СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Привлечение учащихся к инновационной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Привлечение учащихся к инновационной деятельности как средство гражданско-патриотического воспитания»

3


ПРИВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ



Повышение качества гражданско-патриотического воспитания и его практическая направленность являются одним из важнейших направлений современной системы общего среднего образования. Их реализация напрямую связана с формированием мотивации учащихся к участию в общественно-полезной деятельности, к изучению истории родного края, к усвоению морально-ценностных ориентиров. Традиционный подход не всегда содействует повышению качества воспитательного процесса.

Как отмечает в своих исследованиях преподаватель кафедры педагогики и проблем развития образования БГУ Захарова С.Н., основными проблемами в реализации гражданско-патриотического воспитания являются недостаточное количество новых методических разработок, пассивность участников образовательного процесса, ограниченный методический инструментарий, отсутствие наглядности и др. [1]. Наиболее эффективными способами и средствами воспитания в данной сфере выступают формы и методы, основанные на диалогических, рефлексивно-деятельностных, исследовательских технологиях [1].

Медиапутешествие является одной из таких технологий. Это относительно новая, еще редко применяющаяся образовательная практика. Мультимедийное путешествие - это программно-информационный продукт, предназначенный для интегрированного представления информации, один из способов реалистичного отображения объекта или пространства на экране. Медиапутешествие отличается от виртуального путешествия тем, что просматривать его можно без доступа в Интернет, что создавать его могут учащиеся с разным уровнем владения компьютерной грамотностью, что возможности его оформления достаточно вариативны. Данный электронный продукт может включать в себя видеофайлы, фотографии, аудиофайлы, карты, ссылки, всплывающие окна, текстовую информацию, различные спецэффекты, текстовые и интерактивные задания, тесты. “Методическая сила мультимедиа состоит в том, что ученика легче заинтересовать и обучить, когда он воспринимает согласованный поток звуковых и зрительных образов, причём на него оказывается не только информационное, но и эмоциональное воздействие” [2, с. 61].

Медиапутешествие в первую очередь может применяться как интерактивная форма краеведческой работы с учащимися. Почему бы не предложить учащимся интересный факт, например, об истории родного города или деревни? Предложенная информация обязательно должна вызвать у учащихся удивление, эмоциональный отклик и, как следствие, познавательный интерес. А далее предложить создать совместный проект – туристско-краеведческое медиапутешествие по выбранному объекту. Обязательным будет распределение обязанностей, определение и обсуждение формы реализации готового электронного продукта: демонстрация одноклассникам, родителям, педагогам, размещение в социальных сетях, создание сайта и др.

Во время работы над созданием медиапутешествия учащиеся в первую очередь собирают материал в различных источниках информации (книги, архив, интернет-ресурсы, интервью, карты, блоги, электронные библиотеки и др.), совершают пешеходные и выездные экскурсии, экспедиции, знакомясь с выбранным объектом воочию. Во время экскурсий, работы с источниками информации идёт накопление текстового материала, фотографий, видеофайлов. Далее участники проекта подбирают аудиосопровождение, монтируют медиапутешествие.

Для учащихся учреждений города Могилева можно предложить следующие интересные факты из истории города, что, несомненно, вызовет познавательный интерес и стремление к исследовательской деятельности:

1. Здание  современного Музея В. К. Белыницкого-Бирули было построено в конце XVII – начале XVIII века как жилой дом старинного купеческого рода Оношек. В конце XVIII столетия он считался лучшей каменной постройкой в городе. В мае 1780 года именно здесь останавливался на ночлег австрийский император Иосиф II во время встречи с российской императрицей Екатериной ІІ.

2. В годы Первой мировой войны на железнодорожной станции Могилев проходил службу в должности военного санитара русский поэт Сергей Есенин.

3. Могилевский областной драматический театр – это старейшее театральное сооружение в Беларуси. Среди зрителей постановок театра были российский император Николай II и классики белорусской литературы Янка Купала и Якуб Колас.

4. В костеле Святого Станислава некоторое время находился редкий орган (в мире их было всего четыре – в Риме, Варшаве, Мехико и Могилеве).

5. Считается, что Екатерина II собственноручно посадила в Печерском лесопарке деревце, на ветвь которого одела свое золотое кольцо.

6. В августе 1824 году А.С. Пушкин, возвращаясь из Одессы в Михайловское, останавливался на одну ночь в Могилеве. Почтовая станция, на которую вечером 6 (19) августа 1824 года прибыл А.С. Пушкин, находилась на месте социально-гуманитарного колледжа на пл. Орджоникидзе.

7. Река Дубровенка ранее была полноводной. Есть легенда, что будущий академик и исследователь Арктики Отто Шмидт в шестилетнем возрасте переплыл ее, и это было неординарным событием. О нем даже было написано в единственной газете города «Могилевских губернских ведомостях».

8. На ул. Ленинской, 41 ранее размещалась классическая гимназия (постройка 1789 г) – одно из первых в Беларуси светских учебных заведений, выпускниками данного учреждения были А. Киркор, П. Лепешинский, Н. Судиловский, О. Шмидт и др. Сейчас здесь располагается торговый центр «Алиса».

Как следствие у учащихся возникает удивление, желание подробнее познакомиться с данным историческим фактом и появляются идеи создания туристско-краеведческих медиапутешествий, таких как «Пушкин и Могилев», «История нашего театра», «Екатерина II в Могилеве», «Знакомая незнакомка Дубровенка», «Могилев конфессиональный», «Ставка Николая II в Могилеве», «Знаменитые выпускники классической гимназии города» и др.

Работа над созданием и реализацией медиапутешествия способствует формированию патриотизма. Формируется он постепенно и проявляется привязанностью к малой родине, уважением к традициям и обычаям народа, гордостью за историю и достижения страны, прославлением своего края и желанием узнать о нём больше. Задача учителя – помочь учащимся ощутить свою личную принадлежность к тем событиям, которые происходили в истории родного края, сформировать понимание важности сохранения и распространения сведений об историко-культурных и природных достопримечательностях родного края, создания имиджа региона как привлекательного туристско-краеведческого объекта.

Также следует отметить, что совместная работа по созданию и реализации медиапутешествий способствует формированию у учащихся таких необходимых качеств и умений, как творческий подход, новаторство, медиаграмотность, способность справляться с многозадачностью, коммуникабельность, сотрудничество, грамотность в ИКТ, ответственность.


Список использованных источников

  1. Захарова, С. Н. Активные формы и методы гражданского воспитания школьников [Электронный ресурс] / С. Н. Захарова. – Режим доступа : https://elib.bsu.by/handle/123456789/22675. - Дата доступа : 17.04.2021.

  2. Черчес, Т. Е. Медиаобразование как фактор управления познавательной деятельностью учащихся / Т. Е. Черчес // Кіраванне ў адукацыі. – 2005. - № 7. – С. 57 – 62.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!