СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приемы работы с поэтическим текстом на уроках адыгейской литературы

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья посвящена разным формам работы с поэтическим текстом на уроках литературы вообще и адыгейской литературы в частности

Просмотр содержимого документа
«Приемы работы с поэтическим текстом на уроках адыгейской литературы»

Приемы работы с поэтическим текстом на уроках адыгейской литературы



Новикова Ю.В., учитель МБОУ СОШ № 2



В последние годы многое изменилось в образовании. Каждый учитель задумывается над вопросом: «Как сделать урок интересным, ярким и как увлечь ребят своим предметом? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?».

Сегодня основная цель образования – это воспитание творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и ей подчиняются основные задачи современного образования.

Потому инновационный подход к обучению позволяет так организовать учебный процесс, чтобы урок нравился ребенку и одновременно приносил пользу.

Основными принципами инновационного обучения являются: креативность (ориентация на творчество), усвоение знаний в системе, нетрадиционные формы уроков, использование наглядности.

На мой взгляд, основными целями изучения адыгейской литературы является приобщение школьников к культурным традициям адыгского народа через произведения адыгских поэтов и писателей.

- создание условий для всестороннего развития личности учащихся с целью их социализации через приобщение к культурным традициям адыгского народа посредством произведений адыгских поэтов и писателей.

- воспитании любви к своей малой и большой Родине;

- развитие у учащихся творческих, поисковых и исследовательских способностей.

«Через родное слово, - отмечал педагог К. Ушинский,- отражается вся история духовной жизни народа». Таким образом, слово является одним из главных "носителей" национальной культуры.

Веками миллионы талантливых безымянных людей в бесконечной цепи поколений трудились над переработкой словесного "сырья", пропуская его через фильтры таланта, ума, вкуса, практического применения. Умение пользоваться "золотым" фондом национальной литературы - пословицами и поговорками, обогащение словарного запаса, укрепляют души детей, помогают противостоять духовному тлену, нравственному распаду.

Адыгейская литература всегда была гордостью, совестью народа, потому что для адыгской национальной психологии характерно повышенное внимание к душе, совестливости, к яркому и меткому слову, которым можно убить и воскресить, втоптать в землю и вознести до небес.

Адыгейская литература развивает в ученике способности к творческому мышлению, стимулирует его фантазию, побуждает к добрым чувствам. 



Работа с поэтическим текстом на уроках адыгейской литературы как нельзя лучше способствует достижению поставленных целей. Идея всех уроков достаточна прозрачна и в тоже время сложна: нужно научить детей слушать и слышать стихи, поставить их в поисковую ситуацию, благодаря которой они смогли бы в итоге проникнуть в мир авторских чувств и переживаний, картин и образов.

Веду эту работу в двух направлениях. Первое направление связано с идеей: красота - это тайна, которая разлита в природе, содержится в каждой вещи как её возможность, эта та скрытая сущность окружающего мира человека, которую можно обнаруживать и ценить.

Второе направление работы с поэтическими текстами связано с пониманием природы художественного ОБРАЗА как того следа в душе, который формирует целостное восприятие прочитанного, увиденного или услышанного.

Много внимания на уроках по изучению поэзии уделяется словесному рисованию, сравнению одного образа в различных видах искусств и другим творческим приёмам. Действительно, такие уроки помогают детям в их понимании красоты слова, приобщают их к огромному и прекрасному миру искусства, поскольку, с одной стороны, они нацелены на воспитание уважения к художественному произведению, на формирование удивления и восхищения перед тайной литературного творчества, а с другой стороны, перекидывают мостик к восприятию красоты мира живописи и музыки.

Учитывая, что интерес к чтению стремительно падает, наша задача -сформировать грамотного читателя, который понимает автора, его позицию и готов вступить с ним в диалог. Феномен художественного произведения в том, что его скрытые смыслы являются более важными, чем те, которые лежат на поверхности. Все произведения школьной программы содержат эти скрытые смыслы - и наша задача - научиться их находить и понимать. Часто ученикам трудно выучить стихотворение наизусть, они говорят: «Я не понимаю, о чём здесь говорится». А наша задача - помочь им понять. Как это сделать? Художественное произведение важно своей эмоцией. Эмоции возникают тогда, когда возникает переживание. А цель лирики - рассказать не о событии, а о переживании. А на уроке литературы (при ограниченности времени, учитывая специфику нашего учебного заведения) мы должны создать такие условия, чтобы ученик проникся этим переживанием. Итак, учимся анализировать стихотворение. Схема анализа существует, но она, как и всё в школьном курсе, сделана в определённых рамках, по определённому стандарту, она «скучная» и вряд ли вызовет переживание. Конечно, у каждого стихотворения свои особенности. Но, как правило, мы пробуем анализировать стихотворение, идя от автора. Сначала стихотворение читаем - это может быть и чтение преподавателя и, при современных возможностях, хорошее актёрское чтение. Художественное чтение - самый важный и самый правильный анализ поэтического текста, т. к. чтение - это осмысление, создание модели стихотворения. Далее следуют вопросы на осмысление текста: • Какое настроение стихотворения? • Что вызывает переживание? • Что показалось непонятным? Все ответы, данные детьми, будут правильными, т.к. здесь ученик говорит о себе.

Анализируя стихотворение, каждый раз идя от автора, героя, переживания, мы тренируем умение понимать то, о чём «говорит» и о чём «молчит» текст. Начинаем анализировать с переживания, идти от автора, а далее может быть любая точка анализа (в зависимости от особенностей стихотворения и возраста учащихся): звукопись, стихотворный размер, ритм, лексика, особенности синтаксиса, композиция, средства выразительности, создание палитры настроения, иллюстрирование и т.д.

В зависимости от поставленной учителем задачи могут использоваться как полный анализ, так и фрагментарный, например: поиск художественных тропов, подбор эпитетов, олицетворений и метафор.

На уроках адыгейской литературы при анализе одного стихотворения или сопоставительном, используется таблица, которая разрабатывается для каждого класса с учетом изученных литературоведческих понятий и в отдельных случаях для групп учащихся (слабых, средних и сильных). По мере заполнения таблицы примерами, учащиеся записывают в графе «ВЫВОД» свои ощущения и значение примененных автором тропов, стилистических фигур и особенностей построения стихотворения. Таким образом, заполнив все графы, учащиеся могут давать интерпретацию стихотворений или же создавать свои тексты.

Пример таблицы для 5-6 класса:

Категории

Примеры из текста

Вывод

Строение стиха

1.

Количество строк, строф



2.

Рифма



3.

Размер стиха




Фонетика

1.

Какие согласные звуки преобладают? (аллитерация)



2.

Какие гласные звуки преобладают? (ассонанс)



Морфемика

1.

Используются ли экспрессивно окрашенные приставки и суффиксы?



Морфология

1.

Предметность (имя существительное)



2.

Действие (глагол)



3.

Признаки (имя прилагательное)



Лексика

1.

Использование лексики ограниченного употребления



Стилистические тропы

1.

Эпитеты



2.

Метафоры



3.

Олицетворения



4.

Другие



Синтаксис

1.

Обращения



2.

Риторические восклицания, вопросы



3.

Другие



На уроке при анализе поэтического текста можно использовать следующие формы работы: индивидуальная: учащиеся получают устные или письменные индивидуальные задания; групповая: класс делится на группы, выполняет определенные задания или полный анализ поэтического текста в своей группе. Например, анализируя стихотворение Х. Андрухаева «Кавказ», учащиеся получают задание найти метафоры во всем тексте – 1 группа, олицетворения – 2 группа, эпитеты – 3 группа и т.д. Затем по очереди учащиеся зачитывают подготовленные ответы, выслушивают корректирующие замечания от одноклассников, а все остальные заполняют таблицу примерами; совместная: работа над анализом и обсуждением поэтического текста происходит уже вслух.

Учитывая, что многие поэтические тексты, изучаемые на уроках адыгейской литературы, носят переводной характер, необходимо показать детям, что труд переводчика очень сложен, он сродни таинству создания стихотворения. Для этого на уроках адыгейской литературы предлагаю детям «поработать» переводчиками (создать собственный поэтический текст на основе представленного подстрочного перевода произведения, сохраняя основные идеи автора; причем работа может быть, как индивидуальной, так и групповой, после чего лучшие варианты предлагаются на суд класса и собираются в «Книгу переводов»).

Пример подстрочного перевода стихотворения, представленного ребятам:

Зимой я встаю еще ночью

И одеваюсь при свете свечи

Летом все совсем другое

Приходится ложиться спать днем.

Я должен пойти спать и вижу,

Птицы по-прежнему прыгают на ветках,

Или слышишь шаги взрослых людей

Которые идут мимо меня на улице.

И мне кажется суровым,

Когда все небо чистое и голубое,

И мне так хотелось бы поиграть,

Зачем ложиться спать днем?

И стихотворный перевод, который предлагается ребятам после того, как они предложили свои варианты:

Зимой просыпаться – темно, как в ночи –

Встаю, одеваюсь – при свете свечи.

И лето с зимой не сравнишь –

Светло ещё – ты уже спишь.

Как можно уснуть? – За окном

Порхание птиц над кустом

И взрослых шагов перестук,

И разный доносится звук.

И кажется странным, что Вы,

Хоть небо полно синевы

И можно б ещё поиграть,

Должны отправляться в кровать.



Такая работа помогает учащимся осознать возможность многообразного выражения мыслей автора посредством создания поэтического перевода и сложность такого вида работы.

Очень эффективны при работе с поэтическим текстом некоторые приемы технологии развития критического мышления, например:

Работа читателя до чтения.


Знакомство с заголовком. Возможны различные формы работы с заголовком, в ходе которой школьники должны «взять на вооружение» главную мысль текста. Одна из этих форм - обсуждение заголовка до чтения текста и дальнейшее сопоставление его с содержанием текста. Другая - придумывание заголовка к тексту, причём они могут быть разных типов: заголовок - вопрос, заголовок - загадка, заголовок - символ.

Работа читателя по ходу чтения.

Вероятностное прогнозирование.

Установка. Вероятностное прогнозирование всегда содержит возможность различных прогнозов. Поэтому, выдвинув определённое предположение, ученик всегда ждёт подтверждения своей правоты. В связи с этим возникает ожидание, которое психологи называют установкой. Дальнейшее чтение окрашено этой установкой – ожиданием. Установка находится в тесном взаимодействии с прогнозом, и эти взаимоотношения подвижны: то установка порождает прогноз, то прогноз порождает установку – ожидание. Все это составляет особый вид общения читателя с текстом, который условно можно назвать диалогом.

Работа читателя после чтения текста.

Приёмы, которыми пользуются после чтения текста - план, пересказ, тезисы (при работе с поэтическими текстами это может быть пересказ сюжета стихотворения, диалог с автором, «медленное чтение», поиск основных персонажей произведения и создание схем их взаимодействия и т.п.)

Очень эффективно использование на уроках приема иллюстрирования текста. Иллюстрирование - прием творческой работы учащихся, используемый на уроках литературы, а также при написании изложений и сочинений. Иллюстрирование текста применяется в двух вариантах: словесном и графическом, каждое из которых имеет большое значение для развития творческого воображения учащихся и помогает им четко воссоздать жизненные картины, изображенные писателем в произведении.

Графическое рисование очень часто применяется на уроках ( создание иллюстраций к поэтическим произведениям), этот прием используется нами для создания коллективных проектов при изучении адыгейской литературы ( книга иллюстраций).

Как правило, к 6 классу дети, не обладающие художественными способностями, начинают стесняться, поэтому таким ребятам целесообразно предложить «раскрашивание текста», то есть создание абстрактной картины( цветовое воплощение чувств, и переживаний, которые испытывает ученик по мере чтения поэтического произведения)

Словесное рисование (иллюстрирование) повышает эмоциональный уровень восприятия художественного текста. Обычно словесные картинки рисуются к тем эпизодам, которые особенно важны для понимания идейного замысла рассказа. Если же иллюстрируется описание, то выбираются самые красивые и в то же время доступные детям картины.

Словесное рисование требует четкого воспроизведения картины с помощью слов. Для того чтобы словесно нарисовать картину, ученику необходимо знать текст: обстановку, в которой совершаются события, внешний вид персонажей, их характерные особенности. Все это требуется и для графического рисования, но словесное требует еще и точного выбора слов. Это дает основание считать словесное рисование одним из эффективных средств речевого развития учащихся.

Приемов работы с поэтическим текстом очень много, важно помнить, об одном, чтобы художественный текст был воспринят школьником глубинно, необходима активная деятельность, мотивами которой должны стать потребность и интерес. Восприятие и понимание произведения читателем-школьником и его изучение под руководством учителя взаимосвязано, потому педагогу-словеснику при анализе текста важно не только учитывать своеобразие самого произведения, но и своеобразие его восприятия. Учащиеся разного возраста воспринимают и интерпретируют художественные тексты своеобразно, но при использовании определенных методов и технологий глубина восприятия и понимания может обогнать возраст. Наивный реализм младших школьников мотивирует в их сознании стремление к эмоциональному восприятию отдельных ярких эпизодов, картин. Их суждения порой категоричны, но почти всегда эмоционально окрашены. Ученики V–VII классов на начальном этапе развития во многом близки по восприятию младшим школьникам, а при восприятии лирики их отличает сила непосредственного эмоционального впечатления. Многие методисты подчеркивают, что дети 10–13 лет более восприимчивы к лирической поэзии, чем школьники 14–15 лет, но подросткам в целом, в силу определенных качеств личности в данном возрасте, интересен человек в его внутренних проявлениях, человек как носитель переживаний и чувств, поэтому уроки по изучению поэтических произведений- благодатный материал для формирования личностных качеств школьников.





























Использованная литература

  1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: Книга для учителя литературы. – М.: Вербум-М, 2004 – 238с.

  2. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. /авт.-сост. В.Я.Коровина [и др.] – М.: Просвещение, 2007. – 318 с.

  3. Адыгейская литература: Хрестоматия для 5-6 классов/ Сост.М.Я. Кесебежева, Н.А. Киярова - Майкоп, Адыгейское республиканское книжное издательство, 2011.- 346 с.

  4. Маранцман В., Чирковская Т. Проблемные ситуации при изучении лирики // Проблемное изучение литературного произведения в школе. М., 1977.- 263 с

  5. Букатов В., Ершова А. Хрестоматия игровых приёмов обучения. – М., 2000. – 158 с.

  6. Граник Г.Г., Соболева О.В. Понимание текста: проблемы земные и космические. – Вопросы психологии, 1993, №5.

  7. http://freepapers.ru

  8. https://proshkolu.ru/user/leyla20/file/3038532/

  9. https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=2032























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!