СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Природа Южной Америки

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок обобщающего повторения прирордных условий Южной Америки.

Просмотр содержимого документа
«Природа Южной Америки»

Урок в 7 классе на тему:

«Южная Америка»

(Обобщение, систематизация и коррекция знаний по теме)

Учитель: Крымова Т.Н.

Дидактическая цель: Создать условия для обобщения, систематизации и коррекции знаний по теме "Южная Америка" на основе технологии группового обучения с ориентацией на развитие информационно-коммуникативных компетенций.

Место урока в изучении темы: урок № 6 в теме «Южная Америка»
Тип урока: Урок обобщения, систематизации и коррекции знаний. Форма проведения урока: урок – путешествие.
Цели урока по содержанию:

Образовательные:
Обобщить и систематизировать знания об особенностях природы, выявить качество и уровень владения знаниями и корректировать их.

Развивающие:
Закрепить умения показывать компоненты природы материка. Объяснять взаимосвязи структурных компонентов ПК континента. 
Воспитательные:
Развивать информационную компетентность учащихся на основе работы с разными источниками информации.
Воспитывать позитивное отношение к ответам одноклассников
Продолжение формирования мировоззренческой идеи единства мира на примере взаимосвязей компонентов природы материка.

Технология: ГСО, уровневой дифференциации, информационные технологии.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы обучения: наглядно — иллюстративный, объяснительно — иллюстративный, репродуктивный, частично — поисковый.
Методы познания: мультимедийные демонстрации, проблемный, сравнительный, картографический, оценки.
Оборудование: Учебник «География» 7 класс, компьютерная презентация, карты атласа, физическая карта мира и политическая карта мира.

Реализация целей урока будет достигнута на основе развития у учащихся метапредметных и специальных компетенций работы с разными источниками информации, анализа информации из выступлений учеников.

Здоровье и психосберегающая среда создается через комфортных условий проведения урока, активные формы изучения материала, смену видов деятельности, соблюдение санитарно-гигиенических требований

Контрольные вопросы и задания.
 

  1. В чем особенности ГП материка? 

  2. Какие общегеографические закономерности прослеживаются на примере изучения природы материка?

  3. Как дать характеристику природной территории? Результаты урока. Обобщенная и систематизированная информация по материку. Умения показывать природные объекты на карте.

^ Ход урока
Ι. Организация класса.
2. Основная часть урока.

Этапы урока

Действия

1.Сообщение 
темы
и цели урока.

Слушают.

Ребята, на этом уроке обобщение ваших знаний по Южной Америке пройдет в форме игры – путешествия. (Вот почему на перемене класс поделился на команды.)

2.Вводное  слово 













Участок 1 Основная часть урока. Участок1.

Историко-географический 
















Участок 2 Картографический





Участок 3

Эрудит
Сайды № 7 - 11 скрыты и просматриваются через гиперссылки со слайда № 6










Участок 4
Климатический























Участок 5

Биологический





















Участок 6

Проблема 







Участок 7

Экологический 

Каждый человек рожден мечтателем и путешественником, и сначала совершает открытия на страницах книг. В детстве, читая книги Ж.Верна, Обручева, Ферсмана мы стремимся ступить ногой на неизвестный, но манящий тайнами берег. Мир дальних странствий зовет за собой.

Однако в реальной жизни не каждому удается стать участником открытий, и тогда их сердца с грустью отзываются на трогательные строки Р. Рождественского:

Я жалею о том, что не видел лица всей Земли,
Всех её океанов, вершин ледяных и закатов.
Только парус мечты вел по свету мои корабли,
Только в стеклах витрин я встречал альбатросов и скатов.
Я не слышал, как в Лондоне час отбивает Биг Бен,
Я не видел, как звезды сползают к фиордам все ниже, 
Как кипит за кормой горький снег атлантических пен
И в начале весны голубеют фиалки в Париже.


Дорогие друзья, я призываю вас больше читать, а значит путешествовать и познавать наш мир.

(Электронное приложение) слайд № 2 На этой каравелле мы пересечем Атлантику и подойдем к берегам Южной Америки. 
1. А кто будет возглавлять морскую экспедицию, если в 1492 году этот корабль впервые подошел к берегам Америки? Что вам о нем известно? («Санта-Мария», Х. Колумб) 
2. Почему континент назвали Америка, а не Колумбия? - слайд № 3 ( Америго Веспуччи описал новый материк)  3.Несколько лет спустя после плавания Колумба берега данного континента исследовала еще одна экспедиция, состоявшая из 5 кораблей. Кто возглавлял эту экспедицию? какие открытия она совершила?  слайд № 4 («Виктория», Магеллан 1519 – 1522, Магелланов пр-в, о. Огненная Земля, Тихий океан, Филиппинские о-ва).
4. Какие исследователи Южной Америки вам известны? 
(А.Гумбольдт, Рубцов, Вавилов)

Пересечение океана послужило разминкой; все на берег, пройдем в глубину материка.

Путь всегда начинается с карты. С карты начнем и мы. Проверим, как вы усвоили географическую номенклатуру - слайд № 5
А) Каждой команде предлагается нарисовать контур материка, отметить экватор и запомнившиеся геогр. объекты. Победит тот, кто за 2 минуты точнее нарисует и больше укажет объектов. 
Б) Команды получают конверты с фрагментами карты материка. 
Задание: быстрее и без ошибок сложить целый материк. Работа начинается одновременно по команде.


А) Нужно ответить без подготовки -  слайд № 6

1.Самое высокогорное крупнейшее озеро мира. (Титикака)
2. Самый высокий водопад на планете. (Анхель)
3. Самая длинная горная цепь. (Анды)
4. Самая высокая точка западного полушария. (г.Аконкагуа, 6960 м)
5. Самая полноводная река в мире. (Амазонка)


Б) Нужно ответить, не пользуясь картой - слайд № 12
1. Каково направление вашего путешествия, если вы спускаетесь по Амазонке к Атлантическому океану? (на восток)
2. Почему район Бразильского плоскогорья называют железным сердцем Бразилии? (месторождения железных руд)
3. Какой остров Тасмания или Огненная Земля расположен южнее? (Огненная Земля)
4. В каком направлении идет судно из Атлантического океана в Тихий через Панамский канал. (Ю-В)
5. Обратите внимание на климатограммы. Определите экваториальный климатический пояс - слайд № 13 (Б)

- Климат материка необычен и удивителен. Вам будет предложены задания письма о климате материка. Прочитайте внимательно текст - письмо. Подумайте, как правильно ответить Ответ аргументируйте, используйте необходимые карты. За правильный ответ – 1 балл.

1. “Дорогой друг, Дэвид!

Завтра я улетаю на карнавал в Рио – де – Жанейро. Посоветуй, какую одежду мне взять с собой, чтобы чувствовать себя комфортно? Февраль 2007”

2. “Уважаемый Иван Степанович!

Наша экспедиция продвигается очень медленно, мешают дожди. Они идут каждый день. Капли падающего дождя стучат по листьям, по одежде. К утру она не успевает просохнуть. Хочется поскорее выбраться из этой зеленной чащи”.

Где может находиться экспедиция?

3.В одной книге я прочитал описание реки Амазонки.

“Воды этой реки внушают местным жителям свирепый ужас. Несмотря на то, что их предки издавна жили здесь, они видят в реке лишь безрассудную и враждебную силу. В половодье течение реки подмывает берега, когда же вода спадает, деревья, стоящие на берегу, теряют опору и с грохотом валятся в реку. Вода в этой реке желтая и мутная. Дважды в год эта река вздувается от дождей, дважды в год вода спадает” Почему это происходит с рекой, почему она полноводна круглый год?

4.Ж.Дортс писал:

“Южноамериканский континент тоже получил свою долю пустынь. Одна из необыкновенных и парадоксальных сухих зон земного шара простирается вдоль Тихоокеанского побережья. Эта полоса протянулась примерно на 4520 км, включая и “абсолютные пустыни”, которые кажутся лишенными малейших признаков жизни”. Найдите эту полосу на карте. Объясните происхождение этих пустынь?



Предлагаю рисунки растений и животных, которые ребята должны назвать, указать место обитания, приспособляемость - слайд № 15
1. Назовите растения, которые произрастают как в Ю. Америке, так и в Африке, и в Австралии? (пальмы, кактусы, акации, бутылочное дерево,..)

2. Почему наблюдается такое сходство в растительном мире? 
(одно происхождение, удаленность, расположение в южном полушарии, сходство в климате, природных поясах)

3. Назовите южноамериканские виды растений? 
(гевея, какао, хинное дерево, кебраччо, парагвайский чай..)

4. Определите животное, дайте описание - слайд № 16
(водосвинка Капибара – самый крупный грызун на Земле, m = 50 кг, обитает в экваториальных лесах у рек)

5. Определите животное, как оно приспособилось к окружающей среде - слайд № 17
(Пампасный олень – обитает в зоне степей, быстро бегает, находится под охраной как исчезающий вид)

6. На широте экватора обитает лама – альпака. Почему она имеет густую длинную шерсть?  - слайд № 18
(Т.к. обитает в Андах, где на высоте холодно)
Объясните ситуацию. слайд № 20
1. Почему на побережье Тихого океана образовалась пустыня Атакама?
2. Почему в экваториальных лесах Амазонии осадков выпадает больше, чем в экваториальных лесах Африки?
3. Почему в тропическом поясе Южной Америки нет таких обширных пустынь как в Африке и Австралии?
4. Почему горы Анды расположены на западе материка?
5. Чем объяснить, что в экваториальном поясе Ю.Америки осадков выпадает больше, чем в Африке?


1.В Амазонии человек в гигантских масштабах ведет хозяйственную деятельность, поэтому возникли экологические проблемы. Какие? слайд № 21
2. Как жизнь и основные занятия населения связаны с природными условиями гор Анд? слайд № 22
3. Польский путешественник Аркадий Фидлер говорил: «Тропические леса Амазонки! Кто-то метко заметил, что человек, попавший в них дважды, испытывает радость: в первый день, когда ослепленный сказочным богатством Амазонки. Он думает, что попал в рай, и в последний день, когда, на грани безумства, он наконец удирает из этого зеленого ада».слайд № 23
4. Объясните смысл столь эмоционального высказывания-слайд № 24
-Послушайте индейскую легенду о вожде племени, который послал юношей на вершину Аконкагуа, для выявления сильнейшего. 
«Идите, пока хватит сил. Кто устанет, может вернуться домой. Но пусть каждый принесет мне веточку с того места, где он свернул с дороги, - говорил вождь. Вскоре 1-й вернулся и протянул листок кактуса. Вождь усмехнулся: «Ты не пересек пустыню. Ты не был даже у подножия горы». Второму, принесшему серебристую ветку полыни, вождь сказал: «Ты был у подножия. Но даже не пытался начать восхождение». Третий, с веткой тополя, заслужил даже похвалу: «Ты добрался до родника». Подобное же поощрение и четвертому с веткой крушины, он поднялся в гору до первой каменной осыпи. Пятому, принесшему ветку кедра, старик одобрительно кивнул: «Ты был на полпути к вершине». Последний юноша пришел с пустыми руками, но лицо его светилось радостно. Он объяснил. Что был там, где не растут деревья, но зато видел сверкающее море. Вождь не только поверил ему, но и отдал самую большую дань признания: « Тебе не нужна ветка – символ. Победа сияет в твоих глазах, звучит в твоем голосе. Это одна из вершин твоей жизни. Ты видел гору во всем её величии». 
Почему вождь решил, что юноша дошел до вершины горы?


Рефлексия. Закончилось наше путешествие, мы возвращаемся в класс. Закройте глаза и подумайте

- Какой сувенир вы бы привезли домой?

- Что понравилось вам в этом путешествии?

- Была ли получена новая информация, или все было известно?

Информация о домашнем задании. По желанию можно выбрать любое задание для домашней работы:

  1. Составить игру-путешествие по Южной Америке.

  2. Придумать и нарисовать фантастическое животное, которое могло бы обитать в условиях Амазонской сельвы.

  3. Составить и оформить кроссворд на тему "Южная Америка".

  4. Составить туристический маршрут по самым известным местам Южной Америки.

  5. Выявить "визитные карточки" стран Южной Америки.





 











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!