Организационный момент. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся. Работа с картой природных зон России. Исследовательская работа. Постановка проблемы. Добывание новых знаний. Физминутка Подведение итогов исследования. Закрепление изученного материала. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание. | Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. - С какой природной зоной мы знакомились на прошлом уроке? ( С зоной арктических пустынь). - Какие особенности климата в этой природной зоне? - Как приспособились животные и растения к жизни в суровых условиях этой природной зоны? - Назовите основные виды деятельности людей данной природной зоны. - Как влияет хозяйственная деятельность человека на природу Арктики? - Какие экологические проблемы с этим связаны? - Иллюстрации каких природных зон вам представлены? - На какой из иллюстраций известная вам природная зона? - Какие характерные особенности помогли вам сделать такой вывод? - Как вы думаете, неизученная природная зона находится севернее или южнее зоны арктических пустынь? - Почему вы так решили? Докажите. - Сегодня мы поговорим об этой природной зоне. Называется она зоной ТУНДРЫ. Определение расположения зоны тундры относительно зоны Арктики. - Разделившись на микрогруппы, вы будете представлять группы различных ученых, исследующих новую природную зону по вопросам ваших инструкционных карт. - По завершению исследовательской работы мы должны определить основные отличия зоны тундры от зоны арктических пустынь. Работа в микрогруппах: Географы Ботаники Зоологи Социологи Экологи Отчет представителей микрогрупп. Географы рассказывают и показывают на карте о географическом положении природной зоны, об особенностях климата тундры. Ботаники представляют растительный мир тундры, рассказывают о том, как приспособились растения к жизни в данной природной зоне. Зоологи рассказывают о животном мире тундры, о приспособлении к жизни представителей животного мира. Социологи делятся информацией о населении тундры и его хозяйственной деятельности. Экологи освещают экологические проблемы тундры, меры, которые используются для решения этих проблем и природоохранные мероприятия. Составление экологической пирамиды и цепей питания. - С какой природной зоной познакомились на уроке? - Каковы особенности её климата? - Назовите типичных представителей растительного и животного мира? Как они приспособились к жизни в условиях тундры? -Что нужно делать, чтобы не допустить нарушения экологических связей в тундре? На доске вывешивается заранее заготовленное дерево без листьев. У детей- разноцветные листочки на магнитной основе( желтые и зелёные). - Прикрепите, пожалуйста, к дереву листочки. Кому всё понятно-желтого цвета, если возникли какие-либо трудности- зелёного цвета. Это дерево нам пригодится на следующем уроке при изучении новой природной зоны. Страницы учебника 87-97-отвечать на вопросы. Подготовить мини-сообщение про одного из представителей растительного или животного мира тундры. | При ответах детей используется карта, дополнительный материал и доклады, подготовленные дома Использование мультимедийного проектора. Фрагмент презентации ( 2 слайда) с изображением Арктики и тундры. На доске-карта природных зон. Деление на микрогруппы с учетом желания и интересов детей. Раздача инструкционных карт. В процессе работы дети используют учебник «Мир вокруг нас» А.А.Плешакова, Е.А. Крючковой; атлас-определитель «От земли до неба»; справочную литературу; инструкционные карты. С использованием мультимедийного оборудования. Во время выступлений представителей микрогрупп учителем демонстрируется презентация, иллюстрирующая их рассказ. Используется магнитный плакат «Зона тундры». Дети по очереди (по рядам) выходят к доске, прикрепляют листочки. С использованием дополнительной и справочной литературы. |