Раннее начало коррекционной работы с умственно отсталым ребенком позволяет максимально с корригировать дефект и предотвратить вторичные отклонения.
На каждом уроке в специальной школе должны решаться три задачи – обучающая, воспитательная и коррекционная. Одними из требований к урокам являются:
- учет индивидуальных особенностей учащихся и дифференцированный подход в процессе обучения;
- соответствие общей структуры и внутренней логики урока поставленным образовательной, воспитательной и коррекционной задачам, правильная взаимосвязь и соответствие его частей».
Разграничение требований по отношению к разным типологическим группам учащихся и к каждому ребенку индивидуально осуществляется с учетом возможностей детей и особенностей их дефекта. Если же ребенок возбудимый и у него нарушена работоспособность, вследствие чего быстро утрачивается интерес к уроку, учитель напоминает школьнику о цели задания, хвалит за работу на начальном этапе, ненадолго меняет вид его деятельности, выражает одобрение и возвращает к прерванному упражнению.
Реализация принципа индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в процессе обучения требует от учителя дополнительной подготовки к уроку, педагогического мастерства, знаний психофизических особенностей каждого ученика. При всей сложности организации индивидуального и дифференцированного подхода в условиях классно-урочной системы, учителя стремятся к реализации данного принципа обучения, используя различные методы, приемы и средства.
Наиболее распространенной формой индивидуализации обучения является индивидуализация самостоятельных работ: классных упражнений или домашних заданий.
На каждого ученика класса учитель составляет характеристику, в которой раскрывает состояние его общеучебных знаний по программе, моторно-двигательных возможностей.Анализ характеристики позволит правильно спланировать фронтальную работу с классом, правильно осуществить дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся с различной подготовкой и разными способностями.
Дети с «особыми нуждами» - сложный, своеобразный контингент. Их отличает ряд особенностей, главная из которых заключается в том, что результатов их обучения и воспитания педагоги ждут достаточно долго. Это осложняет вопрос комплектования групп и организации общегрупповой и подгрупповой работы.
Основная установка при проведении занятий с тяжело умственно отсталыми детьми – организация их активной практической деятельности. Обязательная эмоциональная положительная оценка учителем малейших достижений ребенка.
Общие условия, соблюдение которых обеспечивает реализацию принципа индивидуального подхода к обучению, развитию учащихся и раскрывает приемы индивидуализации обучения на различных этапах урока.
1. Обязательные условия успешного обучения – привлечение детей к активному изучению материала и индивидуальный подход на всех этапах урока;
2. Добиваясь усвоения учебного материала всеми учащимися, учитель использует различные приемы, варьируя их с учетом индивидуальных особенностей: активных, сильных привлекает к выводам; пассивных вызывает для ответов на вопросы в процессе первичного закрепления;
3. Учитель всегда находит возможность отметить успех ребенка, его продвижение.
Усвоение учащимися специальных классов нового учебного материала должно опираться на актуализацию уже изученного. Детям с преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения, у которых процесс написания, решения ответа опережает процесс обдумывания, анализа, необходимы упражнения с комментированием. Повторение правила должно подкрепляться практической работой с объяснением каждого действия, что и с какой целью нужно сделать, что вначале, что затем.
Индивидуализация обучения при закреплении знаний, умений и навыков.Большое разнообразие приемов закрепления, видов упражнений и задач, разработанных в частных методиках, позволяют организовать закрепление изученного с учетом возможностей и перспектив развития каждого ученика. Для организации этой деятельности, в целях индивидуализации, предлагается использовать варианты заданий по степени трудности, по степени оказания помощи, задания основные и дополнительные, задания по объему, а также, учитывающие интересы и склонности детей.