СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение интеллектуальных карт на уроках и во внеурочной деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Применение интеллектуальных карт на уроках и во внеурочной деятельности»

Применение интеллектуальных карт на уроках и во внеурочной деятельности.

Системно-деятельностный подход подводит учителей к тому, что нужно не просто дать знания ребенку, а научить его добывать и применять их. То есть научить учиться.

Чтобы это сделать в постоянно увеличивающемся потоке информации, нужно ребенка научить работать с этой информацией.

Наиболее интересная и эффективная технология на мой взгляд – технология интеллект-карт.

Интеллект-карты – это метод графического выражения процессов восприятия, обработки и запоминания информации, творческих задач, инструмент развития памяти и мышления. Это уникальный и простой метод запоминания информации.

Метод интеллектуальных карт наиболее полно отвечает особенностям работы человеческого мозга. Отличительным свойством методики является привлечение в процесс усвоения информации обоих полушарий головного мозга, благодаря чему обеспечивается его наиболее эффективная работа и информация сохраняется как в виде целостного образа, так и в словесной форме. С помощью используемых при построении карт зрительных образов обеспечивается создание глубокого впечатления, что существенно увеличивает запоминаемость материала и способность к воспроизведению. При построении карт идеи становятся более четкими и понятными, хорошо усваиваются связи между идеями; метод позволяет взглянуть на изучаемый материал с более высокой точки зрения, охватить его «единым взором», воспринять его как единое целое.

Советы по составлению интеллектуальных карт:

  • В центре страницы пишется, и обводиться главная идея (образ).

  • Для каждого ключевого момента проводятся расходящиеся от центра ответвления, используя ручки разного цвета.

  • Для каждого ответвления пишется ключевое слово или фраза, оставив возможность для добавления деталей.

  • Добавляются символы и иллюстрации. Составление карты памяти предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов).

  • Писать надо разборчиво заглавными (печатными) буквами.

  • Важные идеи записываются более крупным шрифтом.

  • Подчеркиваются слова и используются жирные буквы.

  • Для выделения определенных элементов или идей используются линии произвольной формы.

  • При построении карты памяти лист бумаги располагается горизонтально.

  • Для совершенствования интеллектуальных карт требуется практика .

Интеллект-карты имеют следующие отличительные свойства:

  • Наглядность. Всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом.

  • Привлекательность. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

  • Запоминаемость. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

  • Своевременность. Интеллект-карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает.

  • Творчество. Интеллект-карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи.

  • Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект-карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи.

Метод интеллект-карт можно использовать на разных типах и формах урока:
•изучение нового материала
•закрепление материала
•обобщение материала
• написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
•подготовка проекта, презентации


Данный метод дает возможность учителю:

-повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность учащихся;

-развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;

-активизировать деятельность;

-выявлять причины когнитивных затруднений;

-корректировать знания учащихся.

Интеллектуальное развитие ребенка с применением карт осуществляется посредством развития детских ассоциаций, пополнения и активизации словарного запаса, развития связной речи, фантазии. Ребенок, работая с интеллектуальными картами, идет в своем развитии от простых логических операций: сравнение, сопоставление предметов, расположение в пространстве, к умению анализировать, дифференцировать, делать классификацию предметов, учиться различать, видовые понятия.

Более того, развиваются коммуникативные свойства, умение слушать педагога, товарища по группе, формируется желание быть активным, проявлять инициативу, воспитываются лидерские качества и вместе с тем уважение к другим. То есть коллективная работа по интеллектуальным картам способствует формированию мотивации к обучению, эмоционально волевой сфере, умению работать в коллективе, внимание, усидчивость, настойчивость.

С введением ФГОС учитель должен не просто «накормить» ребёнка информацией, а научить его «добывать» и использовать её.

Рисование интеллект-карт-необычный вид деятельности, почти игровой, но это эффективный способ работы с информацией. Наглядность, привлекательность, запоминаемость, побуждение к творчеству, рефлексия. Здорово!!!





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!