Применение интеллектуальных карт на уроках и во внеурочной деятельности.
Системно-деятельностный подход подводит учителей к тому, что нужно не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.
Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.
Наиболее интересная и эффективная технология на мой взгляд – технология интеллект-карт.
Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Это уникальный и простой метод запоминания информации.
Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое.
Советы по составлению интеллектуальных карт:
В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).
Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.
Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.
Добавляются символы и иллюстрации. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).
Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.
Важные идеи записываются более крупным шрифтом.
Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.
Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.
При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.
Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика .
Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:
Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.
Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.
Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.
Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.
Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.
Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.
Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
•изучение нового материала
•закрепление материала
•обобщение материала
• написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
•подготовка проекта, презентации
Данный метод дает возможность учителю:
-повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;
-развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
-активизировать деятельность;
-выявлять причины когнитивных затруднений;
-корректировать знания учащихся.
Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.
Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.
С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её.
Рисование интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово!!!