СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение информационных технологий на уроках истории и индивидуальных занятиях

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Применение информационных технологий на уроках истории и индивидуальных занятиях откроют большие возможности перед учителем для проведения уроков истории, обществознания с использованием современных компьютерных технологий.

Просмотр содержимого документа
«Применение информационных технологий на уроках истории и индивидуальных занятиях»

Применение информационных технологий на уроках истории и индивидуальных занятиях

Первые шаги всегда самые трудные”

Наша современная жизнь протекает в условиях формирующегося единого информационного пространства. Трудно назвать область, которая к концу XX – началу XXI столетий не была бы затронута идейной революцией наступающей постиндустриальной, информационной эры. Творческий подход требует включить в свою работу новые требования времени: использование информационных технологий.

XXI век делает необходимым в преподавании различных дисциплин широкое использование компьютерных технологий. Эта необходимость определяется особенностями нашего времени, которое предъявляет к работнику свои требования: высокий профессионализм, оперативность в использовании нового знания, технологий. Сегодня повышение информационной культуры с максимальным использованием информационных технологий означает постоянный поиск новых форм работы.

Вся система образования, включая область гуманитарного знания, широко опирается на те ресурсы, которые нам предоставляют информационные технологии. Еще в 1995 году было признано, что разумная информатизация поднимет образование на качественно новый уровень. Информатизация образования способствует “ внедрению новых методик обучения, дает возможность решать такие вечные проблемы, как индивидуализация обучения, организация систематического контроля знаний, учет психофизических особенностей каждого ребенка”.

Сегодня компьютер для учителя стал окном в мир, источником профессиональных знаний, орудием педагогического труда. “ Каждому нужно пройти по дороге информатизации образования свой отрезок пути, и это будет ощутимой поддержкой традиционно высокого уровня российского образования”.

Для тех, кто начал свою педагогическую, преподавательскую деятельность в 70-80-х годах было отведено слишком мало времени на подготовку к работе с компьютером, формирование информационной культуры. Развитие пользовательских умений и навыков зависит от настойчивости, можно сказать, упорства и других личных качеств учителя. Формирование компьютерной грамотности требует большой самостоятельной работы, которая включает: овладение пользованием текстовым процессором, простым графическим редактором; организацию хранения текстов во внешней памяти и вывод их на печать.[9] Знание технологии работы в программе Power Point позволит разработать и провести урок – презентацию, состоящую из слайдов.

Информационные технологии позволяют повысить интерес к изучению предмета, расширить информационное поле, ускорить процесс получения и использования информации, развить познавательные способности школьников. Переход к абстрактному мышлению зависит от среды, воспитания и обучения, и, если, объектов для размышлений нет, то “… развитие интеллекта останавливается. Компьютер как раз и является носителем подобных объектов”.

Несмотря на то, что в учебном заведении имеются условия для использования сети Интернет, копирования, обработки текстов, создания разработок уроков с использованием возможностей компьютерного кабинета, различные обстоятельства делают эти возможности ограниченными. Работа с применением информационных технологий чаще всего осуществляется учителями без специально организованной подготовки, без соответствующих курсов, без помощи тех, кто владеет компьютером: программистов, преподавателей информатики. Без их помощи приобретение такого опыта для меня было бы очень затруднено. Гораздо успешнее осуществляется работа по разработке уроков – презентаций, факультативных, индивидуальных занятий с использованием информационных технологий при наличии персонального компьютера.

Хотелось бы остановиться на уже имеющихся результатах применения новых информационных технологий в преподавании истории, обществознания. Многие учителя, которые уже применяют в преподавании предмета информационные технологии, отмечают, что наиболее удобным является использование мультимедийных технологий, уроков- презентаций. В этом случае компьютер на уроке заменяет всю совокупность средств обучения.

Одно из направлений применения новых компьютерных технологий - работа с сильными учениками, с теми, кто имеет способности к гуманитарным дисциплинам и проявляет к ним повышенный интерес. Позволяют разнообразить факультативные занятия, сделать их более интересными и яркими компьютерные презентации. Каждая презентация содержит план урока, проблемное задание, тестовый и иллюстративный материал. Применение презентаций целесообразно, как при углубленном изучении новых тем, так и для закрепления и обобщения темы. Методика заключается в следующем: после завершения изучения той или иной темы учащиеся в компьютерном классе просматривают соответствующие презентации, делают необходимые записи в тетрадях (дополнительный материал, схемы, выводы), затем приступают к работе с диском (индивидуально). Эта работа может занять целый урок, либо часть его, что позволит детям успешнее осуществить решение поисковых, исследовательских задач.

Другое направление использования ресурсов компьютерного кабинета – занятия со слабоуспевающими учениками. Так, ребята 5 класса на индивидуальных занятиях работали с материалами уроков – презентациями, что помогло ликвидировать пробелы в знаниях, повысить успеваемость и интерес к изучению предмета. Поскольку на таких уроках включается зрительная память, яркие иллюстрации, карты, схемы, выделенные вопросы и задания облегчают усвоение, запоминание и понимание отдельных тем.

Большие возможности открываются перед учителем для проведения уроков истории, обществознания с использованием современных компьютерных технологий

Использование электронные учебников по истории Казахстана, всеобщей истории, электронного пособия «Репетитор по истории Казахстана» Н.С.Бородиной открывают широкие возможности для изучения многих тем школьного курса с применением компьютерных технологий. Работа с дисками помогает закрепить изученный материал, подготовиться к сдаче ЕНТ. Так же успешно отрабатываются навыки прохождения тестирования, тем более, что задания предложены трех уровней. Справочные статьи, видеофрагменты способствуют более успешному и глубокому изучению истории. Но, получившие наибольшее распространение в учебном процессе “ …компьютерные программы на компакт – дисках имеют универсальный характер и плохо приспособлены для применения в учебном процессе”.

Многие учителя информатики, физики считают, что компьютер сегодня как инструмент необходим и вполне доступен обычному учителю. Несмотря на полное согласие с ними, хочется остановиться на определенных трудностях в осуществлении этого:

  • компьютерный кабинет рассчитан на 10- 11 человек,

  • содержание и структура помещенных на компакт - дисках материалов чаще всего не рассчитана на учителя- предметника, у которого несколько подготовок на учебный день;

  • чрезмерные затраты времени и усилий для подготовки одного урока, большие затраты личного времени учителя.

Н.Х. Розов в своей статье “Некоторые проблемы методики использования информационных технологий и компьютерных продуктов в учебном процессе средней школы” совершенно справедливо отмечает недостаточное внимание, которое уделяется важнейшей задаче – разработке общей методики применения современных информационных и телекоммуникационных технологий, компьютерных и мультимедийных продуктов в учебном процессе и вооружению частными приемами этой методики преподавателей каждого предметного профиля. Совершенно очевидно, что “ прежде, чем продукт применить в учебном процессе, учитель должен располагать запасом свободного времени для того, чтобы все понять, осмыслить, увязать, отрепетировать – и это при том, что он не является “компьютерщиком – профессионалом”.

Хотя сегодня имеются определенные трудности для учителя – предметника в широком применении компьютерных, информационных технологий хочется продолжить свою работу в этом направлении. Задачу вижу для себя в использовании возможностей компьютера в проведении тестирования, подготовки домашнего задания и углубленного изучения истории (Интернет), учета знаний учащихся, проведении предметной исторической недели, в ходе школьной лекции. При этом можно опираться на разработанную методику использования ресурсов Интернета в школьном курсе.[ Отдельной темой является применение информационных технологий в профильных классах. Здесь для этого открываются еще более широкие возможности.

Информационные технологии незаменимы:

  • на факультативных, индивидуальных занятиях;

  • для организации проверочных уроков, тестирования;

  • при проведении вводных лекций;

  • в ходе выполнения домашнего задания, написания рефератов, докладов;

  • при написании, оформлении и представлении исследовательской работы.

Еще в начале 90-х годов подчеркивалось, что “ …в дальнейшем возможности средств получения самой различной информации как основы новых технологий обучения и новых технологий накопления и передачи информации могут быть перенесены и в другие учебные курсы и предметы” Сегодня это стало реальностью. Идти в ногу со временем - веление времени.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!