СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Применению проектных технологий и исследовательской деятельности на уроках технологии (столярное дело) в коррекционной школе 8 вида.

Нажмите, чтобы узнать подробности

 

Система работы по применению проектных технологий и исследовательской деятельности на уроках технологии (столярное дело) 

Просмотр содержимого документа
«Применению проектных технологий и исследовательской деятельности на уроках технологии (столярное дело) в коррекционной школе 8 вида.»

 Применению проектных технологий и исследовательской деятельности на уроках технологии (столярное дело) в коррекционной школе 8 вида.


Активные формы обучения являются актуальными и перспективными для современной коррекционной школы. Одной из таких форм на уроках технологии является метод проектов, который открывает значительные возможности для повышения качества образования, позволяет обучать детей самостоятельной поисковой деятельности, повышает мотивацию к обучению. Но метод проекта в коррекционной школе имеет и свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками интеллекта и на коллективную деятельность.

Проектная деятельность в коррекционной школе позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает воз­можность ребенку проявить самостоятельность в планировании, организации и в контроле своей деятельности. В основе метода проектов лежит:

 - развитие познавательных навыков учащихся,

- развитие критического и творческого мышления,

 - умение ориентироваться в информационном пространстве,

 - умение самостоятельно добывать и конструировать свои знания,

- умение увидеть, сформулировать и решить проблему.

   Благодаря методу проектов и использованию информационных компьютерных технологий появилась возможность вовлечь обучающихся с ОВЗ в активную исследовательскую деятельность. Первый проект учащиеся выполнили и защитили в 2016 году. В 2017-2018 гг. количество учащихся, участвующих в проектной деятельности увеличилось до 8 человек.

   Цель работы над проектами в нашей школе — включение учащихся в процесс преобразовательной деятельности от разработки идеи до ее осуществления. Значимость этого метода обусловлена еще и тем, что он позволяет учащимся выбрать вид деятельности по своим интересам, которая соответствует их способностям и в то же время формирует знания, умения, навыки. По сути, выполнение любого проекта  это уже исследовательская деятельность, так как школьники решают проблемы различного характера: выбор объекта исследования, обоснование данного выбора, разработка плана исследования, его анализ, а затем воплощение идеи в виде документа (творческого проекта) или компьютерной презентации выполненной с помощью учителя. Таким образом, ребята под руководством учителя учатся находить и анализировать информацию, получать и применять знания в различных областях, приобретать навыки практической работы и опыт решения реальных задач.

   Нелюбовь детей с нарушениями развития к описанию своей работы кроется в недостаточных умениях анализировать и оценивать свою деятельность, представлять результаты анализа и оценки в письменном виде. Для преодоления этих трудностей учитель предлагает обучающимся различные алгоритмы выполнения работы, макеты проекта. В процессе работы над проектами осуществляются связи с другими предметами.

   По продолжительности обучающимися выполняются краткосрочные и долгосрочные проекты, по виду деятельности – информационные (например, реферат по истории изучаемого объекта), практико-ориентированные (изготовление табурета) и творческие проекты. Проекты могут быть индивидуальными или групповыми.

При выборе темы проекта обучающиеся учатся анализировать не только свои потребности, но и школы, города, края. Тематика проектов подбирается только с учетом личных интересов и способностей обучающихся.

Учащиеся получают возможность углубить свои знания и умения, используя разнообразные источники информации, причем самостоятельно. В качестве информационного методического обеспечения могут использовать учебную, справочную, научно-популярную литературу, источники из Интернета.

Проект может состоять из отдельных частей, например, истории исследуемого объекта, рисунков, таблиц, плакатов, гербариев. Варианты проектов могут быть различными. Необязательно, чтобы весь проект, особенно сложный, выполнялся самостоятельно. Часть проекта может быть уже готовой или выполнена с помощью воспитателя, учителя. Сложные проекты разделяются на части, каждую из которых выполняют вместе несколько учащихся.

Так в процессе выполнения любого проекта учащиеся с ОВЗ в сотрудничестве с педагогом и одноклассниками совместно вырабатывают цели, планируют предстоящую работу, анализируют её ход и оценивают результаты деятельности. При этом происходит формирование навыков работы в команде, формируются навыки самоконтроля и культуры труда, оказания помощи друг другу, совместного решения проблемы, что является необходимым условием для социальной адаптации в обществе.   

Выполнение проекта можно разделить на несколько этапов. Вот примерный план деятельности учащихся в процессе выполнения проекта:

План проведения деятельности (этапы работы).

  1. Организационно - подготовительный этап:

  • Подготовка к предстоящей работе, положительный эмоциональный и творческий настрой на работу.

  • Выбор объекта. Обоснование возникшей проблемы и потребности.

  • Разработка плана работы, определение цели и задач.

  • Подбор необходимых материалов, инвентаря.

  1. Основной этап:

  • Практическое выполнение работы.

  • Соблюдение условий, правил безопасности и культуры труда.

  1. Заключительный:

  • Обобщить результаты деятельности по теме исследования.

  • Вывод, описание готового продукта.

  • Защита проекта.



   Защита проектов проходит на уроках. Также учащиеся представляют свои проекты во внеклассных мероприятиях, участвуют в различных конкурсах и выставках.

Проектная деятельность помогает развитию контрольных знаний и умений у учащихся с ОВЗ, что является важнейшей коррекционной задачей. Известно, что чаще дети с нарушениями в развитии имеют заниженную или завышенную самооценку, не имеют контролирующих навыков. В условиях переосмысливания ценностей образования система контроля и оценивания учебной деятельности обучающихся не может ограничиваться оценкой учителем ЗУН. Для развития учебно-познавательной мотивации обучающихся ставится более важная социальная задача: развивать у обучающихся умения проверять и контролировать себя, критически оценивать свою деятельность, обнаруживать ошибки, находить пути их устранения.

Опыт работы показывает, что применение метода проектов при обучении детей с ограниченными возможностями здоровья, способствует:

· коррекции недостатков развития ребенка;

· развитию мыслительных операций (познавательного интереса), инициативы и творческих способностей;

· формированию навыков самообразования и самостоятельной работы;

· формированию навыков рефлексии, критического и творческого мышления;

· воспитанию настойчивости, уверенности в своих силах, положительного отношения к учебе и труду;

· формированию умений публично выступать и работать в команде.

Словом, приобретению необходимых умений и навыков для дальнейшей жизни, выполнению разных социальных ролей для успешной адаптации в обществе.

Результат использования метода проектов на уроках технологии показал значительное повышение интереса обучающихся к предмету. Школьники всех возрастных групп с удовольствием включаются в исследовательскую деятельность.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!