СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблема нравственного выбора в произведениях русских писателей

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблема нравственного выбора в произведениях русских писателей»

Тема: «Проблема нравственного выбора в произведениях русских писателей»

Название: «… – это выбор»

(Жизнь)// человек// судьба//…


Тип урока: обобщающий


Цель урока: создание условий для осмысления, что такое ВЫБОР, в чём сложность ситуации выбора.



Создание учебной доминанты


...Быть или не быть - таков вопрос;

Что благородней духом - покоряться

Пращам и стрелам яростной судьбы

Иль, ополчась на море смут, сразить их

Противоборством?


На меня наставлен сумрак ночи

Тысячью биноклей на оси.

Если только можно, Aвва Oтче, Чашу эту мимо пронеси.


Белый снег, как белый плен.

Смерть, как пес, лежит у ног.

Ты один на всей земле

Сам себе и враг, и Бог.


И куда теперь идти?

И кому теперь служить?

От развилки два пути

Справа - честь, а слева - жизнь.





Как связаны между собой все эти образы?

Они иллюстрируют ситуацию выбора.

Формулировка темы

Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

Формулировка темы (слайд)

Запишите тему в рабочих листах.

А вот в названии пока не хватает одного слова. (В конце урока учащиеся должны будут вписать недостающее слово и объяснить смысл получившегося тезиса).

Проблема (тема) нравственного выбора – одна из ключевых и в русской, и в мировой литературе. Давайте вспомним некоторые произведения наших классиков, в которых она нашла отражение.



Задание 1.

Перед вами фрагменты произведений русской классической литературы. Вспомните, пожалуйста, произведение и автора и сформулировать, о каком выборе идёт речь.

Фрагмент

Автор, произведение, герой

Какой выбор предстоит сделать герою?

Она ушла. Стоит … ………….,

Как будто громом поражён.

В какую бурю ощущений

Теперь он сердцем погружён!

И здесь героя моего

В минуту, злую для него,

Читатель, мы теперь оставим,

Надолго… навсегда…

А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

Онегин

Выбор, как жить дальше

Я до сих пор стараюсь объяснить себе, какого рода чувство кипело тогда в груди моей: то было и досада оскорбленного самолюбия, и презрение, и злоба, рождавшаяся при мысли, что этот человек, теперь с такою уверенностью, с такой спокойной дерзостью на меня глядящий, две минуты тому назад, не подвергая себя никакой опасности, хотел меня убить как собаку, ибо раненный в ногу немного сильнее, я бы непременно свалился с утеса. Я несколько минут смотрел ему пристально в лицо, стараясь заметить хоть легкий след раскаяния. Но мне показалось, что он удерживал улыбку. – Я вам советую перед смертью помолиться Богу, – сказал я ему тогда.

– Не заботьтесь о моей душе больше, чем о своей собственной. Об одном вас прошу: стреляйте скорее. – И вы не отказываетесь от своей клеветы? не просите у меня прощения?.. Подумайте хорошенько: не говорит ли вам чего‑нибудь совесть?

– Еще есть время; откажись от своей клеветы, и я тебе прощу все. Тебе не удалось меня подурачить, и мое самолюбие удовлетворено; вспомни – мы были когда‑то друзьями…




М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»

Печорин

Убить//не убить

Эгоизм // совесть

Что она это делает-то? Что она только придумывает? Ах, сумасшедшая, право, сумасшедшая! Вот погибель-то! Вот она! Бросить его, бросить далеко, в реку кинуть, чтоб не нашли никогда. Он руки-то жжет, точно уголь.(Подумав.) Вот так-то и гибнет наша сестра-то. В неволе-то кому весело! Мало ли что в голову-то придет. Вышел случай, другая и рада: так очертя голову и кинется. А как же это можно, не подумавши, не рассудивши-то! Долго ли в беду попасть! А там и плачься всю жизнь, мучайся; неволя-то еще горчее покажется. (Молчание.) А горька неволя, ох как горька! Кто от нее не плачет! А пуще всех мы, бабы. Вот хоть я теперь! Живу — маюсь, просвету себе не вижу! Да и не увижу, знать! Что дальше, то хуже. А теперь еще этот грех-то на меня.(Задумывается.) Кабы не свекровь!.. Сокрушила она меня... от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны. (Задумчиво смотрит на ключ.) Бросить его? Разумеется, надо бросить. И как он это ко мне в руки попал? На соблазн, на пагубу мою. (Прислушивается.)Ах, кто-то идет. Так сердце и упало. (Прячет ключ в карман.) Нет!.. Никого! Что я так испугалась! И ключ спрятала... Ну, уж, знать, там ему и быть! Видно, сама судьба того хочет! Да какой же в этом грех, если я взгляну на него раз, хоть издали-то! Да хоть и поговорю-то, так все не беда! А как же я мужу-то!.. Да ведь он сам не захотел. Да может, такого и случая-то еще во всю жизнь не выдет. Тогда и плачься на себя: был случай, да не умела пользоваться. Да что я говорю-то, что я себя обманываю? Мне хоть умереть, да увидеть его. Перед кем я притворяюсь-то!.. Бросить ключ! Нет, ни за что на свете! Он мой теперь... Будь что будет

А.Н. Островский «Гроза»

Катерина

Голос разума (верность) // голос страсти (измена)

Что ему делать теперь? Идти вперёд или остаться? Этот … вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперёд - это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!

Какой первый шаг сделать к тому? С чего начать? Не знаю, не могу … нет … лукавлю, знаю и …

«Теперь или никогда!» «Быть или не быть!» Он приподнялся было с кресла, но не попал сразу ногой в туфлю и сел опять.

И.А. Гончаров «Обломов»

Обломов

Действие или бездействие



Ну зачем я теперь иду? Разве я способен на это? Разве это серьёзно? Совсем не серьёзно. Так, ради фантазии сам себя тешу; игрушки!

О боже! как это всё отвратительно! И неужели, неужели я … нет, это вздор, это нелепость! И неужели такой ужас мог прийти мне в голову? На какую грязь способно, однако, моё сердце! Главное: грязно, пакостно, гадко, гадко!... и я целый месяц…

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Раскольников



Смогу // не смогу

Теория // человеческая сущность

Итак, мы видим, что в ситуации выбора оказывались многие, если не все, герои русской литературы.

Ребята, а что зависит от того, какой выбор сделает человек?

_______________________________________________________

От выбора зависит дальнейшая жизнь человека, судьба других людей. записать

Давайте вспомним, какой выбор сделали упомянутые нами герои и что он повлёк за собой.

Ответы.

Просто или не просто совершить выбор? Как об этом сказал Пастернак?



Задание 2

Перед вами стихотворение ,,,,,,,

Прочитайте его и вставьте недостающие слова.

Каждый выбирает _________



Прочитаем стихотворение ещё раз.

Что значат слова «Каждый выбирает для себя…»

А что значит «Каждый выбирает по себе?» От чего зависит выбор?

Человек совершает свой выбор, исходя из своего нравственного опыта.

Задание 3 НА СООТВЕТСТВИЕ

Перед вами характеристики разных литературных героев. Выберите те из них, в которых идёт речь об упомянутых нами героях. И вместе мы подумаем, объясняет ли характеристика тот выбор, который сделал герой.

  1. мне к лицу покой, хотя скучный, сонный, но он знаком мне; а с бурями я не управлюсь.

..да в десять мест в один день – несчастный!» – заключил он, перевертываясь на спину и радуясь, что нет у него таких пустых желаний и мыслей, что он не мыкается, а лежит вот тут, сохраняя свое человеческое достоинство и свой покой... (Обломов)

2. … у меня несчастный характер: воспитание ли меня сделало таким, бог ли так меня создал, не знаю; знаю только то, что если я причиною несчастия других, то и сам не менее несчастлив…

Я чувствую в себе эту ненасытную жадность, поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую мои душевные силы. … честолюбие есть не что иное как жажда власти, а первое мое удовольствие - подчинять моей воле все, что меня окружает; возбуждать к себе чувство любви, преданности и страха

я увлёкся приманками страстей пустых и неблагодарных; из горнила их я вышел твёрд и холоден, как железо, но утратил навеки пыл благородных стремлений – лучший цвет жизни. И с этой поры сколько раз я играл роль топора в руках судьбы! Как орудие казни, я упадал на головы обречённых жертв, часто без злобы, всегда без сожаления… (Печорин)

3. Нет: рано чувства в нем остыли;

Ему наскучил света шум;

Красавицы не долго были

Предмет его привычных дум; (Онегин)

4. Такая уж я зародилась горячая! Я еще лет шести была, не больше, так что сделала! Обидели меня чем-то дома, а дело было к вечеру, уж темно, я выбежала на Волгу, села в лодку, да и отпихнула ее от берега. На другое утро уж нашли, верст за десять! (Катерина)

Какие героини не поддались голосу страсти? (Татьяна, Одинцова, Дунечка Раскольникова)

5. …быв в университете, он почти не имел товарищей, всех чуждался, ни к кому не ходил и у себя принимал тяжело. Впрочем, и от него скоро все отвернулись. Ни в общих сходках, ни в разговорах, ни в забавах, ни в чём он как-то не принимал участия. Занимался он усиленно, не жалея себя, и за это его уважали, но никто не любил. Был он очень беден и как-то надменно горд и необщителен; как будто что-то таил про себя. Иным товарищам его казалось, что он смотрит на них на всех, как на детей, свысока, как будто он всех их опередил и развитием, и знанием, и убеждениями, и что на их убеждения и интересы он смотрит как на что-то низшее. (Раскольников)

Скажите, а все герои романа согласились бы с такой характеристикой Раскольникова?

Нет, и близкие, и Мармеладовы знали его как очень чуткого и сострадательного человека.

Каков же он на самом деле?

Вспомним самый конец романа: «Вместо диалектики наступила жизнь». Что это значит?

Бывает ли так, что человек совершает выбор, не соответствующий природе его личности?

Раскольников.

Что диктовала Раскольникову его человеческая природа?

Вспомните, а в какой ситуации герою снова пришлось выбирать?

Когда стоял на мосту: покончить с собой или признаться.

Почему он не пошёл по пути Свидригайлова?

Победило желание жить.

То есть в этом случае Раскольников совершает выбор, продиктованный его человеческой сущностью.

Ребята, а что может подтолкнуть человека к выбору, который чужд его сердцу?

Высказывания учащихся…. (Раскольников – теория; Онегин перед дуэлью - страх перед общественным мнением)

(Слабость, малодушие)

КИНОФРАГМЕНТ «Мастер и Маргарита»

Кому знакомы эти герои?

Это герои М.А. Булгакова Иешуа и Понтий Пилат.

Кому приходится делать выбор?

Похожа ли эта ситуация на ситуацию Раскольникова?

Понтий Пилат принимает решение, которое не хочет принимать. Почему он это делает? Из трусости.

Чем же сложна ситуация выбора? Почему человек часто бывает растерян перед принятием важного решения?

- Человек совершает выбор сам. («Я один…»)

- Мы не знаем, хватит ли душевных сил пройти выбранный путь.

- Мы несём ответственность за свой выбор. Перед богом, перед людьми, перед близкими, перед собой, т. е. перед своей совестью.



Наверное, каждому из вас приходилось не раз слышать и от родителей, и от нас, учителей:

ПРЕЖДЕ, ЧЕМ ЧТО-ТО СДЕЛАТЬ, ПОДУМАЙ, …

Закончите эту фразу.

(ЧТО БУДЕТ ПОТОМ)

Давайте вернёмся к стихотворению, с которого начался наш урок. Перечитайте последнюю строфу. Что вы можете сказать о состоянии лирического героя?

Лирический герой принимает свою судьбу, потому что «расписан распорядок действий и неотвратим конец пути».

Ребята, а бывает ли так, что у человека нет выбора?

Наверное, мы с вами не сможем дать на этот вопрос однозначного ответа. Но литература заставляет нас думать об этом вновь и вновь. От автора к автору, от произведения к произведению мы размышляем о жизни, о человеческой судьбе, о выборе, о самих себе.



Задание 4 Попытайтесь ответить на вопросы:

  1. Чем сложна ситуация выбора?

  2. Какому человеку труднее всего сделать выбор?










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!