Адаптированная рабочая программа воспитательной работы
с учащимися
с интеллектуальными нарушениями
2022-2023
Разработана учителем начальной школы ГБПОУ МИК ЦКР Давыдково
Рыбаковой Т.С.
Пояснительная записка
Программа ориентирована на Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
При составлении программы учтено: воспитание призвано способствовать развитию и становлению личности ребенка, его интеллектуальных, духовных и физических сил и способностей, полноценному включению ребёнка с ОВЗ в социум.
Одной из наиболее значимых составных частей социального воспитания является нравственное воспитание ребенка с нарушениями в развитии, которое направлено на формирование системы практических знаний о нормах и правилах поведения в обществе.
Цель: создание единого воспитательного пространства, направленного на реализацию образовательных прав учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), формирование человека - гражданина, патриота, ведущего здоровый образ жизни, коррекция отклонений в развитии для последующей интеграции в общество.
Задачи:
Ознакомление учащихся с новой информацией по темам основных направлений воспитательной программы.
Обучение практическим приемам поведения в различных жизненных ситуациях на основе нравственности.
Формирование нравственных мотивов и привычек, ценностного отношения к этическим нормам жизни, культуры поведения, повышения уровня воспитанности учащихся.
Воспитание нравственных качеств путем ознакомления с правилами нравственного поведения, анализа нравственных ситуаций.
Обогащение эмоционального мира детей нравственными переживаниями и формирование у них нравственных чувств.
Основные направления реализации программы:
Гражданско-патриотическое
Духовно-нравственное
Художественно-эстетическое
Профилактическое
Социальное
Профессионально-трудовое
Учебно-познавательное
Спортивно-оздоровительное
Работа с родителями
Особо важным разделом программы служит профилактическое направление воспитательной работы: Школа безопасности. Работа педагога и учащихся в этом направлении призвана сформировать у ребёнка модели поведения в различных опасных жизненных ситуациях, а так же подготовить ребёнка к жизни без вредных привычек.
Программа основана на следующих принципах и подходах:
Принцип гуманистического воспитания
Объединение детей и взрослых в единый коллектив. Работа строится на отношениях партнерства, уважения и доверия.
Принцип личностно-ориентированного воспитания
В основе лежит признание личности ребенка высшей социальной ценностью; принятие его таким, какой он есть; отсутствие попытки переделать его, но умение влиять на его развитие, опираясь на совокупность знаний о человеке вообще и о данном обучающемся в частности.
Принцип природосообразности и здоровьесбережения
Предполагает, что воспитание основывается на понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов, на основании возраста детей, пола, особенности психики и физиологии. Не бороться с природой ребёнка, не переделывать, а развивать то, что уже есть, взращивать то, чего пока нет.
Деятельный подход
Ребенок развивается в деятельности: игровой, трудовой, досуговой, творческой.
Целостный подход
Воспитание и обучение являются равноправными и взаимодействующими компонентами.
Принцип комплексного подхода
Позволяет воспитывать и развивать какие - либо качества обучающегося в комплексе, а не по очереди, самораскрытие человека с разных сторон.
Принцип успешности
Положительный тон жизни ребенка должен опираться не только на общий школьный климат, но и прежде всего на собственные успехи в деятельности. Успех не только помогает раскрытию потенциала, но и открывает новые возможности.
Дифференциация воспитания предполагает отбор содержания, форм и методов, учет специфических позиций детей и взрослых, учет их культурологических условий, признание уникальной неповторимости участников воспитательного процесса.
При проведении занятий используются следующие методы:
Словесные – рассказ, объяснение, беседа
Наглядные – наблюдение, демонстрация
Практические – упражнения, приучение
Методы изложения новых знаний
Методы повторения, закрепления знаний
Методы применения знаний
Методы контроля
Эффективность программы
В результате проведения воспитательной работы планируется:
Получение учащимися базовых знаний об обществе, правилах и традициях общения в нём, об истории родной страны и её лучших представителях (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).
Овладение учащимися морально-этическими нормами жизни (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).
Приобщение учащихся к доступному труду (самообслуживание, общественно-полезный труд) (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).
Формирование у учащихся привычек здорового образа жизни и безопасной жизнедеятельности; (соответственно возрасту и индивидуальной зоне актуального развития).
Формирование личного поведения учащихся на основе приятия природоохранительной позиции.
Формирование у учащихся эстетического восприятия окружающего мира
Укрепление физического здоровья учащихся.
Формы реализации программы
Основная форма организации воспитательной работы – работа в коллективе. Это не исключает, а с учетом выраженной индивидуализации личности ребёнка с ОВЗ, наоборот предполагает включение индивидуальных форм работы и воспитательной работы в малой группе.
Главными средствами воспитательного воздействия являются: слово, переживание, деятельность, игра, психологические упражнения.
В соответствии с этим можно говорить о пяти группах форм воспитательной работы:
Словесно-логические
Образно-художественные
Трудовые
Игровые
Психологические
Сроки реализации программы.
Говоря о сроках реализации Адаптированной воспитательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями, следует сделать акцент на необходимости концентрического ее построения: из года в год темы остаются прежними, меняется их содержание в соответствии с изменением зоны актуального развития обучающихся на каждом этапе обучения. Данная программа рассчитана на один учебный год. Воспитательная работа реализуется на классных часах, во время проведения ВД «Разговоры о важном» (по федеральной программе), на занятиях внеурочной деятельности (в рамках Учебного плана), на общешкольных воспитательных мероприятиях по графику ГБПОУ МИК. Воспитательная работа по направлениям художественно-эстетической, экологической, нравственно-этической и патриотической направленности тесно переплетается с содержанием программ образовательных предметов учебного плана. Большую часть работы в этих направлениях классный руководитель, являясь педагогом класса по большинству предметов, имеет возможность осуществлять на уроке.
К окончанию учебного года в ходе проделанной работы предполагается, что учащиеся должны /с учётом степени интеллектуальных нарушений и текущего психического статуса, а так же с учетом возраста/ :
Знать / иметь представление/ символику, важнейшие эпизоды истории, традиции и обычаи Родины
Любить и уважать свою Родину
Уважать традиции и обычаи своих предков
Понимать роль трудовой деятельности в жизни человека
Уважать и ценить труд людей
Уметь бережно относиться к материальным ценностям (школьное, личное и общественное имущество)
Знать свои основные права и обязанности, как юных граждан Российской Федерации
Усвоить правовые нормы поведения
Уважать права другого человека
Знать куда и к кому обратиться за помощью при необходимости защиты своих прав
Любить и хранить национальную культуру
Стремиться к красоте вокруг себя, уметь беречь эту красоту
Использовать в речи доступные возрасту стереотипы общения в различных ситуациях (приветствия и прощания, благодарность и извинения)
Справедливо оценивать поступки, свои и чужие
Уметь выражать свои приветствия, прощания, обращения с просьбой, выражать слова благодарности
Правильно вести себя во время разговора
Самостоятельно /или с минимальной помощью/ регулировать отношения с другими детьми и взрослыми
Знать причины, сохраняющие и разрушающие здоровье
Знать способы укрепления здоровья с помощью физических упражнений, соблюдения режима дня, гигиенических навыков, закаливания. Уметь использовать полученные знания на практике
Соблюдать правила личной гигиены
Критически относиться к употреблению табака и алкоголя
Уметь осмысливать отношения между людьми и понимать, что связывает их между собой
Уважительно относиться к старшим. Уметь сравнивать, анализировать, осмысливать внутрисемейные роли
Знать правила поведения на природе
Правильно вести себя на природе, бережно относиться к растениям и животным
Выполнять правила безопасной жизнедеятельности в различных ситуациях.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН .ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
2Д КЛАССА ГБПОУ МИК ЦКР ДАВЫДКО
2022-2023 учебный год
№ | Дата (кол-во занятий) | Мероприятие | Форма проведения |
Гражданско-патриотическое направление |
1 | “Я и моя школа” | | |
| 2 р./год | Мой класс. Одноклассники. Выбор актива класса. / Подведение итогов года. | классный час |
| 1 р./год | Ориентируюсь в школе. | экскурсия по школе |
| ежедневно | Поведение на уроке и во внеурочное время. | формирование моделей поведения |
2 | “Я- москвич!” | | |
| 1р/четв. | Знакомство с родным городом. Достопримечательности Москвы. | Экскурсии презентации просмотр документальных фильмов |
3 | “ Россия - родина моя” |
| соответственно знаменательным датам | Знаменательные даты в жизни моей страны. | Беседы, просмотр презентаций, документальных фильмов, конкурсы плакатов, рисунков |
| не менее 1р/полугодие. 2-ая половина мая: посещение музея ВОВ в парке Победы | Они защищали Родину. | Посещение школьного музея Музей ВОВ в Парке Победы. Просмотр фрагментов документальных и художественных фильмов Знакомство с картинами художников. |
| по плану колледжа | Подготовка и участие в праздничных мероприятиях (концерты, конкурсы рисунка и пр.) посвященных знаменательным датам | Концерты конкурсы |
Профилактическое направление |
4 | “Школа безопасности” |
а) | не менее 2 р. /мес. 2 и 4 четверг месяца в рамках ВД «Проектная деятельность» | ПДД | беседа презентация дидактический фильм практическое занятие |
б) | 1 р./полугодие. 1 четверг месяца в рамках ВД «Проектная деятельность» | Пожарная безопасность. | беседа презентация дидактический фильм практическое занятие |
в) | 1 р. /полугод. 16.11 12.04 | Один дома. | беседа презентация дидактический фильм моделирование ситуаций |
г) | 1 р. /полугодие. ( в рамках ВД «Наше здоровье»)+ 28.12 | Я за порогом дома | беседа презентация дидактический фильм моделирование ситуаций |
д) | 2 р. /год ( в рамках ВД «Наше здоровье») | В лесу. | беседа презентация дидактический фильм моделирование ситуаций |
е) | 1 р ( в рамках ВД «Наше здоровье») | Домашние лекарства. Безопасное хранение и использование. | дидактический мультфильм беседа моделирование ситуаций |
Духовно – нравственное направление |
Этот раздел фактически объединяет все остальные, т.к. предполагает : а) воспитание трудолюбия, творческого отношения к учёбе, труду, жизни; б) воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека; в) воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях; г) воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде; д) формирование ценностного отношения к здоровью, и здоровому образу жизни; е) воспитание нравственных чувств и этического сознания. |
Художественно – эстетическое направление |
Приобщение к изобразительной деятельности, музыкальное развитие, приобщение к театру, художественной литературе, развитие эстетического отношения к окружающему миру осуществляется классным руководителем начальной школы на уроках музыки, ИЗО, ритмики, чтения, ручного труда. |
| органическое включение в состав мероприятий всех направлений | Знакомство с картинами русских художников и народными промыслами. | Посещение музея изобразительных искусств, выставок (можно виртуально) |
Знакомство с музыкальными произведениями разных жанров | прослушивание аудиоматериалов |
Знакомство с русской поэзией и прозой. | чтение, слушание, разбор |
Изобразительная деятельность самих учащихся. Участие в конкурсах рисунка и поделки, посвященных конкретному событию, теме. | практическая работа |
Учебно - познавательное направление |
Включает: дополнительные предметные занятия, экскурсии в дополнение учебных программ, участие в общешкольных, городских, Всероссийских и международных мероприятиях, олимпиадах. |
| в соответствии с графиком проведения ГБПОУ МИК | Участие в мероприятиях различного территориального подчинения (с учетом психофизических возможностей учащихся класса). | конкурсы олимпиады |
Спортивно – оздоровительное направление |
5 | “Если хочешь быть здоров - закаляйся!” |
| 2 занятия: сентябрь май | Режим дня ученика начальной школы. Чередование труда и отдыха. | беседа дидактический рассказ презентация |
| 1 р. /нед. ( в рамках ВД «Наше здоровье») | Гигиена. Закаливание. Здоровое питание. | беседа дидактический рассказ презентация |
| 4 занятия: октябрь декабрь март май ( в рамках ВД «Сильные, смелые, ловкие») | Чем заполнить прогулку. Подвижные и спортивные игры на свежем воздухе. (продолжительность, одежда, место проведения, спортивные принадлежности) | беседа дидактический рассказ презентация |
| 1 раз в месяц ( в рамках ВД «Сильные, смелые, ловкие») | Разучивание новых игр для улицы | практическое занятие |
| по плану колледжа | Участие в эстафетах, соревнованиях. | эстафета соревнование |
Экологическое направление |
6 | “Я и природа”. | | |
| | Береги животных! 4 октября День защиты животных. | Презентация. Беседа. |
| Не менее 2 р. /год. | Бережное отношение к зелёным насаждениям. Поведение в лесу, на поляне, в поле. Воспитание природоохранительной позиции. | Презентация. Беседа. Моделирование поведенческих ситуаций |
| 1 р. /год | знакомство с садово-парковым хозяйством на пришкольном участке, экскурсия в ПОБГ «Рабочие зелёного хозяйства». | Экскурсия |
| декабрь январь февраль март | Изготовление кормушки для птиц, установка её на пришкольном участке. Подкормка зимующих птиц. | практическое занятие |
Социальное направление |
Включает воспитание правовой культуры в детской среде, воспитание толерантного мировоззрения, терпимого отношения ко всем людям, вне зависимости от их национальности, религии, особенностей здоровья, имущественного положения. Воспитание чувства неприятия к насилию, терроризму и экстремизму. Умение не доводить до конфликта. Воспитание сочувствия, сопереживания, умения прийти на помощь. Укрепление ценностных ориентиров учащихся. Воспитание межнационального и межконфессионального согласия |
| ежедневно | В начальной школе пронизывает весь образовательный процесс. | беседы групповые и индивидуальные выработка моделей поведения в различных ситуациях дидактические (психологические) игры |
Трудовое и профориентационное направление |
7 | Все работы хороши: выбирай на вкус!” |
| 3р. / год | Знакомство с трудовыми мастерскими подразделения “Давыдково” | экскурсии в школьные мастерские (столярная, слесарная, швейная, садово-парковое хозяйство) |
| ежедневно | Воспитание уважения к человеку труда и благодарного отношения к продукту человеческого труда. | формирование поведенческих моделей в повседневных ситуациях |
| ежедневно | Участие в общественно полезном труде, дежурство по классу, наведение порядка на своём рабочем месте, поддержание чистоты в классе, школе, портфеле. | практическая работа |
| 1р. /год | Ты и твои обязанности. | + родительское собрание |
Работа с семьёй
8 | 5 р. / год | Родительские собрания по запланированной теме | собрания (в том числе онлайн) |
9 | по мере обращения (родители) или необходимости (педагог) | Индивидуальное консультирование | беседа, посещение на дому. |
10 | по мере необходимости | Диспетчерская работа | подготовка запрашиваемой документации приглашение/направление на ППк, ПМПК. и пр. |
11 | по ситуации | Привлечение родителей к участию в жизни школы | участие в мероприятиях посещение открытых уроков |
Тематика классных часов 2Д класса
(2022-2023 учебный год).
№ | Тема | дата | Количество учащихся /Отсутствующие |
1 | День Знаний. Здравствуй, школа! Вспомним правила юного пешехода. Инструктаж. | | |
2 | Я и моя школа. Мой класс. Выбор актива класса. Воспитание бережного отношения к школьному имуществу. Правила безопасного поведения в школе. +Школа юного пешехода. Твоя безопасность на улице. Пешеход, пассажир, водитель. | | |
3 | Режим дня второклассника. | | |
4 | Ты и твои права и обязанности. В школе и дома. | | |
5 | Они сражались за Родину. Посещение школьного музея. | | |
6 | Мы и природа. Всемирный день защиты животных. | | |
7 | «Я – москвич!». Виртуальная прогулка по Западному округу Москвы. Достопримечательности нашей малой родины. | | |
8 | Все работы хороши: выбирай на вкус. Экскурсия в школьные мастерские. | | |
9 | Школа безопасности. Противопожарная безопасность. Твои действия при пожаре. | | |
10 | Знаменательные даты. 4 ноября – День народного единства. История и современность. | | |
11 | Школа безопасности. Один дома. Осторожно: газ, электричество! | | |
12 | Мои великие соотечественники. Русские художники и композиторы. | | |
13 | О невежах и вежливости. +Школа безопасности. Будь внимателен на осенне-зимней дороге: гололёд, плохая видимость из-за короткого светового дня и снегопада. | | |
14 | Великая история. Битва за Москву. | | |
15 | «Я – москвич!». Виртуальные прогулки по Москве. +Школа безопасности. Если ты потерялся. | | |
16 | Бережное отношение к природе. Воспитание природоохранительной позиции. + «Школа безопасности»: правила безопасного поведения в лесу. | | |
17 | Празднование Нового года. Классный « Голубой огонёк». + Профилактическая беседа. Тема: Знание и соблюдение привил дорожной безопасности – гарантия здоровой и счастливой жизни. Поведение на улицах города во время массовых гуляний. Безопасность во время Новогодних праздников. Инструктаж. | | |
18 | Вредные и полезные привычки. | | |
19 | Мальчики и девочки. Что делает мальчика мужественным, а девочку женственной. | | |
20 | Я – москвич. Третьяковская галерея. (Виртуальная экскурсия). | | |
21 | Полезные привычки. Джентльменское поведение. +«Школа безопасности». Пожар! Практическое занятие по выработке правильного поведения при возникновении опасности. | | |
22 | Полезные привычки. Мои права. Мои обязанности. +«Россия – Родина моя!». Военные профессии. | | |
23 | Славные защитники земли русской. | | |
24 | День воинской славы России. | | |
25 | Красный день календаря. 8 марта – международный женский день | | |
26 | Полезные привычки. Когда на меня оказывают давление. + Школа безопасности. Правила поведения на берегу весеннего водоёма. | | |
27 | Полезные привычки. Умей сказать «Нет»! | | |
28 | Полезные привычки. Опасная дружба. Где нельзя заводить знакомства. | | |
29 | День Космонавтики. | | |
30 | «Я и природа». Ты в лесу – гость. + Школа безопасности. Правила поведения в лесу, лесопарке. | | |
31 | Праздник весны и труда. +Школа безопасности. Правила поведения на улицах города. | | |
32 | День Победы. Никто не забыт, ничто не забыто. | | |
33 | «Я – москвич!». Виртуальная экскурсия по Москве. Правила поведения на улицах и в общественном транспорте города. | | |
34 | Все работы хороши – выбирай на вкус! Экскурсия в школьные мастерские. + Правила безопасности в школьной мастерской. | | |
35 | Подведение итогов учебного года. Вспомним правила «Школы безопасности». «Я и природа». Береги лес! + Правила безопасного отдыха на берегу водоёма. | | |
36 | Что я узнал в «Школе юного пешехода» во 2 классе. Плановый инструктаж твои безопасные летние каникулы. | | |
Классный руководитель 2д класса:
Рыбакова Т.С._________________________