СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применение кейсовых технологий на уроке математики

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Поиск, теоретическое обоснование и разработка методов и способов реализации кейсовых технологий обучения на уроках математики в условиях школы.

Просмотр содержимого документа
«Применение кейсовых технологий на уроке математики»


:

«Применение кейсовых технологий на уроке математики »





Содержание

Введение 3

1. Теоретическая часть. 5

1.1. Подходы к организации процесса обучения 5

1.2. Фундаментальные идеи системно-деятельностного подхода 7

1.3Нормативно-правовая база применения кейсовых технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС. 11

1.4 Сущность и содержание кейс–метода 15

1.5 Методы кейс технологии 22

1.6 Этапы создания кейса. 25

1.7 Требования к оцениванию работ. Результаты работы 29

2.Практическая часть 30

2.1 Применение кейс- технологии на уроке математики. 30

2.2 Применение кейс технологий во внеурочной деятельности по математике.32

Заключение. 44

Список использованных источников. 46



















Введение

Тема, над которой я работала в дипломном исследовании «Применение кейсовых технологий обучения на уроке математики» для повышения качества образования. Актуальность данной темы обуславливалось тем, что в современном мире одним из ключевых, востребованных навыков является умение решать сложные задачи, креативность, чтобы человек понимал, что происходит на этой планете. Также актуальны компетенция управления людьми, возрастающие требования к технической, компьютерной грамотности, умение работать с людьми, навыки координации, взаимодействия, эмоциональный интеллект, суждение и принятие решений. В усложняющемся мире потребуется быстро принимать решения. Важно будет не только качество, но и скорость принятия решений, умение вести переговоры, когнитивная гибкость, контроль качества выполненной работы.

Достижение этой цели и призваны новые образовательные стандарты, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образовании. Универсальные учебные действия предлагают нам совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности.

Каждый ребенок универсален для определенных видов деятельности, но ученики они разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, обладают замедленным темпом дыхания, речи, мыслительных процессов, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Для таких учеников очень важно создать ситуацию успеха. Ученики, обладающие природной быстротой реакции, гибкостью мышления, развитой логикой, быстро устают, отвлекаются, начинают нарушать дисциплину Применение кейсовых технологий позволяет создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Достижение этой цели и призваны новые образовательные стандарты, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образовании. Универсальные учебные действия предлагают нам совокупность способов различных действий, способствующих активному саморазвитию обучающегося, помогающих самостоятельному овладению новыми знаниями, освоению социального опыта, становлению социальной идентичности.

Каждый ребенок универсален для определенных видов деятельности, но ученики они разные – одни быстро усваивают все объяснения учителя, сами готовы отвечать на любые вопросы; другим требуется не только время для осмысления материала, но и дополнительные примеры, разъяснения. Такие ребята, как правило, обладают замедленным темпом дыхания, речи, мыслительных процессов, стесняются задавать вопросы в присутствии всего класса, а подчас просто и не осознают, чего конкретно они не понимают и не могут сформулировать правильно вопрос. Для таких учеников очень важно создать ситуацию успеха. Ученики, обладающие природной быстротой реакции, гибкостью мышления, развитой логикой, быстро устают, отвлекаются, начинают нарушать дисциплину Применение кейсовых технологий позволяет создать условия для активной совместной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях.

Проблема исследования заключалось в поиске, теоретическом обосновании и разработке методов и способов реализации кейсовых технологий обучения на уроках математики в условиях школы.

Цель исследования: создание условий и психологического микроклимата, способствующих развитию интеллектуальных, духовных и физических способностей, интересов, мотивов, выработка научно-материалистического мировоззрения при применении на уроках кейсовых технологий обучения.

Эта цель обусловливает следующие задачи:

  • проанализировать имеющийся опыт использования кейсовых технологий обучения на уроках математики;

  • на основе данного анализа определить сущность кейсовых технологий при обучении математике:

  • показать познавательно-практическую направленность введения кейсовых технологий обучения

  • обосновать методы и приемы кейсовых технологий обучения в для формирования коммуникативной компетенции обучающихся;

  • разработать необходимые дидактические материалы с применением кейсовых технологий обучения

Объект исследования: использование кейсовых технологий обучения в учебно-воспитательном процессе в школе на уроках математики.

Предмет исследования: методы и способы реализации кейсовых технологий обучения на уроках математики.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

• теоретические: изучение и анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по проблеме и теме исследования; анализ нормативно-правовой документации, типовых программ и учебных планов;

• эмпирические: педагогическое наблюдение, анализ и обобщение опыта работы школ; анкетирование; опытно-поисковая работа.

Гипотеза: при обучении математики использовать кейсовые технологии обучения

  • разработать и проверить в опытно-поисковой работе методы и способы реализации кейсовых технологии обучения


1.Теоретическая часть.

1.1. Подходы к организации процесса обучения

По мнению А.Г. Асмоловав истории образования выделены три конкурирующих подхода к обучению, за каждым из которых стоит своя методология. Наиболее разработан так называемый традиционный подход, который А.Г. Асмолов называет «ЗУНовским». Этотподход сводит образование подрастающего поколения к усвоению знаний, умений и навыков. Всё предшествующее образование основано на ЗУНовском, или, как психологи говорят, дрессурном, бихевиористском подходе.

Второй подход называется компетентностным, при котором весь смысл образования состоит в том, чтобы развить у обучаемых способности к самостоятельному решению проблем в разных видах и сферах деятельности. Содержанием образования является дидактически адаптированный социальный опыт решения мировоззренческих, познавательных, политических, нравственных и других проблем. Смысл организации процесса обучения состоит в создании необходимых условий для формирования у учеников опыта, необходимого для самостоятельного решения коммуникативных, познавательных, нравственных, организационных и прочих проблем, которые и составляют содержание образования.

Традиционный подход в образовании стремится к тому, чтобы ученик получил как можно больше знаний. Однако уровень образованности, а тем более в современных условиях, нельзя определить через объем знаний. Компетентностный подход в образовании требует от учеников умения решать проблемы разной сложности, основываясь на имеющихся знаниях. Этот подход ценит не сами знания, а способность использовать их. Традиционный подход стремится к результату, который показывает, что нового узнает учащийся в школе. А компетентностный подход дает понять, чему научился учащийся за период обучения в школе. Оба подхода стремятся развить у ученика определенные качества личности, сформировать систему ценностей. Различия связаны с разными представлениями о способах достижения желаемого. При традиционном подходе считается, что всего этого можно достичь путем приобретения новых знаний. Компетентностный подход в обучении рассматривает получение опыта при самостоятельном решении проблем. Таким образом, решение проблем в первом случае выступает как способ закрепления знаний, а во втором – это смысл всей образовательной деятельности.

Третий подход– это развитый в истории отечественной психолого-педагогической науки системно-деятельностный подход в образовании. Понятие системно-деятельност-ного подхода было введено российскими учеными в конце ХХ столетия для снятия оппозиции внутри отечественной философской и психологической науки. Это противоречие возникло между системным подходом, который разрабатывался в исследованиях классиков нашей отечественной науки (Б.Г.Ананьев, Б.Ф.Ломов и др.), и деятельностным подходом (Л.С.Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б.Эльконин, В.В.Давыдов, В.В. Репкин и др.). Системно-деятельностный подход является попыткой объединения этих подходов,наибольший вклад в это объединение внес Г.П. Щедровицкий.

Системно-деятельностный подход не отрицает ЗУНовского подхода, т.к. на операционально-технологическом уровне без знаний, умений и навыков ничего не получится. Вместе с тем, действует еще одна формула: компетенция – деятельность – компетентность. Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью, как характеристикой личности. Эта формула помогает понять, что такое компетентность – это знание в действии. И компетентностный подход не противостоит деятельностному, а снимается им.

1.2. Фундаментальные идеи системно-деятельностного подхода

Можно выделить следующие фундаментальные идеи системно-деятельностного подхода в образовании:идея деятельности, идея системностииидея развития.

Идея деятельности

В.В. Давыдов писал: «Суть деятельности – в созидании человеческого мира человеком, в творении собственных общественных отношений и самого себя… Деятельность нужно понимать как форму исторического культурного творчества»1. Говоря о конкретных видах деятельности, он вслед за А.Н. Леонтьевым писал, что деятельности «различаются между собой, прежде всего своим предметным содержанием. Иными словами, каждый вид деятельности имеет вполне определенное содержание своих потребностей, мотивов, задач и действий»2.

Если человек совершает какие-то действия, соответствующие некоторой деятельности, но мотива именно этой деятельности у него нет, то нет и деятельности, утверждает В.С. Лазарев. Такой человек осуществляет не деятельность, а действие, что является основным способом самореализации социального индивида, а не субъекта деятельности. В.С. Лазарев приводит два примера для иллюстрации высказанного тезиса. Первый пример: успешный (любой) школьник выполняет учебные действия, и это позволяет ему хорошо учиться. Но учится он не потому, что он хочет учиться, а потому, что его заставляют, либо он хорошо учится из уважения к родителям, либо для поступления в престижный вуз – не важно; он не является субъектом деятельности. Второй пример: молодой (любой) человек хорошо работает, достаточно зарабатывает, успешен и признан, но работает он не потому, что у него сформирован мотив на эту деятельность, а потому, что ему нужны средства для удовлетворения своих достаточно высоких потребностей. Если бы у него вдруг оказалось достаточно денег, чтобы удовлетворять свои потребности, не работая, он бы бросил работу. Человек реализует деятельность только тогда, когда мотив его действий совпадает с мотивом общественной деятельности и если он выполняет свои действия по культурным нормам данной деятельности. По мнению В.С. Лазарева, «два признака позволяют судить о том, реализуется ли деятельность или только поведение: а) соответствие мотива действий объективному значению деятельности и б) культуросообразность способа действий»3.

Для того чтобы пояснить сложившиеся представления о системно-деятельностном подходе, необходимо кратко изложить сформировавшиеся междисциплинарные представления об акте, или, как говорил В.В. Давыдов, «клеточке» деятельности, наиболее существенной особенностью которой является ее созидающий и целеполагающий характер. Строение акта деятельности очень сложно и системно, каждый элемент связан с другим, существует в их окружении и ими определяется. Нельзя понять строение и «законы жизни» таких единиц, не разлагая их на элементы и компоненты (рис. 1).

Цель – это модель всех признаков и свойств будущего полезного результата, это некоторый исходный образ, к которому стремится субъект, чтобы достичь другого феномена – результата. Цель – это вариант удовлетворения исходной потребности, выбранный из некоторого множества альтернатив, сформированных на основе имеющихся у субъекта знаний. Она всегда конкретна, так как не может быть реализации потребности и мотива вообще. Цель всегда несет в себе элементы неопределенности, что необходимо приводит к некоторому «рассогласованию» фактически полученного результата и той модели, которая была сформирована, при этом она выступает средством оценки результатов деятельности. Более широкое понятие, чем цель, но тесно с ним связанное – задача деятельности.

Задача деятельности – этомодель будущего результата (цель) + средства достижения результата + методы использования средств + условия, в которых будет протекать деятельность, + критерии оценки будущего результата. Под понятием «задача» обычно понимают то, к чему идут, с помощью чего, где и при каких условиях. Задача неизменна до тех пор, пока не удовлетворена потребность или не возникает необходимость перехода на другой альтернативный вариант (смена задачи). Завершение формулирования задачи («замысливания») приводит субъекта деятельности к реализации ее, т.е. в «исполнительную» стадию деятельности. Именно с этого момента он получает возможность перейти к фактическому использованию выбранных средств и методов, т.е. перейти от процесса «внутренней» подготовки к действительной «внешней» деятельности, к собственно практике удовлетворения исходной потребности.

«Объектная» составляющая деятельности включает в себя такие компоненты, как исходный материал и конечный продукт деятельности, орудия деятельности, процедуры деятельности, включающие в себя систему действий и операций с материалом. Под материалом деятельности принято понимать любое множество объектов (два из них имеют специальные имена – это исходный материал деятельности и ее конечный продукт), преобразуемых в процессе осуществления деятельности с целью получения заданного результата

Процедуры деятельности представляют собой систему действий и операций над материалом. Подчеркнем еще раз: только определенный набор компонентов деятельности: потребностей, мотивов, средств, способностей, цели, материала, конечного продукта, действий и орудий – задает и определенный способ деятельности. Всякие два отличных друг от друга набора будут задавать различные способы деятельности4.

Деятельность – это способ существования и развития общества и человека, всесторонний процесс преобразования им окружающей природы и социальной реальности (включая его самого) в соответствии с его потребностями, целями и задачами5.

Освоение деятельности человеком означает овладение им культурной нормой деятельности, основными ее структурными компонентами: потребностями и мотивами, целями и условиями их достижения, действиями и операциями. Присвоение человеком «норм деятельности» обеспечивает обратное превращение предметных и знаковых форм в «живую деятельность», человек как бы «выращивает» свою деятельность в соответствии с этими формами.

Идея системности. Системный подход представляет собой современный метод исследования и программирования, большой вклад в развитие которого внесли П.К. Анохин Л. Берталанфи, И.В. Блауберг, В.В. Дружинин, Д.С. Канторов, В. А. Лефевр, В. И. Садовский, Э. Г. Юдин, Г.П. Щедровицкий и др.

Системность требует исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. Рассмотрение объекта как системы означает рассмотрение его только в определенном отношении, в том отношении, в котором объект выступает как система. Системные знания – это результат познания объекта не в целом, а определенного «среза» с него, произведенного в соответствии с системными характеристиками объекта. Системообразующий принцип всегда что-то «обрубает», «огрубляет», «высекает» из бесконечного разнообразия конечное, но упорядоченное множество элементов и отношений между ними (В.Н. Сагатовский).

Идея деятельности и идея системноститесно связаны и тяготеют друг к другу. В соединении с системным деятельностный подход обретает большую эффективность, методологически усиливается в том случае, если системность выполняет функцию объяснительного принципа по отношению к деятельности как предмету изучения (Э.Г. Юдин).

Системно - подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности. Один из методов обучения, реализующий системный подход , является кейс-метод.



1.3Нормативно-правовая база применения кейсовых технологий на уроках математики в условиях реализации ФГОС.

Современная педагогическая реальность отличается множественностью подходов к пониманию воспитания и воспитательного процесса, к организации педагогической деятельности в сфере воспитания. Знание этих подходов необходимо как педагогу-исследователю, так и педагогу-практику — ведь деятельность и того, и другого должна быть в первую очередь концептуальной, методологически и теоретически обоснованной. Гуманистическая парадигма ориентирована на максимально полное раскрытие человеческой «самости», индивидуальности. Внимание педагога акцентировано в первую очередь на реализации личностных функций воспитанника, на приобретении им внутреннего опыта. При этом жизненный путь каждого ребенка рассматривается как уникальный. В соответствии с этим воспитательная деятельность понимается как помощь ребенку в проживании им собственной жизни с неповторимым набором событий, дел, поступков, переживаний

Современная модернизация российского образования в системе средней школы России предполагает внедрение новых эффективных методов обучения. Кейс-метод является прогрессивной педагогической технологией, обеспечивающей достижение новых образовательных результатов проблемно-ситуативного обучения. В Российской Федерации создана нормативно-правовая база работы с детьми, которая включает:

  1. Федеральный закон «Об образовании», который предусматривает:

- единство образовательного пространства Российской Федерации;

- преемственность основных образовательных программ;

- вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования;

- возможность формирования образовательных программ разного уровня сложности и направленности, с учетом образовательных потребностей и способностей учащихся;

- государственные гарантии уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения.

2) Концепция модернизации образования содержит идею доступности, качества и периодичности образования. В настоящее время в Российской Федерации реализуется комплекс стратегических задач, направленных на развитие образования. В концепции модернизации российского образования отмечается, что важной задачей системы образования является образование профессиональной элиты, выявление и поддержание наиболее одарённых, талантливых детей и молодёжи

3) Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). Он утверждён приказом от 17 декабря 2010 года Министерства образования и науки Российской Федерации. ФГОС предусматривает создание условий для повышения качества образования в школах России. Открывается перспектива для достижения новых образовательных результатов, обеспечивающих готовность современной школы к удовлетворению образовательных потребностей личности, общества и государства. ФГОС – совершенно новый документ для образования. Новизна заключается в концепции, методике, в системе требований к структуре, условиям реализации и результатам освоения основных образовательных программ. Внедрение и реализация данного документа подразумевает иные подходы к образовательному процессу. Требуются и новые подходы к созданию образовательного пространства, другой методики преподавания. Поэтому очень важно, чтобы учитель владел современными компетенциями в своей деятельности.

Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию личности ребёнка. Новый ФГОС второго поколения, отвечая требованию времени, делает ставку на формирование у ученика личностных качеств созидателя и творца, на его духовно-нравственное воспитание. ФГОС предлагает конкретные инструменты, обеспечивающие переход с объяснительного метода обучения на деятельностный. Изменится и оценка результатов обучения, так как оцениваться будут не только предметные знания, умения и навыки, но и, прежде всего, метапредметные и личностные результаты учащегося. Согласно ФГОС произойдут и изменения в системе аттестации учителей. Она будет направлена на оценку качества управления учебной деятельностью учащихся.

4) Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа».

Данный документ утверждён Указом Президента Российской Федерации от 4 февраля 2010 года.

Модернизация и инновационное развитие – это единственный путь, который позволит России стать конкурентным обществом в мире 21-го века, обеспечить достойную жизнь всем нашим гражданам. В условиях решения этих стратегических задач важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, умение выбирать профессиональный путь, готовность обучаться в течение всей жизни. Все эти навыки формируются с детства. Школа является особенно важным элементом в этом процессе.

Главные задачи современной школы: раскрытие способностей каждого ученика, воспитание порядочного и патриотичного человека, личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Школьное обучение должно быть построено так, чтобы выпускники могли самостоятельно ставить и достигать серьёзные цели, умело реагировать на разные жизненные ситуации. Национальная образовательная инициатива предполагает создание новой школы – школы будущего.

Какими характеристиками должна обладать школа в 21 веке? Новая школа – это институт, соответствующий целям опережающего развития. В школе будет обеспечено изучение не только достижений прошлого, но и технологий, которые пригодятся в будущем. Учащиеся будут вовлечены в исследовательские проекты и творческие занятия, чтобы научиться изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Новая школа – это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя – помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. В данном документе обращается внимание на то, что ключевой характеристикой современного российского образования становится не только передача знаний и технологий, но и формирование творческой компетентности у детей. Именно такой подход к образованию способствует формированию у них инициативности, способности творчески мыслить и находить нестандартные решения.

В связи с переходом системы образования на ФГОС нового поколения изменились требования ко всем структурным составляющим и результатам обучения на каждом этапе жизнедеятельности. В большинстве это касается подходов к организации учебного процесса, например, переход от знаний–умений–навыков к формированию компетенций, изменение роли учителя от «человека дающего знания» к «человеку, обучающему получать знания». Внедрение всех этих изменений становится возможным, если модифицировать современный урок.

В новом ФГОС изложены требования к ведению современных уроков:

  1. Мотивирование к учебной деятельности реализовывается посредством включения учащихся в исследовательскую и поисковую деятельность. Учитель формирует условия для пробуждения внутренней потребности в изучении материала.

  2. Цель урока учащиеся формулируют самостоятельно, определяют при этом границы собственного знания и незнания.

  3. Новый этап урока – это обнаружение затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи.

  4. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.

  5. На этапе рефлексии учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.

  6. Домашнее задание на современном уроке учащиеся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей6.

Исходя из вышеизложенного, вся учебная деятельность должна строиться на основе системно–деятельностного подхода. Учащийся должен стать живым участником образовательного процесса.

1.4 Сущность и содержание кейс–метода

Метод case-study или метод конкретных ситуаций (от английского case – случай, ситуация) – метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач – ситуаций (решение кейсов). Метод конкретных ситуаций (метод case-study) относится к неигровым имитационным активным методам обучения.

Непосредственная цель метода case-study – совместными усилиями группы студентов проанализировать ситуацию – case, возникающую при конкретном положении дел, и выработать практическое решение; окончание процесса – оценка предложенных алгоритмов и выбор лучшего в контексте поставленной проблемы.

Главное её предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на сотворчество учителя и ученика!)

Метод case-study наиболее широко используется в обучении экономике и бизнес-наукам за рубежом. Впервые он был применен в учебном процессе в школе права Гарвардского университета в 1870 году; внедрение этого метода в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчетах Гарвардского университета о бизнесе.

Сегодня метод case-study завоевал ведущие позиции в обучении, активно используется в зарубежной практике бизнес – образования и считается одним из самых эффективных способов обучения студентов навыкам решения типичных проблем. Так Гарвардская школа бизнеса выделяет почти 90% учебного времени на разбор конкретных кейсов, сохраняя приоритетное значение метода case-study в обучении бизнесу. Ситуационное обучение по гарвардской методике – это интенсивный тренинг слушателей с использованием видеоматериалов, компьютерного и программного обеспечения. Среднестатистический студент Гарварда или любой другой бизнес-школы за время своего обучения «прорабатывает» сотни кейсов. Каждый год в Гарварде издаются сотни новых кейсов, методических пособий и дополнений к коллекции кейсов. Ставку на использование ситуационного обучения также делает один из известных университетов Северной Америки – Университет Западного Онтарио (Канада)

Метод case-study, достоинства которого так хорошо понимали преподаватели экономических дисциплин, тем не менее, не применялся в СССР достаточно долго. Интерес к нему возник лишь в конце двадцатого столетия.

В последние годы в связи с курсом на модернизацию российского образования в системе высшей школы России происходит поиск новых эффективных методов обучения.

Проблема внедрения метода case-study в практику высшего среднего образования в настоящее время является весьма актуальной, что обусловлено двумя тенденциями:

- первая вытекает из общей направленности развития образования, его ориентации не столько на получение конкретных знаний, сколько на формирование профессиональной компетентности, умений и навыков мыслительной деятельности, развитие способностей личности, среди которых особое внимание уделяется способности к обучению, смене парадигмы мышления, умению перерабатывать огромные массивы информации;

- вторая вытекает из развития требований к образованию учащихся, который, помимо удовлетворения требованиям первой тенденции, должен обладать также способностью оптимального поведения в различных ситуациях, отличаться системностью и эффективностью действий в условиях кризиса.

Отличительной особенностью метода case-study является создание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Созданный как метод изучения экономических дисциплин, в настоящее время метод case-study нашел широкое распространение в изучении различных предметов. Для того чтобы учебный процесс на основе case – технологий был эффективным, необходимы два условия: хороший кейс и определенная методика его использования в учебном процессе.

Кейс (с английского case) - Портфель, чемодан, сумка, папка (в нашем варианте – пакет документов для работы учащихся); кейс-метод, метод конкретных ситуаций означает: набор практических ситуаций, которые должны изучаться, анализироваться учащимися.

Метод case-study относят к одному из «продвинутых» активных методов обучения. К преимуществам метода case-study можно отнести:

- использование принципов проблемного обучения – получение навыков решения реальных проблем, возможность работы группы на едином проблемном поле, при этом процесс изучения, по сути, имитирует механизм принятия решения в жизни, он более адекватен жизненной ситуации, чем заучивание терминов с последующим пересказом, поскольку требует не только знания и понимания терминов, но и умения оперировать ими, выстраивая логические схемы решения проблемы, аргументировать свое мнение;

- получение навыков работы в команде (Team Job Skills);

- выработка навыков простейших обобщений;

- получение навыков презентации;

- получение навыков пресс-конференции, умения формулировать вопрос, аргументировать ответ.

Сравнительно недавно метод решения кейсов получил широкое распространение в образовании, став одной из самых эффективных технологий обучения. Преимущества кейс–метода представлены в табл.1.1.



Преимущества кейс–метода по сравнению с традиционными методами обучения

Преимущество

Характеристика

Практическая направленность

Кейс–метод позволяет применить теоретические знания к решению практических задач. Такой подход компенсирует исключительно академическое образование и дает более широкое представление о бизнесе и процессах, нежели лекции в вузе или практика на узком участке работ.

Интерактивный формат

Кейс–метод обеспечивает более эффективное усвоение материала за счет высокой эмоциональной вовлеченности и активного участия обучаемых. Участники погружаются в ситуацию с головой: у кейса есть главный герой, на место которого ставит себя команда и решает проблему от его лица. Акцент при обучении делается не на овладевание готовым знанием, а на его выработку.

Конкретные навыки

Кейс–метод позволяет совершенствовать «мягкие навыки» (soft skills), которым не учат в университете, но которые оказываются крайне необходимы в реальном рабочем процессе.


Кейс-технология достаточно сложное явление в методике преподавания.

Любой кейс дает возможность преподавателю использовать его на различных этапах образовательного процесса: на стадии обучения, на стадии проверки результатов обучения При создании кейса следует учитывать:

1)Для кого и с какой целью пишется кейс?

2)Чему должны научиться дети?

3)Какие уроки они из этого извлекут?

Кейс – это учебный материал, в котором словесно в письменной форме или техническими средствами обучения представлена ситуация, содержащая личные, социальные, экономические или политические проблемы.

При использовании кейс – технологий происходит:

- развитие аналитического, творческого, критического мышления;

- практики поиска и выработки альтернативных решений, осознание

многозначности практических проблем и жизненных ситуаций;

- способность и готовность к оценке и принятию решения;

- развитие социальных компетенций при работе в группе.

Инициативность – это высшая ступень развития активности, которую можно трактовать как побуждение к новым формам деятельности, как новое начинание, стремление к преобразовательной деятельности.

Цель кейс–технологии заключается в том, чтобы научить учащихся, как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,

  • сортировать ее для решения заданной задачи,

  • выявлять ключевые проблемы,

  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,

  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и т.п.

Кейс-технология – это интерактивная технология для обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций.

По уровню сложности кейсы могут быть:

  1. Структурированными (highly structured). Включают в себя минимальное количество дополнительной информации. В них заложена определенная модель решения, и существует оптимальный вариант решения.

  2. «Маленькими набросками» (short vignetts). Знакомят только с ключевыми понятиями, включают 2–3 стр. приложений. Участникам требуются дополнительные знания для работы.

  3. Большими неструктурированными (long unstructured cases). Это самые сложные кейсы. Участникам нужно справиться с большим объемом слабо структурированных данных. В кейс может включаться лишняя информация и/или отсутствовать необходимые данные

По видам практической направленности можно выделить различные виды кейсов:

  1. - практические (отражают реальные жизненные ситуации);

  2. - обучающие (направлены на развитие образовательных курсов);

  3. - научно-исследовательские.



1.5 Методы кейс технологии

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

  • ситуационные задачи и упражнения;

  • анализ конкретных ситуаций;

Этот метод отличается большим объемом материала, так как помимо описания случая предоставляется и весь объем информации, которым могут пользоваться ученики. Основной упор в работе над случаем делается на анализ и синтез проблемы и на принятие решений.

Цель метода кейс-стади – совместными усилиями группы учащихся проанализировать представленную ситуацию, разработать варианты проблем, найти их практическое решение, закончить оценкой предложенных алгоритмов и выбором лучшего из них.

2. метод ситуационного обучения:

  • метод анализа конкретных ситуаций,

  • метод инцидента;

  • метод ситуационно-ролевых игр;

  • метод разбора деловой корреспонденции;

  • игровое проектирование;

метод дискуссии.

Метод инцидента; В центре внимания находится процесс получения информации.

Цель метода— поиск информации самим учеником, и – как следствие – обучение его работе с необходимой информацией, ее сбором, систематизацией и анализом.

Обучаемые получают кейс не в полном объеме.

Сообщение может быть письменным или устным, по типу: «Случилось…» или «Произошло...».

Метод ситуационно-ролевых игр;

Цель - в виде инсценировки создать перед аудиторией правдивую историческую, правовую, социально-психологическую ситуацию и затем дать возможность оценить поступки и поведение участников игры.

Одна из разновидностей метода инсценировки — ролевая игра.

Метод разбора деловой корреспонденции;

Цель ученика — занять позицию человека, ответственного за работу с «входящими документами», и справиться со всеми задачами, которые она подразумевае Метод основан на работе с документами и бумагами, относящимися к той или иной организации, ситуации, проблеме.

Учащиеся получают от преподавателя папки с одинаковым набором документов, в зависимости от темы

Игровое проектирование;

Цель — процесс создания или совершенствования проектов.

Участников занятия можно разбить на группы, каждая из которых будет разрабатывать свой проект.

Игровое проектирование может включать проекты разного типа: исследовательский, поисковый, творческий, аналитический, прогностический

Метод дискуссии.

Дискуссия — обмен мнениями по какому-либо вопросу в соответствии с более или менее определёнными правилами процедуры.

К интенсивным технологиям обучения относятся групповые и межгрупповые дискуссии

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения

Учебные результаты, достигаемые обучающимися, и образовательные результаты, достигаемые учителем при использовании методов кейс-технологии, представлены в таблице

Учебные ( формируемые УУД)

Образовательные

1. Освоение новой информации (познавательные, коммуникативные).
2. Освоение методов сбора данных (регулятивные, познавательные).
3. Освоение методов анализа
(познавательные).
4. Умение работать с текстом
(регулятивные).
5. Соотнесение теоретических и
практических знаний (регулятивные, познавательные)
6. Наработка опыта принятия
решений, действий в новой ситуации, решения проблем (регулятивные)
 

1. Создание авторского продукта.
2. Образование в личных целях (например, подготовка к поступлению в вуз).
3. Повышение уровня сформированности системы УУД у обучаемых.
4. Наработка опыта принятия решений, действий в новой ситуации, решения проблем

:

1.6 Этапы создания кейса.

Первый этап представляет собой сложную творческую работу по
созданию кейса и вопросов для его анализа. Она осуществляется за пределами класса и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструирующую деятельность учителя

Учитель составляет кейс, т.е. обдумывает его тему и собирает необходимую информацию, источниками которой могут служить как учебная литература и СМИ, так и Интернет-ресурсы.

Это позволит учащимся представить ситуацию и найти проблему или ряд проблем.

Кейсы могут быть представлены в самых различных видах: печатном, видео, аудио, мультимедиа.

Основные требования к кейсу: исследовательская проблема должна быть актуальна и не иметь однозначного или очевидного решения; соответствие тематике курса; достаточное количество информации для проведения анализа и нахождения решения, отсутствие несущественных деталей; отсутствие авторской оценки проблемы; представленная информация должна быть противоречива, тогда она повлечет дискуссию между школьниками.



Второй этап работы включает в себя деятельность учителя в аудитории, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и начинает дискуссию, поддерживает деловой настрой в аудитории, оценивает вклад учеников в анализ ситуации. Учитель объявляет форму проведения мероприятия (индивидуальная или групповая), передает кейс учащимся (если он в компьютере, то это должна быть специальная папка) и поясняет, в чем заключается их деятельность, и по каким критериям она будет оцениваться. Результаты исследования могут быть оформлены в виде презентации, проекта

Третий этап. Учащиеся представляют свои работы. Проводится конференция, дискуссия, формы, позволяющие развивать коммуникативную культуру школьников. Подводятся итоги по следующим критериям: количество правильных ответов на поставленные вопросы; предложение нетрадиционного, научно-обоснованного и перспективного решения проблем; самостоятельность решения; грамотный язык; высокий уровень практического обоснования или подтверждения выдвинутых гипотез. Школьники, проанализировав ситуацию, выявляют проблему и стараются найти как можно больше альтернативных решений.

Решение кейсов состоит из нескольких шагов:

1) исследования предложенной ситуации (кейса);

2) сбора и анализа недостающей информации;

3) обсуждения возможных вариантов решения проблемы;

4) выработки наилучшего решения.

Кейс объединяет в себе два компонента: исследовательский и учебный, поэтому процесс его создания предполагает работу бизнес–журналиста/консультанта и преподавателя одновременно.

Как правило, за основу кейса берется ситуация, произошедшая в конкретной ситуации. При необходимости ситуация заостряется, и в нее закладывается проблема, провоцирующая дискуссию.

Содержание кейса дополняется данными из открытых источников: отчетов, исследований, статистических данных.

Этапы и цели реализации работы с кейсом

Этап

Цели реализации этапа

Знакомство с конкретной ситуацией

Понимание проблемной ситуации и ситуации принятия решения

Поиск: оценка информации, полученной из материалов задания и привлеченной самостоятельно

Развитие умения «добывать» информацию, необходимую для
поиска решения, и оценивать её

Обсуждение альтернативных решений Развитие альтернативного мышления

Развитие альтернативного мышления

Диспут: защита отдельными группами своих решений

Сопоставление и оценка вариантов решения

Сопоставление итогов: сравнение групповых решений

Аргументированная защита решений

Резолюция: нахождение решения в группах

Оценивание взаимосвязанных интересов отдельных решений

Проекты базируются на таких вопросах, ответы на которые не могут быть получены из различных источников. Проекты ставят ученика в активную позицию – человека, который исследует, решает проблемы, принимает решения, документирует свою деятельность.

Этапы работы над проектом:

  1. Определение темы проекта.

  2. Определение проблемы и цели проекта.

  3. Обсуждение структуры проекта, составление примерного плана работы совместно с педагогами.

  4. Индивидуальная работа учащихся по сбору информации: обращение к уже имеющимся знаниям и жизненному опыту, работа с источниками информации.

  5. Работа в группах: регулярные встречи, во время которых учащиеся обсуждают промежуточные результаты, преподаватели комментируют проделанную учащимися работу.

  6. Анализ собранной информации.

  7. Подготовка презентации  проекта – создание фото-, видеоматериалов, выставок, творческих работ и т.д.

  8. Публичная защита проекта.

  9. Оценка проекта.

Задачи для учеников на занятии:

    • прочитать ситуацию и обдумать ее;

    • внимательно слушать высказывания учеников и учителя;

    • проследить логику дискуссии;

    • избегать крайностей;

    • уметь выделять главные вопросы;

    • обобщить результаты дискуссии;

    • выделить наиболее важные моменты дискуссии.

Задачи для учителя:

  • иметь четкую учебную цель;

  • разработать вопросы и раздать их ученикам накануне дискуссии;

  • подготовить необходимые материалы (распечатки текстов с изложением кейсов, наглядность, видеоматериалы, программное обеспечение и т.п.);

  • провоцировать дискуссию;

  • направлять дискуссию,

  • быть толерантным в процессе дискуссии;

  • прояснять сложные моменты в ходе дискуссии;

  • стимулировать творческий подход учеников;

  • поощрять их активность;

  • дать концептуальное или теоретическое завершение.



1.7 Требования к оцениванию работ. Результаты работы .

Как письменная, так и устная презентация результатов анализа кейса может быть групповая и индивидуальная. Отчет может быть индивидуальным или групповым в зависимости от сложности и объема задания. Индивидуальная презентация формирует ответственность, собранность, волю; групповая – аналитические способности, умение обобщать материал, системно видеть проект.

Презентация может быть и учительская, когда преподаватель представляет кейс перед учениками, стараясь заинтересовать их, либо презентует результаты работы группы в целом, если работа над кейсом была длительной, что позволяет студентам системно представить сложную ситуацию.

Результаты работы групп ученики представляются во время защиты проектов. Краткая справка. Учебный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта. Является основной формой организации познавательной деятельности учащихся в рамках метода проектов.

На уроке представляются различные проекты – информационные, коммуникационные, исследовательские.

В конце урока в качестве рефлексии мы даём возможность учащимся и всем присутствующим  осуществить самоанализ, дать качественную  оценку своей деятельности и содержанию урока.

2. Практическая часть.

2.1 Применение кейс- технологии на уроке математики.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ: Математика раздел «Куб и его изображение» Тип кейса: исследовательский кейс Содержание кейса Задание: Мы с вами живем в мире, который неразрывно связан с геометрией. Нас окружает много предметов, которые подчиняются правилам геометрии :наш дом , любимые игрушки ,вещи , которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Задача – рассмотреть изображение куба, основные свойства куба и научиться изображать куб . Проблема: к какому виду геометрических фигур можно отнести куб. Для решения проблемы учащиеся должны : -рассмотреть модель куба; - выяснить, из каких геометрически фигур построен куб; - как называются стороны куба( грани), отрезки( ребра,вершины - свойства куба; - научиться выполнять чертёж куба.

Цель:организовать исследование объекта, сбор и изучение информации о кубе. Работа в группах. Затем организуется работа в подгруппах по поиску решения поставленной проблемы. Группам предлагается оформить карточку-задание. Обсуждение. На следующем этапе организуется обсуждение вариантов решений в группах. Каждая из групп поочередно работает над заданием. Все выводы заносит в таблицу. Вывод. Преподаватель совместно с учащимися делает выводы, опираясь на презентованные группами варианты решений, подводятся итоги занятия. Практическая часть. Учащиеся выполняют индивидуально чертёж. Рефлексия. В завершение проводится рефлексия.

РАБОТА С КЕЙСОМ: Кейс предоставляется ученикам непосредственно на занятии. Задание №1.Вопросы для обсуждения: - Какие фигуры называются многоугольниками? - На какие группы можно разделить многоугольниками? -Назовите свойства прямоугольника, четырехугольника, квадрата? - Что необходимо учитывать при выборе материалов? - Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры) - Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов) - Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник и квадрат)

Посмотрите на чертёж. Что изображено на чертеже? (Фигуры) - Какая фигура лишняя и почему? (Круг – он без углов, треугольник – у него 3 угла, ромб – нет прямых углов) - Какие геометрические фигуры остались? (Прямоугольник, квадрат и ??????)

№ Группа 1 ответы рассмотреть стороны куба, просчитать ( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62) 1 Сколько сторон у куба 2 Грань куба - это 3 Все ли грани куба равны Вывод: Отметить на рисунке цветными карандашами грани куба

№ Группа 2 ответы рассмотреть стороны куба( воспользоваться материалом учебника У с. 23№62) 1 Сколько рёбер у куба 2 Сколько ребер выходит из вершины 3 Что является ребром куба Вывод: Вывод: Отметить на рисунке цветными карандашами рёбра куба

№ Группа 3 ответы рассмотреть стороны куба, просчитать их и выяснить какой фигурой является грань куба, определить все ли грани куба равны между собой 1 Сколько сторон у куба 2 Грань куба - это 3 Все грани куба- Вывод: Отметить на рисунке цветными карандашами стороны куба

Рассмотрим другой пример применения кейс-метода на уроке математики. Название кейса: «Проценты в жизни». Тип кейса: практический. Цели урока. 1. Развитие познавательного интереса к вычислению процентов, через решения жизненных задач;

2. Отработка практических навыков при решении задач на проценты; 3. Развитие интереса учащихся к математике. Расширение кругозора через решение задач связанными с жизненными ситуациями.

Пример фрагмента содержания кейса. Задание №1. Познакомиться с ситуацией, представленной в кейсе и с документами, связанными с взятием кредита. Задание №2. Исследовать представленную историю и документы. Выяснить причины, почему могла произойти такая ситуация. Задание №3. Выписать все неизвестные термины и узнать их значение. Задание №4. Рассчитать долг по кредиту. Предложить свои варианты решений данной ситуации. Проанализировать последствия принятия того или иного решения. Сформулировать советы людям, которые собираются брать кредит. Задание №6. Представить полученные результаты своей работы перед ребятамиТекст. «Это было почти три года назад. Я взял в кредит ноутбук за 30 тысяч рублей. Исправно платил по 2500 рублей в месяц, в течение двух лет и трех месяцев, а потом вдруг лишился работы. На этот случай у меня были отложены деньги (приличная сумма), но, увы, деньги незадолго до моего увольнения я потратил на новый телефон. Как я выжил – отдельная тема. У родителей нет возможности помогать. Друзей, способных занять денег на оплату квартиры и кредит, у меня не было. Я устроился на работу, но пока стажировался, пока устраивался, пока получил зарплату прошло около двух месяцев. Были подработки, но и кушать нужно было. Получил зарплату, ура! Думаю, ну ладно – два месяца я не платил кредит, буду платить с отсрочкой и ничего не будет. Вот наивный. Оказывается, мне начисляли штраф за каждый день просрочки. Долг рос с каждым днем…» Фрагмент документа. Общий размер кредита – 30 000 тыс. рублей. Кредит предоставляется на оплату ноутбука. Ссудозаемщик обязуется погасить кредит до "1" октября 2015г. При не поступлении средств в погашение кредита в указанный срок задолженность по ссуде, включая проценты, вносится на счет просроченных ссуд и списывается со счета № ____________________ в _________________________ банке. За пользование кредитом Ссудозаемщик вносит плату в размере 18 процентов годовых. Проценты начисляются и взыскиваются Банком ежемесячно после 20 числа каждого месяца в бесспорном порядке инкассовым поручением с расчетного счета Ссудозаемщика. Отсчет срока по начислению процентов начинается с даты выдачи средств со ссудного счета и заканчивается датой зачисления средств в погашение кредита на ссудный счет Ссудозаемщика. В случае не поступления на счет Банка средств в погашение причитающихся со Ссудозаемщика процентов до 5 числа следующего месяца, причитающиеся со Ссудозаемщика проценты по кредиту считаются как несвоевременно оплаченные. В случае нарушения срока погашения кредита и уплаты процентов Банк взыскивает штраф в размере 5 процентов от непогашенной суммы задолженности кредита за каждый день просрочки [2].

Кейс №3. « Применение интеграла »

Тип кейса: исследовательский.

Содержание кейса:

1.Правила работы с кейсом. 2.Режим работы над кейсом.

3.Описание ситуации: «Через несколько лет встретились профессор и студент. Разговорились. Скажи, Иванов, пригодились тебе знания по высшей математике в жизни? Задумался студент. Да! Однажды шел я по улице, и мне шляпу ветром в лужу сдуло, так я взял проволоку, согнул ее в форме интеграла и шляпу достал».

4.Задания группам – сбор информации (экономика, физика, медицина, геометрия), презентация.



2.2 Применение кейс технологий во внеурочной деятельности по математике.

Кейс-игра не является систематической формой освоения знаний, но она позволяет эффективно вовлекать участников игры в работу с материалом по математической грамотности, осваивать и закреплять необходимые знания через проживание специально смоделированных ситуаций. Кроме того, Кейс-игра наиболее приспособлена для овладения умением грамотно и эффективно принимать решения в ситуациях с множеством выборов. Формат Кейс- игры обеспечивает гораздо более высокий уровень вовлеченности и мотивации участников, чем классические формы обучения, что способствует быстрому и качественному усвоению материала. Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности грамотности»».В ней используются знания из математики и экономики. Программа реализуется в течение шести дней как единая большая Кейс-игра, в которой дети занимают различные позиции: играют за домохозяйства, предприятия, финансовые организации (банки, страховой фонд, фондовую биржу), мэрию. Тема модуля реализуется за один игровой день.

Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» позволяет за достаточно короткое время в режиме погружения освоить более широкий круг содержания на более глубоком уровне, используя возможность делать достаточно много пробующих действий, ошибаться, анализировать причины ошибок и делать новые пробы.

3.В программе «Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» стержневым моментом освоения грамотного финансового поведения, пронизывающим все тематические области, является необходимость принятия взвешенных решений в проблемной ситуации, в которой есть множество выборов. Это означает, что во всех темах должны рассматриваться не «знания вообще», например, знания об устройстве семейного бюджета как доходах и расходах, а определенные проблемные ситуации, поведение в которых может быть разным. Анализ различных возможностей действия (альтернатив) и осознанный выбор одной из них (принятие решения) – «суть культуры грамотного финансового поведения»7.

Предметные знания при таком взгляде на финансовую грамотность – материал, средства или предпосылки обоснованного выбора. Кроме того важно учесть, что в реальных условиях выбор делается человеком в ходе взаимодействия с другими субъектами и коллективного обсуждения (в семье, в компании сверстников и др.).

4. «Кейс-игра «Азбука финансовой грамотности» имеют модульное устройство. Это означает, что внутри каждого модуля предусмотрены три компонента:

а) введение минимума необходимых знаний и умений;

б) введение проблемных ситуаций и учебно-игровых действий учащихся в них;

в) рефлексивное обсуждение результатов.

Самым главным компонентом является введение проблемных ситуаций и учебно-игровых действий учащихся в них. Он, одновременно определяет уровень сложности программы. Уровень сложности легко варьировать за счет предлагаемых ситуаций. Знания и умения при реализации программы должны вводиться соответственно проблемным ситуациям, а не наоборот, и не сами по себе. Пример 1:

Представьте, что вы устраиваетесь на новую работу и подписываете трудовой договор. В пункте договора о размере заработной платы написана сумма 30 000 р. Какую сумму вы будете получать ежемесячно на руки?

Веер возможностей при решении задания:

Данное задание является задачей (сводится к решению математической задачи).

1. Правильные решения: из суммы, указанной в трудовом договоре нужно вычесть 13 % от этой суммы: 30000 - 30000*13/100 = 26100 (руб.).

Пример 2.Что делать в такой ситуации? Представим, что на вашем семейном совете предстоит обсудить, стоит ли маме переходить на новую работу. Дело в том, что она работает в одной фирме уже три года и получает зарплату 20 тыс. р. в месяц. Сейчас ей предложили такую же работу с такой же зарплатой, но пообещали ежегодно её увеличивать на процент инфляции. Теперь на семейном совете предстоит решить, стоит ли менять работу ради не очень понятного повышения зарплаты.

Данное задание является кейсом. Его решение будет построено на тех допущениях, которые примет команда решателей.

Веер возможностей при решении задачи:

1. Пример возможного решения 1: Чтобы выяснить, насколько вырастет заработная плата мамы в соответствии с ростом инфляции, нам нужно узнать, какой была инфляция за прошедший год и какой она будет (по прогнозам, конечно) в следующем году. Например, если инфляция за прошедший год составила 5 %, то заработную плату вашей маме повысили бы на 5 % (20 000 х 0,05), т. е. на 1000 рублей. А если в следующем году аналитики ожидают инфляциюв размере 7 %, то уже к 21 тыс. р. прибавят 1470 р. (21 000 х 0,07) и т. д. Маме имеет смысл менять работу.

Пример 2 Что делать в такой ситуации? Представим, что на вашем семейном совете предстоит обсудить, стоит ли маме переходить на новую работу. Дело в том, что она работает в одной фирме уже три года и получает зарплату 20 тыс. р. в месяц. Сейчас ей предложили такую же работу с такой же зарплатой, но пообещали ежегодно её увеличивать на процент инфляции. Теперь на семейном совете предстоит решить, стоит ли менять работу ради не очень понятного повышения зарплаты.

Данное задание является кейсом. Его решение будет построено на тех допущениях, которые примет команда решателей.

Веер возможностей при решении задачи:

1. Пример возможного решения 1: Чтобы выяснить, насколько вырастет заработная плата мамы в соответствии с ростом инфляции, нам нужно узнать, какой была инфляция за прошедший год и какой она будет (по прогнозам, конечно) в следующем году. Например, если инфляция за прошедший год составила 5 %, то заработную плату вашей маме повысили бы на 5 % (20 000 х 0,05), т. е. на 1000 рублей. А если в следующем году аналитики ожидают инфляциюв размере 7 %, то уже к 21 тыс. р. прибавят 1470 р. (21 000 х 0,07) и т. д. Маме имеет смысл менять работу.

Поскольку учебно-игровые действия всегда чрезвычайно вариативны, а их результаты неоднозначны и часто как бы незримы, важнейшую роль в организации усвоения играет рефлексия. При традиционной организации обучения (сначала теория, демонстрация правильного действия, затем немного упражнений, а в заключении – выводы) рефлексия не нужна, так как в учебном занятии нет ничего неоднозначного, скрытого, требующего выявления, обдумывания, самостоятельного обобщения со стороны учащихся. При реализации данной программы педагог на каждом занятии будет сталкиваться с разнообразными версиями и решениями учащихся. Задача рефлексии – вовлечь учащихся в анализ проделанной работы. Рефлексия в данном случае не оценка, а разбор предпринятых учащимися действий, возможно – «достройка» до хорошего уровня действий, лишь наметившихся в игровой ситуации, но не доведенных до конца.

Предметом работы школьников в рамках Финансовых боевявляются задачи (кейсы) по финансовой грамотности. Финансовые бои позволяют осваивать предметные знания и уменияв рамках способа грамотного финансового поведения.

Примерные задачи (кейсы) для Финансовых боев

1. Представьте, что доходы вашей семьи в начале года составляли 60 000 р., а к концу года 66 000 р. За этот же период инфляция, по официальным данным, составила 5 %.

Что произошло с вашими реальными доходами: увеличились они или уменьшились?

Как рассчитать это увеличение (уменьшение)?

Составьте бюджет (таблицу доходов и расходов) на следующий месяц.

2. Молодой человек примерно так представляет себе достойную жизнь. В месяц на еду мне хватит 10 000 рублей. 15 000 рублей мне будет нужно, чтобы ходить с девушкой в кафе и в кино. На телефон/интернет, думаю, хватит 1 000 рублей. И 3 000 на карманные расходы. Да, еще на одежду, допустим тысяч 35 в год, то есть по 3 000 тысячи в месяц. Ну и машина мне нужна, а значит – кредит. Я готов выплачивать по 12 000 в месяц.

Сколько молодому человеку надо зарабатывать, чтобы потянуть такие расходы?

Все ли расходы учел молодой человек?

Сколько должен зарабатывать этот молодой человек (по трудовому договору), чтобы реализовать свои мечты, и чтобы его бюджет был сбалансирован?

3. Представьте, что в обычной российской семье школьника Ивана Серова шесть человек: мать, отец, сам Иван, его старшая сестра и бабушка с дедушкой, которые находятся на пенсии. Бабушка продолжает работать учителем в школе и получает пенсию 9 тыс. р. и заработную плату 15 тыс. р. Дедушка получает пенсию 12 тыс. р., а также социальные выплаты как ветеран-инвалид афганской войны 3200 р. Отец работает на заводе и получает зарплату 29 тыс. р., а мать занимается частным предпринимательством (держит небольшой цветочный магазин) и зарабатывает в среднем 25 тыс. р. в месяц. Сестра Ивана учится в университете и получает стипендию 1500 р. Сам Иван учится в школе и пока не имеет своего дохода, но бабушка с пенсии даёт внуку 10 %, а дедушка со своей – 20 %.

Сколько рублей составляет совокупный доход семьи Серовых?

Сколько рублей составляет доход Ивана?

4. Представьте, что семья Феди Агеева состоит из пяти человек: Федя, его мама, папа, бабушка и дедушка. Мама получает заработную плату, работая врачом в больнице, 35 000 р. (без учёта подоходного налога), папа инженер на заводе, получает зарплату 52 000 р. (без учета подоходного налога), бабушка и дедушка получают пенсию соответственно 12 000 р. и 14 000 р.

Каков совокупный доход семьи Агеевых?

Каков доход семьи в расчёте на каждого члена?

3. Представьте, что вы хотели бы взять потребительский кредит 450 000 р. на два года в банке и собрали необходимую информацию о нём.

На основе анализа данных таблицы выберите наиболее подходящий для себя вариант.

Объясните, почему этот вариант вы выбираете.



Условия по кредиту

Банк А

Банк В

Банк С

Размер процентной ставки (% в год)

19,9


26

19,5

Размер ежемесячного платежа, р.

22 881


24 243

22 793,24

Общая сумма переплаты за кредит, р.

99 147,91


131 845

97 040,26

Обязательность страхования и сумма страховки в случае необходимости

Необязательно

При наличии страховки сумма снижается на 2 %


Необязательно


Условия досрочного погашения

После трёх месяцев действия кредита

Со второго месяца действия кредита

После шести месяцев действия кредита

Требования к заёмщику

Гражданство РФ; подтверждение доходов; регистрация работодателя в регионе, где оформляется кредит


Гражданство РФ

Гражданство РФ; подтверждение доходов; регистрация работодателя в регионе, где оформляется кредит; поручительство физического лица


Заключение.

Кейс-технология не является обязательным на каждый день и составляется на основе поурочного плана и не отнимает много времени.

Поэтому, опираясь на индивидуальные особенности учащихся и их степень компетентности, этапы работы над определенными умениями и навыками, следует использовать «кейс»- технологию.

Задания разного уровня, анализ информации  на установление соответствия и с выбором ответа дают хороший результат активности, личностного соревновательного  духа  и вдохновения, а также обеспечивает эффективный индивидуальный контроль системной деятельности учащихся на уроке  для взаимодействия с родителями.

В результате работы я пришла к выводу, что использование технологии кейс-обучение в групповой форме:

- формирует у учащихся умение высказывать свои мысли, ставить вопросы к тексту;

- развивает мыслительную деятельность учащихся;

- способствует применению на практике полученных знаний;

- учит предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему.

Метод кейс-обучение в групповой форме способствует:

- активизации деятельности учащихся на уроках;

- развитию познавательной деятельности;

- лучшему запоминанию изученного материала;

- развитию коммуникативных действий (умению слышать, слушать и понимать партнёра, согласованно выполнять совместную деятельность, вести дискуссию, оказывать поддержку друг другу).

Данные качества школьнику необходимы не только в учебной деятельности, но и в жизни.




Список использованных источников

  1. http://kormilovka.omskedu.ru/str/vmo/obchestvo/Chernenko_keys_techn.rar

  2. http://do.gendocs.ru/docs/index-242137.html.

  3. http://msk.treko.ru

  4. Виневская А.В. Метод кейсов в педагогике. Изд-во: Феникс, 2015. 141 с. 2. Балакирева Г.В. Применение кейс-технологии на уроках математики. Сайт «Инфоурок». – URL: https://infourok.ru/doklad-po-temeprimenenie-keys-tehnologii-naurokah-matematiki-783272.html (дата обращения 04.11.2016). 3. Фастова Е. И., Иванова О. Л. Инновационные педагогические технологии. Изд-во: Учитель, 2016. 79 с.

  5. «Азбука финансовой грамотности» Методическое пособие для педагогов организаций дополнительного образования детей, пришкольных и загородных оздоровительных лагерей Авторы-составители: Губанов А.Ю., Губанова Т.М.,Лозинг В.Р., Лозинг Д.В., Нечипоренко А.В.

  6. Басаргина О.О., Сидоров С.В. Возможности кейс-технологии в развитии познавательных интересов обучающихся — [Электронный ресурс] // Сайт педагога-исследователя. — Режим доступа: http://si-sv.com/publ/6-1-0-159 (дата обращения: 01.12.2014).

  7. Иванова А.В., Эверстова В.Н. Совершенствование системы школьного математического образования в современных условиях [Текст] / А.В. Иванова, В.Н. Эверстова // Теоретические и методологические проблемы современного образования; Материалы VIII Международной научно-практической конференции 3—4 апреля 2012 г. Том 1 / Науч.-инф. издат. центр «Институт стратегических исследований». — Москва: Изд-во «Спецкнига», 2012. — С. 163—166.

  8. Сведение об аэропорте города Якутска // Airport-yakutsk.ru портал. — [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: http://www.airport-yakutsk.ru (дата обращения: 29.05.2014).

  9. Толочина (Демьянчук) О.Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды — [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. 2013. 22 января. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/keys-tehnologii-kak-odin-iz-innovacionnyh-metodov-obrazovatelnoy (дата обращения: 19.04.2014).
    10. Сидорова Н.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ CASE-STUDE НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по мат. XIX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 12(18). URL: https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/12(18).pdf (дата обращения: 02.10.2019)





1

2

3

4

5

6

7

17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!