СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение балльно – рейтингового контроля знаний как средство мотивации студентов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Просмотр содержимого документа
«Применение балльно – рейтингового контроля знаний как средство мотивации студентов»

Министерство образования и науки Республиканской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшее образование

«СЕВЕРО-ВОСТОЧНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ М.К.АММОСОВА»

(СВФУ)













ДОКЛАД

На тему:

«ПРИМЕНЕНИЕ БАЛЛЬНО – РЕЙТИНГОВОГО КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ»









Выполнила: студентка 4 курса

Группы ЗБТ-20С

Барамыгина Яна Кирилловна





Якутск, 2024г.



ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение………………………………………………………………...........3

Проблема мотивации обучающихся в современной системе образования…..5

Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели…..……………………...7

Исследование показателей мотивации студентов……………………………...19

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ………………………………………………………................20

СПИСОК источников ЛИТЕРАТУРЫ ………………………………...21









Введение



Профессиональное образование – это одна и основ прогресса человечества. Образование обогащает культуру, способствует взаимопониманию на глобальном уровне, укрепляет основы демократического общества и уважение к законности.

В связи со значительными изменениями в жизни общества проблема совершенствования профессиональной подготовки приобретает особое значение, а в результате этих изменений преобразуются содержание и методы деятельности педагога. Адаптивность системы образования к научному и техническому прогрессу в условиях перехода от принципа обучения "образование на всю жизнь" к непрерывному образованию достигается путем фундаментализации содержания образования, повышения продуктивности методов обучения, формирования профессиональной компетентности преподавателя. Особенностью подготовки квалифицированного специалиста является необходимость достижения не только стандартизированных образовательных результатов, но и творческих личностных успехов.

Педагогический контроль является одним из важнейших факторов продуктивности обучения, так как реализует закономерности развития дидактического процесса. Проблемам контроля в учебном процессе уделяли большое внимание Константин Дмитриевич Ушинский, Адольф Дистервег, Петр Федорович Каптерев.

Система балльных оценок (абсолютная количественная шкала) не всегда отражает качественное изменение обучающегося в процессе обучения, фиксируя в ней лишь результат учебного процесса. В связи с чем в процесс образования была введена новая система контроля и оценки знаний – система балльно – рейтингового контроля.

Вопрос внедрения балльно – рейтинговой системы в российское образование до сих пор остается актуальным и является предметом дискуссий среди педагогов. За последние несколько лет в научных изданиях данной проблеме посвящено множество публикаций. Обсуждаются сильные и слабые стороны балльно – рейтингового системы в системе образования, ее влияние на учебную мотивацию, уровень достижений студентов и качество образования в целом. Тем не менее балльно – рейтинговая система оценки знаний студентов вызывает неоднозначное отношение.

Актуальность заключается в определении успешности и качества освоения профессиональной подготовки через определенные показатели, основываясь балльно – рейтинговой контроля качества образовательной работы.

Цель: определение условий использования рейтинговой системы контроля и оценки знаний как фактора повышения мотивации.

Проблема мотивации обучающихся в современной системе образования.

Как известно, балльно – рейтинговая система контроля знаний студентов в самом общем виде основана на учете накапливаемых ими оценок в баллах за выполнение текущих работ (лабораторных, контрольных, коллоквиумов, рефератов, тестов и др.) и проводимых контрольных мероприятий. В отличие от традиционного способа оценивания, рейтинговая система предполагает последовательное суммирование баллов студента по данной дисциплине в течение определенного периода времени.

Мотивация – довольно общее, широкое понятие, под которым имеется в виду направленность активности.

Структура мотивации формируется в результате осмысленного отражения действительности. Смысл деятельности человека, в том числе и учебной, не только в том, чтобы получить определенный результат, но и в самой деятельности, в том, чтобы проявлять физическую и умственную активность. Так же как и физическая, мышечная активность, умственная активность сама по себе доставляет человеку удовольствие и является специфической потребностью.

Мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих производственных обязанностей. Однако, между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Иногда человек, высоко ориентированный на выполнение своей работы дает более низкий результат, чем человек слабо мотивированный. Отсутствие однозначной связи между мотивацией и конечным результатом деятельности обусловлено тем, что на результаты деятельности оказывает влияние множества других факторов, например квалификация и способности работника, влияние на процесс работы со стороны окружения, правильное понимание выполняемой задачи, удачливость. Если рассматривать мотивацию как процесс, ее можно представить в виде шести стадий. Такое рассмотрение процесса носит достаточно условный характер, так как нет четкого разграничения стадий и обособленных процессов мотивации. Однако для того, чтобы выяснить, как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и составные части, может быть приемлема и полезна модель, приведенная ниже.

Таким образом, для того, чтобы мотивировать определенного человека, руководитель обязан предоставить ему шанс удовлетворить его основные потребности с помощью такого образа действий, которая окажет содействие достижению поставленных задач целой организации.

Формирование мотивации учения – это решение вопросов развития и воспитания личности. Мотивационная сфера более динамична, чем познавательная, интеллектуальная. Изменения в мотивации происходят быстро. Но подвижность, динамичность мотивов таит в себе опасность, так как если не управлять мотивацией, может произойти регресс, снижение ее уровня, мотивы могут потерять действенность, как это и случается нередко там, где нет целенаправленного управления этой стороной учения. Если процесс формирования учебных мотивов развивается спонтанно, а не произвольно, уровень учебных мотивов снижается. Подтверждают это и результаты психодиагностики.

На сегодняшний день существует множество способов контроля и оценивания знаний студентов, направленных на формирование и стимуляцию мотивации к учению.





Рейтинговая система. Сущность, содержание и цели.

Рейтинг - с английского rating - это отметка, некоторая численная характеристика какого-либо качественного понятия.

Рейтинг - индивидуальный числовой показатель оценки достижений в классификационном списке.

Рейтинг - метод оценивания, или психологического измерения, основанного на суждениях компетентных судей. (Борис Герасимович Ананьев) (страница)

Рейтинг студентов - метод упорядочивания студентов по занятым местам в зависимости от измеряемых учебных достижений и, одновременно научно-обоснованная форма организации не только контроля знаний, но и учебного процесса в целом. (Вадим Сергеевич Аванесов)

Рейтинговая система - совокупность правил, методических указаний и соответствующего математического аппарата, реализованного в программном комплексе, обеспечивающем обработку информации как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной учебной деятельности студентов, позволяющем присвоить персональный рейтинг (интегральную оценку, число) каждому студенту в разрезе любой учебной дисциплины, любого вида занятий, а также обобщенно по ряду дисциплин.

Цель балльно – рейтингового обучения состоит в том, чтобы создать условия для мотивации самостоятельности обучающихся средствами своевременной и систематической оценки результатов их работы в соответствии с реальными достижениями.

В основе балльно – рейтинговой системы контроля знаний лежит комплекс мотивационных стимулов, среди которых – своевременная и систематическая отметка результатов в точном соответствии с реальными достижениями учащихся, система поощрения хорошо успевающих обучающихся.

Основной алгоритм рейтинговой системы контроля знаний:

1) Весь курс обучении по предмету разбивается на тематические разделы, контроль по которым обязателен.

2) По окончании обучении по каждому разделу проводится достаточно полный контроль знаний обучающийся с оценкой в баллах.

3) В конце обучения определяется сумма набранных за весь период баллов и выставляется общая отметка. Обучающиеся, имеющие итоговую сумму баллов по рейтингу от 86% до 100% могут быть освобождены от зачетов (экзаменов).

На стадии подготовки к введению рейтинговой системы педагог и обучающийся заключают договор о взаимных обязательствах. С этой целью разрабатывается бланк договора «Преподаватель – Студент», в котором указывается, какие права и обязанности берет на себя каждая из договаривающихся сторон. К договору прилагается карта «контрольных точек» (зачетный лист). Это главный документ рейтинговой оценки. В договоре оговариваются условия завершения обучения. Обучающийся знает, при каких условиях он будет освобожден от экзамена или, наоборот, не допущен до него.

Главная сложность при внедрении рейтинговой системы контроля - значительное увеличение временных затрат преподавателя на подготовку к урокам и на дополнительные занятия. Однако с приобретением опыта острота проблемы снижается.

Большую роль при работе по технологии индивидуального обучения играет учет. Из вышеизложенного ясно, что отметка теряет свой смысл, так как обучающийся выбирают свой уровень трудности. Все задачи и зачеты оцениваются по принципу: «сделано - не сделано» или «сдано - не сдано». Причем «не сделано» и «не сдано» не влечет за собой никаких оргвыводов. Двойки не имеют смысла, т.к. обучающийся, не сдавший зачет, учит материал снова и сдает зачет по теме второй раз. В зависимости от индивидуальных особенностей он может сдавать зачет целиком или по частям.

Важное значение приобретает система контрольных работ, если обучающийся выполнил контрольную работу, то переходит к изучению следующей темы, если нет, ему предстоит выполнение индивидуальных заданий по этой теме. А также предстоит сдача зачета повторно, целиком или частично, в зависимости от того, какую часть контрольной работы он сделал.

Обучающиеся очень быстро убеждаются в бесполезности списывания, и повторное выполнение контрольной работы бывает только на младших ступенях. Уровень контрольной работы одинаков для всех и соответствует уровню «3». В нашем понимании контрольная работа - это необходимый минимум, который каждый обучающийся обязан знать по теме.

Если контроль знаний и умений непрерывный, то максимальная рейтинговая отметка по предмету определяется по формуле:

, где N - количество часов, выделяемых на изучение данного предмета. 5 - максимальное количество баллов, которое возможно получить за одно занятие. Так например, если предмет изучается в течение 36 часов, то максимальное количество баллов - 90.

Алгоритм определения рейтинговой оценки успеваемости обучающиеся.

1). Устанавливается «весомость» конкретного предмета в учебном плане путем определения максимально возможной рейтинговой отметки по вышеуказанной формуле.

2). Рассчитывается учебная успешность.

«Контрольные точки»

Выполняя какое-либо задание, студент зарабатывает определенное количество баллов, в зависимости от типа задания и от правильности его выполнения. Такие задания являются контрольными точками, по которым преподаватель оценивает рейтинг обучающихся.

Виды контрольных точек и примерное начисление баллов за него:

• Реферат;

• Составление выполнение чертежей;

• Выполнение проектных работ;

• Конструирование вопросов разного уровня сложности и эталонных ответов;

• Подготовка дополнительного материала по теме.

• Выполнение практической работы по теме.

• Решение проблемных задач по теме.

• Устный ответ.

• Контрольная работа по содержанию темы.

• Участие в конференции: подготовка доклада, рецензирование или отзыв творческой работы участника конференции.

• Дополнительные баллы начисляются за изготовление раздаточного материала, выполнение индивидуальных заданий педагога, оформление средств наглядности и др.

• Штрафные баллы: отклонение от графика и несвоевременная сдача работы - минус 20 баллов, отказ от устного ответа - минус 5 баллов.

Расчет учебной успешности в условиях рейтинговой системы:

Мотивация обучающихся к обучению является одной из основных составляющих учебно-воспитательного процесса.

Формирование мотивов учения – это создание условий для появления внутренних побуждений к учению, осознания их обучающимся и дальнейшего саморазвития им своей мотивационной сферы.

Расчет учебной успешности является механизмом, позволяющим повысить мотивацию к активной и равномерной учебной деятельности студентов, включая самостоятельную работу. Основой такого механизма является система контроля знаний, которая предусматривает сквозную аттестацию студента по всем дисциплинам в соответствии с учебным планом по всем видам занятий с присвоением ему рейтинговой оценки в зависимости от уровня подготовленности, активности и его поведения.

Фактором, стимулирующим учебную деятельность, является информационная открытость системы, что дает возможность студентам сопоставлять результаты своей учебы с результатами сокурсников.

Использование предлагаемого подхода позволяет в наибольшей степени задействовать весь мотивационный блок и различные каналы приёма-передачи учебной информации, воздействующие на студентов. При этом образуются и многократно усиливаются эффекты обратной взаимосвязи между всеми участниками такого интенсивного применения передовых технологий в образовании. В этом случае и сам преподаватель попадает под влияние таких эффектов, что требует от него высокой концентрации и соответствующего интереса.



РАЗРАБОТКА БАЛЛЬНО – РЕЙТИНГОВОЙ СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ

Исследование показателей мотивации группы СПО где я защитила диплом – студентов Якутского индустриально-педагогического колледжа

Методика для диагностики учебной мотивации студентов.

Методика разработана на основе опросника А.А.Реана и В.А.Якунина. К 16 утверждениям вышеназванного опросника добавлены утверждения, характеризующие мотивы учения, выделенные В.Г.Леонтьевым, а также утверждения, характеризующие мотивы учения, полученные Н.Ц.Бадмаевой в результате опроса студентов. Это коммуникативные, профессиональные, учебно-познавательные, широкие социальные мотивы, а также мотивы творческой самореализации, избегания неудачи и престижа.

Инструкция:

Оцените по 5-балльной системе приведенные мотивы учебной деятельности по значимости для Вас: 1 балл соответствует минимальной значимости мотива, 5 баллов – максимальной.

Тест

  1. Учусь, потому что мне нравится избранная профессия.

  2. Чтобы обеспечить успешность будущей профессиональной деятельности.

  3. Хочу стать специалистом.

  4. Чтобы дать ответы на актуальные вопросы, относящиеся к сфере будущей профессиональной деятельности.

  5. Хочу в полной мере использовать имеющиеся у меня задатки, способности и склонности к выбранной профессии.

  6. Чтобы не отставать от друзей.

  7. Чтобы работать с людьми, надо иметь глубокие и всесторонние знания.

  8. Потому что хочу быть в числе лучших студентов.

  9. Потому что хочу, чтобы наша учебная группа стала лучшей в институте.

  10. Чтобы заводить знакомства и общаться с интересными людьми.

  11. Потому что полученные знания позволят мне добиться всего необходимого.

  12. Необходимо окончить институт, чтобы у знакомых не изменилось мнение обо мне, как способном, перспективном человеке.

  13. Чтобы избежать осуждения и наказания за плохую учебу.

  14. Хочу быть уважаемым человеком учебного коллектива.

  15. Не хочу отставать от сокурсников, не желаю оказаться среди отстающих.

  16. Потому что от успехов в учебе зависит уровень моей материальной обеспеченности в будущем.

  17. Успешно учиться, сдавать экзамены на «4» и «5».

  18. Просто нравится учиться.

  19. Попав в институт, вынужден учиться, чтобы окончить его.

  20. Быть постоянно готовым к очередным занятиям.

  21. Успешно продолжить обучение на последующих курсах, чтобы дать ответы на конкретные учебные вопросы.

  22. Чтобы приобрести глубокие и прочные знания.

  23. Потому что в будущем думаю заняться научной деятельностью по специальности.

  24. Любые знания пригодятся в будущей профессии.

  25. Потому что хочу принести больше пользы обществу.

  26. Стать высококвалифицированным специалистом.

  27. Чтобы узнавать новое, заниматься творческой деятельностью.

28.Чтобы дать ответы на проблемы развития общества, жизнедеятельности людей.

  1. Быть на хорошем счету у преподавателей.

  2. Добиться одобрения родителей и окружающих.

  3. Учусь ради исполнения долга перед родителями, школой.

  4. Потому что знания придают мне уверенность в себе.

  5. Потому что от успехов в учебе зависит мое будущее служебное положение.

  6. Хочу получить диплом с хорошими оценками, чтобы иметь преимущество перед другими.

Обработка и интерпретация результатов теста

  • Шкала 1. Коммуникативные мотивы: 7, 10, 14, 32.

  • Шкала 2. Мотивы избегания: 6, 12, 13, 15, 19.

  • Шкала 3. Мотивы престижа: 8, 9, 29, 30, 34.

  • Шкала 4. Профессиональные мотивы: 1, 2, 3, 4, 5, 26.

  • Шкала 5. Мотивы творческой самореализации: 27, 28.

  • Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы: 17, 18, 20, 21, 22, 23, 24.

  • Шкала 7. Социальные мотивы: 11, 16, 25, 31, 33.

При обработке результатов тестирования необходимо подсчитать средний показатель по каждой шкале опросника.

Коммуникативные мотивы — связаны с потребностями в общении.

Мотивы избегания неудач — связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

Мотивы престижа — связаны со стремлением получить или поддержать высокий социальный статус.

Профессиональные мотивы — связаны с желанием получить необходимые знания и навыки в выбранной профессиональной области, стать квалифицированным специалистом.

Мотивы творческой самореализации — связаны со стремлением к более полному выявлению и развитию своих способностей и их реализации, творческим подходом к решению задач.

Учебно-познавательные мотивы — связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы — связаны с различными видами социального взаимодействия студента с другими людьми; также к социальным мотивам относятся мотивы, выражающиеся в стремлении занять определенную позицию в отношениях с окружающими, получить их одобрение, заслужить авторитет.

Провела опрос через сайт https://testserver.pro.

Результат тестов:

1 курсы: ответили из 27 студентов, всего 23 студента.





Диаграмма:

Диагностика опроса:

Самая высокая: «Шкала 2. Мотивы избегания», т.е мотивы избегания неудач это связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.

Самая низкая: «Шкала 1. Коммуникативные мотивы», т.е коммуникативные мотивы это связаны с потребностями в общении.

Результат диагностики:

4 курсы: ответили 16 студентов.









Диаграмма:

Диагностика опроса:

Самая высокая: «Шкала 6. Учебно-познавательные мотивы», т.е учебно-познавательные мотивы это связаны с содержанием учебной деятельности и процессом ее выполнения; свидетельствуют об ориентации студента на овладение новыми знаниями, учебными навыками; определяются глубиной интереса к знаниям; также относятся мотивы, свидетельствующие об ориентации студентов на овладение способами добывания знаний: интерес к приемам самостоятельного приобретения знаний, к методам научного познания, к способам саморегуляции учебной работы, рациональной организации собственного учебного труда; отражают стремление студентов к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Самая низкая: «Шкала 2. Мотивы избегания», т.е мотивы избегания неудач — связаны с осознанием возможных неприятностей, неудобств, наказаний, которые могут последовать в случае невыполнения деятельности.



Таким образом основной целью балльно – рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения обучающегося модулей и учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Таким образом, внедрение балльно – рейтинговой системы оценки знаний обучающихся обеспечивает постоянное стремление обучающихся набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу обучающихся и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В современных исследовательских практиках явно прослеживается тенденция усиления внимания к проблемам диагностики результатов воспитания и создания систем оценки достижений и личностной компетентности обучающихся в целях повышения эффективности образовательного процесса.

Таким образом основной целью балльно – рейтинговой системы является определение уровня качества и успешности освоения обучающегося модулей и учебной дисциплины через балльные оценки и рейтинги с измеряемой в зачетных единицах трудоемкостью каждой дисциплины и образовательной программы в целом. Таким образом, внедрение балльно – рейтинговой системы оценки знаний обучающихся обеспечивает постоянное стремление обучающихся набрать больше баллов, повышает их интерес к учебной деятельности, тем самым организует систематическую, ритмичную работу обучающихся и как результат повышает мотивацию к учебной деятельности.

Учебный процесс организуется в соответствии с требованиями БРС оценки успеваемости студентов и имеет следующие особенности.

Преподаватель до начала учебного семестра разрабатывает программу по дисциплине в полном соответствии с ее структурой. Особое внимание при выполнении данной процедуры следует обратить на соответствие содержания программы требованиям ФГОС СПО и выявление наиболее трудоемких дидактических единиц программы.

Подводя итоги данной работы, следует заметить, что гипотеза о том, что использование рейтинговой системы оценивания будет способствовать результату обучения, если преподаватель будет владеть методикой использования рейтинговой системой оценивания с учетом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся, подтвердилась.

СПИСОК источников ЛИТЕРАТУРЫ


  1. Байденко В.И. Новые методы и подходы к организации образовательного процесса / под ред. В. И. Байденко. − М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2007 – 79с.

  2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения / В.П. Беспалько. – М, 2006 – 412с.

  3. Болтаева М.Л. Деловая игра в обучении / М.Л. Болтаева //Молодой ученый. − 2012. − №2. − С. 252-254.

  4. Бузов Б. А. Материаловедение производстве изделий легкой промышленности (швейное производство) Учебник для студентов высших учебных -2 изд. М.: ИЦ «Академия», 2007. 

  5. Васильева О.С. Балльно-рейтинговая система / О.С. Васильева // Психологический вестник РГУ. – 2008. – №3. – С.45-48.

  6. Габдрахимова Л.А. Балльно-рейтинговая система оценки знаний в контексте формирования единого пространства европейского высшего образования / В.С. Бухмин, Е.Я. Балашова, Е.А. Соколова, К.С. Фатхуллова // Вестник Казанского энергетического университета, 2012. − №3. − С. 139-145.

  7. Галынкер И.И.. Гущина Г.К., Сафронова И. В, Справочник по подготовке и раскрою материалов при производстве одежды. 

  8. Глухова Т.В. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: проблемы внедрения и перспективы развития /Т. В. Глухова // Мир науки и образования, 2015. − №1. – С. 1-3.

  9. Глухова Т.В. ИКТ – компетентность в современном образовании / Т.В. Глухова, С.В. Бажанова // Интеграция образования, 2013. − №2. – С.130-135.

  10. ГОСТ 12807-88. Изделия швейные. Классификация стежков, строчек, швов. 

  11. Даутова О.Б. Современные педагогические технологии в профильном обучении: учеб.-метод. пособие для учителей / под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2009. – 176 с.

  12. Девятова И.Е. Из опыта внедрения рейтинговой системы оценки успеваемости студентов. / И.Е. Девятова // Вестник Южно-Уральского профессионального института. 2012. − № 2. Т. 8. − С. 47-58.

  13. Долюжиров Ю.А., Полухин В.П. внутрипроцессный транспорт швейных предприятий. М., 2005. 

  14. Е.В. Артамонова // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2015. №3 (19). URL: http://cyberleninka.ru/article/n/ballno-reytingovaya-sistemaotsenki-znaniy-kak-sredstvo-povysheniya-kachestva-obrazovaniya-v-vuze (Дата обращения: 16.04.2020).

  15. Единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий рабочих. Выпуск 46, раздел «Швейное производство», 

  16. Ермаков А. С. Оборудование швейных предприятий. М., 2005. 

  17. Ефремова Ж.Д. Балльно-рейтинговая система контроля и оценки знаний студентов: плюсы и минусы / Ж.Д. Ефремова, Д.С. Анисимова, Е.А. Толмачева. – Ливны: Ливенский филиал Госуниверситета, 2008. – С. 270-275.

  18. Ефремова Ж.Д. Рейтинговая технология управления обучением / Ж.Д. Ефремова. – Труды 6-й международной научно-практической Интернет – конференции «Преподаватель высшей школы в XXI веке». Сборник 6. – Часть I. – Ростов н/Д.: Рост. гос. ун-т путей сообщения, 2008. – С. 270-275.

  19. Зак И. С. Воронин Е.И., Подгурский Л. П. Комплексная механизация процессов сборки швейных изделий, М., 2007 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!