и воспитания и составление индивидуального учебного плана.
4.1. Выбор актуальных для обучающегося учебных предметов и коррекционных курсов (из учебного плана АООП в ИУП);
4.2. Выбор планируемых (возможных) результатов и перенос их в СИПР по актуальным для ребенка предметам, коррекционным курсам и базовым учебным действиям;
4.3. Индивидуализация (обозначение субъективных шагов) выбранных планируемых результатов с учетом особенностей развития ребенка в СИПР (в текстовом формате);
4.4. Выбор и внесение с СИПР содержания (мероприятия, занятия) внеурочной деятельности;
4.5. Определение нагрузки (часов) на обучающегося в ИУП
ФГОС п. 1.7
Удовлетворение особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития обеспечивается:
- существенным изменением содержания образования; обязательной индивидуализацией обучения; дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
- существенным изменением содержания образования;
- обязательной индивидуализацией обучения;
- дозированным расширением образовательного пространства внутри Организации и за ее пределами;
…
АООП
1. Речь и альтернативная коммуникация
2. Математические представления
3. Окружающий природный мир
4. Человек
5. Домоводство
6. Окружающий социальный мир
7. Музыка и движение
8. Изобразительная деятельность
9. Адаптивная физкультура
10. Профильный труд
Коррекционные курсы:
1. Альтернативная коммуникация;
2. Сенсорное развитие;
3. Предметно-практические действия;
4. Двигательное развитие
СИПР
Речь и альтернативная
коммуникация
Человек
Музыка и движение
Изобразительная деятельность
Адаптивная физкультура
Коррекционные курсы:
- Альтернативная коммуникация;
- Сенсорное развитие;
- Предметно-практические действия;
- Двигательное развитие
Предмет
Групповые занятия
Индивидуальные занятия *
Речь и альтернативная коммуникация
3
учитель
Математические представления
учитель-деф-лог
Окруж. природный мир
Окруж. социальный мир
учитель-логопед
Человек
учитель
физ-ры/АФВ
Адаптивная физкультура
учитель музыки
1
2
Музыка и движение
1
2
Изобразительная деятельность
3
Домоводство
Профильный труд
ИТОГО 12
* индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами,
работающими в организации
Предмет
Групповые занятия
Индивидуальные занятия *
Сенсорное развитие
учитель
Предметно-практические действия
Двигательное развитие
учитель-деф-лог
2
учитель-логопед
Альтернативная коммуникация
Коррекционно-развивающие занятия
2
учитель
физ-ры/АФВ
Всего
учитель музыки
Внеурочная деятельность
2
8
5
ИТОГО
25
2
* индивидуальные занятия могут проводится этими и/или другими специалистами,
работающими в организации
Содержание
1 полугодие
Человек
2 полугодие
Гигиена тела
- выполнение отдельных операций при мытье рук:
- открывание крана
- удержание рук под краном
- намыливание рук
- растирание рук
- смывание рук
+
сш
чп
п
сш
Альтернативная и дополнительная коммуникация
Коммуникация
- установление зрительного контакта с собеседником
+
- реагирование на собственное имя
+
- приветствие собеседника:
- жестом (пожать руку)
- словом «Привет»
чп
-
- выражение своих желаний:
Чп
п
5.1. выбор возможных результатов из соответствующих программ, включенных в АООП образовательной организации;
5.2. наполнение СИПР выбранными результатами в разделы по предметам, коррекционным курсам, внеурочной деятельности
6.1. создание плана-графика реализации потребности в уходе и присмотре;
6.2. перечень действий по уходу (во время приема пищи, одевания/раздевания, осуществления гигиенических процедур, при перемещении и др.), которые ребенок не может выполнить сам;
6.3. перечень действий по присмотру, которые необходимы для обеспечения безопасности ребенка и окружающих;
6.4. список необходимых материалов для обеспечения ухода.
Составляется с учетом расписания занятий
8.45-9.25
пн
9.30-10.10
10.15-11.00
При-смотр
Про-гулка
вт
ср
воспитат
Уход
Завтрак
учитель
Гигиенические проц
11.00-11.40
воспитат
11.45-12.25
чт
12.30-13.30
пт
При-смотр
сухой бассейн
13.30-14.10
воспитат
Уход
Обед
учитель
Гигиенические проц
14.10 – 15.00
воспитат
7.1. Выявление запроса семьи на:
- консультирование;
- психологическую помощь;
- участие в семинарах, тренингах и др.
7.2. Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения;
7.3. Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях;
7.4. Заключение договора о сотрудничестве,
Возможные мероприятия
Задачи
Даты
- договор о сотрудничестве между родителями и образовательной организацией;
- консультирование;
- посещение родителями уроков/занятий в организации;
- домашнее визитирование
Обеспечение единства требований к обучающемуся в семье и в образовательной организации
- ведение дневника наблюдений (краткие записи);
- информирование электронными средствами;
- личные встречи, беседы;
- просмотр и обсуждение видеозаписей с ребенком;
- проведение открытых уроков/занятий
Организация регулярного обмена информацией о ребенке, о ходе реализации СИПР и результатах ее освоения
- привлечение родителей к планированию мероприятий;
- анонсы внеурочных мероприятий;
- поощрение активных родителей.
Организация участия родителей во внеурочных мероприятиях
8.1. Подбор оборудования, необходимого для создания условий эффективного обучения детей (кресла-коляски, вертикализаторы, коммуникаторы, приспособления для управления электронными средствами, тренажеры, приспособления для фиксации и позиционирования и др.);
8.2. Подбор игрового, предметного, изобразительного и иного дидактического материала для обучения по учебным предметам и коррекционным курсам, включенным в СИПР.
- Подъемник, душевая каталка, ортопедическое кресло (мешок), кресло-коляска, вертикализатор.
- Прибор для альтернативной коммуникации (коммуникатор), электронная кнопка для привлечения внимания.
- Игрушки и предметы со световыми, звуковыми эффектами, образцы материалов, различных по фактуре, вязкости, температуре, плотности, сенсорные панели, наборы аромобаночек, вибромассажер.
- Предметы для нанизывания на стержень, шнур, нить (кольца, шары, бусины), звучащие предметы для встряхивания, предметы для сжимания (мячи различной фактуры, разного диаметра), вставления (стаканчики одинаковой величины).
- Средства для фиксации ног, груди; мягкие формы и приспособления для придания положения лежа, сидя, стоя; автомобильное кресло; гимнастический мяч большого диаметра, гамак, коврики, тренажеры типа «Мотомед» и др.
- Дидактический материал по предметам, внесенным в СИПР
Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение.
9.1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям;
9.2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики;
9.3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения
- Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. 9.1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям; 9.2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики; 9.3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения
- Экспертная группа оценивает освоение ребенком запланированных результатов, основной метод – наблюдение. 9.1. Текущая аттестация происходит по завершении темы или в конце полугодия в форме мониторинга достижения запланированных результатов по установленным критериям; 9.2. Промежуточная аттестация происходит в конце учебного года, ее результаты фиксируются в форме характеристики; 9.3. Итоговая аттестация происходит в конце последнего года обучения
- что обучающийся знает и умеет на конец учебного периода,
- что из полученных знаний и умений переносит в практические действия,
- степень активности, адекватности и самостоятельности применения.
Примерное содержание характеристики см. шаг 3 .