Примерная схема комплексного анализа проблемно - развивающего урока
внутренняя, психологическая готовность обучающихся к уроку;
организационные действия учителя (при необходимости);
планирование учителем и сообщение обучающимся образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;
актуализация знаний и способов деятельности школьников;
какие методы проблемного обучения использовались учителем (поисковые, исследовательские, проблемное изложение);
применение проблемных методов в учении школьников;
соотношение деятельности учителя и деятельности обучающихся;
объём и характер самостоятельных работ обучающихся и соотношение репродуктивных и продуктивных самостоятельных работ;
учёт учителем уровней актуального развития обучающихся и зоны ближайшего их развития;
подходы к повышению у учеников положительной мотивации учения;
постановка учителем проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций, показ их разрешения;
владение учителем способами создания проблемных ситуаций;
соблюдение правил постановки учебной проблемы;
использование учебника, соотношение репродуктивной и частично- поисковой работы с ним;
соответствие подбора наглядных пособий требованию проблемного обучения;
формирование специальных и общих учебных умений обучающихся;
наличие у обучающихся познавательных умений, формулировка проблемы, выдвижение и обоснование гипотезы, нахождение путей доказательства (опровержения) гипотезы, проверка правильности её решения;
умения обучающихся осуществлять логические операции;
развитие познавательных способностей обучающихся на каждом этапе урока (что это доказывает);
затруднения, возникшие у обучающихся всего класса, у отдельных школьников, их причины, как они были устранены;
соблюдение требований проблемно - развивающего обучения к домашней работе обучающихся: какие задания были предложены (на продолжение исследования, начатого на уроке, решение новой, нетиповой задачи, на актуализацию опорных знаний и умений, на применение знаний и умений в новой ситуации, на самостоятельное теоретическое осмысление);
учёт учителем индивидуальных особенностей, способностей и подготовленности обучающихся и предложение дифференцированных заданий;
что дал урок для развития у обучающихся воли, интеллекта, эмоций, познавательных интересов, речи, памяти, самостоятельности мышления;
общая результативность урока.