«ПАМЯТЬ И ГОРДОСТЬ В СЕРДЦАХ ПОКОЛЕНИЙ»
Выполнили: зав. отделом Бармина Т.А.
зав. отделом Галкина Е.В.
Патриотизм – это исторически сложившаяся и развивающаяся категория социальной педагогики, отражающая устойчивое положительное отношение людей к своему Отечеству, проявляющееся в деятельности на его благо, в реализации которого с единых позиций участвуют и государство и общество.
Патриотизм является важным ресурсом консолидации общества. Патриотизм выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности её к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление – цементирующая основа существования и развития нации и государства. В одном из выступлений по российскому телевидению В.В. Путин сказал: «Патриотизм – это главное. Без этого России пришлось бы забыть и о национальном достоинстве, и даже о национальном суверенитете».
Принимая во внимание понятие «патриотизм», мы определяем патриотическое воспитание как управляемый скоординированный совместный процесс деятельности государственных и общественных организаций по формированию у детей и молодежи высокого патриотического долга, сознания, готовности к выполнению задач по обеспечению защиты Отечества и его национальных интересов.
Гражданско-патриотическое воспитание является базовой составляющей патриотического воспитания граждан. Кроме гражданской обязанности служить Отечеству, есть ещё одно обстоятельство: история России большей частью не история мирного развития культуры, общественных и государственных структур, а история войн и вооружённых конфликтов. При этом основой содержания патриотического воспитания является формирование и развитие у подрастающего поколения важнейших духовно-нравственных качеств – любовь к Родине, уважение к законности и правопорядку, ответственность за выполнение конституционного долга и обязанности по защите Отечества.
Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:
· комплекс воспитательных задач, связанных с формированием: потребности стать патриотом; патриотического мировоззрения и патриотических чувств; уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела; морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов; знаний основ военного дела и умений применять их на практике; необходимых физических качеств подростков;
· педагогическую деятельность субъектов воспитания, осуществляемую с учетом требований психолого-педагогической науки и обеспечивающую формирование и развитие обучаемых в соответствии с поставленными воспитательными целями;
· управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов.
Цель гражданско-патриотического воспитания
- создание условий для формирования значимых морально-психологических качеств и установок школьников, готовности их к активному проявлению в различных сферах жизни общества и особенно в вооруженной защите Отечества на основе принципов гражданственности и патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностях.
На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания детей, приобретает особый смысл, так как именно здесь обеспечивается возможность детям быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств у детей.
Патриотическое воспитание - это многоплановая, систематическая, целенаправленная и скоординированная деятельность государственных органов, общественных объединений и организаций, образовательных учреждений по формированию у детей и подростков высокого патриотического сознания.
Задачи патриотического воспитания:
· разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность, осуществляемую в разных сферах жизни и отношений;
· развивать гражданское и национальное самосознание школьников, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;
· формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою малую родину и стремящегося к созиданию на ней;
· создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества в военно-спортивных мероприятиях и творческих конкурсах.
В МОБУ ДОД ЦВР г.Белорецк применяются следующие модели патриотического воспитания:
• межпредметная , которая включает совокупность воспитательных приемов и методов, объединенных общей ценностной направленностью воспитательной работы;
• институциональная , представляющаят собой доминирование в жизни образовательного учреждения общественного самоуправления, придающего ему статус центра общественных и культурных связей;
• проектная, связанная с разработкой и реализацией различных проектов общественно-политической, патриотической направленности;
• диссеминационная, представляющая собой внедрение готовых разработок, сценариев, творческих дел, обеспечивающих результативность воспитательной работы по проблемам развития патриотической грамотности, формированию патриотической позиции учащихся.
Ожидаемый результат гражданско-патриотического воспитания:
Совокупность факторов , оказывающих влияние на качество и результативность патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования:
· индивидуально-психологический (патриотические установки, мировоззренческие и военно-специальные знания, эмоционально-чувственные переживания, эмоционально-волевая устойчивость);
· социально-психологический (морально-психологическая атмосфера в педагогических и подростковых коллективах, их направленность на достижение высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности);
· материально-технический (создание необходимых материально-бытовых условий, учебно-материальной базы, фонда учебно-методической литературы);
· педагогический (уровень педагогической культуры педагогов дополнгительного образования, реализующих программы военно-патриотической направленности)
Методы патриотического воспитания:
1) Убеждения - разъяснение, рассказ-размышление, убеждение на собственном примере, опыте и опыте других, спор, дискуссия, полемика (постановка учащегося в позицию полноправного участника процесса, активного субъекта).
2) Побуждения - увлечение радостной перспективой, делом, творческим поиском; героическим, необычным, красивым, загадочным; поощрение, похвала, награда, требование и др. (формирование высокой значимости порученных и выполненных дел для общества; гордости за принадлежность обществу, народу, государству; разработка требований, распоряжений, рекомендаций которые способствуют становлению и развитию патриотической направленности личности).
3) Приучения - творческое поручение, творческая игра, соревнование, традиции, личный пример (на основе коллективной творческой деятельности, метода проектов происходит развитие всех сторон личности, формируется отношение к жизни, складывается характер школьника, его патриотическое видение мира; воспитание через коллектив).
Реализация данных направлений связана со следующими формами деятельности :
· выполнение исследовательских работ по краеведению;
· организация поисковой работы;
· волонтерская и «тимуровская» работа;
· проведение встреч с известными людьми, героями;
· изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода, семьи;
· организация детских творческих конкурсов и т д.
Системой МОБУ ДОД ЦВР г.Белорецк по активизации работы патриотического воспитания детей предусматривается реализация массовых мероприятий:
ПОИСКОВО –ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
1. Научно-практическая конференция «Малая Академия наук»
В секции «Краеведение», из года в год широко представлены исследовательские работы о памятных местах, героях Белоречья. К 70-ти летию Победы в Великой Отечественной войне были презентованы работы: «Неизвестный Федор Алексеев», «Женщины во время Великой Отечественной войны» , «Шинель и гимнастерка – символ воинской славы», «Памятники города Белорецк».
2. Поисковые работы педагогов и воспитанников МОБУ ДОД ЦВР г.Белорецк «Летопись Победы»
Конкурс был направлен на поиск, сбор, систематизацию материалов о Белоречанах, участниках Великой Отечественной войны, с подробным изложением в формате биографии.
ИЗУЧЕНИЕ И АНАЛИЗ ИСТОРИЧЕСКИХ СОБЫТИЙ КРАЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ИКТ:
3. Конкурс компьютерной графики и анимации «Мой мир».
Данное мероприятие проводится несколько лет. Возраст участников от 6 до 17лет. Победителем в номинации «Поклонимся великим тем годам» стал видеоролик «Маленькие герои большой страны».
ТВОРЧЕСКИЕ КОНКУРСЫ И КОНЦЕРТЫ:
4. Муниципальный конкурс чтецов «О войне стихом и прозой…»
Конкурс чтецов традиционно организован МОБУ ДОД ЦВР г. и проходит уже более 15 лет. В конкурсе принимают участие обучающиеся 1-11 классов города Белорецк и Белорецкого района. На конкурс могут быть представлены не только произведения известных российских и зарубежных авторов, республиканских, районных поэтов и прозаиков, произведения собственного сочинения, но и нашей Белорецкий поэтессы Нины Зиминой
5. Муниципальный фестиваль самодеятельного творчества обучающихся школ и работников образования «И пусть салюты над страной гремят»
Смотр худ. самодеятельности стал традиционным и проходит среди учащихся школ города и района. В конкурсе принимают участие обучающиеся 1-11 классов города Белорецк и Белорецкого района. По итогам масштабного смотра-конкурса художественной самодеятельности среди обучающихся школ города Белорецка и Белорецкого района, посвященного 70 летию Великой Победе был внесен большой вклад в этот общий день радости и вместе с тем памяти о героях военных лет.
6. Отчетный концерт творческих коллективов МОБУ ДОД ЦВР г.Белорецк «Победной весне посвящается»
Обобщение опыта работы, воспитания патриотизма в объединениях, в рамках празднования 70-ти летия Победы в Великой Отечественной войне.
ВЫСТАВКА ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА:
7. Выставка проходит ежегодно. Участниками выставки являются все воспитанники и педагоги детских творческих объединений (кружков) изобразительной, декоративно – прикладной и технической направленности Центра внешкольной работы.
Каждая отчетная выставка, подводя итог работы кружков и коллективов, определяет дальнейшее развитие и совершенствование воспитательной работы, того или иного вида творчества детей и подростков
ИНТЕГРАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ПРОФ. ОРИЕНТАЦИОННЫЕ КОНКУРСЫ:
8. Городской конкурс «Пожарный дозор»
Мероприятие проходит в течение 5 лет. Возраст обучающихся 12-14 лет. Главное предупреждение пожаров от детской шалости с огнем и усиление противопожарной пропаганды и привитие интереса к профессии пожарного и спасателя. Один из этапов конкурса - теоритический, где ежегодно задания меняются в зависимости от знаменательных дат Великой Отечественной войны и памятных дат Героев Белоречья.
ВОЕННО-СПОРТИВНЫЕ СОРЕВНОВАНИЯ, КОНКУРСЫ, СЛЕТЫ
9. В оенно-патриотическая игра «Зарница», среди воспитанников подростковых клубов.
Игра зарница стала традиционной. Среди подростковых клубов . Возраст участников старше12 лет. Военно- спортивная игра дала детям бурю эмоций в реализации индивидуальных навыков и способностей по начальной военной подготовке. Усовершенствовала военно – спортивную работу в подростковых клубах. В дальнейшем планируется усовершенствование новых этапов и конкурсов!
10. Соревнования по стрельбе из пневматического оружия среди обучающихся, посвященных Дню защитника Отечества и 70-летию Победы в Великой Отечественной войне.
Соревнования из пневматического оружия проводятся в целях повышения качества содержания работы по патриотическому воспитанию молодежи, подготовки ее к военной службе, популяризации и развития технических и военно-прикладных видов спорта. Соревнование проводится третий год Возраст участников 14 лет. Готовим молодое поколение к сдаче норм ГТО.
11. Муниципальный слет мальчишек «Готов служить России!»
Ежегодно с 2000 г. МОБУ ДОД ЦВР проводит военно–спортивный слет мальчишек «Служу России». В военно–спортивном слете принимают участие школы города и района. Все это помогает ребятам понять и закрепить исторические события, воспитать гордость за свою Родину и понимание своей причастности к событиям сегодняшнего дня.