СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация урока на тему: "Казахский национальный головной убор. Технология изготовления"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Презентация урока содержит теоретическую и практическую часть занятия. В практической части занятия поэтапно изложен процесс изготовления стилизованного женского головного убора.

Просмотр содержимого документа
«Презентация урока на тему: "Казахский национальный головной убор. Технология изготовления"»

Урок технологии на тему: «Казахский национальный головной убор.  Технология изготовления.»   Выполнила: преподаватель технологии Оспанова Т.А. Город Шахтинск 11 класс

Урок технологии на тему: «Казахский национальный головной убор. Технология изготовления.»

Выполнила: преподаватель технологии Оспанова Т.А.

Город Шахтинск

11 класс

Цель: Образовательная – познакомить с видами женских головных уборов, обучить технологии изготовления головного убора; Развивающая – развить творческие способности, умения применять полученные знания на практике; Воспитательная – воспитать уважение к культуре и традициям своей страны.

Цель:

  • Образовательная – познакомить с видами женских головных уборов, обучить технологии изготовления головного убора;
  • Развивающая – развить творческие способности, умения применять полученные знания на практике;
  • Воспитательная – воспитать уважение к культуре и традициям своей страны.
Казахская национальная одежда является не только необходимым предметом защиты организма от внешних воздействий, но выделяет особенности культуры  каждого народа, иначе говоря   каждая культура выступает в одежде своего народа. Одежда у казахов очень разнообразная, в ней отражается не только социальное положение того, кто ее носит, но и его этнические признаки.
  • Казахская национальная одежда является не только необходимым предметом защиты организма от внешних воздействий, но выделяет особенности культуры  каждого народа, иначе говоря   каждая культура выступает в одежде своего народа.
  • Одежда у казахов очень разнообразная, в ней отражается не только социальное положение того, кто ее носит, но и его этнические признаки.
Самой выразительной и своеобразной частью народного казахского костюма являются головные уборы

Самой выразительной и своеобразной частью народного казахского костюма являются головные уборы

Отношение к головным уборам у наших предков было особенным. Сдернуть с головы шапку и небрежно кинуть ее, куда попало, - такого казахи себе никогда не позволяли. Напротив, головной убор снимали бережно и старались положить или повесить на возвышении.   Особенно следили за тем, чтобы он не оказался на сидении или на полу. Считалось, что иначе может пострадать здоровье и благополучие владельца. Также, собственный головной убор казахи и сегодня не дарят, и не позволяют надевать чужим. Казахские национальные головные уборы имеют различия по половой, возрастной и родоплеменной принадлежности. Основные материалы для изготовления головных уборов бархат, сукно, войлок и мех.
  • Отношение к головным уборам у наших предков было особенным. Сдернуть с головы шапку и небрежно кинуть ее, куда попало, - такого казахи себе никогда не позволяли. Напротив, головной убор снимали бережно и старались положить или повесить на возвышении.  Особенно следили за тем, чтобы он не оказался на сидении или на полу. Считалось, что иначе может пострадать здоровье и благополучие владельца. Также, собственный головной убор казахи и сегодня не дарят, и не позволяют надевать чужим.
  • Казахские национальные головные уборы имеют различия по половой, возрастной и родоплеменной принадлежности. Основные материалы для изготовления головных уборов бархат, сукно, войлок и мех.
Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию - указывали семейное положение хозяйки. У замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана. Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик».

Головные уборы казахских женщин, как и женщин многих других народов, кроме основного назначения выполняли еще и социальную функцию - указывали семейное положение хозяйки.

У замужних женщин они еще как то различались в разных родах и кланах, а вот девичьи были сравнительно однотипны на всей территории Казахстана.

Для девушки предусматривались головные уборы двух типов: тюбетейка «такия» и теплая шапка с меховой опушкой - «борик».

Однако самыми интересными, по праву считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана.   Головной убор казахской невесты – «саукеле» - самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами.

Однако самыми интересными, по праву считаются головные уборы невест и замужних женщин Казахстана. Головной убор казахской невесты – «саукеле» - самая красивая и дорогая часть свадебного костюма. Он представляет собой очень высокую конусообразную шапочку, на самый верх которой прикрепляли перо филина, а лобную часть украшали ювелирными камнями: сапфирами, жемчугом, кораллами.

Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль – «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов.    И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.

Высокий конус головного убора расшивался серебром и золотом, с двух сторон, обрамляя лицо, свешивались целые гроздья из драгоценных бусин, а к макушке прикреплялась белая кружевная вуаль – «желек», которой невеста обычно прикрывалась во время отправления свадебных ритуалов.

И вот такую красоту замужняя женщина могла носить не более года, только до рождения первенца. С рождением ребенка ей торжественно преподносили «кимешек», который и сопровождал женщину до конца дней.

«Кимешек» - облегающая шапочка из белой ткани, закрывающая своими фалдами шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивкой, бисером, жемчугом, кораллами, серебряными бляшками.  Вышивали «кимешек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани. Носили кимешек и его разновидности - суламу (саламу), шылауыму, кундику (кунаку), ораму - согласно древнему обычаю, обязывающему замужнюю женщину прятать волосы, особенно в височной части, от посторонних глаз.

«Кимешек» - облегающая шапочка из белой ткани, закрывающая своими фалдами шею, плечи, грудь и спину. Лицевую его сторону обычно украшали вышивкой, бисером, жемчугом, кораллами, серебряными бляшками.  Вышивали «кимешек» и по краям выреза. Сверху на шапочку навертывался высокий тюрбан из длинной белой ткани.

Носили кимешек и его разновидности - суламу (саламу), шылауыму, кундику (кунаку), ораму - согласно древнему обычаю, обязывающему замужнюю женщину прятать волосы, особенно в височной части, от посторонних глаз.

«Кимешеки» представлены, очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит. Сегодня Кимешек – обязательно надевают на Наурыз, Тусау Кесу, Шілдехана и другие национальные семейные праздники.

«Кимешеки» представлены, очень широко и повсеместно. По ним, как по паспорту, без труда можно определить возраст женщины, местность, где она проживает и клан, к которому она принадлежит. Сегодня Кимешек – обязательно надевают на Наурыз, Тусау Кесу, Шілдехана и другие национальные семейные праздники.

Стилизованные национальные головные уборы для девушек

Стилизованные национальные головные уборы для девушек

Технология изготовления Практическая работа

Технология изготовления

Практическая работа

Инструктаж по технике безопасности Хранить иглы и булавки следует только в определённом месте (подушечке, коробочке или другой игольнице), не допускается разбрасывать их на рабочем месте. Не разрешено использовать в работе ржавые иголки и булавки, строго запрещено брать иголки и булавки в рот. Ножницы хранить следует в строго определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать их друг другу ручками (кольцами) вперёд. Не допускается наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины. Не следует держать пальцы рук возле лапки и иглы швейной машины во избежание получения травмы. Включать и выключать электрический утюг в электросеть необходимо только сухими руками, берясь за электрическую вилку.

Инструктаж по технике безопасности

  • Хранить иглы и булавки следует только в определённом месте (подушечке, коробочке или другой игольнице), не допускается разбрасывать их на рабочем месте.
  • Не разрешено использовать в работе ржавые иголки и булавки, строго запрещено брать иголки и булавки в рот.
  • Ножницы хранить следует в строго определенном месте, класть их сомкнутыми концами от себя, передавать их друг другу ручками (кольцами) вперёд.
  • Не допускается наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям швейной машины.
  • Не следует держать пальцы рук возле лапки и иглы швейной машины во избежание получения травмы.
  • Включать и выключать электрический утюг в электросеть необходимо только сухими руками, берясь за электрическую вилку.
Необходимые материалы Ткань для верха - велюр, бархат. Ткань для подкладки - саржа или подкладочный шелк. Плотная бумага для каркаса, лента для склеивания. Лекало клина. Нитки швейные хлопчатобумажные № 40, ножницы, иглы, портновский мел, сантиметровую ленту. Швейная машина. Орнамент для отделки. Перья.

Необходимые материалы

  • Ткань для верха - велюр, бархат.
  • Ткань для подкладки - саржа или подкладочный шелк.
  • Плотная бумага для каркаса, лента для склеивания.
  • Лекало клина.
  • Нитки швейные хлопчатобумажные № 40, ножницы, иглы, портновский мел, сантиметровую ленту.
  • Швейная машина.
  • Орнамент для отделки.
  • Перья.
Снятие мерок, расчет величины клина Измеряем окружность головы плотно обхватывая лоб и затылочную часть. Полученную цифру делим на шесть, так как наше изделие состоит из шести клиньев. Например: окружность головы равна 54 см, 54 : 6 = 9 см. Ширина клина у основания будет равна 9 см. Высоту берем желаемую, например: 29 см.

Снятие мерок, расчет величины клина

  • Измеряем окружность головы плотно обхватывая лоб и затылочную часть.
  • Полученную цифру делим на шесть, так как наше изделие состоит из шести клиньев.
  • Например: окружность головы равна 54 см, 54 : 6 = 9 см.
  • Ширина клина у основания будет

равна 9 см. Высоту берем желаемую,

например: 29 см.

Сборка каркаса Вырезать из плотной бумаги (картона) шесть клиньев и соединить между собой с клеевой лентой.

Сборка каркаса

  • Вырезать из плотной бумаги (картона) шесть клиньев и соединить между собой с клеевой лентой.
Подготовка ткани к раскрою Проверить качество ткани (нет ли разрывов, недостатков крашения). Определить лицевую и изнаночную стороны. Определить направление долевой нити. Продекатировать ткань.

Подготовка ткани к раскрою

  • Проверить качество ткани (нет ли разрывов, недостатков крашения).
  • Определить лицевую и изнаночную стороны.
  • Определить направление долевой нити.
  • Продекатировать ткань.
Раскрой верха и подкладки Наложить лекала клиньев на ткань, обвести контуры. Для обмеловки деталей применяют портновский мел. Раскраиваем ткань с учетом припусков на швы 0,5-0,7 см. То же самое сделать с подкладочной тканью.

Раскрой верха и подкладки

  • Наложить лекала клиньев на ткань, обвести контуры. Для обмеловки деталей применяют портновский мел.
  • Раскраиваем ткань с учетом припусков на швы 0,5-0,7 см.
  • То же самое сделать с подкладочной тканью.
Пошив Сметать швы по намеченным контурным линиям всех шести деталей. Провести примерку. Стачать на швейной машине. Удалить нити сметывания. Всю работу провести как на ткани верха, так и на подкладочной ткани. Таким образом мы получаем два изделия: верх и подкладку.

Пошив

  • Сметать швы по намеченным контурным линиям всех шести деталей.
  • Провести примерку.
  • Стачать на швейной машине.
  • Удалить нити сметывания.
  • Всю работу провести как на ткани верха, так и на подкладочной ткани.
  • Таким образом мы получаем

два изделия: верх и подкладку.

Влажно-тепловая обработка Перед сборкой верха изделия и подкладки, необходимо провести влажно-тепловую обработку Проутюжить все швы в разутюжку.

Влажно-тепловая обработка

  • Перед сборкой верха изделия и подкладки, необходимо провести влажно-тепловую обработку
  • Проутюжить все швы в разутюжку.
Сборка В заготовленный верх нашего изделия вставляем каркас. Затем мы подложим подкладку внутрь и прикрепим вручную сметочными стежками с верхом изделия. Низ подкладки подогнуть во внутрь, при этом лицевая сторона должна быть длиннее на 0,3 мм, чтобы не было видно подкладки.  Пришьём к подогнутой верхней части, отутюжим горячим утюгом.

Сборка

  • В заготовленный верх нашего изделия вставляем каркас.
  • Затем мы подложим подкладку внутрь и прикрепим вручную сметочными стежками с верхом изделия.
  • Низ подкладки подогнуть во внутрь, при этом лицевая сторона должна быть длиннее на 0,3 мм, чтобы не было видно подкладки.
  • Пришьём к подогнутой верхней части, отутюжим горячим утюгом.
Отделка С помощью разогретого утюга приклеиваем орнамент на клеевой основе. Верхушку изделия украшаем перьями

Отделка

  • С помощью разогретого утюга приклеиваем орнамент на клеевой основе.
  • Верхушку изделия украшаем перьями
Готовое изделие Нитки, бархат и иголки, вот и все дела, были ткань, идея, перья – получилось красота.

Готовое изделие

  • Нитки, бархат и иголки,

вот и все дела,

были ткань, идея, перья –

получилось красота.

Вопросы на закрепление Перечислите названия женских национальных головных уборов. Какую ткань можно использовать для пошива?  Что необходимо сделать с тканью перед раскроем? Какие виды швов применяются при обработке?

Вопросы на закрепление

  • Перечислите названия женских национальных головных уборов.
  • Какую ткань можно использовать для пошива?
  • Что необходимо сделать с тканью перед раскроем?
  • Какие виды швов применяются при обработке?
Работы учащихся

Работы учащихся

Источники: Книга «Казахская традиционная культура в собраниях кунсткамеры». Алматы, 2008.   http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post223589415/        

Источники:

  • Книга «Казахская традиционная культура в собраниях кунсткамеры». Алматы, 2008.  
  • http://www.liveinternet.ru/users/3173294/post223589415/

      


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!